Методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

Урок первый. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис

Ход урока

Вызов

  1. Индивидуальная работа. Учащимся предлагается, опираясь на знания, полученные ранее в школе, а также свой собственный опыт, в течение пяти минут написать краткое эссе на тему: «Каким я вижу третье тысячелетие?», охарактеризовав экономические, социальные, экологические особенности XXI века.

  2. Коллективная работа. Школьники по желанию зачитывают свои эссе.

Осмысление

Индивидуальная работа. Учащиеся знакомятся с первой частью текста.

В процессе чтения школьники работают с таблицей: дают название данному отрывку (заполняют первую колонку). Во вторую колонку учащиеся заносят основную мысль текста, то есть кратко излагают его содержание.

Рефлексия

  1. Коллективная работа. В процессе коллективной работы учащиеся обсуждают название отрывка и выбирают наиболее подходящее название, которое заносят в первую колонку, а также обсуждают основную мысль текста.

  2. Коллективная работа. Для того чтобы учителю понять, как учащиеся усвоили изученный материал, он может предложить им ответить на вопросы различного уровня согласно таксономии Б. Блума. Эти вопросы охватывают шесть различных уровней усвоения учебного материала.

  • Знание (конкретного материала, терминологии, фактов, законов, определений, критериев и др.). Это простые вопросы, ответ на которые можно найти напрямую в тексте. При этом ученик запоминает и воспроизводит конкретную информацию.

  • Понимание материала. Ученик преобразует учебный материал из одной формы в другую. Интерпретирует, объясняет, кратко излагает.

  • Применение знаний. Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях или в новой ситуации, прогнозирует дальнейший ход событий.

  • Анализ (элементов, взаимосвязей, явлений, понятий). Ученик выделяет части из целого, выявляет взаимосвязи между ними.

  • Синтез. Учащиеся проявляют умение комбинировать элементы для построения целого, обладающего новизной. Это может быть написание сочинения, составление плана действий, решение проблемы.

  • Оценка. Ученик демонстрирует собственные суждения, эмоции и переживания.

Примерные вопросы к отрывку текста (часть 1, с. 12 – 14)

  1. Когда наблюдался быстрый рост всех мировых экономических показателей? Во сколько раз возросли валовой мировой продукт в товарах и услугах, мощность производства, народонаселение Земли?

  2. На сколько и почему ежегодно увеличивается площадь пустынь на Земле?

  3. Почему повсюду нарастает дефицит пресной воды? Где эта проблема стоит наиболее остро?

  4. В чём причина исчезновения лесов?

  5. Считаете ли вы, что недостаток продовольствия не угрожает ближайшему будущему и почему?

  6. В чём, на ваш взгляд, заключается несовершенство уровня современного производства продуктов потребления по сравнению с природными процессами?

Вызов ко второй части текста (с. 14)

  1. Коллективная работа. Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какие основные проблемы третьего тысячелетия были затронуты в первой части текста?». Учитель в процессе работы записывает эти проблемы на доске.

  2. Парная форма работы. Далее учащиеся обсуждают и дают ответ на вопрос: «Какие основные проблемы третьего тысячелетия ещё необходимо обсудить?».

  3. Коллективное обсуждение. Учащиеся зачитывают проблемы третьего тысячелетия. Учитель на доске суммирует информацию и составляет общий список.

Осмысление

Индивидуальная работа. Учащиеся аналогично работают со второй частью текста, то есть дают название и излагают основную мысль. Информацию заносят в таблицу.

Рефлексия

  1. Коллективная работа. Учитель предлагает учащимся выяснить, попала ли проблема изменения климата в общий перечень проблем третьего тысячелетия.

  2. Коллективное обсуждение. Аналогично, как и при работе с первым отрывком, учащиеся обсуждают название отрывка и его краткое содержание.

  3. Коллективная форма работы. Для обсуждения содержания отрывка учащимся могут быть предложены следующие вопросы:

  • Каково население Земли?

  • Что представляет собой главный побочный продукт энергетики?

  • К чему приводит нарушение баланса диоксида углерода в природе?

  • Каковы последствия глобального потепления климата?

Вызов к третьей части текста (с. 14 – 15)

Коллективная работа. Учитель возвращает учащихся к списку проблем третьего тысячелетия и предлагает определить, о какой проблеме ещё не шла речь.

Осмысление

Индивидуальная работа. Учащиеся аналогично работают с третьей частью текста, то есть дают название и излагают основную мысль. Информацию заносят в таблицу.

Рефлексия

  1. Коллективная работа. Учитель предлагает учащимся выяснить, попала ли проблема биоразнообразия в общий перечень проблем третьего тысячелетия.

  2. Коллективное обсуждение. Аналогично, как и при работе с предыдущими отрывками, учащиеся обсуждают название отрывка и его краткое содержание.

  3. Коллективная работа. Учащиеся устно дают ответы на вопросы:

  • Каковы причины сокращения биоразнообразия?

  • Что является следствием уничтожения живых организмов?

  • Каково значение биоразнообразия для человека и природы?

Вызов к четвертой части текста (с. 15 – 16)

Коллективная работа. Учащиеся вместе с учителем аналогично возвращаются к списку проблем третьего тысячелетия и определяют ту основную проблему, о которой пойдёт речь в заключительной части.

Осмысление

Индивидуальная работа. Учащиеся самостоятельно работают с заключительной частью текста, то есть дают название и излагают основную мысль. Информацию заносят в таблицу.

Рефлексия

  1. Коллективная работа. Учащиеся обсуждают, были ли ими обозначены в качестве основных проблем третьего тысячелетия проблемы социальной несправедливости и военных конфликтов?

  2. Коллективное обсуждение. Учащиеся обсуждают название отрывка и его краткое содержание.

  3. Коллективное обсуждение. Для осмысления содержания отрывка учащимся могут быть предложены следующие вопросы:

  • В чем выражается усугубление социальной несправедливости?

  • Каково соотношение доходов богатого и бедного населения?

  • Что является причиной вооруженных конфликтов?

Индивидуальная работа. Учащимся предлагается письменно ответить на вопрос: «В чём причины возникновения основных проблем третьего тысячелетия?».

Коллективное обсуждение. Учащиеся обсуждают причины возникновения проблем и составляют общий список.

Коллективная работа. Учащиеся возвращаются к своим кратким эссе, написанным на стадии вызова, и сравнивают, на сколько изменилось или не изменилось их первоначальное видение проблем третьего тысячелетия.

В заключение учитель подводит итог о взаимосвязи социальных, экономических и экологических факторов, являющихся составными частями устойчивого развития.

Текст к уроку
«Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике,
экологический и социальный кризис».

Часть 1

Последнее столетие было замечательной демонстрацией успеха цивилизации, развивающейся по пути научно-технического прогресса. С одной роковой поправкой. Как и с момента возникновения человека, природа представлялась бесконечно большой кладовой, из которой можно черпать как угодно много исходных для развития цивилизации продуктов, и природа представлялась бесконечно большим естественным реактором, перерабатывающим все отходы человеческой деятельности и превращающим их в исходные продукты природы. К сожалению, обе эти посылки ложны.

Действительно, валовой мировой продукт в товарах и услугах вырос в 33 раза, мощность производства возросла в 10 раз, народонаселение Земли – в 6 раз. Фактически до 1950 года, с момента обособления человека в вид «человек разумный», на Земле жило и умерло столько же людей, сколько живет сейчас. Особенно быстрый рост всех мировых экономических показателей наблюдался во второй половине прошлого века. Валовой мировой продукт с 1950 года вырос в 7 раз, с 6 триллионов долларов США в 1950 году до 43 триллионов долларов США в 2000 году. Уровень жизни людей в развитых странах вырос до уровня, о котором не могли и мечтать сто лет назад. Увеличилась продолжительность жизни людей. Создана принципиально новая система обмена информацией и её хранения. К началу нового века на рынке зерна установились самые низкие цены. Средняя урожайность зерновых в 2000 году составила 28 ц/га, суммарный урожай зерновых превысил количество зерна, собранного за все 11 тыс. лет с начала аграрной революции. Это верный признак, что недостаток продовольствия не угрожает ближайшему будущему. Но эти успехи достигнуты ценой все более ускоряющегося разрушения экосистемы Земли. Действительно, изъятие из природы продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей человека, превышает способности природы их восстанавливать или компенсировать их исчезновение. Так, одна треть земельных угодий не восполняет плодородия почвы, и она всё более деградирует. Например, в Казахстане обрабатываемые земли за период с 1950 по 1980 гг. сократились в два раза, так как в результате выветривания снизилось плодородие бывших целинных земель. В 1958 году было собрано 13 млн т пшеницы, а в 2000 году – только 8 млн т пшеницы.

Половина пастбищ Земли из-за нарушения их предельной продуктивности (несущей емкости), позволяющей иметь только определенное количество скота, превращается в пустыню. Ежегодно пустыни Земли прирастают на 156 млн км2. Например, в Нигерии ежегодно превращается в пустыню 500 км2.

Леса, сократившиеся с началом аграрной революции в два раза, продолжают исчезать с нарастающей быстротой за счёт превышающей норму воспроизводства вырубки и лесных пожаров. Сейчас ежегодные потери леса в мире превышают 9 млн га.

Повсюду нарастает дефицит пресной воды. Это особенно сказывается в местах интенсивного земледелия. В настоящее время около 10 % населения живет на орошаемых землях. С введением в хозяйство орошения за счет забора подземной воды при использовании бурения, с помощью дизельных и электрических насосов, уровень подземных вод ежегодно опускается на 1,5 м и более. Это относится к Северному плато в Китае, где производится 25 % всего китайского зерна; к водоносным слоям Огаллала, питающим пятую часть всех пахотных земель в США; Пенджабу – хлебной корзине Индийского полуострова.

В результате перезабора воды в определенное время года не доходят до моря такие реки, как Колорадо, Хуанхэ, Инд и Ганг. По этой же причине из-за полного использования воды из Амударьи на ирригацию погибло Аральское море.

Несмотря на все успехи современной науки и техники, уровень современного производства продуктов потребления в сравнении с природными процессами остаётся крайне несовершенным.

По самым оптимистичным оценкам, выход полезного продукта из сырья, изымаемого из природы, не превышает 1 %. Это означает, что из 100 кг сырья мы извлекаем 1 кг полезного продукта и возвращаем в окружающую среду 99 кг вещества в виде отходов.

Часть 2

Население Земли, численностью более 6,6 млрд человек, оказывает огромную антропогенную нагрузку на атмосферу. В первую очередь это относится к диоксиду углерода, главному побочному продукту современной энергетики. Нарушение баланса диоксида углерода в природе ведет к нестабильности климата, возрастающему количеству ураганов и наводнений, повышению температуры выше пределов, оптимальных для существования людей. Потепление климата привело к тому, что за последние 40 лет толщина арктического льда уменьшилась более чем на 40 %. В ближайшие 50 лет, по прогнозам учёных, в летние месяцы ледовый покров в Арктике будет исчезать. Кроме того, это грозит таянием материкового льда и повышением уровня океана, таянием ледников и катастрофами. Ледовый покров Гренландии доходит до 2 км по толщине. Если он растает, уровень океана поднимется на 7 метров.

В результате деятельности человека стало заметно истощение в стратосфере озонового экрана, защищающего жизнь на Земле от жёсткого ультрафиолета.

Часть3

Примеров отрицательных последствий деятельности человека на состояние экосферы не счесть. Может быть, одним из самых опасных из них является сокращение биоразнообразия. За время эволюции погибло гораздо больше видов, чем существует на Земле сейчас. Но это был медленный процесс, и суммарно количество видов на Земле увеличивалось. Сейчас процесс исчезновения видов убыстрился из-за преобразований планеты в результате человеческой деятельности. В настоящее время под угрозой исчезновения находится каждый восьмой из 9946 описанных видов птиц, каждый четвертый вид млекопитающих из 4763, каждый третий вид рыб из описанных 25 000. В некоторых странах это весьма ощутимо. Так, за последние 200 лет в Австралии исчезли 26 видов млекопитающих из обитавших там 140 видов. В реке Колорадо исчезли, частично из-за высыхания мест обитания, 29 видов рыб из 50 обитавших там. Это ставит под угрозу самое большое богатство Земли – генетический банк. Мы уничтожаем то, что даже не исследовали, не выяснив значение не только для природы в целом, но и для человека. Тем более, как показывают эксперименты с восстановлением мамонта, уничтожение вида – это навсегда.

Часть 4

По данным ООН, относящимся к 1991 г., экономическое неравенство в мире вопиюще.

Это положение усугубляется. Если в 1960 г. соотношение доходов 20 % богатого населения и 20 % бедного населения составляло 30:1, к 1989 г. оно было уже почти в 2 раза выше (59:1). Неудивительно, что в этих условиях примерно треть людей на Земле недоедает, имеет пониженный, по отношению к норме вес, страдает от болезней, имеет низкую продолжительность жизни, причём большое количество людей умирает от голода. Особенно это сказывается на детях и женщинах. В то же время другая треть человечества переедает и страдает от болезней, связанных с избыточным весом.

Еще одной абсолютно недостойной характеристикой вида «человек разумный» является использование вооруженных конфликтов для достижения политических или социальных целей. Военные конфликты начались с момента выделения «человека разумного» в самостоятельный вид, а, может быть, и до этого времени, и не прекращаются до сих пор. На протяжении 2 миллионов лет становления и развития человечества геноцид был нормой отношений между соседними племенами. Томас Гоббс охарактеризовал это формулой «война всех против всех».

Начиная с периода неолита, стали возникать союзы определённых сообществ, направленные против общего врага. Борьба с внешним врагом консолидировала племенную, государственную и любую другую иерархическую систему, и зачастую использовалась политиками и политиканами именно для этих целей. В значительной степени история человечества представляет собой историю непрерывных войн между племенами, народами, нациями, империями, кланами и партиями.

После использования США атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки и последовавшей за этим гонкой вооружений, человечество как будто осознало необходимость отказа от использования ядерных вооружений из-за угрозы ликвидации самого существования человеческой цивилизации. После Второй мировой войны была создана система ООН с Советом Безопасности, главной задачей которой является реализация переговорного подхода при решении конфликтов между государствами.

Тем не менее, локальные войны не прекратились. За период с 1945 по 1985 г. в мире имели место 160 вооруженных конфликтов, причем 151 из них – в развивающихся странах. В этих войнах погибло 25 – 35 млн человек. За 40 лет только 26 дней были свободны от войн!

В 1993 г. на планете произошли 34 военных конфликта. В их основе лежала борьба за власть, территории и ресурсы.

  1. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (1)

    Программа
    В настоящем издании учебно-методического комплекта «Экология Москвы и устойчивое развитие» представлена программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  2. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (2)

    Программа
    В приложениях к программе рассматриваются отдельные методические подходы к преподаванию предмета (игровые, личностно-ориентированные педагогические технологии и методы учебного экологического мониторинга) на примере отдельных тем курса.
  3. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  4. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Программа
    Приложение 1. Личностно-ориентированные подходы в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по теме «Биоразнообразие»).
  5. Программа гоу средней общеобразовательной школы №369 на 2010-2011 учебный год Москва 2010

    Программа
    Современная социальная и экономическая ситуация в Москве, как и во всей России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых
  6. Образовательная программа гбоу гимназии №625 Оглавление I. Информационная справка о гимназии II

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  7. Управление городской средой «Двери возможностей не открываются. Они отпираются. Решение повернуть ключ за Вами»

    Решение
    Цель раздела — формирование представлений об управлении городской средой в Москве, о воздействии города на физические и химические параметры окружающей среды
  8. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку май 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в мае 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.
  9. Публичный отчет государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» №367

    Публичный отчет
    Обучение ведется по государственным программам, соответствующим обязательному минимуму содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказами Департамента образования г.

Другие похожие документы..