1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности

4. Качество содержания подготовки специалистов

4.1. Структура и содержание основных образовательных программ по аккредитуемым специальностям/направлениям

Содержание подготовки специалистов определяется государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ГОС ВПО). ГОСы предполагают единство общих требований к профессиональным образовательным программам (ПрОП) и к выпускникам, к условиям реализации ПрОП, производственной практике и итоговой государственной (квалификационной) аттестации, а также нормативные сроки освоения ПрОП и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Кроме того, стандарты определяют возможность учитывать национальные культурные традиции и достижения, национальные и региональные особенности экономики; предлагают студентам элективные дисциплины и факультативы. При этом институту и преподавателям предоставлены значительные возможности для свободного творчества в рамках стандартизированных ПрОП

Анализ структуры профессиональных образовательных программ, реализуемых в институте, показывает:

  • соответствие ПрОП государственным образовательным стандартам второго поколения в части требований к объему часов теоретического обучения, в том числе по блокам и отдельным дисциплинам, перечню дисциплин федерального компонента и наличию национально-регионального компонента, продолжительности практик и выполнению квалификационных работ, объему часов в неделю за весь период теоретического обучения;

  • допустимость изменения объема часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5 %, входящих в цикл - в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки и при сохранении содержательной части;

  • совершенствование подхода к соотношению аудиторной и самостоятельной работы студентов - переориентация на увеличение доли самостоятельной работы;

  • дифференцированный подход к реализации ПрОП различных направлений в зависимости от профиля и, соответственно, требований к уровню подготовки специалистов.

Учебные планы прошли экспертизу в Информационно-методическом центре Министерства образования и науки Российской Федерации по аттестации образовательных организаций (г. Шахты, Ростовская обл.).

Рабочие учебные планы определяют структуру знаний студентов, увязывают последовательность изучаемых дисциплин, выравнивают нагрузку на студентов по периодам обучения. С позиций свободы выбора изучаемых дисциплин выделены: федеральный минимум дисциплин; региональный минимум; дисциплины, устанавливаемые вузом; дисциплины, выбираемые студентом; необязательные (факультативные) дисциплины.

Весь набор учебных дисциплин разделен на комплексы, имеющие логическую последовательность в изучении. Каждая следующая дисциплина внутри комплекса опирается на учебный материал предшествующих дисциплин.

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин включает в себя как обязательные дисциплины, так и такие социально ориентированные, как история экономики, история мировых цивилизаций, история и культура Курского края. Предлагаемые дисциплины не только расширяют информационное поле будущих специалистов, но и готовят к профессиональной практической работе с различными слоями населения. Выпускник института, изучивший дисциплины, предлагаемые по выбору, лучше и глубже подготовлен к работе в различной социальной среде, имеет сформированное представление о неоднородности населения Курской области, с которым будет взаимодействовать в своей профессиональной деятельности.

Цикл общих математических и естественно - научных дисциплин углублен дисциплинами, отражающими региональную специфику работы будущих выпускников: регионалистика, экономика природопользования.

В Курской области, области с развитой промышленностью (АЭС, Железногорский ГОК, комбинат «Химволокно», АПЗ-20 и т.д.), особенно актуальными являются проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности человека. Знания регионалистики помогают ориентироваться в специфике экономической ситуации в своем и других российских регионах и принимать грамотные управленческие решения.

Информатизация профессиональной деятельности специалиста любого профиля требует углубленных знаний специальных компьютерных программ, поэтому среди дисциплин по выбору студентов – финансовые вычисления, информационные системы в экономике, автоматизированные информационные технологии.

Циклы общепрофессиональных и специальных дисциплин состоят из обязательных и предлагаемых институтом. Среди них – дисциплины, углубляющие представление о будущей профессии и развивающие практические навыки студентов. Эти дисциплины содержательно дополняют дисциплины федерального компонента, конкретизируют отдельные, значимые для будущего специалиста проблемы и реалии. Так, предлагаемые дисциплины готовят специалиста к работе в коллективе, знакомят с нормативно-правовой базой, регулирующей его деятельность (нормы трудового и административного законодательства, финансового права и др.), методами управления, учат организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в сложных психологических ситуациях.

Будущий специалист должен быть методически и психологически готов к различным ситуациям, требующим его профессионального вмешательства, знать основы социальной работы с различными группами населения. Ценообразование, стратегическое планирование, основы предпринимательства, предлагаемые студентам-экономистам, дают знания, необходимые для работы в условиях постоянно меняющейся в области и в целом в России экономической конъюнктуры.

Курсы по выбору явились частичным отражением региональных особенностей. Однако при этом необходимо отметить:

  • более осмысленно к выбору отдельных дисциплин подходят студенты старших курсов; студенты младших курсов, как правило, принимают рекомендации выпускающей кафедры;

  • существует тенденция частичного использования выпускающими кафедрами часов на элективные курсы блока гуманитарных и социально – экономических дисциплин, на «стыковые» курсы блока естественно-научных дисциплин, на общепрофессиональные и специальные курсы.

В то же время ряд элективных курсов реализуется только в рамках одной профессиональной образовательной программы.

В целях расширения выбора студентами области своей будущей профессиональной деятельности в институте реализуются следующие специализации.

Таблица 4.1.1

Специальность

Специализация

1

2

080801.65 Прикладная информатика в экономике, в менеджменте

информационные системы в бухгалтерском учете; информационные системы в управлении

030602.65 Связи с общественностью

связи с общественностью в сфере экономики, связи с общественностью в политической и общественной сфере

080111.65 Маркетинг

организация маркетинговой деятельности на предприятии

080504.65 Государственное и муниципальное управление

государственное регулирование экономики, муниципальное управление

080801.65 Прикладная информатика в экономике, в менеджменте

информационные системы в бухгалтерском учете; информационные системы в управлении

080102.65Мировая экономика

внешнеэкономическая деятельность предприятия

080105.65Финансы и кредит

специализация: финансовый менеджмент, страхование

080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях)

(кроме банков и других финансово-кредитных организаций

080505.65 Управление персоналом

специализация: кадровый консалтинг и аудит

080507.65 Менеджмент организации

управление проектами, производственный менеджмент

Введенные специализации соответствуют перечню специализаций, утвержденных УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики, в области менеджмента. Специализации вводятся с учетом требований рынка труда Курска и Курской области и в соответствии с профилем института.

Немаловажную роль в подготовке специалистов играют факультативы, реализующие индивидуальные образовательные запросы студентов.

Временная структура учебных планов отражена в графике учебного процесса и предусматривает количество и продолжительность семестров, время каникул (2 недели зимних и 7-8 недель летних). По каждой дисциплине указывается количество часов по видам занятий (лекции, семинарские, самостоятельная работа), вид контроля знаний (зачет, экзамен). Числовыми параметрами учебных планов являются: число часов учебной нагрузки в неделю (зависит от курса и формы обучения), общее плановое число занятий в неделю (включая самостоятельную работу), количество экзаменов, зачетов, курсовых работ и проектов. Предельное число часов занятости студентов в неделю составляет 54 часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы. Из них на аудиторную работу отводится 27 часов (в среднем).

Анализ содержательной части учебных планов показывает:

  • логичность и преемственность освоения отдельных дисциплин;

  • обоснованный подход к количеству и формам контроля качества обучения;

  • возможность адаптации студентов первого курса к системе высшего профессионального образования;

  • индивидуальный подход к освоению ПрОП – возможность выбора элективных и факультативных курсов, дисциплин специализаций;

  • профессиональную направленность специальных дисциплин в соответствии с разрешенной к реализации соответствующим УМО специализацией;

  • своевременность производственного обучения (по отношению к осваиваемым дисциплинам); обоснованность продолжительности видов практик.

Вместе с тем перечень некоторых курсов по выбору не претерпевает существенных изменений, необходима реакция выпускающих кафедр на изменения в производственной сфере, для которой готовятся специалисты, и, соответственно, внесение изменений в национально-региональный компонент;

  • некоторые реализуемые курсы по выбору лишь частично отвечают критерию «национально-региональные»; выпускающим кафедрам при формировании ПрОП необходимо учитывать уровневые требования предприятий региона к выпускнику (формировать квалификационную характеристику по совокупности требований ГОС и предприятий региона).

Профессиональные образовательные программы специальностей включают в себя учебные программы дисциплин, программы всех видов практик. По всем учебным дисциплинам специальностей разработаны учебныепрограммы, которые соответствуют требованиям ГОС ВПО. Содержание программ соотносится также с современными методическими требованиями и современным уровнем развития науки. Учебные программы находятся в библиотеке института в открытом доступе для преподавателей и студентов. Они ориентируют студентов на достижение конечной цели обучения, отражают последовательность изучения тем и разделов курса дисциплин, содержание самостоятельной работы, дают методические рекомендации студенту. Программы содержат перечень видов деятельности, которыми должен овладеть студент, выполняя задания по дисциплине, и перечень знаний и умений с указанием уровней их освоения, определяют сроки и формы контроля знаний, знакомят с критериями их оценки. Программы сопровождаются списками учебно-методической литературы, рекомендованной в качестве обязательной и дополнительной. Программы учитывают необходимость профессиональной ориентации студентов разных специальностей, направленность вуза.

Все программы прошли обсуждение и утверждение на кафедрах института. Учебные программы ежегодно модифицируются в соответствии с требованиями ГОС ВПО и развитием науки. Динамичность рабочих программ обеспечивается внесением в них региональной составляющей (компоненты), что сообщает процессу высокую степень адаптированности содержательной части учебного курса к профессиональным запросам будущего специалиста.

Программами предусмотрена самостоятельная работа студентов. Она рассматривается как специфическая форма учебной деятельности, имеющая соответствующую мотивацию, цель, предмет, условия и механизм реализации. Именно в процессе самостоятельной работы в наибольшей мере реализуется деятельностный принцип, формируются профессиональные навыки будущего специалиста. В связи с этим важное значение приобретают вопросы планирования самостоятельной работы студентов, ее контроля и методического обеспечения. Основными ее видами являются выполнение курсовых работ, выпускной квалификационной работы, контрольных работ, написание рефератов, подготовка к экзаменам и зачетам. В помощь студентам разработаны учебно-методические материалы,которые включают в себя стандарт дисциплины, программу дисциплины, учебно-тематический план, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену или зачету, вопросы для самопроверки, задания для контрольных работ, темы рефератов, курсовых работ, список литературы.

Анализ рабочих программ дисциплин показывает, что:

  • они направлены на выполнение требований государственных образовательных стандартов в части «знать», «уметь» для определенного блока и для формирования специалиста в целом;

  • их содержательная часть соответствует требованиям ГОС и учитывает последовательность освоения отдельных дисциплин и, соответственно, их преемственность;

  • объем часов на освоение дисциплины в целом и отдельных видов работ, виды и сроки отчетности соответствуют учебным планам ПрОП;

  • рабочие программы дисциплин носят авторский характер, но разработаны по унифицированной в рамках института схеме;

  • в рабочих программах находит отражение проводимая ежегодная корректировка учебных планов;

  • рекомендуемая основная и дополнительная литература, в основном, отвечает требованиям новизны и обоснованности ее использования.

Учебно-методическая документация по специальностям разработана в соответствии с ГОС ВПО на достаточном профессиональном уровне, обеспечен единый технологический подход, соблюдаются согласованность и логическая последовательность учебных дисциплин, при планировании учебного процесса учитываются структурно-логические межпредметные связи.

  1. Организационное -правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Документ
    Подготовка дипломированного специалиста с присвоением квалификации выпускнику – геолог-нефтяник проходит на кафедре геологии нефти и газа по очной форме в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (4)

    Документ
    Специальность 080301 «Коммерция (торговое дело)» была открыта на базе направления «Коммерция» в 1997 году (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ № 453 от 20.
  3. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (1)

    Реферат
    3.1. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема по всем уровням и формам подготовки .
  4. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Реферат
    Самообследование филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.Всеволожске проведено в связи с аккредитационной экспертизой филиала, в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений
  5. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (7)

    Реферат
    Самообследование филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Чехове проведено в связи с экспертизой соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям ГОС и показателей деятельности филиала
  6. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности вуза

    Документ
    Аккредитованное негосударственное образовательное учреждение «Кисловодский гуманитарно-технический институт» создан на базе Кисловодского института Академии оборонных отраслей промышленности Российской Федерации и ведёт образовательную
  7. Организационное -правовое обеспечение образовательной деятельности (3)

    Документ
    Юридический институт Государственного образовательного учреждения «Иркутский государственный университета» (далее ЮИ ИГУ) является одной из старейших правовых школ Сибири.
  8. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (2)

    Документ
    Учреждение образовано в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 06 августа 1949 г. № 3361 на базе Загорского зоотехнического техникума как Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум.
  9. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности (5)

    Документ
    кафедра экономической и социальной географии (в ИГУ 1918 г. начало преподавания экономической географии, в 1920 г. открыта кафедра экономической географии и статистики, настоящее название имеет с 1995 г.
  10. Организационное -правовое обеспечение образовательной деятельности (1)

    Документ
    Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с нормативными документами: Устав ИГУ, положение о факультете, положение о кафедре, Государственный образовательный стандарт по специальности, учебный план.

Другие похожие документы..