Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения

7. Структура и содержание практики

Практика магистрантов проводится в рамках общей концепции магистерской подготовки. Основная идея практики, которую должно обеспечить ее содержание, заключается в формировании технологических умений, связанных с педагогической деятельностью, а также коммуникативных умений, отражающих взаимодействия с людьми. Виды деятельности магистранта в процессе прохождения практики предполагают формирование и развитие стратегического мышления, панорамного видения ситуации, умение руководить группой людей. Кроме того, она способствует процессу социализации личности магистранта, переключению на совершенной новый вид – педагогическую деятельность, усвоению общественных норм, ценностей профессии, а также формированию персональной деловой культуры будущих магистров.

Содержаниепрактики составляет 8 кредитов, 108 часов.

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в кредитах/часах)

Формы текущего контроля

лекции

практ.

самост. работа

1

подготовительный этап

-

-

1 / 6

отзыв руководителя практики

2

педагогическая деятельность

1 / 18

1 / 24

4 / 54

3

подготовка отчета по практике

-

-

1 /6

защита отчёта комиссии

Примечание. К видам работ на практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

На подготовительном этапе педагогической практики магистрант должен:

  • ознакомиться с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по одной из основных образовательных программ;

  • освоить организационные формы и методы обучения в высшем учебном заведении на примере деятельности выпускающей кафедры;

  • изучить современные образовательные технологии высшей школы;

На этапе педагогической деятельности магистрант должен:

  • получить практические навыки учебно-методической работы в высшей школе, подготовки учебного материала по требуемой тематике к лекции, практическому занятию, семинарскому занятию, навыки организации и проведения занятий с использованием современных информационных технологий обучения;

  • изучить учебно-методическую литературу, лабораторное и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;

  • принять непосредственное участие в учебном процессе, выполнив педагогическую нагрузку, предусмотренную индивидуальным заданием;

  • при проведении своих занятий для повышения степени усвоения учебного материала аудиторией широко использовать современную мультимедийную и проекционную технику;

  • посещать и участвовать в анализе занятий, проводимых опытными преподавателями и другими магистрантами.

В период подготовки отчета по практике магистрант должен закрепить навыки самостоятельной работы и самообразования, подготовить и оформить в соответствии с правилами ТПУ отчет по практике.

Конкретное содержание практики планируется научным руководителем студента, согласовывается с руководителем программы подготовки магистров и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику, в котором фиксируются все виды деятельности магистранта в течение практики.

8. Образовательные, научно-исследовательские
и научно-производственные технологии, используемые на практике

При выполнении различных видов работ на педагогической практике используются следующие образовательные инновационные технологии обучения: командная работа, межличностная коммуникация, принятие решений, чтение лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение деловых игр, тренингов и других технологий.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
студентов на практике

Контрольные вопросы для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) педагогической практики, осваиваемым студентом самостоятельно:

1) Предмет и методы психологии:

  • Возникновение психологии как науки

  • Предмет и методы психологии

  • Основные научные психологические школы

2) Сознание и психологические процессы:

  • Психика как субстанция и психика как субстрат

  • Сознание как высшая ступень развития психики

  • Взаимодействие сознания и подсознания

  • Основные познавательные процессы

3) Психология личности:

  • Понятие и структура личности

  • Эмоциональная жизнь человека

4) Психология малых групп и межгруппового взаимодействия:

  • Виды и структура малой группы

  • Лидерство в малых группах

  • Конформизм и групповое давление

  • Развитие малой группы

  • Психология межгруппового взаимодействия

  • Психология межгрупповых конфликтов

5) Педагогическое воздействие на личность:

  • Образование и воспитание – две стороны одного процесса

  • Педагогическая деятельность

10. Формы промежуточной аттестации по итогам практики

По итогам педагогической практики магистрант предоставляет следующие формы отчетности:

1) Дневник педагогической практики.

2) Отчёт по педагогической практике.

3) Отзывы научного руководителя и руководителя практики.

В дневнике должны быть отражены результаты текущей работы и выполненные задания. Дневник педагогической практики заполняется лично магистрантом. Записи о выполненных работах производятся по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю. Достоверность записей проверяется руководителем и заверяется его подписью.

В отчёте по педагогической практике должно быть отражено следующее:

  • виды и результаты проделанной работы;

  • перечень и тематика посещаемых лекций и практических занятий преподавателей кафедр;

  • дидактический анализ занятий;

  • отчет об иных поручениях;

  • подведение итогов практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты оформленного отчета и отзыва научного руководителя практики в комиссии, в которую входят научный руководитель магистерской программы, научный руководитель магистранта и руководитель практики по направлению подготовки.

По итогам положительной аттестации магистранту выставляется дифференцированная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Оценка по практике приравнивается к оценкам по дисциплинам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов промежуточной (сессионной) аттестации студентов.

Педагогическая практика считается завершенной при условии выполнения магистром всех требований программы практики.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

  • основная литература:

  1. Богачкина Н.А. Педагогика и психология: учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2010. – 233 с.

  2. Ефремов О.Ю. Педагогика: учебное пособие / О. Ю. Ефремов. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

  3. Кузин А.Ю. Педагогика и психология: практикум. – Томск: Изд-во ТПУ, 2010. – 96 с.

  4. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 464 с.

  5. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 176 с.

  6. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

  7. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие / Л.Г. Смышляева, Л.А. Сивицкая. – 2-е изд. – Томск: Изд-во ТПУ, 2009. – 190 с.

  8. Психология и педагогика: учебник для вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 714 с.

  9. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие. – 3-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 543 с.

  • дополнительная литература:

  1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

  2. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2009. – 475 с.

  3. Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов. – М.: Вузовская книга, 2009. – 872 с.

  4. Подласый И.П. Педагогика: учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2009. – 540 с.

  5. Педагогика: научно-теоретический журнал / Российская Академия образования.

  • программное обеспечение и Internet-ресурсы:

  1. Лукьянова Н.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие. – 1 компьютерный файл (pdf; 728 KB). – Томск : Изд-во ТПУ, 2009.. – Электронная версия печатной публикации. – Доступ из корпоративной сети ТПУ. – Adobe Reader. – <URL:/fulltext2/m/2009/m84.pdf>.

  2. офисные программы.

12. Материально-техническое обеспечение практики

Для проведения педагогической практики необходима материально-техническая база, соответствующая действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-педагогических работ.

Минимально необходимый для реализации педагогической практики перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в Интернет), помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью), компьютерные классы, библиотечный фонд, специально оборудованные кабинеты для самостоятельной работы, имеющие рабочие места для магистрантов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом рекомендаций примерной ООП по направлению и профилю подготовки 080200 Менеджмент.

Программа практики одобрена на заседании кафедры _______ протокол.

Разработчики: ТПУ, кафедра ЭПР ИПР: профессор Боярко Г. Ю.,

доцент Антошкина А. В.,

Приложение А

(обязательное)

Индивидуальный план магистранта

по педагогической практике

_________________________________________________________

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Стратегия инновационного развития России обусловливает необходимость подготовки соответствующих кадровых ресурсов, способных к проектированию и реализации инновационной деятельности в масштабах страны, регионов, территорий, отраслей
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий-потребителей, которые основаны на ключевых позициях современных отраслей химической промышленности: высокой технологичности,
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Направление подготовки 200100 - «Приборостроение», утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» от 12.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа (ООП) Высшего профессионального образования Томского политехнического университета направления 131 «Нефтегазовое дело» включает в себя подготовку по пяти основным профилям:
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (3)

    Основная образовательная программа
    Предлагаемая программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовленности лиц, завершающих обучение в вузе и получающих фундаментальное экономическое образование.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа подготовки специалистов «Перевод и переводоведение» представляет собой полный (пятилетний) цикл подготовки профессионального лингвиста-переводчика, владеющего двумя иностранными языками и способного
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (5)

    Основная образовательная программа
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 утверждена федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, целью которой является «…развитие
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (6)

    Основная образовательная программа
    ООП магистратуры по профилю «Оздоровительная физическая культура» предусматривает изучение механизмов и факторов оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека, а также технологию разработки и применения тренировочных
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (7)

    Основная образовательная программа
    В своей статье «Россия, вперед!» от 10 сентября 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев определил пять стратегических векторов инновационно-технологического прорыва России, одним из которых является глобальная модернизация
  10. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (8)

    Основная образовательная программа
    Представленная ОПП разработана на основе ФГОС ВПО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 7), рекомендаций примерной образовательной программы, Стандартов ТПУ и является основным

Другие похожие документы..