Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Отметьте чередующиеся согласные в корнях слов. Определите, чем они вызваны.

Супруг – супружество, лик – личина, порох – порошок, бык – бычок, внук – внучек, страх – страшно, слух – слушать, юг – южный, круг – кружиться.

Задание 2. Найдите результаты палатализации заднеязычных согласных Г, К, Х, укажите условия палатализации. Подберите пример с исконным согласным.

Например: жена – исконный согласных Г по 1 палатализации перед гласным переднего ряда Е изменился в согласный Ж; однокоренные слова – гены, генетика, Гера (древнегреческая богиня).

Вражда, волчица, цена, грешить, разлучить, чтец, чадо, князь, кричать, печаль, девица, крючок, смешить, ручка, цезарь, ножка, мешок, дружок, дышать, птица, начало, держать, вкратце.

Задание 3. Объясните, при каких условиях и из каких согласных произошли звуки Ж, Ш, Ч, Щ в следующих словах современного русского языка.

Дружить, жить, брожу, режу, жар, вражда, ложь, сторож, стрижка, медвежий, ожерелье, тяжело, прохожий; печешь, душно, суша, тишайший, ворошить, выпрашивать, оплошать, скошено, конюшня, мышка, отшельник; безоблачный, вручную, вечно, ключ, сеча, увенчать, что, разжечь, дремучий, облегчение, значить, качество, учить, влечь; вещать, вощеный, вращать, мощный, укрощать, мщение, площадь, помещать, сокращать, трещать, слащавый, чаща.

Задание 4. Объясните чередование в области согласных в следующих словах.

Грустить – грущу, ездить – езжу, двигать – движение, блеск – блещет, водитель – вожу – вождение, свет – свеча – освещение, скакать – скачок, духота – душный, мороз – мороженое, высота – вышка, графа – графлю, ловушка – ловля, любовь – люблю, корм – кормление, вопить – вопль.

Задание 5. Объяснить упрощение групп согласных в словах, чем оно вызвано.

Блестеть – блеснуть, скидка – скинуть, гибель – сгинуть, капать – кануть, усопший – сон, тягаться – тянуть, тискать – тиснуть, обвязать – обязать, облако – наволочка, бреду – брел, вертеть – время, цвету – цвел.

Задание 6. Объяснить в словах диссимиляцию согласных, чем она вызвана.

Веду – вести, зачет – зачесть, продадут – продаст.

Задание 7. Подберите однокоренные слова, восстановив в каждом исконный взрывной согласный, исчезнувший в произношении или замененный фрикативным согласным.

Например: прялка – пряду, изменение вызвано упрощением групп согласных: дл л; прочесть – читать, изменение вызвано диссимиляцией согласных: тт ст.

Прильнуть, дам, даст, ем, ест, разоблачить, верста, племянник, власть, тонет, тянучка, упасть, приобрести, разогнуться, сниться, вынуть, воспрянуть, приелось, тенистый, прыснуть.

Задание 8. Рассмотрите приведенную ниже таблицу. Выпишите слова в два столбика: русское или старославянское. Укажите, по каким признакам вы сделали свой выбор.

Фонетические черты

русских слов

Фонетические черты

старославянских слов

1. Полногласие: городьба, берег, золото, молочный

1. Неполногласие: ограда, прибрежный, злато, млечный

2. Чередование д // ж: водить – вожу; ладить – лажу

Чередование д // жд; ж // жд: водить – вождь, одежа – одежда

3. Чередование т // ч: прятать – прячу, свет – свеча

Чередование т // щ: питаться – пища, свет – освещение

4. Чередование гт’, кт’ // ч в инфинитиве и сущ. 3-го склон.:

берегу – беречь, ноктюрн – ночь

4. Чередование гт’, кт’ // щ в инфинитиве и сущ. 3-го склон.: помогу – помощь

5. Переход Е в О в начале слова: один, озеро, олень

5. Отсутствие перехода Е в О в начале слова: единица

6. Отсутствие И на конце основы имен существительных: Марья, житьё – бытьё

7. Наличие И на конце основы имен существительных: Мария, житие, бытие

8. Начальные ро, ло на месте о.-слав. ор, ол: розыск, ровный, лодка

8. Начальные ра, ла на месте о.-слав. ор, ол: разыскать, равный, ладья

9. Суффиксы -уч- (-юч-), -ач- (-яч-): могучий, колючий, горячий, лежачий

9. Суффиксы -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-): могущий, колющий, горящий, лежащий

Волость, жгучий, бред, возвращаться, литье, занятие, нёбо, небо, дождаться, остричься, пища, просвещение, пленительный, ушел, предостеречь, разница, разъединить, сопровождение, чаща, ущелье, сумеречный, течет, стоячий, поросль, вырастить, переделка, предел, преставиться, переставить.

Задание 9. Определите происхождение выделенных слов. Обоснуйте свою точку зрения.

1. Сошла октябрьска нощь на землю. (Державин)

2. Каким образом окажете вы мне помочь? (Пушкин)

3. Голодныемладенчики

По середам, по пятница кричат! (Некрасов)

4. Прошло сто лет, и юныйград,

Полночныхстран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво. (Пушкин)

5. Моя десница мещет гром. (Ломоносов)

6. Наследников его постигла нужа. (Чулков)

7. Предкам великим на сором вы скажете… (А.К.Толстой)

8. Уже летит ладья, где грозный трон сокрыт. (Пушкин)

9. И вкруг довольство исчисляет,

Возлегши лактем на Кавказ. (Ломоносов)

10. Прелестной негой воздух дышит:

Иль в есени весна цветет. (Княжнин)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

СЛЕДСТВИЯ УТРАТЫ РЕДУЦИРОВАННЫХ ГЛАСНЫХ ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Определите сильные и слабые позиции редуцированных в следующих словах.

Подъшьва, пришьльць, зьрно, възęти, съто, Орьлъ, дъхнути, ръпътъ, однашьды, узъка, бъчела, ручька, жьдати.

Задание 2. Подберите родственные слова или формы одного и того же слова с чередованием гласных о, е // ноль звука. Пользуясь таблицей 4, восстановите древнерусские редуцированные в надлежащих местах. Разделите записанные слова на слоги и объясните, как изменилось количество и качество слогов после падения редуцированных.

Заснул, тру, перебежка, колоколенка, темная, примкнуть, заперли, тучка, ко мне, качество, горка, басня, поясок, бережок, стружка, лжец, звонкий.

Задание 3. Объясните, как возникли в современном русском языке чередования гласного О, Е с нулем звука.

Лесть – льстить, кусок – куска, день – дня, со мной – с тобой, честь – чтить, зов – звать, рожь – во ржи, ужасен – ужасно.

Задание 4. Объясните, когда и почему в данных словах на месте исконных О и Е возникли беглые гласные.

Лед – льда, ров – рва, перстень – перстня, камень – камня.

Задание 5. Укажите, когда и почему в данных словах появились беглые гласные О и Е, хотя на их месте никакого гласного раньше не было.

Ведро – вёдер, ветры – ветер, земля – земель, весло – вёсел, песня – песен, корабль – корабельный, хитрый – хитёр, полна – полон.

Задание 6. Укажите, какие изменения в области согласных произошли после утраты редуцированных в данных словах.

Сделать, сдача, перевозка, разбросать, здоровье, разжать, расшуметься, изделие, испугаться, темнота, размягчить, на лотке, здешний, отбросить, грустный, жесткий, истек, повис, поджег, поездка, рабство, русский, свойственный, что.

Задание 7. Объясните, как из данных слов древнерусского языка образовались слова современного русского языка.

Тоболескъ –Тобольск, истьба – изба, подъшьва – подошва, подшьва – почва, бъчела – пчела, сьдесь – здесь, къдě – где, дъвашьды – дважды, съдоровье – здоровье.

Задание 8. Затранскрибируйте данные слова. Отметьте слова, в которых звук [ф] является признаком иноязычного происхождения.

Фабрика, арифметика, фуражка, торф, флот, в сарафане, фортуна, овса, все, домов, коров, травка, впереди.

Задание 9. Объясните, какие следствия утраты редуцированных отражены в следующих примерах.

1. И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул! (Пушкин)

2. О чем ты веешь, ветр ночной? (Тютчев)

3. Но мне стало так грустно от ее внимания, так тяжело от ее ласок. (Достоевский)

4. Как сткло булат его блестит. (Пушкин)

5. А то странствуешь, странствуешь душа сомущается. (Тургенев)

6. Как ныне, сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам. (Пушкин)

7. Предо мной поток ужасной

Грозно мчится по скалам. (Жуковский)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ПЕРЕХОД Е в О И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Задание 1. Рассмотрите таблицу 6. Определите происхождение ĕ в данных словах.

Таблица 6

Происхождение и местоположение звука ĕ,

обозначавшегося буквой ять

Происхождение

Местоположение

Примеры

Монофтонгическое

(из ин.-евр. [е] долгого)

После шипящих и j (йота) на месте звука а (я)

Молчать, слушать, бежать, жаворонок, жар, печаль, печать, чад, чара, чаща, шалый, шарить, молчание, послушание, возлияние

Дифтонгическое

(из дифтонгов ai, oi)

На месте корневых Е, И при наличии чередований с ОЙ, ЕЙ

Бить – бей, бой;

вить –веет, вей;

петь – пой;

пить – пей

При отсутствии перехода Е в О после мягких согласных перед твердыми под ударением

Дед, сено, режу, снег, лето, дело, место, вес, лес, хлеб, бегать, белый, ведать, вежливый, ветры

Дĕло, свĕтъ, свистĕть, цĕна, грĕхъ, горĕть, къ женĕ, воеводĕ, въ страсĕ (от страха), на порозĕ (от порога), станĕте, стерезĕте.

Задание 2. Определите, какой гласный был на месте современного Е во всех словах.

Мена, стены, цвет, крепкий, хлеб, цепкий, сосед, девушка, ем, бедный, гудел, бес, смелый, редкий, шумел, зрелый.

Задание 3. Определите происхождение Е в данных словах:

  1. из общеславянского Е,

  2. из общеславянского и древнерусского ĕ,

  3. из редуцированного Ь.

Слова второй группы проверьте по Словарю В.И. Даля.

Отец, клен, нет, где, спелый, наперечет, верный, слепой, темный, тереть, место, опенок, лето, семенной, резать, тесать. Запереть, терн, отверженный, мера, млечный, передний, поденка.

Задание 4. Рассмотрите таблицу 7 (см. ниже). Объясните отсутствие перехода Е в О при наличии условий.

Приверженец, первенец, все (дни), те (годы), передник, черви, штиблеты, во сне, дело, карета, вес, конверт, сверстник, съел, билет, полезный, молодецкий, чернь, привет, мерзкий, совершенство, тесто, небесный, перезрелый, холодец, перст, разведать, протезный.

Таблица 7

Наличие или отсутствие перехода Е в О

Условие и причина

Примеры

Переход Е в О происходит при наличии условий

Под ударением после мягкого согласного перед твердым в середине или на конце слова

Медведь – мёд

Село – сёла

Льёт, мужичьё

Переход Е в О происходит при отсутствии условий

После мягкого согласного перед мягким по грамматической аналогии

В пред. п. на подъёме – по аналогии с формой им.п. подъём

Во 2л. мн.ч. несёте – по аналогии с формой 3л. ед.ч. несёт

В слове щёчка – по аналогии со словом щёк

Переход Е в О не происходит при наличии условий

– Е на месте ĕ (ятя),

– перед Ц,

– заимствованное слово из ст.-слав. или др. языка,

– перед согласным, отвердевшим после XIV в.,

– перед суффиксом -ьн-,

ер на месте ьр

– частица и приставка

– Дĕд, дĕтка, вĕра

– Делец, отец

– Браслет, газета, крест

– Мятеж, одежда, смежный

– Полезный, учебный

– Шерсть, верх, первый

– нехотя, без толку

Задание 5. Рассмотрите таблицу 7. Объясните переход Е в О при отсутствии условий.

Дешёвенький, пёсик, сошлётесь, над струёй, тётя, пенёчек, Лёня, над межой.

Задание 6. Объясните фонетические особенности в примерах из художественной литературы, не свойственные словам современного русского языка.

1. Стклянные реки лучом полудневным

Жидкому злату подобно текут,

Кравы и овцы с млеком накопленным

Под кущи бегут. (Державин)

2. И о судьбе ее чужой пришлец

Жалеет. (Лермонтов)

3. Ныне, матушка, всех игор и не разберешь. (Фонвизин)

4. Меня привезли в крепость, уцелевшую посереди сгоревшего города. (Пушкин)

5. Черный вран, свистя крылом,

Вьется под санями. (Жуковский)

6. И разгоняет блеском своим мрачную тьму черныя нощи. (Жуковский)

7. И наплечники и зерцала погнулись у обоих от ударов. (Гоголь)

8. Желанья, жизни огнь по сердцу пробежал! (Пушкин)

9. Мазепа отвращает взгляд. (Пушкин)

10. Бог помочь вам, друзья мои,

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви! (Пушкин)

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (2)

    Учебно-методический комплекс
    1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов 4 курса заочного отделения филологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Текст как объект филологического анализа. Текст как структурно-семантическое образование. Основные признаки текста. Текстовые категории. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Кабардино-черкесский» язык Для студентов, обучающихся по специальности 03 12 00

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМКД) по дисциплине «Кабардино-черкесский язык» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению студентами учебной дисциплины.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.
  6. Методический комплекс по дисциплине «история бухгалтерского учета» для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Документ
    Бухгалтерский учет развивался с древнейших времен. Древний учет нельзя считать примитивным. Изучение древних документов позволяет проследить эволюцию учета.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»

    Учебно-методический комплекс
    Восприятие художественного произведения Основные принципы художественного творчества. Проблемы интерпретации. 1 3 неделя Искусство как общественное явление.
  8. Учебно-Методический комплекс по дисциплине «История мировых религий» для специальностей «История» 050114 «Международные отношения» 050202

    Учебно-методический комплекс
    УМК по дисциплине «История мировых религий предназначен для студентов специальности «История» и «Международные отношения». Включает в себя учебную программу (Syllabus), учебно-методические материалы по дисциплине: краткий конспект
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.

Другие похожие документы..