Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по дисциплине

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Институт МУЗЫКИ, ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

В.В.Корякова

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

Учебно-методический комплекс для студентов,

обучающихся по дисциплине

«История и теория массовых праздников»

Специальность 070209. 65

«Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Квалификация «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель»

Тюмень

2010

Полное название работы: «История и теория массовых праздников».

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и теория массовых праздников»» для студентов 1, 2 курсов ОДО и ОЗО специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников, специализации «Режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель».

Составитель: Корякова Вера Васильевна

доцент кафедрырежиссуры

театрализованных представлений и праздников,

Почетный работник сферы молодежной политики, Лауреат международных и всероссийских конкурсов сценарно-режиссерского мастерства.

Рецензенты:

Л. В. Демина, директор института музыки, театра и хореографии, к/ искусствоведения

Г. Б. Большакова режиссер-педагог МАОУ ДОД « Центр детского творчества «Аленушка», Почетный работник общего образования, Лауреат международных и всероссийских конкурсов сценарного мастерства и ведущих развлекательно-игровых программ.

Краткая аннотация:

Учебно-методический комплекс соответствуют требованиям государственного

образовательного стандарта и типового учебного плана.

Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу по курсу «История и теория массовых праздников», основное содержание и формы контроля по курсу, перечень необходимой литературы к занятиям, задания для самостоятельной работы, темы курсовых и дипломных работ, семинарских занятий, тесты и игровые задания, учебно-методические материалы, глоссарий.

При составлении учебно-методического комплекса использованы материалы из учебных пособий, учебно-методических комплексов и рабочих программ Л. Н. Лазаревой, О. Л. Орлова, Д. М. Генкина, И. Г. Шароева.


Оглавление

Оглавление 3

I. Рабочая учебная программа дисциплины 4

1.1.Пояснительная записка 4

1.2.Цель данной дисциплины 4

1.3.Задачи дисциплины: 4

1.4. Роль и место дисциплины в структуре подготовки специалиста. 5

1.5. Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым при изучении курса в соответствии с характеристикой выпускника конкретной специальности (с учетом квалификации) направления: 5

1.6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. 7

1.7. Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий 8

1.7.1 Тематический план изучения дисциплины (очное отделение) 8

1.7.2 Тематический план изучения дисциплины (заочное отделение) 12

1.8. Содержание дисциплины. Тематический обзор лекций.
14

1.9. Примерная тематика семинарских занятий 33

1.10. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы и выполнения контрольных работ. 43

1.11. Круг проблем и примерные темы курсовых и дипломных работ по дисциплине «История и теория массовых праздников» 46

1.12. Формы промежуточного и итогового контроля 48

1.13 Вопросы для подготовки к зачетам и экзаменам. 50

1.14. Список рекомендуемой литературы по дисциплине 54

II. Методические указания к курсовой работе, семинарским занятиям 65

III. Дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации
70

IV. Глоссарий 84

I. Рабочая учебная программа дисциплины

    1. Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс предназначен для оказания учебно-методической помощи студентам, при освоении ими дисциплины «История и теория массовых праздников».

За многие века своего развития человечество накопило большой и интересный опыт в организации досуга, проведении разнообразных празднеств. Исторический срез прошлого позволяет сделать вывод о том, что массовые праздники по своей природе – явление глубоко традиционное в культуре. Оставаясь неизменными в своих сущностных проявлениях, формах деятельности они всегда занимали и занимают прочное место в социокультурной сфере разных стран. Ценность праздничной культуры в том, что в любой исторической эпохе она выполняла главную и основную миссию – делала жизнь человека эмоционально насыщенной, интересной, содержательной. Мы сегодня владеем большим информационным историческим материалом, который обогащает нашу культуру и который может быть использован не только в обучении студентов, но и в повседневной технологической практике культурно-досуговой и сценарно-режиссерской деятельности. Изучить этот опыт – значит усвоить специфическую художественную основу, теорию, методику и принципы организации многообразных форм социально- культурной и досуговой деятельности, что и помогает создавать новые формы массовых праздников, театрализованных представлений, обрядов и ритуалов.

Дисциплина «История и теория массовых праздников» изучается в течение 2-х лет (1-4 семестры), в объеме 300 часов:из них 136 часов аудиторной работы (68 часов лекционных и 68 часов семинарских занятий), 164 часа самостоятельной работы студентов. В течение 1, 2 семестров в конце каждой изучаемой темы проводится аттестация студентов преподавателем (в форме коллоквиумов, тестирования, анкетирования, контрольных творческих работ и творческих проектов, практических заданий, промежуточных мониторингов, в форме зачетов, экзаменов, итоговой диагностики). Первый и третий семестры завершаются зачетами, второй – экзаменом, четвертый – экзаменом и курсовой работой. На 2-ом курсе изучение массовых праздников опирается на знание исторических закономерностей и нацелено на изучение основных теоретических аспектов современного праздника (используется исторический материал, современный практический опыт).

Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. В первой части представлен теоретический курс по основным проблемам современных знаний по истории и теории массовых праздников; темы семинарских и практических занятий с освещением основных вопросов для студентов, во второй – методические указания к курсовой работе, дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (тесты), глоссарий.

    1. Цель данной дисциплины

состоит в формирование у студентов научных знаний об институте праздника как уникальном знаке культуры, обучении методике анализа, организации и проведения современных массовых праздников 21 века.

    1. Задачи дисциплины:

– дать развернутую картину развития института праздника от эпохи палеолита до наших дней;

– сформировать представление об основных теоретических положениях функционирования института праздника в социо-культурном пространстве;

– научить выделять значимые события, требующие художественного осмысления и моделировать современные праздники, опираясь на знание основных морфологических единиц

- изучить современное состояние и развитие праздничной культуры в России, странах мира, Тюменском регионе и сформировать практические навыки и умения сценарно-режиссерских технологий организации основных современных форм празднично - досуговой деятельности

- научить студентов анализировать на основе полученных знаний, давать аргументированную оценку процессам, происходящим в современной праздничной индустрии, обосновывать и выражать свою позицию к историческому прошлому праздничной культуры.

1.4. Роль и место дисциплины в структуре подготовки специалиста.

В учебном процессе данный учебно-методический комплекс обеспечивает материалами и становится важным звеном в подготовке будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников и тесно переплетается с дисциплинами: «Теория и практика режиссуры театрализованных представлений», «Теория драматургии и основы сценарного мастерства», «Учебно-практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников», «Учебно-практические занятия по сценарному мастерству». Учебно-методический комплекс по дисциплине «История и теория массовых праздников» в ряду специальных дисциплин, формирующих профессиональное мастерство режиссера театрализованных представлений и праздников занимает одно из ведущих мест. Дисциплина тесно связана с режиссурой, сценарным мастерством, историей и теорией культуры, этнологией, культурологией, семиотикой. Логика учебной дисциплины предполагает взаимодействие с общенаучными предметами, а также со специальными дисциплинами. Дисциплина предназначена дать общую картину становления и развития исторических тенденций массового праздника, раскрыть массовый праздник как комплексное многостороннее, полифункциональное явление, находящееся на стыке социологии, педагогики, социальной психологии, эстетики, культурологии.

1.5. Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым при изучении курсав соответствии с характеристикой выпускника конкретной специальности (с учетом квалификации) направления:

Дисциплина «История и теория массовых праздников» направлена на овладение хрестоматийным материалом и на изучение первоисточников, а также изучение опыта в организации досуга, проведении разнообразных празднеств. Важное место в обучении отводится практическим занятиям, анализирующим преломление основных теоретических положений в организации массовых праздников, самостоятельному рецензированию современных массовых театрализованных мероприятий. Студентам необходимо выявить, классифицировать, рассмотреть содержание и отобрать наиболее важные, значимые формы празднично - досуговой деятельности, а также обряды, ритуалы, развлечения, которые использовались людьми в практике свободного времени конкретного исторического периода.

Программа предусматривает проведение лекционных, семинарских, практических занятий и самостоятельную работу студентов. В курсе предлагаемого для студентов лекционного материала отобраны наиболее важные и необходимые сведения из содержания, выделены отличительные признаки и специфические особенности излагаемых понятий, дается материал, который вызывает затруднения у студентов. Лекции обязательно дополняются самостоятельной работой студентов. Формой проверки такой постоянной работы является собеседование по прочитанной литературе, письменные задания, прививающие будущим режиссерам интерес к теоретическим аспектам предмета. Важное место в обучении отводится практическим занятиям, анализирующим преломление основных теоретических положений в организации массовых праздников и самостоятельному рецензированию современных массовых театрализованных представлений и досуговых мероприятий.

Студентам необходимо на практических и семинарских занятиях проводить научный анализ праздника, делать сравнительную оценку новизны, престижности, художественной формы праздника, проводить анализ современного опыта, изучать общественное мнение о празднике. На аудиторных и внеаудиторных занятиях предполагается использование активных форм и методов обучения (обсуждение материалов периодической печати, видеофильмов , телевизионных программ, проведение игровых и конкурсных анимационных программ, тренингов, написание программ и структурных элементов сценарных планов, программ массовых праздников и театрализованных представлений, моделирование приемов активизации аудитории, защиту творческих работ и авторских проектов, просмотр, анализ и участие в организации и проведении празднично - досуговых мероприятий). Задания для самостоятельной работы студентов обеспечивают освоение базового материала курса.

В результате изучения дисциплины студент должен усвоить основные закономерности зарождения, этапы становления и формы развития массовых праздников, понять их социальную природу, выявить место в жизнедеятельности различных слоев человеческого общества на разных этапах его развития, понять зависимость сценарно-режиссерских средств и технологий от исторического содержания массового праздника, понять знаковый мира праздника (времени, пространства, различных кодов действования: вербальных, акциональных, кинетических) ;

обладать знаниями классификационных единиц праздничного комплекса (структурно-типологического среза); выявлять основные режиссерские приемы организации поведения праздничной общности, апробированных историческим опытом разных народов; владеть репертуаром праздничной деятельности (обрядовыми песнями, игровыми действиями, хороводами, кадрилями, театрально-зрелищными сценками и т. п.) и получить основы знаний и умений по социально – педагогической и организаторской работе, а также проявить себя в коллективной творческой работе по созданию новых форм современных массовых праздников, обрядов, представлений и ритуалов.

Педагогический контроль знаний студентов осуществляется в форме опроса, постоянного и активного включения группы в процесс урока с опорой на выученный и изучаемый материал, а также подготовкой сообщений, докладов, конспектов на семинарские и практические занятия. Тренинговые занятия проходят в часы лекций и семинаров, учебные конференции и творческие лаборатории организуются за счет семинарских часов. Изучение программы завершается защитой курсовой работы. (4 семестр). Данный учебный комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к содержанию по данной дисциплине, и общей целевой установки всей образовательной программы по данной специальности (режиссер театрализованных представлений и праздников, преподаватель).

  1. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302. 02«Хореографическое искусство» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Танцевальное искусство народов России» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки
  2. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302. 02«Хореографическое искусство» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Танцевальное искусство Урало-Сибирского региона» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080507 «Менеджмент организации» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и Основной образовательной программы по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  4. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 08011665 «Математические методы в экономике»

    Учебно-методический комплекс
    Чухланцев Д.О. Методы социально-экономического прогнозирования. Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по специальности 08011665 «Математические методы в экономике».
  5. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям

    Учебно-методический комплекс
    За пятнадцать лет реформирования российская экономика прошла сложный, нередко противоречивый путь от командно-административной, плановой экономики к рыночной экономике.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям 070102 «Инструментальное исполнительство» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Обществознание» предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования.
  7. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (1)

    Учебно-методический комплекс
    З-80 Информатика и математика: Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». –М.: Финакадемия, кафедра «Информационные технологии», 2009.
  8. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика и математика» разработан для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (программа подготовки бакалавров).
  9. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по направлению 08010062 «Экономика» Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    Гобарева Я.Л. , Золотарюк А.В., Фомичева Т.Л. Информационные системы в экономике: Учебно-методический комплекс. Для студентов, обучающихся по направлению 08010062 «Экономика».

Другие похожие документы..