Социально-антропологических исследований

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ САКРАЛЬНОГО:

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Сакральное в качестве особого объекта мышления несет в себе неустранимую двойственность: будучи выделенным на материале анализа архаическихрелигий, оно используется сегодня для характеристики светских по своей природе феноменов.

Каждый представитель архаического общества верил в то, что боги или некие сверхъестественные силы пребывают везде, это естественное для архаического человека состояние, которое и позволяло нам называть их мир сакральным. Сам же архаический человек этим понятием никогда не воспользовался бы, потому как не изучал он ни социологии, ни антропологии и не ведал различия между обыденным языком и языком науки. А мы ведаем, но почему-то для характеристики некоторых чисто светских сторон своей жизни мы вводим термин, с помощью которого удобнее всего было бы обсуждать те или иные явления религиозного порядка. Зачем в таком случае мы вводим понятие сакрального? Нам представляется, что ответ на этот вопрос возможен с двух точек зрения (назовем их условно) — социоцентристской и теоцентристской. Рассмотрим социоцентристскую точку зрения.

Социолог Эмиль Дюркгейм был в числе первых исследователей, кто ввел понятие сакрального в научный обиход. Опираясь на идею эволюционистов о единстве человеческого рода и на свое понимание социологии как науки о специфических социальных фактах, знаменитый французский исследователь пришел к выводу о том, что в любой религии можно обнаружить две эмпирически наблюдаемые вещи16: во-первых, религиозные верования и действия отделены от всех других социальных институций особым к ним отношением: они «запретны» и не должны быть осквернены (отсюда значимость ритуалов и аскетических практик, направленных на очищение); во-вторых, религиозные верования и действия являются объектом столь же особого почитания и любви людей. Вот эти две неотделимые друг от друга вещи в любой религии Э.Дюркгейм и назвал сакральным.

Нетрудно заметить, что понятие сакрального в данном случае описывает религию с точки зрения религиозной практики, а это как раз то в религии, что легче всего наблюдать извне (как вещь) и самое главное: обряды и ритуалы — это то, благодаря чему люди объединяются, образуя солидарные группы. Э.Дюркгейм лишил религию веры, собственно метафизического содержания (в иудео-христианском его понимании). Но не в этом состояла новизна дюркгеймовского подхода. В равной мере ничего нового не сказал Э.Дюркгейм и тогда, когда с помощью понятия сакрального он выделял в религии общее, характерное для многих верований (до него это сделали эволюционисты, правда, они не использовали для этого понятие сакрального). Нетривиальность его подхода состояла в том, что он это общее редуцировал к социальнойфункции. Конечной инстанцией, к которой обращается религия, является общество. В религии, писал Э.Дюркгейм, общество обожествляет самоё себя, что означает: устанавливает и воспроизводит крепкие связи между людьми на основе своих базовых ценностей. Понятие сакрального говорит не о Боге и не о богах или духах, а о людях, идентифицирующих себя (посредством культа) с определенной социальной группой и разделяющих с нею коллективные ценности. Лишив религию веры, Э.Дюркгейм вложил в руки исследователей инструмент, позволяющий им выделять во всех религиях общее, которое стало рассматриваться как социально значимое (культовое) действие. Но, что важно помнить, Э.Дюркгейм еще не рассматривал сакральные действия вне их религиозного контекста.

Марсель Мосс, талантливый племянник Э.Дюркгейма, конкретизировал и развил учение о сакральном своего старшего наставника. В знаменитом «Очерке о даре» (1925) он раскрыл один из механизмов функционирования сакрального в архаическом обществе. Отношения обмена — основа социальной жизни, а самую их суть составляют сакральные действия — жертвенный обмен дарами. Фактически М.Мосс утверждал, что сакральным может быть все, любой объект, если он выступает в форме дара и включается в жертвенный обмен. Как писал несколько позже другой французский исследователь сакрального Роже Кайуа «Все что угодно может стать ее [сакральности – Г.М] носителем и тем самым обрести в глазах индивида или коллектива ни с чем не сравнимый престиж» [1, с.152]. Только в отличие от представителей архаических обществ, считавших, что вещи наделяет свойством сакральности некая мистическая сила, М.Мосс, отталкиваясь от своей онтологии «тотального человека»17, полагал, что этим «наделением» занимается человек и никто другой. М.Мосс окончательно освобождает сакральное от религиозного контекста. Сакральные действия — не религиозные действия. Это просто особые действия человека, которым общество приписывает свойство необычности (мы совершаем дары не всегда, а по конкретному случаю, например, в соответствии с той или иной датой, обозначенной в календаре) дабы подчеркнуть их позитивный, возвышенно-праздничный настрой. Сакральными отныне могут считаться все необычные, выходящие за пределы повседневной жизни человека (например, ритуально-праздничные), действия. Цель этих действий одна: образование солидарных групп, сплочение общества. С другой стороны, любые объекты, включенные в контекст выполнения этих действий, обретают статус сакральных.

Иной взгляд на проблему сакрального предложили Мишель Лейрис и Жорж Батай — признанные лидеры (наряду с уже упомянутым Роже Кайуя) кружка французских интеллектуалов, получившего название «Коллеж социологии» (он просуществовал всего два года, но оставил заметный след в интеллектуальной жизни Европы, в том числе и своими изысканиями в области сакрального). Названные исследователи исходили из допущения, что понятие сакрального обращено к осмыслению не общества, а отдельного человека и его опыта. Сакральное в современных обществах существует в сфере индивидуального и бессознательного. Поэтому инструментом его познания становится не социология, а феноменология и психоанализ. Если Э.Дюркгейм и М.Мосс свели сакральное к необычному, но социально значимому действию, то М.Лейрис и Ж.Батай редуцировали его к столь же необычному, но теперь уже индивидуально значимому переживанию. Сакральное — особые, необычные переживания человека, которые обладают общей для всех людей структурой: они амбивалентны по своей природе, являются одновременно притягательными и отталкивающими, вызывающими любопытство и вместе с ним страх. Для того, чтобы назвать какие-то переживания сакральными достаточно того, чтобы они, вне зависимости от их содержания, обладали амбивалентной структурой. Но то, что обладает значимостью для одного человека, может быть лишено этого признака для другого. Мы вновь вынуждены констатировать: объектом сакральных переживаний потенциально может быть все, что угодно, что и показал своей работой М.Лейрис [2, с. 75-84].

Итак, сакральное, в соответствии с французской интеллектуальной традицией, — квазирелигиозное понятие, которое используется для описания необычных действий или переживаний, выходящих за границы повседневной жизни человека, но не имеющих отношения к религии. Следует отметить, что важнейшим свойством необычных действий и переживаний является их абсолютность — они должны приниматься большинством людей в качестве безоговорочно подлежащих к исполнению действий («Праздник… это праздник, и все тут») или иметь статус неоспоримо ценных для личной истории переживаний («Вот это до сих пор вызывает у меня странные, смешанные чувства. Ничего подобного я никогда не испытывал(а)…»).

Тогда ответ на вопрос — зачем в рамках социоцентристского подхода вводится понятие сакрального? — может быть таковым: например, для того, чтобы выявить то, что считается в данном обществе абсолютно приемлемым и социально значимым, какие ценности мобилизуют людей, чего больше всего опасаются люди и куда они устремлены в своих сокровенных желаниях. Или для того, чтобы придать тем или иным смыслам общественный вес, акцентировать их абсолютную значимость в настоящий момент. Понятие сакрального в социологическом его понимании — модальное понятие, и как таковое оно безразлично к содержанию объекта. Сакральным может быть все, что угодно — действия, чувства, мысли, вещи, отношения, запреты, разрешения… Главное — все это должно иметь в глазах большинства абсолютную и неоспоримую ценность. В таком случае «сакральное» — хороший инструмент, которым грех не воспользоваться для того, что провести «в общество» те или иные «полезные» идеи…

Совершенно иным способом вводится понятие сакрального в рамках теоцентристского подхода. Рассмотрим его на примере творчества известного историка религий и писателя Мирча Элиаде. Хотя суть этого подхода лучше всего выразить словами другого влиятельного религиоведа и теолога — Рудольфа Отто: «Осознание и признание чего-либо «священным» является в первую очередь своеобразной оценкой, которая осуществляется так только в религиозной области» [3, с.11]. М.Элиаде разделяет позицию Р.Отто, которая диаметрально противоположна точке зрения французских интеллектуалов — не все необычное обладает абсолютной ценностью. Необычное в собственном смысле слова (по-настоящему Иное) раскрывает себя только в религиозной сфере и должно постигаться адекватными ему средствами самой же религии.

М.Элиаде — не только религиовед, но и философ. Сакральное — категория философская, она обозначает реальность, подлинную жизнь, «нечто бесспорно настоящее… Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, то есть существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно… Коротко говоря, “священное”, входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории…» [4, с.5]. Человек воспринимает сакральное как универсальную структуру сознания, проявляющую себя в разное время по-разному, но всегда как подлинную, мощную, обильную и осмысленную жизнь. Абсолютной ценностью обладает такая жизнь. И эта жизнь необычна в своей основе. Нет ничего более необычного, чем жизнь, проживаемая со смыслом. Но не только человек является «носителем» сакрального. Сакральное манифестирует себя повсюду. Вот эти неисчислимые и всегда конкретные, доступные эмпирическому наблюдению, проявления сакрального — иерофании — и интересуют религиоведа [5, с.28]. Рассмотренные в целом (в ряде ключевых историко-религиоведческих работ автора подхода) они, согласно замыслу М.Элиаде, должны предоставить нашему сознанию величественный образ единой культурной традиции.

Случай религиоведческих изысканий М.Элиаде интересен тем, что он, выделив в религии общее, отождествил его с культурной традицией, а в основании этой последней он усмотрел структуры архаического сознания — таинства плодородия и космического повторения (непрерывного круговорота рождения, смерти и воскрешения), т.е. земледельческий культ — специфически растительный цикл, составляющий, по мнению М.Элиаде, в то же время и модель духовной жизни. Каждая конкретная религия предстает в концепции М.Элиаде как своеобразная манифестация единой культурной традиции, сакральной по своему существу.

Таким образом, в рамках теоцентристского подхода понятие сакрального может использоваться, во-первых, для того, чтобы обозначить базисный уровень истинной реальности, подлинного бытия (сакральное как категория онтологии); во-вторых, понятие сакрального позволяет ввести представление о единой культурной традиции как манифестации истинного бытия в человеческом мире, делая возможным сравнительный анализ различных религиозных систем (сакральное как категория сравнительного религиоведения).

  1. Социально-антропологических исследований (1)

    Лекция
    Учебно-методическое пособие содержит методические указания, подробное описание лекций и две вводные лекции по курсу «Миф. Идентичность. Знание. Введение в теорию социально-антропологических исследований».
  2. Принципы культурогенеза в режимных сообществах. Социально-антропологический анализ российской армии второй половины XX века

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 17 ноября 2009 г. в «__» часов на заседании диссертационного совета Д 002.117.01 Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН по адресу: 11 1, Ленинский проспект, д.
  3. Мир профессий как поле антропологических исследований

    Документ
    Термином «антропология профессий» мы обозначаем конкретный методологический подход к исследованию различных аспектов повседневной жизни профессий и профессиональных групп, понимаемых в как раз в таком широком смысле.
  4. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о п

    Исследование
    Дифференцирование и приспособление рас — Естественный подбор в борьбе за существование — Формы и законы изменений — Общие законы наследственности — Происхождение и унаследование отличительных половых признаков
  5. Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов

    Исследование
    Воспроизведение (Zeugung) и унаследование — Генеалогическая непрерывность зародышевой плазмы — Наследственное предопределение (Vorherbestimmung) — Физиологическая связь унаследования и отбора
  6. Социальная антропология по-русски: наука, профессия, идентичность

    Документ
    Альфред Луис Крёбер доказывал в своих исследованиях, что периоды научного подъема согласуются с эпохами общего национального и культурного процветания, однако, сам же предостерегал от опасности возведения этого вывода в ранг псевдозакона 1.
  7. Антропологические исследования в контексте современной российской археологии

    Документ
    Начиная с XIX века отечественные палеоантропологические работы находятся в русле магистральных археологических исследований. Это обстоятельство было отмечено еще академиком АН СССР В.
  8. Программа и методы социально-психологического исследования (В. А. Хащенко)

    Программа
    Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп.
  9. Рабочая программа социальная антропология наименование дисциплины по учебному плану Код дисциплины по учебному плану

    Рабочая программа
    Цель курса – сформировать представление студентов о предмете социальной антропологии, рассмотрение этапов формирования антропологического знания, его методов, форм, основных понятий и представителей; исследование взаимосвязей «общество-социальные

Другие похожие документы..