«Теория и методика организации профильного обучения Санкт-Петербургский опыт»


Федеральное Агентство

по образованию

Теория и методика

организации профильного обучения:

Санкт-Петербургский опыт

учебно-методическое пособие

санкт-петербург

2008

С.В.Кривых, О.А.Абдуллаева, И.Ю.Алексашина, Е.А.Марковская. «Теория и методика организации профильного обучения - Санкт-Петербургский опыт». Учебно-методическое пособие для специалистов по управлению образованием. Под редакцией И.Ю.Алексашиной.— С-Пб.: 2008, — _____с.

Издание, разработанное сотрудниками Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, посвящено изложению теоретических основ и практических рекомендаций по выработке и принятию оптимальных решений при организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения. В пособии излагаются ценностно-смысловые ориентиры и нормативно-правовые основания профильного обучения, рассматривается Санкт-Петербургский опыт подходов к организации содержания образования в профильной школе, способам осуществления образовательной деятельности, организации сетевого взаимодействия и другие аспекты обсуждаемой проблемы. Материалы пособия содержат как теоретические основания рассматриваемых вопросов, так и адреса практического опыта их реализации. Содержание этого опыта представлено в пособии «Методические рекомендации по внедрению в практику материалов по обобщению по проблеме «Развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения образовательных учреждений Санкт-Петербурга».

Пособие предназначено для специалистов по управлению образованием при проведении институциональных изменений в системе образования этих регионов и их стимулировании к внедрению инноваций в сфере управления системой образования, а также широкого круга образовательной общественности, интересующегося вопросами профильного обучения.

Издание осуществлено компанией «Балт-Аудит-Эксперт»

санкт-петербург

2008

ВВЕДЕНИЕ

Правительство Российской Федерация в конце 2001 года утвердило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года». «Отечественная система образования, — отмечается в Концепции, — является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования».

Успешному практическому осуществлению этих глобальных задач призвано способствовать и введение в классах старшей ступени обучения профильной дифференциации образования, то есть организации в общеобразовательных школах обучения учащихся старшей ступени по разделенным учебным планам (уклонам: гуманитарному, физико-математическому и др.), предусматривающим право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей и позволяющих им сосредоточивать преимущественное внимание на углубленном изучении блока дисциплин, соответствующих избранному профилю образования.

Такая форма образования старшеклассников позволяет им получить по избранному профилю более глубокие и разносторонние теоретиче­ские и прикладные знания, умения и прочные практические навыки исследовательского характера, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства. Из сказанного следует, что профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием.

Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Организаторы учебного процесса в системе профильного обучения должны обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

  • завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Целью настоящего пособия является создание необходимых условий для получения основных компетенций, необходимых для организации системы предпрофильного и профильного обучения.

Для этого важно знать:

  • целевые установки профильного обучения

  • изменения в содержании образования в профильных классах;

  • изменения в образовательных технологиях,

  • нормативное обеспечение профильного обучения;

  • учебно-методическое обеспечение;

  • критерии оценки профильной подготовки учащихся.

Материалы учебного пособия прошли апробацию образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

Пособие предназначено для организаторов образования и широкого круга педагогического общественности, интересующегося вопросами профильного обучения.

Содержание

Тема 1. Основания профильного обучения.

    1. Противоречия в современном образовании

1.2. Зарубежный опыт профильного обучения

1.3. Отечественный опыт профильного обучения

1.4. Новые возможности профильного обучения

Тема 2.Ценностно-смысловые ориентиры профильного обучения

2.1. Методологические основы профильного обучения

2.2. Цели профильного обучения

2.3. Стратегия развития профильного обучения

2.4. Требования к педагогу профильной школы

Тема 3. Нормативно-правовые основания профильного обучения

3.1. Закон «Об образовании»

3.2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы

3.3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

3.4. Стандартизация образования. Стандарты нового поколения

3.5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

3.6. Министерские и региональные документы, регламентирующие организацию профильного обучения

Тема 4. Содержание образования в профильной школе

4.1. Подходы к формированию содержания образования. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Структурные элементы содержания образования в профильной школе

4.2. Учебный план профильного класса. Базовые учебные предметы. Новые учебные предметы

4.3. Профильные учебные предметы

4.4. Элективные учебные предметы

4.5. Построение индивидуальных образовательных траекторий

4.6. Требования к программам.

Тема 5. Социальная направленность образовательной деятельности

5.1. Инновационные образовательные технологии

5.2. Учебные практики

5.3. Учебное проектирование

5.4. Учебно-исследовательская деятельность

Тема 6. Организация образовательной деятельности

6.1. Организация и управление педагогическим процессом

6.2. Целеполагание как важный элемент профильного обучения

6.3. Формы и методы обучения в профильной школе

6.4. Учебно-методическое, дидактическое, материально-техническое и информационное обеспечение профильного обучения

6.5. Методологические знания как необходимый элемент содержания образования в профильной школе

Тема 7. Открытое образовательное пространство. Организация сетевого взаимодействия

7.1. Использование открытого образовательного пространства при организации предпрофильной подготовки

7.2. Образовательная сеть. Возможности сетевого взаимодействия

7.3. Информационная работа в рамках образовательной сети

7.4. Курсы по выбору, профильная ориентация и профориентационная работа в открытом образовательном пространстве

7.5. Использование портфолио в аттестации девятиклассников и конкурсный прием в 10-ые профильные классы в условиях сетевого взаимодействия

Тема 8. Способы диагностики качества образовательной деятельности

8.1. Составляющие диагностики процесса и результатов обучения

8.2. Виды контроля и оценки. Формы, методы и средства контроля

8.3. Рейтинговая система оценивания и тестирование

Тема 9. Резервы дополнительного образования

9.1.Современное дополнительное образование

9.2.Возможности дополнительного образования в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

9.3. Опыт реализации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе УДОД.

Тема 1. Основания профильного обучения.

1.1. Противоречия в современном образовании

Характерные для российской системы общего среднего образования противоречия между:

  • содержанием общего среднего образования, практически сло­жившегося в иную социально-экономическую эпоху, и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов страны в усло­виях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономиче­ской конкуренции;

  • образовательными потребностями молодых людей и их родите­лей и существующим спектром учебных предметов и уровнем овладе­ния ими в общеобразовательных школах;

  • многообразием склонностей и способностей учащихся и единообра­зием требований проектов единого образовательного стандарта;

  • требованиями системы высшего образования к качеству подго­товки абитуриентов и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования.

Одно из главных противоречий современного образования заключается в том, что оно стало массовым, охватывающим учащихся всех возрастов, уровней развития, способностей, интересов, индивидуальных особенностей, с одной стороны, и всё возрастающим требованием к индивидуализации обучения, личностно-ориентированного подхода, с другой стороны. Налицо рассогласование между декларацией личностно-ориентированного обучения и отсутствием надежных технологий обучения, методик диагностики личностных качеств. Педагогическая наука должна разработать и предложить учителю такой набор технологий обучения и воспитания, выбор из которых с учетом возможностей учителя и ученика гарантировал бы высокий уровень конечного результата образования.

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уров­нем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместо узкого специалиста, ориентирующегося только в своем узкопрофессиональном направлении, сейчас все чаще оказывается востребованным на рынке труда широко образованный, компетентный человек, уверенно ориентирующийся в различных сферах науки, техники и культуры, владеющий иностранным языком, информационными технологиями, экономическим мышлением. Специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, уметь и желать учиться и переучиваться.

Мир вступает в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному информационному. Это с необходимостью ставит задачу изменения и образовательной парадигмы. Уже очевидно, что системы образования, нацеленные на передачу молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации и мощных средств её обработки не отвечают современным требованиям. Нынешнее же общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности.

Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представления обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов. Встаёт задача оказания содействиячеловеку в определении и коррекции отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям и к профессиональной деятельности.

Следует признать, что о полноценности аттестата зрелости, особенно в новых социально-экономических условиях России, можно говорить только тогда, когда выпускник девятого или одиннадцатого класса с помощью школы узнал и то, что он хочет, и то, что он может в профессиональном плане, когда проблематика труда становится для него актуальной. И кто как не учителя должны помочь школьникам сделать самим правильные выводы о том, как, каким образом и какой ценой выживать в условиях постоянного выбора, реализовать свои сущностные силы, сохранив уникальность своей индивидуальности, в приобретении профессии и/или ряда профессий.

1.2. Зарубежный опыт профильного обучения

  1. Методические материалы по основным дисциплинам и разделам учебной программы санкт-петербург

    Практическая работа
    Кривых С.В. «Методические материалы по основным дисциплинам и разделам учебной программы «Развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга».
  2. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием

    Учебное пособие
    Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.
  3. Профильное обучение

    Сценарий
    Цветкова О. От сотрудника ГИБДД до художника : Профессиональные пробы знакомят детей с будущим / О. Цветкова, О. Ковшикова, Н. Скрябина Управление школой.
  4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся 98

    Документ
    "Рекомендации по развитию сети общеобразовательных учреждений, создающих возможности выбора профиля обучения для учащихся старших классов, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной
  5. Образовательный стандарт реализации программ высшего профессионального образования санкт-петербургского государственного (10)

    Образовательный стандарт
    Изменения рассмотрены Учёным советом Факультета филологии и искусств, протокол № 8 от 29.10.2009, приняты решением Учѐного Совета Санкт-Петербургского государственного университета, протокол № от .
  6. Санкт-Петербургский (3)

    Документ
    "Единая Россия" намерена в следующем году выдвинуть Валентину Матвиенко губернатором Петербурга на третий срок. Политологи ожидают, что на этот раз борьба за губернаторское кресло будет ожесточенной.
  7. Санкт-Петербургский (4)

    Документ
    Декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Валерий Гергиев был избран в ученый совет вуза. Об этом сообщает пресс-служба СПбГУ.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 01 Современные теории филологического образования: профильное обучение литературе

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для курса по выбору «СТФО: профильное обучение литературе», который изучается студентами очного и заочного отделений по специальности Русский язык и литература.
  9. Образовательный стандарт реализации программ высшего профессионального образования санкт-петербургского государственного (1)

    Образовательный стандарт
    Образовательный стандарт разработан в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом первого проректора по учебной и научной работе от 06.05.2009 № 720/1, рассмотрен Учёным советом Факультета социологии, протокол № 8 от 17.

Другие похожие документы..