Методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва

V. Изучение ярусности леса, краткая характеристика ярусов

Название ярусов

Виды

Условные обозначения

  1. Древостой

  2. Подлесок

  3. Подрост

  4. Травяно-кустарничковый

  5. Мохово-лишайниковый

VI. Описание древостоя

Степень сомкнутости крон

Формула состава
древостоя

Порода

Ярус

Высота,
м

Диаметр стволов

Кол-во стволов

Н кр.*

Преобла-дающий

Макси-маль-ный

*Примечание. Н кр. – высота прикрепления крон (м).

VII. Подрост

Степень сомкнутости



Порода

Высота

Пример-ный
возраст

Обилие

Происхож-дение

Характер размещения

VIII. Подлесок (кустарниковый ярус)

Степень сомкнутости

Порода

Высота

Обилие

Фенофаза

IX. Травяно-кустарничковый покров

Степень проективного покрытия (%).

Задернованность (истинное покрытие).

Аспект (растения, определяющие облик природного сообщества в настоящий момент).

Список видов

Вид
растения

Ярус

Обилие

Проек-тивное покрытие

Фено-фаза

Характер
размещения
(скопления, рассеяно, единично)

X. Мохово-лишайниковый покров

Общее покрытие и основные представители

Для определения площадей дорожно-тропиночной сети и площадей кострищ целесообразно разбить пробную площадку на сектора, натянув верёвки через каждый метр. Тем самым получается 100 секторов по 1 м2.

Для определения стадии рекреационной дигрессии также необходимо визуально оценить состояние лесной подстилки, видовой состав травяно-кустарничкового яруса. Типичными лесными растениями этого яруса средней полосы России являются: черника, крушина, лещина, малина, ежевика, мятлик лесной, майник двулистный. К типично луговым растениям относятся: осоки, злаки, колокольчики, ромашки, подорожники, васильки и т. д. Для проведения характеристики лесной подстилки и травяно-кустарничкового яруса необходимо взять за основу 3 – 4 сектора площадью 1 м2 в разных частях пробной площадки.

Литература

  1. Аргунова М.В., Моргун Д.В., Николаева Е.В., Речкалова Н.И. Синэкологический мониторинг (изучение природных сообществ) // Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах / Под общ. ред. Д.В. Моргуна. – М.: Социально-политическая мысль, серия «Экологическое образование», 2006. – с. 95 – 123.

  2. Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  3. Бут Свини Л. Сборник игр для развития системного мышления: (пер. с англ.)/ Л.M. Свини, Д. Медоуз; под ред. Г.А. Ягодина, Н.П. Тарасовой – М.: Просвещение, 2007. – 285 с.: илл.

  4. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Т. 1 // Под общей редакций Семиной Л. И. – М.: Издательство «Бонфи», 2002. – 239 с.

  5. Гражданское образование в современной школе. Составители: А.С. Аникееев, О.В. Борисова. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2001 г. – 200 с.

  6. Гусейнов А.Н., Речкалова Н.И. Изучение состава и свойств почвы // Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах / Под общ. ред. Д.В. Моргуна. – М.: Социально-политическая мысль, серия «Экологическое образование», 2006. – с. 15 – 39.

  7. Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. – М.: Ось-89, 2006.

  8. Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя) // Общая редакция С.В. Алексеева, СПб., 2000. – 130 с.

  9. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Составитель: М. Китинг. – Центр «За наше общее будущее», 1993 – 70 с.

  10. Пчёлкин А.В., Речкалова Н.И. Исследование атмосферы // Экологический мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах / Под общ. ред. Д.В. Моргуна. – М.: Социально-политическая мысль, серия «Экологическое образование», 2006. – с. 72 – 94.

  11. Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды. Учебное пособие по экологическому образованию школьников. – М.: Галактика, 2000. – 192 с.: ил.

  12. Чертопруд М.В. Биоиндикация качества водоёмов по составу сообществ беспозвоночных. – М.: МГСЮН, 2007 . – 24 с.

Информация о курсах повышения квалификации и консультациях

Информация о других изданиях учебно-методического комплекта курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» и консультации по вопросам преподавания курса предоставляются в Центре экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования (Авиационный переулок, 6, комн. 410;
тел. (495) 727-08-22); koala7777@; /.

Приглашаем учителей пройти обучение на курсах повышения квалификации МИОО по следующим направлениям.

Установочный семинар (шифр ВСЕ 1)

2005 – 2014 – десятилетие образования в интересах устойчивого развития (6 ч).

Начало занятий Вишняковский пер., д. 12

28.08.2007 (Музей образования г. Москвы)

Вторник, 11:00

Модернизация образования(шифр ВСЕ 19)

Содержание и методика преподавания предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 10-х классах (36 ч).

Октябрь – декабрь Вишняковский пер., д. 12

Вторник, 15:00 (Музей образования г. Москвы)

Начало занятий Возможна организация

09.10.2007 занятий на базе

округов (по договорённости)

Педагогические технологии(шифр ВСЕ 2)

Деятельностные подходы, направленные на освоение учебного материала курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» (72 ч).

Октябрь – апрель Авиационный пер., д. 6 (МИОО)

2-й и 4-й четверг, 14:00

Начало занятий

11.10.2007

Экспериментальная площадка «Экологическое образование в интересах устойчивого развития»(шифр ЭКС 14)

Методология организации инновационной деятельности экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития (72 ч).

Октябрь – апрель Авиационный пер., д. 6 (МИОО)

2-я, 4-я среда, 15:00 На базе школ городской

Начало занятий экспериментальной площадки

10.10.2007

Психологическое сопровождение экологического образования(шифр ППП 4)

Инновационные технологии в экологическом образовании. Эколого-психологический тренинг: теория и практика (72 ч).

Октябрь – апрель Авиационный пер., д. 6 (МИОО)

1-я и 3-я среда, 11:00

Начало занятий

03.10.2007

Проектные технологии(шифр ВСЕ 3)

Методология проектной деятельности на примере социально-значимых проектов на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) города Москвы (72 ч).

Октябрь – апрель Авиационный пер., д. 6 (МИОО)

1-й и 3-й четверг, 15:00 и ООПТ г. Москвы

Начало занятий

04.10.2007

Экологический мониторинг(шифр ЕСТ 7).

Основы школьного экологического мониторинга в рамках преподавания курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» (36 ч).

Октябрь – декабрь Школа № 222,

пятница, 15:00 ул. 800-летия Москвы, д. 7а.

Начало занятий

05.10.2007

1 Игровые упражнения подготовлены методистом Центра экологического образования и устойчивого развития МИОО В.В. Турдаковой.

  1. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (1)

    Программа
    В настоящем издании учебно-методического комплекта «Экология Москвы и устойчивое развитие» представлена программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ.
  2. Программа учебного курса «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (2)

    Программа
    В приложениях к программе рассматриваются отдельные методические подходы к преподаванию предмета (игровые, личностно-ориентированные педагогические технологии и методы учебного экологического мониторинга) на примере отдельных тем курса.
  3. Книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Книга
    Ягодин Г.А., Аргунова М.В., ., Плюснина Т.А , Моргун Д.В. Рабочая книга учителя к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» / Под ред. Г. А. Ягодина.
  4. Программа учебного курса «Экология Москвы и устойчивое развитие»

    Программа
    Приложение 1. Личностно-ориентированные подходы в курсе «Экология Москвы и устойчивое развитие» (на примере технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по теме «Биоразнообразие»).
  5. Программа гоу средней общеобразовательной школы №369 на 2010-2011 учебный год Москва 2010

    Программа
    Современная социальная и экономическая ситуация в Москве, как и во всей России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых
  6. Образовательная программа гбоу гимназии №625 Оглавление I. Информационная справка о гимназии II

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной
  7. Управление городской средой «Двери возможностей не открываются. Они отпираются. Решение повернуть ключ за Вами»

    Решение
    Цель раздела — формирование представлений об управлении городской средой в Москве, о воздействии города на физические и химические параметры окружающей среды
  8. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку май 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в мае 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.
  9. Публичный отчет государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» №367

    Публичный отчет
    Обучение ведется по государственным программам, соответствующим обязательному минимуму содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного приказами Департамента образования г.

Другие похожие документы..