Учебно - методический комплекс по дисциплине «история русского языка» для студентов 3 курса

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов Р.И. Проблемы образования языка русской (великорусской) народности // ВЯ. 1955. № 5. С. 20 – 42.

2. Аванесов Р.И. К вопросам периодизации истории русского языка // Славянское языкознание. VII Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. – М.: Наука, 1973. С. 5 – 13.

3. Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины века. – Киев: Изд-во КГУ, 1957. 492 с.

4. Виноградов В.В. История русского литературного языка. – М.: Наука, 1978. 320 с.

5. Горшков А.И. История русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1969. 230 с.

6. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М.: Высш. шк., 1964. 230 с.

7. Ларин Б.А. Лекции по истории русского литературного языка (X – середина XVIII в.). – М.: Высш. шк., 1975. 327 с.

8. Мещерский Н.А. Развитие русского языка в советский период. – Л., 1967. 32 с.

9. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. 293 с.

10. Шнайдерман Л.А. История русского языка. В 2-х ч.: Ч. 1. Фонетическая система русского языка в историческом развитии. – Уфа, 2007.

11. Шнайдерман Л.А. История русского языка. В 2-х ч.: Ч. 2. Морфологическая система русского языка в историческом развитии. – Уфа, 2008.

12. Якубинский Л.П. История древнерусского языка. – М., 1953. 280 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Винокур Г.О. Русский язык: Исторический очерк // Винокур Г.О. Избранные труды по русскому языку. – М.: Учпедгиз, 1959. С. 162 – 188.

2. Замкова В.В. Славянизм как стилистическая категория в русском литературном языке XVIII века / Отв. ред. Ю.С. Сорокин. – Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1975. 225 с.

3.Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1978. 159 с.

4. Ильинская Т.Г. Лексика стихотворной речи Пушкина. «Высокие» и поэтические славянизмы. – М.: Наука, 1970. 260 с.

5. Кандаурова Т.Н. О случаях параллельного употребления неполногласных и полногласных слов-вариантов в памятниках XI – XIV веков // Русская историческая лексикология. – М.: Наука, 1968. С. 140 – 153.

6. Ковалевская Е.Г. О судьбе «высокой лексики» в истории русского литературного языка XVIII – XX вв. // Функциональные и социальные разновидности русского литературного языка XVIII в. / Отв. ред. В.В. Замкова. – Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1984. С. 96 – 117.

7. Копорская Е.С. Семантическая история славянизмов русского литературного языка нового времени. – М.: Наука, 1988. 232 с.

8. Кузнецов П.С. О возникновении и развитии звуковых чередований в русском языке. // Известия Академии Наук СССР. Т. 11. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 60 – 87.

9. Кунгурова А.Т. К вопросу формирования лексики среднего слога русского литературного языка второй половины XVIII века // Вопросы теории и методики русского языка. Вып. 2. – Чебоксары, 1962. С. 352 – 369.

9. Левин В.Д. Традиции высокого стиля в лексике русского литературного языка первой половины XIX века // Материалы и исследования по истории русского литературного языка. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 183 – 214.

10. Мещерский Н.А. А.С. Пушкин – основоположник современного русского литературного языка // Вестник Ленинградского госуниверситета. Вып. 3. № 14. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С. 80 – 125.

11. Обнорский С.П. Очерки по истории русского литературного языка старшего периода. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946. 197 с.

12. Русский язык: Энциклопедия. /Гл. ред. Ф.П. Филин. – М.: Советская энциклопедия, 1979. 432 с.

13. Учебные задания по исторической грамматике русского языка (Фонетика). / Сост. Трахтенберг О.М. – Стерлитамак, 1986.

14. Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. – Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1972. 655 с.

15. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. – М.: Наука, 1981. 327 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕРУССКОГО ЯЗЫКА И ЕЕ СООТВЕТСТВИЕ ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Задание 1. Рассмотрите таблицу. Определите сильные и слабые позиции редуцированных в приведенных ниже словах. Разбейте слова на слоги. Как изменилось количество и качество слогов по сравнению с современным русским слогоделением? Какие изменения произошли в области гласных и согласных?

Таблица 4

Позиции редуцированных гласных Ъ и Ь

Местоположение редуцированного

Сильная

позиция

Слабая

позиция

Примеры

Под ударением

+

Съхнути, посълъ, тъпътъ, сънъ, дьнь

Перед слогом со слабым редуцированным

+

Тъпътъ, гостьмь, съзьдати, узъкъ

В сочетании с плавным согласным р, л

+

Вьрхъ, глътъка, вълна, търгъ, тълстъ, крьстъ

В конце односложных слов

+

Нъ, тъ, съ

В абсолютном конце слова

+

Столъ, садъ, конь, домъ, олень, лъбъ

Перед слогом с гласным полного образования

+

Къто, правьда, дъва, чьто

Перед слогом с сильным редуцированным

+

Жьньцъ, правьдьнъ, сънъмъ

Кънęзь, дьнь, възęти, събьрати, сънъ, съна, мъного, мьнě, мъхъ, жьдати, съзъвати, зъло, лъжька, съдоровъ, подъшьва, множьство, пьсьць, пьсьца, чьтьць, чьтьци, дъска, жьньць, подъжьдати, Орьлъ, тьсть.

Задание 2. Запишите следующие слова по-древнерусски. Определите сильные и слабые позиции редуцированных Ъ и Ь.

Отец, кусок, дно, правда, братство, вражеский, дружный, смешной, родство, палец, здесь, дом, можно, сотня, сотен, ровный.

Задание 3. Определите, в каких словах в древнерусском языке XXI вв. был редуцированный Ъ или Ь, а где были звуки полного образования О или Е.

Комар, больно, нос, лоб, земля, конь, конец, сон, тонок, месть, коготь, сынок, шел, кошка.

Задание 4. Выявите функции Ъ и Ь в современной графике. Укажите слова, в которых употребление этих букв сохраняется только в силу традиции.

Гость, голубь, коньки, печь, польза, мышь, ложь, идешь, режь, вьется, въехал, мощь.

Задание 5. В следующих словах отметьте, где в древнерусском языке XXI вв. были Ы, И полного образования, а где Ы, И редуцированные.

Лити, лию, крыти, крыю, мыти, мыю, мир, брати, житии, густыи, худыи, таковыи, сини, данию, иногда, желанию, Мария.

Задание 6. Объясните происхождение выделенных слов из произведений художественной литературы. Приведите современный вариант этих слов, объясните произошедшие изменения.

1. Скачи, князь, до вражьего стану,

Авось я пешой не отстану. (А.К.Толстой)

2. А в Византии змий царит. (Тредиаковский)

3. Над страшной бездной дорога бежит,

Меж жизнью и смертию мчится. (Пушкин)

4. Седый Олег, шумящей птицей

Раскинул грозный стан! (Рылеев)

5. Виясь, как желтый змей,

Бежит на дно долины. (Фет)

6. Ей стало страшно своего счастия. (Тургенев)

Задание 7. Подберите однокоренное слово так, чтобы восстановился исконный согласный на месте выделенного согласного.

Например: встреча – встретить (т // ч).

Крепче, мчаться, прячьтесь, принадлежать, напряжение, достижение, сражение, тяжкий, подвизаться, пророчество, бряцать, прячет, течение.

Задание 8. Выпишите только заимствованные слова. Укажите фонетический признак заимствований.

Гривна, рука, химия, пастушка, гирлянда, дуб, гигиена, гимназия, хирург, экватор, кануть, вождь, юг, единица, фасоль, кефир, юродивый, элитный, астролог, гражданин.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Задание 1. К каждому из слов левого столбика подберите слово из правого столбика с чередующимися звуками.

Веник

Доярка

Ночевать

Кузнец

Основа

Дневальный

Жую

Веялка

Чистоплюй

Битва

Потасовка

Детская

Повойник

Днюет

Ночует

Боевой

Жевать

Подкова

Плевательница

Снует

Тасую

Задание 2. Объясните чередование в корнях слов.

Кузница – подковать.

Плыть – плавать, пловец.

Бить – бей – бой – бьется.

Запеть – запой.

Слово – слава – слыть.

Горевать – горюет.

Тень – тайна.

Лить – льется.

Задание 3. Отметьте чередования в корнях слов и объясните, чем они вызваны.

Вязать – узел.

Мятеж – смута.

Совать – сунуть.

Время – времена.

Принять – принимать – прием.

Взять – взимать - заем.

Начало – начинать.

Запинаться – запятая.

Сжать – сжимать.

Проклятие – проклинать.

Задание 4. Подберите однокоренное слово с чередованием а (я) // ен, ем, ин, им, н, м;

у (ю) // он, ом, н, м;

у (ю) // а (я).

Приемник, воспоминание, предприятие, занимательный, пожатие, сомнение, взятка, начальник, пойму, починка, памятник, объемный, ужимки, упругий, трусить, запрягать, часть, смутиться, завязка, узелок.

Задание 5. Выпишите в два столбика слова с полногласием и слова с неполногласием. Объясните их происхождение.

Злато, город, серебро, хладный, голодный, прибрежный, увлечься, голосовой, молоток, младенчество, вратарь, голова.

Задание 6. Объясните, почему в родственных словах в одном случае сочетание ор, ол, ер, ел изменились в оро, оло, ере, а в других такого изменения не происходило.

Колоть – колючка, волокита – увлечение, полоскать – плещется, обморок – мрачный, пороть – порка, умереть – мор.

Задание 7. Отграничьте слова с полногласием и неполногласием от слов, случайно совпавших с ними в написании и произношении.

Власть, голос, гражданин, граница, глад, гладить, наволочка, холод, городок, млечный путь, золовка, золотой, трава, доломан, дородный.

Задание 8. Определите происхождение слов: русское или старославянское.

Время, веретено, глагол, единый, равнина, рассказ, глава, берег, однажды, юг, уха, шлем, молодой, головастый.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (2)

    Учебно-методический комплекс
    1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Филологический анализ текста» для студентов 4 курса заочного отделения филологического факультета

    Учебно-методический комплекс
    Текст как объект филологического анализа. Текст как структурно-семантическое образование. Основные признаки текста. Текстовые категории. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Кабардино-черкесский» язык Для студентов, обучающихся по специальности 03 12 00

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМКД) по дисциплине «Кабардино-черкесский язык» как часть образовательной программы является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному усвоению студентами учебной дисциплины.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русской литературы» для специальностей: 05030101 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература рубежа XIX – ХХ вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства.
  6. Методический комплекс по дисциплине «история бухгалтерского учета» для студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Документ
    Бухгалтерский учет развивался с древнейших времен. Древний учет нельзя считать примитивным. Изучение древних документов позволяет проследить эволюцию учета.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мирового искусства» Для студентов, обучающихся по специальности 350400 «Связи с общественностью»

    Учебно-методический комплекс
    Восприятие художественного произведения Основные принципы художественного творчества. Проблемы интерпретации. 1 3 неделя Искусство как общественное явление.
  8. Учебно-Методический комплекс по дисциплине «История мировых религий» для специальностей «История» 050114 «Международные отношения» 050202

    Учебно-методический комплекс
    УМК по дисциплине «История мировых религий предназначен для студентов специальности «История» и «Международные отношения». Включает в себя учебную программу (Syllabus), учебно-методические материалы по дисциплине: краткий конспект
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.

Другие похожие документы..