Методическая система литературного развития младших школьников при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

На правах рукописи

Содномов Сономбал Цыденович

Методическая система литературного развития младших школьников

при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания

(монгольские языки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Улан-Удэ – 2012

Работа выполнена на кафедре филологии и методики преподавания Педагогического института ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор Воюшина Мария Павловна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, член-корр. РАО, профессор

Раднаев Эрхито Раднаевич

доктор педагогических наук, профессор

Хамраева Елизавета Александровна

доктор филологических наук, профессор

Дугаржапова Татьяна Максаровна

Ведущая организация –

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Защита состоится 31 мая в 11 часов на заседании диссертационного совета

Д 212.022.08при ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, Бурятский государственный университет.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Бурятского государственного университета по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а г.

Автореферат разослан ____ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Д.Г. Матвеева

Общая характеристика работы

Диссертационное исследование посвящено разработке и теоретическому обоснованию методической системы литературного развития младших школьников на уроках литературного чтения на бурятском языке в школах с родным (бурятским) языком обучения.

Актуальность исследования обусловлена тенденциями научной парадигмы, сложившейся в системе гуманитарного знания к началу XXI в., которые заключаются в обращении к традиционным феноменам в новых аспектах, способствующих удовлетворению духовных запросов школьников. В этом отношении важная роль отводится литературе – сокровищнице духовных богатств этноса, зеркалу исторического, культурного развития жизни народа. Так, в постиндустриальном обществе литература отдельного этноса становится его «визитной карточкой», отражает его мировидение, ценностную систему, эстетические принципы. Литература играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям национальной и мировой культуры.

Признание литературы явлением актуальной культуры, в достаточной мере реагирующим на изменения общественной системы, осуществляющим ряд социальных функций, а также обращение к литературе как способу сохранения национальной идентичности в условиях унификации культуры привело к всплеску общественного и научного интереса к феномену ее изучения детьми разных возрастов, этнических групп. Так, в системе среднего и вузовского образования созданы направления подготовки, в содержание которых входит изучение бурятской литературы, бурятского фольклора, истории и культуры бурят, разработаны программы и курсы, направленные на их сохранение и популяризацию, выпускаются специализированные сборники, посвященные вопросам изучения языка, литературы, культуры, истории бурятского народа. Все это послужило основанием для развития не только теоретических исследований, но и исследований прикладного направления (разработка учебно-методических комплексов по изучению бурятской литературы и бурятского фольклора на разных ступенях образования) и заложило базу для разработки и описания методической системы в новых аспектах – развития личности. Говоря о развитии, имеют в виду развитие общее. Очевидно, что литературное развитие следует рассматривать как специальное развитие, как развитие определенных способностей, умений, навыков, функций, которые в свою очередь требуют изучения объективных и субъективных условий, факторов, причин (И.В. Сосновская).

Литературное развитие школьников рассматривается, с одной стороны, как возрастной процесс, в ходе которого осуществляется приобретение жизненного опыта, расширение кругозора, накопление читательских впечатлений, меняется восприятие художественного произведения. С другой стороны, литературное развитие определяется как учебный процесс, характер которого влияет на уровень читательского восприятия и способности мыслить словесно-художественными образами (В.С. Выготский, М.П. Воюшина, В.Л. Дранков, Л.Г. Жабицкая, Е.А. Корсунский, М.Р. Львов, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская).

Литературное развитие младших школьников считается базовым понятием для осуществления принципа преемственности на всем протяжении изучения литературы в школе. В реализуемых программах по литературному чтению и литературному образованию (Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева, М.П. Воюшина, В.Г. Горецкий и Л.Ф. Климанова, Г.М. Грехнева и К.Е. Корепова, О.В. Джежелей, Э.Э. Кац, О.В. Кубасова, В.А. Лазарева, В.А. Левин, Е.И. Матвеева, З.Н. Новлянская и Г.Н. Кудина, М.И. Оморокова и Л.А. Ефросинина, З.И. Романовская, В.Ю. Свиридова и Н.А. Чуракова, Л.И. Стрельцова и Н.Д. Тамарченко, Т.С. Троицкая) ставятся задачи развития эмоциональной восприимчивости к чтению произведений, накопления опыта читательских переживаний, решаются проблемы специального литературного развития и предлагаются определенные точки «роста» маленького читателя.

В начальной школе с родным (бурятским) языком обучения чтение традиционно рассматривалось как часть курса «Бурятский язык» и было направлено на развитие речи детей, формирование и совершенствование качества чтения. С 2000 года в учебных планах общеобразовательных школ с родным (бурятским) языком обучения на начальном этапе появился курс «Түрэлхи хэлэн» – литературное чтение на бурятском языке. Необходимость сочетать обучение чтению на бурятском языке с литературным развитием привела к осознанию специфики предмета «Литературное чтение» на бурятском языке в начальной школе с родным (бурятским) языком обучения, которые требуют соблюдения определенных подходов, учета языковой ситуации в республике, состояния развития детской бурятской литературы.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется потребностью общества в научно обоснованной методической системе литературного развития младших школьников при организации литературного чтения на бурятском языке.

Степень научной разработанности проблемы. Литературное развитие младших школьников стало предметом изучения только к концу XX в., что определялось необходимостью научного обоснования концепций и программ литературного образования младших школьников.

В научных исследованиях можно выделить два направления: первое ориентируется на собственно обучение чтению, восприятию художественного произведения и формированию читательской самостоятельности при работе с детской книгой (Л.И. Беленькая, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Т.Г. Рамзаева, О.И. Никифорова, Г.М. Первова, М.И. Оморокова), второе ставит целью обеспечение литературного образования и развития младших школьников (М.П. Воюшина, В.А. Левин, С.К. Колодезников, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Т.С. Троицкая, И.В. Сосновская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко).

Проблемы литературного образования и развития школьников рассматривались в основном на средней и старшей ступенях школьного обучения. Были исследованы теоретические основы литературного развития (Н.Д. Молдавская), принципы взаимодействия искусств на уроке литературы (В.Г. Маранцман), литературное развитие учащихся в процессе анализа художественного произведения (И.В. Сосновская). Так, научной школой В.Г. Маранцмана (Л. И. Коновалова, Г. Л. Ачкасова, Е. И. Целикова, Л. В. Шамрей и др.) разработаны вопросы организации читательской деятельности, возрастных особенностей восприятия старшими школьниками произведений разных литературных родов и жанров. Также в методической мысли представлены научно-методические основы реализации национально-регионального компонента литературного образования в якутской школе (С.К. Колодезников), изучена специфика методики изучения родной литературы в якутской школе (Е.М. Поликарпова), жанровая специфика якутского фольклора в контексте современного литературного образования школьников (М.Т.Гоголева).

Литературное образование и развитие младших школьников рассматривалось через призму модернизации литературного образования и развития младших школьников (М.П. Воюшина), а также как коммуникативно-деятельностная система (Т.С. Троицкая), как развитие слабослышащих школьников в процессе начального обучения (О.А. Красильникова).

Очевидно, что литературное развитие младших школьников, обучающихся в школах с родным (нерусским) языком обучения исследовано недостаточно. До настоящего времени отсутствует научно обоснованная методическая система литературного развития учащихся начальной школы с учетом этнокультурологического подхода к отбору содержания, семантизации содержания литературоведческих понятий на бурятском языке.

Кроме того в процессе литературного развития различные подходы к его организации страдают обособленностью, отграниченностью друг от друга.

Подобная ситуация обусловлена несоответствиями педагогической теории и практики, проявляющимися в следующих аспектах:

- социально-педагогическом: между декларацией в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования значимости литературного чтения не только в формировании личности, но и в осознании своей принадлежности к определенному этносу и сложившейся практикой образования, в ходе которой литературное чтение используется для решения задач частного, предметного характера;

- научно-педагогическом: между большим количеством научных исследований, посвящённых проблемам школьного литературного образования и практически полным отсутствием исследований по литературному развитию учащихся начальной школы, и в том числе с родным (нерусским) языком обучения;

- научно-методическом: между интенсивным развитием развивающих концепций начального литературного образования и неразработанностью методической системы литературного развития младших школьников в школах с родным (нерусским) языком обучения.

Таким образом, назрела настоятельная необходимость многоаспектного исследования литературного развития младших школьников на родном (нерусском) языке.

Цель исследования: теоретическое обоснование, создание и экспериментальная апробация методической системы литературного развития младших школьников на бурятском языке на уроках литературного чтения в школах с родным (бурятским) языком обучения.

Объект исследования: процесс литературного развития младших школьников при организации литературного чтения на бурятском языке в школах с родным (бурятским) языком обучения.

Предмет исследования: теоретико-методологические и концептуальные основы методической системы литературного развития младших школьников на бурятском языке на уроках литературного чтения в школах с родным (бурятским) языком обучения.

  1. Методика обучения чтению при межкультурном подходе к преподаванию бурятского языка русскоязычным студентам (начальный этап, неязыковой вуз)

    Автореферат диссертации
    Хилханова Эржена Владимировна доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков и общей лингвистики ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств»
  2. Развитие и образование человека и всего человеческого общества в целом представляют два процесса: первый- это развитие человека как существа, т е. открытие им

    Документ
    Развитие и образование человека и всего человеческого общества в целом представляют два процесса: первый- это развитие человека как существа, т. е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, наполнения опыта поведения;
  3. Приказ № от 20 г. Рабочая программа курса «Литературное чтение» в 1 4 классах программа составлена учителем

    Рабочая программа курса
    Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МоиН РФ от 06.10.2009 г.
  4. Книга для чтения представляет собой необычный жанр пособия, в котором сочетаются личные мотивы, литературные произведения, пословицы, буддийские притчи. Примечательна структура книги, в которой материал дан на двух языках: английском и русском

    Книга
    Автор – талантливый прозаик, известный по замечательным произведениям, в том числе романам: «Долина бессмертников», «Инспектор Золотой тайги», «Геологическая поэма», которые стали достоянием бурятской литературы.
  5. Учебный план. Программа формирования ууд. Программы отдельных учебных предметов и курсов: русский язык

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Вологды разработана педагогическим коллективом (разработчики: директор школы Н.
  6. Книга адресована специалистам в области лингводидактики, методики преподавания иностранных языков и культур, лингвистики, аспирантам, учителям и преподавателям иностранных языков и культур

    Книга
    Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения – VII). Материалы Международного научно-методического симпозиума «Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения» (Пятигорск,
  7. Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации (1)

    Учебное пособие
    Учебно-методическое пособие «Основы буддистской культуры» предназначено для оказания методиче­ской помощи учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и свет­ской этики» для учащихся 4-5-х классов.
  8. Приказ № от 201 г. Рабочая программа по литературному чтению Класс 1 4 Б

    Рабочая программа
    Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания
  9. Конференции (5)

    Регламент
    Проректор по научной работе, д.ф.-м. н., проф. Булдаев А.С. (председатель); начальник НИЧ, к.ф.-м.н., доц. Дамдинов Б.Б., отв. по НИРС БГУ, к.б.н. Басхаева Т.

Другие похожие документы..