Методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

3. Упражнение «Синие и зелёные»

Цель: продемонстрировать на практике культурные отличия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме; потренироваться в осознании общих культурных ценностей, готовности к принятию другого.

Материалы: синяя и зелёная бумага, ножницы, карандаши, ручки и листы для записи.

Ход упражнения:

Делим группу произвольно на две неравные подгруппы (1:2 или 1:3).

Каждая из групп садится в тесный круг, как можно дальше от второй подгруппы. Одной группе даётся синяя бумага, другой – зелёная. Из этой бумаги с помощью ножниц и карандашей всем членам подгруппы предлагается сделать одинаковые эмблемы и в своей подгруппе прикрепить всем одинаково.

После этого учитель начинает рассказ: «Однажды на какой-то планете жили два племени. Одно из них называлось «Синие», другое – «Зелёные».

Итак, вы знаете, к какому племени принадлежите. Сидит ваше племя долгой зимней ночью вокруг костра в лесу и думает: «А кто же мы такие?» (О существовании другого племени вам ничего не известно!).

Задача: в течение 5 – 7 минут продумать и написать 10 качеств, которые характеризуют ВАШЕ ПЛЕМЯ. Это могут быть внешние черты, образ мыслей, ценности, особенности характера, племенной культуры… Всё то, что объединяет вас в единое племя.

Через 5 – 7 минут дается новое задание: оказалось, что племена живут на противоположных краях одного леса. Отправившись однажды по следам зверя, они увидели друг друга, попытались рассмотреть на расстоянии и решили, что…

Задание: команды получают ещё по 10 минут для того, чтобы записать 10 свойств, качеств, признаков, отличающих ДРУГУЮ ГРУППУ.

Далее ведущий рассказывает о том, что племена поняли, что живут они рядом друг с другом, занимают небольшую и общую территорию. Хочется им этого или нет, нужно думать, как жить вместе.

Задача: найти 10 признаков, общих для «Синих» и для «Зелёных». В чём они подобны, схожи, близки, что может стать фундаментом в построении общего «дома» двух племён.

Завершение работы

Возвращаем племена в общий круг. Просим выделить по одному человеку, который прочтёт результаты каждого из туров. Читает 10 признаков первого этапа одна группа, затем – другая. И так параллельно по каждому из этапов упражнения.

Обсуждение позволяет затронуть серьёзный круг проблем: кто такие «свои» и «чужие»? Почему мы комплиментарны на первом этапе по отношению к себе, своей группе и мыслим шаблонно, агрессивно, в лучшем случае – занимаем оборонительную позицию по отношению к другим? В чём различие и в чём общность между «Синими» и «Зелёными»? Какой из этапов обсуждения давался команде с наибольшей лёгкостью, а какой вызывал затруднения? Какие качества, характеристики противоположной группы (в реальной жизни!) вы осознали, задумались над ними всерьёз в ходе выполнения роли? Стал ли вам понятен ход мыслей и чувств «другого племени»?

Следующее упражнение может быть продолжением предыдущего, если дать следующую инструкцию: «После того, как два племени познакомились, они решили объединиться и стать единым племенем. Но три человека из этих племён несколько лет отсутствовали и не знали о таких изменениях…».

4. Упражнение «Свой или чужой»

Цель: потренироваться в навыках выработки стратегии и тактики поведения в условиях искусственной изоляции; развитие способности эффективно работать и общаться с людьми.

Ход игры

Учитель обращается к группе: «Для следующей игры нам нужны три добровольца. Я прошу их выйти из класса и вернуться через несколько минут, когда я приглашу присоединиться к группе». Трое участников покидают класс.

«Встаньте, пожалуйста, в круг… Мне хотелось бы видеть более тесный круг, отражающий вашу групповую сплочённость. Давайте попытаемся стать еще теснее! Замечательно, теперь вы действительно выглядите, как сплочённая группа. Во время игры оставайтесь такой же сплочённой командой. Давайте пригласим вернуться в класс трёх человек, вызвавшихся участвовать в нашей игре!» Приглашаются добровольцы по одному.

После входа первого игрока: «Вашей задачей будет стать частью этой группы. Дерзайте!». (Внимание! Учитель не даёт указание группе, как себя вести по отношению к этому игроку!). Даём процессу происходить стихийно, не отвечаем на вопросы игроков, давая им возможность самостоятельно справиться с задачей.

Следующий этап – вводим в игру второго добровольца, попросив его «повлиять на товарищей с тем, чтобы они взяли его в круг, приняли в состав своей группы…».

Последний игрок сталкивается с самым серьёзным препятствием: он должен попасть в круг «во что бы то ни стало»!

Обсуждение

Как группа реагировала на каждого из «пришельцев»? Как можно объяснить это поведение? Чем оно вызвано? Кто такие «свои», а кто – «чужие»? Как себя чувствовали добровольцы, вышедшие из круга группы? Как себя чувствовали те, кто стоял в кругу? Было ли ощущение неудобства? Власти? Стыда? Решимости «не пущать»? Какие тактики применялись «аутсайдерами»? Что показалось группе эффективным, а что – нет в их поведении? «Чужой», ставший «своим»… Каковы были его чувства по отношению к кругу и по отношению к товарищам, игравшим следом за ним? Как эмоциональный опыт прошедшей игры сказывается на вашем представлении о «чужом», «другом»?

5. Мини-лекция «Толерантность и интолерантность»

Есть разные ритуалы приветствия, традиции гостеприимства, воспитания детей, взаимоотношения их с родителями, взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Однако при всём этом бесконечном многообразии существуют универсальные принципы отношения Человека к Человеку, вне зависимости от национальной или культурной принадлежности.

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относиться к другим людям, отличающимся от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.

Буддизм: «Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним как к себе и верностью своему слову».

Конфуцианство: «Не делай другим того, чего не хотел бы от других».

Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».

Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».

Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для неё самой».

Христианство: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Такие нормы человеческого сознания и поведения еще называют толерантными.

Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»? Некоторые учёные связывают его появление с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская. Для русского языка слово «толерантность» относительно новое, чёткого, однозначного толкования этот термин не имеет. Для того чтобы его понять, предлагаем совершить небольшой лингвистический экскурс:

tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

tolérance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

В научной литературе толерантность рассматривается, в первую очередь, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования, насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-то одной точки зрения.

Толерантность – это особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.

Понятию «толерантность» существует два синонима – это «терпимость» и «терпеливость». Терпеливость – это свойство человека проявлять терпение, что становится чертой его характера. Терпимость – это общественное явление, которое заключается в том, что множество граждан этого общества склонны проявлять терпение, быть сдержанными и неагрессивными. Есть сферы жизни, где граждане данного общества проявляют терпение как правило (например, отношение учитель – ученик, начальник – подчиненный и т. д.), а есть такие сферы, где они его не проявляют (например, нетерпимость по отношению к власти, классовым различиям). Чем больше сфер общественной жизни, где каждый человек проявляет терпение, тем терпимость данного общества выше. Толерантность – важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Фактически толерантность – это отказ от негативного отношения. Но, естественно, такое не всегда возможно, и причина этому – индивидуальные особенности конкретного человека и особенности конкретной ситуации. Не всегда человек может проявлять толерантность по отношению к другим. Например, трудно заставить себя быть толерантным к тому человеку, который нарушает право других на безопасность жизнедеятельности, на собственность, на возможность быть самим собой. Поэтому «интолерантность»как противоположность толерантности тоже имеет право на существование, но в чётко определённых случаях.

Толерантность и интолерантность – понятия неоднозначные. То есть один человек может быть и толерантным, и нетерпимым. Все дело в том, что эти понятия ситуативные, то есть зависят от конкретной ситуации, а также от индивидуальных особенностей человека. Иногда толерантность или нетерпимость могут быть чертой характера человека, которая может проявляться у него чаще, но не всегда. В любом случае, как поступит человек – толерантно или интолерантно, зависит от его собственного выбора. Кроме того, важным достижением культуры и цивилизации человечества является введение запретов, закрепившихся в виде законов и права. Человечество развивалось и достигло больших успехов, широко используя запреты. Интолерантность законодательства по отношению к проявлениям активности некоторых людей оказывает жизненно важное влияние на общество, потому что полная свобода может пагубно отразиться на отдельном человеке и обществе в целом.

В обществе определённая мера интолерантности необходима, и она просто проявляется, важно лишь, чтобы это не была интолерантность к таким особенностям людей, которые они не в силах изменить (расовые, социальные, языковые, внешние особенности).

6. Упражнение «Черты толерантного общества».

Цель:осознание участниками тренинга черт толерантного общества и своей роли в создании такого общества.

Материал: листы цветной бумаги (4 × 4 см), ножницы, двусторонний скотч, ватман, на котором нарисовано крепкое дерево без листьев (прикрепить на стену или классную доску).

Инструкция: в командах по 4 – 5 человек. Подумайте и запишите на отдельном листочке 10 черт толерантной личности, обсудите в команде. Вырежьте из цветной бумаги листики дерева, напишите на каждом листочке черту толерантной личности. По очереди выходите к дереву, зачитывайте написанное и, если остальные команды согласны, с помощью скотча прикрепите к дереву. Вполне естественно, если черты личности, записанные разными командами похожи. Тогда такие листочки прикрепите на разные ветки. Если мы представим наше общество в виде дерева, то в основании его, в сильной корневой системе, будет лежать именно положительное отношение к другим людям, их действиям, мнениям, верованиям, культуре, традициям и т. д. Каждая веточка этого дерева будет представлять собой толерантную личность, обладающую теми или иными чертами. И чем больше будет этих черт, то есть чем больше толерантных личностей, тем ветвистей будет это дерево, пышнее, красивее и устойчивее.

В обществе, идущем по пути устойчивого развития, граждане проявляют терпимость по отношению к другим людям, их мнениям, традициям; стремятся к сотрудничеству, взаимопомощи, доброжелательности, пониманию и принятию других людей.

  1. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (1)

    Программа
    В настоящем издании учебно-методического комплекта «Экология Москвы и устойчивое развитие» представлена программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  2. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (2)

    Программа
    В приложениях к программе рассматриваются отдельные методические подходы к преподаванию предмета (игровые, личностно-ориентированные педагогические технологии и методы учебного экологического мониторинга) на примере отдельных тем курса.
  3. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  4. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Программа
    Приложение 1. Личностно-ориентированные подходы в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по теме «Биоразнообразие»).
  5. Программа гоу средней общеобразовательной школы №369 на 2010-2011 учебный год Москва 2010

    Программа
    Современная социальная и экономическая ситуация в Москве, как и во всей России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых
  6. Образовательная программа гбоу гимназии №625 Оглавление I. Информационная справка о гимназии II

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  7. Управление городской средой «Двери возможностей не открываются. Они отпираются. Решение повернуть ключ за Вами»

    Решение
    Цель раздела — формирование представлений об управлении городской средой в Москве, о воздействии города на физические и химические параметры окружающей среды
  8. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку май 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в мае 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.
  9. Публичный отчет государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» №367

    Публичный отчет
    Обучение ведется по государственным программам, соответствующим обязательному минимуму содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказами Департамента образования г.

Другие похожие документы..