1. общие положения настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституци­ей Российской Федерации, федеральными законами и иными нор­мативными правовыми ак

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституци­ей Российской Федерации, федеральными законами и иными нор­мативными правовыми актами Российской Федерации, общеприз­нанными принципами и нормами международного права в области школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта. В концепции определяются цели, задачи, функции, основные проб­лемы и направления модернизации библиотек общеобразовательных учреждений1 Российской Федерации на период до 2015 года.

Концепция призвана определить статус, цели, задачи и функ­ции школьных библиотек, пути, методы и средства достижения этих целей. Она исходит из анализа проблемной ситуации в дея­тельности школьных библиотек и учитывает происходящие в об­ществе демографические, политические, экономические и соци­ально-культурные изменения и их влияние на условия функцио­нирования библиотечной системы страны в целом и школьных библиотек, в частности.

Цель Концепции — определение основных направлений разви­тия и модернизации школьных библиотек России до 2015 года.

Важнейшим средством ее реализации должны стать конкретные общероссийские и региональные целевые программы библиотечно­го обслуживания школьников и педагогических коллективов как части соответствующих программ развития образования и библио­течного обслуживания населения в целом.

Концепция коррелируется, прежде всего, со следующими федеральными программами:

— Концепцией модернизации российского образования на пе-риод до 2010 года, принятой Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1001 года № 1756-р;

  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которая направлена, в том числе, на развитие комфорт­ной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека;

  • Концепцией государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в России и защиты их нравствен­ности, в реализации которой должны использоваться возможнос­ти и ресурсы школьной библиотеки как важнейшего социального института воспитания и развития нового поколения россиян;

  • Концепцией развития библиотечного дела в Российской Фе­дерации до 2015, которая пока ориентирована на общедоступные (публичные) библиотеки и не отражает особенностей функциони­рования школьных библиотек, составляющих почти половину об­щей библиотечной сети страны;

  • Национальной программой поддержки и развития чтения;

— Концепцией развития информационного общества в Рос­сии, где необходимо рассматривать школьную библиотеку как на­чальное звено подготовки информационно грамотных будущих граждан инновационной России.

2. СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

В России действует около 60 тысяч школьных библиотек, что составляет почти половину общебиблиотечной сети страны. Именно школьные библиотеки являются первыми общедоступ­ными библиотеками для юных граждан страны — будущих пользо­вателей всех остальных типов библиотек. Одновременно школь­ные библиотеки являются неотъемлемой частью отечественной системы образования. Социальная роль российских школьных библиотек в обществе определяется следующими направлениями их деятельности:

• концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе — на се­тевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и уда­ленным ресурсам образования;

  • приобщением школьников к чтению как основному виду по­знавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получе­нии навыков самообразования школьников;

  • формированием информационной культуры личности, участи­ем в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе.

Препятствием в реализации этой важнейшей социальной роли школьных библиотек являются следующие проблемы:

  1. Несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

  2. Недооценка школьной библиотеки как обязательного ком­понента образовательного процесса и составной части школы как образовательной структуры; низкий уровень интеграции школь­ных библиотек в образовательное пространство школы, приниже­ние их роли в осуществлении задач обучения и воспитания под­растающего поколения.

  3. Невключенность школьных библиотек в федеральные и ре­гиональные образовательные проекты и программы.

  4. Низкое качество книжных фондов школьных библиотек.

  5. Несоответствие технического оснащения и уровня информа­тизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования.

  6. Нескоординированность деятельности школьных библиотек в рамках муниципальных образований, регионов и на федераль­ном уровне из-за отсутствия адекватной системы управления дея­тельностью школьных библиотек,

  7. Низкий уровень социального престижа, социальной и эконо­мической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у него статуса педагогического работника школы.

Решение этих проблем требует определения приоритетных направлений развития школьных библиотек, соответствующих задачам современной системы образования, для разработки как оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и долгосрочной перспектив развития школьных библиотек стра­ны.

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

Основными целями отечественных школьных библиотек явля­ются:

  • реализация информационного обеспечения образователь­ного процесса в школе, содействие самообразованию уча­щихся и учителей;

  • содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой лич­ности;

  • организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессиональ­ного или общественного положения;

  • обеспечение организации доступа к местным, региональ­ным, национальным и глобальным информационным ре­сурсам;

  • формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критичес­кого анализа и самостоятельного использования информа­ции для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.);

  • интеграция усилий педагогического коллектива и роди­тельского сообщества в области приобщения к чтению и ру­ководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Реализация этих целей предполагает решение следующих за­дач:

  • формирование качественных библиотечных фондов;

оказание библиотечно-информационных услуг и услуг до­полнительного образования;

  • организация взаимодействия спедагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, инфор­мационного мировоззрения и информационной культуры
    школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;

  • содействие в реализации Национальной программы под­держки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на ис­пользовании информационно-коммуникационных техно­логий, координация деятельности с широким кругом соци­альных партнеров, в первую очередь, с детскими библиоте­ками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения.

Школьная библиотека как социальный институт призвана вы­полнять следующие основные функции:

  1. Образовательную — содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информацион­ных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса в школе.

  2. Информационную — обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, учите­лей и других категорий работников общеобразовательных учреж­дений с использованием как собственных информационных ре­сурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и инфор­мационных сетей и систем.

  3. Культурную — обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культур­ной деятельности.

  4. Досуговую — содействие содержательному проведению сво­бодного времени учащихся, создание творческой коммуникатив­ной площадки.

Изучение современного состояния отечественных школьных биб­лиотек позволяет выделить следующие основные направления мо­дернизации их деятельности:

• обновление нормативно-правовой базы деятельности биб­лиотек общеобразовательных учреждений;

  • совершенствование материально-технического обеспечения библиотек общеобразовательных учреждений;

  • формирование качественных книжных фондов библиотек общеобразовательных учреждений;

  • развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразо­вательных учреждений, координации деятельности школь­ных библиотек и библиотек системы Минкультуры России и других ведомств;

  • развитие системы подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений.

3.1. Обновление нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений

Проблема

Несовершенство нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений проявляется в несо­ответствии между уровнем педагогических задач, стоящих перед современной школьной библиотекой, и ее статусом; между требо­ваниями, предъявляемыми к уровню профессиональной квали­фикации современного школьного библиотекаря, и отнесением его к разряду вспомогательного, а не педагогического персонала в школе.

Анализ ситуации

По Федеральному закону Российской Федерации «О библио­течном деле» от 29.12.94 №78-ФЗ (ст.11) статус библиотеки дол­жен быть определен учредителем. Нет оснований для споров о ведомственной принадлежанности школьных библиотек, так как ведомственная принадлежанность библиотеки определяется ведомственной принадлежанностью ее учредителя.

Библиотека школы, являясь структурным подразделением об­щеобразовательного учреждения, пока не имеет статуса педагоги­ческого подразделения, как учебные кабинеты или лаборатории.

Библиотекарь, решая профессиональные педагогические зада­чи, не отнесен, тем не менее, к категории педагогических работни­ков. В стране действует практика, принятая еще с советских вре­мён, когда школьного библиотекаря по непонятным причинам причислили к техническому персоналу.

Сейчас, при переходе на новую систему оплаты труда, профес­сия школьного библиотекаря была забыта в системе образования. В условиях кризиса в целях экономии средств директора школ ста­ли массово переводить школьного библиотекаря на 0,5 ставки. И теперь, по нашим данным из регионов, почти в 70 процентах рос­сийских школ библиотекари, специалисты с высшим образовани­ем, работая в школе полный рабочий лень, числятся на 0,5 ставки и получают самую низкую заработную плату в школе.

Непонимание руководителями органов управления образова­нием и директорами школ места и роли библиотеки в осуществле­нии обучения и воспитания подрастающего поколения приводит к вторичности материального и финансового обеспечения школь­ных библиотек.

Во многом такое положение объясняется тем, что в Федераль­ном законе «Об образовании» вообще не упоминается школьная библиотека, следовательно, законодательно не определены ее ста­тус, права и обязанности. Не отражены они и в Федеральном зако­не РФ «О библиотечном деле», который по своей сути является за­коном лишь об общедоступных (публичных) библиотеках. В ре­зультате более 60 тысяч школьных библиотек оказались вне правового поля страны.

Несовершенны и нормативные документы, регламентирую­щие деятельность библиотек школ на технологическом уровне. Так, например, в рамках проекта Национального фонда подго­товки кадров Минобразованием России было разработано и ре­комендовано «Примерное положение о деятельности библиотек в общеобразовательных учреждениях». Однако этот документ расширительно трактует функции школьной библиотеки, прак­тически превращая ее в публичную библиотеку, при этом в нем не учитывается специфика деятельности и ресурсного обеспече­ния школьной библиотеки.

Пути решения

(См. также раздел «Механизмы реализации концепции»)

Очевидна необходимость дальнейшей разработки норматив­ных, регламентирующих, рекомендательных документов, являю­щихся инструментами управления деятельностью школьной биб­лиотеки и одновременно регулирующих процесс ее развития. В пакет таких документов должны войти:

  • программа модернизации библиотек общеобразовательных учреждений;

  • модельный стандарт библиотеки общеобразовательного уч­реждения, включающий нормативы на кадровые и матери­альные ресурсы; критерии оценки эффективности деятель­ности школьной библиотеки; совокупность индикаторов, предназначенных для последующего аудита и сертификации школьных библиотек;

  • предложения к внесению изменений и дополнений в феде­ральный и региональные законы «Об образовании», касаю­щиеся правового статуса школьных библиотек и библиоте­каря;

  • новую версию «Положения о школьной библиотеке», отве­чающую требованиям времени и возможностям общеобра­зовательных учреждений разных типов и видов;

  • нормативы обеспечения учащихся учебной, программной и дополнительной литературой и электронными документами в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы;

  • нормативы обеспечения педагогического коллектива школы методическими и иными необходимыми документами на всех видах носителей информации;

  • нормативы материально-технического обеспечения библио­тек общеобразовательных учреждений в соответствии с сов­ременными требованиями образовательного процесса;

  • нормативы размеров площадей библиотек общеобразова­тельных учреждений в соответствии с современными требо­ваниями СанПиН 2.4.2.1178-02 (п.2.3.20);

  • предложения о включении школьных библиотек в соответ­ствующие образовательные проекты;

  • примерные должностные инструкции работников школьной библиотеки;

  • методические рекомендации по внесению в Уставы школ положений о школьной библиотеке, ее статусе, правах и обя­занностях;

методические рекомендации по вопросам организации регу­лярного — необходимого и достаточного — комплектования фондов школьных библиотек и их систематического изучения;

  • методические рекомендации по ведению учетных докумен­тов;

  • методические рекомендации по созданию и ведению элект­ронных каталогов и баз данных;

  • методические рекомендации по организации медиатек и медиацентров;

  • методические рекомендации по организации информацион­ной подготовки и формированию информационной культу­ры учащихся в условиях школьной библиотеки.

Следует разработать нормативные документы, регламентирую­щие следующие вопросы:

  • штатное расписание библиотек общеобразовательных уч­реждений, предусмотрев наличие в библиотеке любого типа (вида) общеобразовательного учреждения должность заведу­ющей библиотеки на полную ставку;

  • выведение должностей заведующей библиотекой общеобра­зовательного учреждения и библиотекаря из перечня вспо­могательных должностей.

Необходимо социально защитить самую низкооплачиваемую группу работников образования — школьных библиотекарей — поднять их статус, внести предложение в Министерство труда и социального развития Российской Федерации о дополнении «Единого квалификационного справочника должностей руково­дителей, специалистов и служащих» — квалификацией «библио­текарь-педагог»

Как отмечается в разработанных Международной федерацией библиотечных учреждений и ассоциаций (ИФЛА) квалификаци­онных требованиях к профессии школьного библиотекаря, биб­лиотечная работа в школе может рассматриваться как одна из от­раслей библиотечной работы или информационных разработок, связанных с приобретением, организацией и распределением знаний в письменном виде. В то же время многое роднит ее с профессией учителя-педагога. Обучение есть та грань, на кото­рой обязанности школьного библиотекаря смыкаются с обязан­ностями учителей.

  1. Справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоупарвления в Российской Федерации»

    Интернет справочник
    Бабичев Игорь Викторович, кандидат юридических наук, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса – ст.
  2. Концепция проекта 3 Участники проекта 7 Институт стратегического развития муниципальных образований "Малые города" 7 Ассоциация городов Кыргызской Республики 8

    Книга
    Книга подготовлена в рамках проекта, осуществленного при финансовой поддержке Инициативы реформы органов местного управления и общественных служб Института "Открытое общество" (LGI)
  3. Задачи реформирования государственной службы в Российской Федерации. Правовое регулирование государственной службы

    Документ
    32. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа, либо сокращении должностей гражданской службы.
  4. Фонд социального страхования Российской Федерации (4)

    Документ
    Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпадает их содержание с точкой зрения руководства Фонда социального страхования Российской
  5. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: государственный доклад. / Отв. Ред. Луков В. А., Ручкин Б. А. М., 1998. Кузнецов В. И. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи. Ростов-на-Дону,1999

    Доклад
    5. В какой России хотела бы жить молодежь?; всероссийское социологическое исследование. Аналитический доклад. / Российский независимый институт социальных и национальных проблем.
  6. Бринчук М. М. Б87 Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб и доп

    Список учебников
    Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стан­дартом по экологическому праву для высших учебных заведений по специальнос­ти «Юриспруденция», и программой курса экологического права для юридичес­ких вузов, одобренной
  7. Тема Введение в изучение курса Правоведение

    Документ
    Предмет теории государства и права. Место и функции теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право. Современное состояние теории го­сударства и права.
  8. Организационно-правовые особенности адвокатской деятельности. Вопросы оплаты труда адвоката

    Документ
    § 2. Предмет судебного спора и основания к рассмотрению делав Конституционном Суде Российской Федерации.Основания участия адвоката в конституционномсудопроизводстве 391
  9. Учебное пособие подготовлено в соответствии с про­граммой курса по теории государства и права и основано на современных подходах к пониманию государства и права.

    Учебное пособие

Другие похожие документы..