Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год

Заявители сообщали, в частности, о Постановлении Народного собрания Республики Абхазия от 15 мая 2006 года. Этот документ предписывал всем судам республики "отказывать в принятии исков о спорах, вытекающих из права собственности на жилые помещения, ранее принадлежавшие гражданам, покинувшим территорию Республики Абхазия, а находящиеся в производстве гражданские дела по таким искам, равно как и исполнение по уже принятым решениям - приостановить". Вплоть до осени 2008 года помочь заявителям не представлялось возможным: официальных каналов взаимодействия с непризнанным государством у России не было, а обращения к властям Грузии не имели практического смысла.

Казалось, что эта тупиковая ситуация должна была измениться после признания Россией Республики Абхазия. Видимо, поэтому с конца 2008 года поток жалоб на нарушение жилищных прав граждан России в Абхазии увеличился. Однако предпринятые по линии МИД России усилия для решения вопроса оказались безрезультатны.

В связи с этим Уполномоченный обратился в Правительство Российской Федерации с предложением о том, чтобы в качестве последнего средства воздействия на суверенные власти Абхазии рассмотреть вопрос о целевом направлении части средств, выделяемых ей из российского бюджета в виде помощи, на выплату компенсаций указанной категории граждан. Отрицательный ответ на это предложение пришел из Минфина России. Из ответа следовало, что предоставляемая Россией финансовая помощь Республике Абхазия не предназначена для компенсации потерь, понесенных гражданами России от действий Республики Абхазия.

Уполномоченный рассматривает такую позицию как необоснованный отказ от использования доступных России рычагов политического влияния на дружественное государство в интересах защиты прав граждан России.

В поле зрения Уполномоченного все чаще оказываются конфликты между гражданами России, состоявшими ранее в браке с гражданами других государств. "Яблоком раздора" неизменно становятся рожденные в таких интернациональных браках дети, которых каждый из расставшихся супругов пытается вывезти в страну своего пребывания без согласия другого.

Полной статистики разрешения конфликтов этой категории не имеется, но общее впечатление таково, что иностранные суды во многих случаях принимают решения не в пользу граждан России. Причем, как правило, со ссылкой на то, что наша страна до сих пор не присоединилась к Конвенции ООН о гражданских аспектах международного похищения детей, принятой в Гааге 25 октября 1980 года. Изучив текст Конвенции, Уполномоченный нашел ее декларативной и, как следствие, не вполне функциональной, но не противоречащей российскому законодательству. Уполномоченный пришел к выводу о целесообразности присоединения России к указанной Конвенции. В том числе и потому, что такой шаг лишил бы возможности ссылаться на наше неучастие в ней для обоснования решений, принимаемых иностранными судами не в пользу граждан России. В связи с изложенными соображениями Уполномоченный поинтересовался позицией МИД России по вопросу о нашем участии в Конвенции.

Из МИД России пришел ответ за подписью специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью. Как можно понять, необходимость присоединения России к Конвенции вызывает у Министерства иностранных дел большие сомнения. Во-первых, потому что само понятие "дети" она распространяет только на лиц до 16 лет, а не до 18, как предусмотрено нашими Гражданским и Семейным кодексами. Во-вторых, потому что при выборе места жительства ребенка предполагает учет сведений о его "социальном окружении", под которым могут пониматься в том числе и материально-бытовые условия, что, дескать, для России невыгодно. И в-третьих, потому что, в сущности, Конвенция не предоставляет России односторонних преимуществ при разрешении споров о детях, рожденных в интернациональных браках.

Изложив такую не вполне бесспорную позицию, МИД России посоветовал Уполномоченному обратиться в Минобрнауки России, которое является головным российским ведомством по вопросу о присоединении к указанной Конвенции. Что Уполномоченный и сделал, направив письмо Министру образования и науки Российской Федерации. На момент подписания настоящего доклада ответ на это письмо не поступил.

Уже не первый год на контроле у Уполномоченного находится весьма специфический вопрос о соблюдении прав российских моряков торгового флота.

Дело в том, что подписанное еще в 2001 году российско-греческое межправительственное Соглашение о торговом судоходстве было составлено по старым советским лекалам. В силу этого оно не позволяет морякам - гражданам одной стороны обращаться в суды другой стороны с исками к судовладельцу без согласия своего консульского учреждения. Во времена СССР эта норма ограждала советского судовладельца от исков советских же моряков в иностранные суды. В наши дни она лишает российских моряков права оспорить в иностранном суде действия своего иностранного же судовладельца. Тем самым в своей нынешней редакции Соглашение ограничивает по профессиональному признаку конституционное право граждан России на доступ к правосудию.

Все эти годы Уполномоченный вместе с Верховным Судом Российской Федерации и Российским профсоюзом моряков активно выступал за исключение указанной нормы из текста Соглашения. Тем не менее в мае 2008 года оно все же прошло процедуру последнего согласования в Минтрансе России. При этом Минтрансом были даны устные заверения в том, что для защиты прав российских моряков оно совместно с МИД России разработает соответствующую инструкцию. Со своей стороны Уполномоченный считает регулирование вопроса прав человека путем принятия ведомственных инструкций принципиально неприемлемым.

На момент подписания настоящего доклада российско-греческое межправительственное Соглашение о торговом судоходстве еще не было внесено на ратификацию в Государственную Думу. Когда и если это все же произойдет, Уполномоченный хотел бы рассчитывать на ответственное решение законодателей по существу изложенного выше вопроса.

В докладе за 2005 год Уполномоченный впервые привлек внимание к проблеме обеспечения прав граждан России, постоянно проживающих в Туркмении. Практически все они имеют также и гражданство Туркмении. В силу наличия между Российской Федерацией и Туркменистаном действующего Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, лица этой категории вправе рассчитывать на российское покровительство. Однако сама Туркмения фактически исходит из того, что указанное Соглашение прекратило свое действие еще в 2003 году. На таком основании власти Туркменистана стремятся побудить лиц этой категории отказаться от одного из двух гражданств, имея в виду, что выбравшие гражданство России покинут территорию Туркмении. А в России ничего этого как бы "не замечают". В свете изложенного поучительна история, приключившаяся с гражданином России и Туркмении З., ученым-экологом, активистом общественного экологического движения.

За последние три года этот мирный, не склонный к насилию человек дважды оказывался объектом уголовного преследования по делам о якобы совершенных им насильственных преступлениях.

В январе 2007 года один из судов Туркменистана осудил З. за "мелкое хулиганство" и за "незаконное хранение оружия", обнаруженное при обыске в его доме. З. приговорили к лишению свободы сроком на три года условно. Свою роль в вынесении такого сравнительно мягкого приговора сыграло вмешательство российских правозащитников и экологов, которые обратились за помощью к Уполномоченному. Не осталось в стороне от "дела З." и Посольство России в Туркмении.

В октябре 2009 года уже другой суд Туркменистана признал З. виновным в "нанесении побоев средней тяжести", назначив ему наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет. После очередного вмешательства Посольства России в Туркмении власти Туркменистана согласились "отменить" этот приговор в обмен на отказ З. от туркменского гражданства и его немедленный переезд в Россию. Посольство России сочло инцидент исчерпанным, не преминув при этом критически отозваться о правозащитниках, якобы осложняющих российско-туркменские отношения своими выступлениями в защиту прав граждан России в Туркмении.

Со своей стороны Уполномоченный не может не выразить признательность российским дипломатам за усилия по освобождению З. Вместе с тем Уполномоченный считает необходимым обратить внимание на то, что само это освобождение было осуществлено как раз по той схеме, которую с молчаливого согласия России пытаются реализовать власти Туркмении в отношении проживающих в этой стране лиц с двойным гражданством. В итоге был, возможно, создан крайне опасный прецедент "выдавливания" из Туркмении тех, кто в соответствии с действующим российско-туркменским Соглашением об урегулировании вопросов двойного гражданства хотел бы жить в Туркмении, оставаясь гражданином обоих государств.

Проанализировав некоторые аспекты непростых проблем защиты прав граждан России за рубежом, оказавшиеся в поле зрения в связи с поступившими обращениями, Уполномоченный вынужден констатировать зачастую недостаточную принципиальность отдельных государственных органов нашей страны в работе на этом важном направлении. Уполномоченный отнюдь не настаивает на безусловной правоте своих выводов и тем более предложений. Вместе с тем Уполномоченный хотел бы выразить надежду на то, что в предстоящий период наши органы власти в любой сложной конфликтной ситуации будут делать все возможное, а если надо, то и невозможное для защиты прав граждан России без оглядки на текущую политическую конъюнктуру, на ведомственные стереотипы и интересы.

17. Вопросы взаимодействия с Европейским Судом по правам человека

В январе 2010 года обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации ратифицировали Протокол N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающий реформирование Европейского Суда по правам человека. В начале февраля Федеральный закон о ратификации Протокола N 14 подписан Президентом Российской Федерации. Это важное событие побуждает кратко рассмотреть вопросы взаимодействия нашей страны с Европейским Судом.

Присоединение Российской Федерации в мае 1998 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод сделало ее частью нашего национального законодательства. В силу этого обстоятельства все лица, находящиеся под российской юрисдикцией, как граждане России, так и иностранцы, получили возможность строить свою защиту в российских судах, основываясь на положениях Конвенции и протоколов к ней, а также обращаться в европейские органы, в том числе в Европейский Суд. Так начался непростой процесс адаптации российской правовой системы к стандартам Совета Европы, предполагающий пересмотр не отвечающих новым требованиям национальных законов и подзаконных актов, и внесение коррективов в практику отправления правосудия.

За без малого двенадцать лет, прошедших с момента присоединения России к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Европейский Суд по правам человека поступило около 70 тыс. "российских" жалоб. По состоянию на 1 января 2010 года 36 тыс. таких жалоб были отклонены без рассмотрения по существу. Решения приняты по 862 жалобам против России. При этом в 815 случаях эти решения оказались в пользу заявителей и в 47 случаях - в пользу России. Около 34 тыс. жалоб находятся в процессе рассмотрения.

По давней советской традиции обращение к внешнему миру с жалобой на свою страну и сегодня воспринимается многими как достойная осуждения попытка "вынести сор из избы". Этим, видимо, и объясняется, мягко говоря, весьма неоднозначное отношение многих государственных чиновников к приведенной выше статистике и вообще к деятельности Европейского Суда по правам человека. Тем более что и решения в пользу России он принимает крайне редко. Со своей стороны Уполномоченный считает такой подход глубоко ошибочным. Сотрудничество с Европейским Судом по правам человека необходимо России отнюдь не только потому, что она связана конкретными международными обязательствами. Это сотрудничество приносит нашей стране реальную пользу. По данным МИД России, до 40 % поступающих в Европейский Суд "российских" жалоб подаются в связи с неисполнением решений российских судов. Чуть меньшая доля жалоб посвящена волоките при рассмотрении дел опять-таки в российских судах. Разве не в интересах России, чтобы ее суды стали лучше, чтобы их решения своевременно исполнялись? Другое дело, что сотрудничество России с Европейским Судом могло бы быть куда более эффективным, чем сейчас.

В настоящее время с нашей стороны это сотрудничество ограничено более или менее своевременной выплатой материальной компенсации, которую Европейский Суд своими решениями назначает заявителям из России. При этом, однако, Верховный Суд пока так и не разработал четкого механизма реализации своих собственных рекомендаций о необходимости учета решений Европейского Суда при отправлении правосудия во всех российских судах общей юрисдикции. В результате решения Европейского Суда в качестве источника совершенствования российской правоприменительной практики остаются по большому счету невостребованными нашими судебными и иными органами.

Весьма актуальным представляется и доведение до сведения всех российских судов информации о важнейших решениях Европейского Суда по делам, не касающимся жалоб из России. Не исключено, что наши судьи нашли бы эту информацию полезной, например, при рассмотрении дел о преступлениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, или же дел о правах собственности на землю и недвижимость. Подобные дела рассматривались Европейским Судом по жалобам, поступившим из Великобритании и Франции.

Размышляя о том, что могла бы сделать Россия для повышения эффективности своего сотрудничества с Европейским Судом, нельзя не сказать о том, что сам этот орган уже давно нуждается в реформах. Ратификация Россией Протокола N 14 как раз и дала старт очередной такой реформе. Одна из ее важнейших целей - повышение оперативности работы Европейского Суда, переставшего справляться с потоком поступающих жалоб. При этом большое количество жалоб являются "типичными" или "аналогичными", то есть имеющими своим предметом нарушения, уже установленные и признанные Европейским Судом в его ранее принятых решениях. Вступивший в силу Протокол N 14 позволяет комитету из трех судей, объявив подобные жалобы приемлемыми, одновременно вынести окончательное решение по их существу, ориентируясь на прошлые решения Европейского Суда по аналогичным делам.

В силу отмеченной выше пассивности нашей судебной системы в использовании решений Европейского Суда можно предположить, что в рамках такой "ускоренной" процедуры по большему, чем раньше, количеству жалоб из России будут приниматься решения в пользу заявителей. Выход из положения видится в том, чтобы реально сделать наконец решения Европейского Суда частью российской судебной практики.

Протокол N 14 предусматривает также увеличение сроков полномочий судей Европейского Суда с шести до девяти лет, введение дополнительного критерия, позволяющего ему признавать жалобу неприемлемой в зависимости от понесенного заявителем ущерба. Кроме того, теперь "отбраковывать" заведомо неприемлемые жалобы может один из судей единолично, а выносить решения по существу жалобы - комитет из трех судей, а не весь состав Суда. При этом следует иметь в виду, что ст. 8 указанного Протокола не исключает право Российской Федерации в случае, если она выступает стороной в споре, требовать участия в его рассмотрении своего представителя. Европейский Суд наделяется правом проведения расследования в государстве-ответчике на стадии, когда приемлемость жалобы еще не определена.

В целом, Протокол N 14 не вносит радикальных изменений в систему контроля, установленную Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Скорее наоборот, Протокол направлен на совершенствование существующего механизма путем предоставления Европейскому Суду процедурных средств и необходимой гибкости для своевременного рассмотрения жалоб. С учетом сказанного необходимость дальнейшего реформирования Европейского Суда по правам человека представляется очевидной. Свою же главную задачу Уполномоченный видит не в том, чтобы напрямую участвовать в этом процессе. Мандат Уполномоченного предполагает защиту права граждан России, а также всех лиц, находящихся под российской юрисдикцией, на беспрепятственное обращение в Европейский Суд по правам человека.

18. О награждении медалью Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

В целях поощрения подвижнической деятельности в области защиты прав и свобод человека учреждена медаль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "Спешите делать добро". Согласно утвержденному 18 июля 2005 года Положению о медали, ею могут быть награждены граждане России и других государств (индивидуально или в группе), а также общественные организации. Критериями присуждения медали являются самоотверженность, героизм и мужество, проявленные в ситуации реальной угрозы правам человека, поступки, совершаемые по воле сердца, порой, за гранью возможного.

Представления к награждению медалью вносят правозащитные и любые другие общественные организации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, Экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации.

Решения о награждении принимаются специально созданной Комиссией и утверждаются Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Награждение производится 10 декабря - в день принятия Всеобщей Декларации прав человека.

В отчетном году медали "Спешите делать добро" были удостоены:

Алексеев Сергей Сергеевич, ученый-правовед, государственный и общественный деятель.

С.С. Алексеев был одним из идейных вдохновителей и авторов проекта Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году и действующей в настоящее время. Он также выступил инициатором подготовки нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Его перу принадлежит свыше четырехсот научных, публицистических и художественных произведений, едва ли не каждое из которых стало событием в юридической науке и в целом в интеллектуальной жизни российского общества.

И в наши дни С.С. Алексеев неутомимо ведет научную, творческую и просветительскую работу. Его подвижническая деятельность, активная жизненная позиция, последовательность и принципиальность в отстаивании демократических ценностей - пример для нового поколения граждан нашей страны.

Чуковская Елена Цезаревна - общественный деятель.

С начала 60-х годов прошлого века Е.Ц. Чуковская самоотверженно помогала выдающемуся русскому писателю А.И. Солженицыну в работе с архивными материалами, была его верным соратником. В былые времена для этого требовалось совершенно особое гражданское мужество.

Огромный вклад внесла Е.Ц. Чуковская и в сохранение творческого наследия другого выдающегося русского писателя, своего деда К.И. Чуковского.

Левитская Надежда Григорьевна - активистка гражданского общества.

Долгие годы была добровольным референтом А.И. Солженицына, его незаменимым переводчиком с немецкого. Печатала на пишущей машинке и распространяла "самиздатовские" копии его произведений в СССР. С риском для себя спасала рукописи А.И. Солженицына при обысках и милицейских налетах. И сегодня Н.Г. Левитская на общественных началах участвует в работе Русского общественного фонда Александра Солженицына.

Эстемирова Наталья Хусаиновна (посмертно) - правозащитник, член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

Родилась в русско-чеченской семье в Свердловской области, закончила исторический факультет Грозненского университета. С первой чеченской войны занималась расследованием похищений гражданских лиц, бессудных казней и пыток. В 2000-2009 годах неутомимо работала в представительстве Правозащитного центра "Мемориал" в г. Грозном, подвергаясь нападкам и преследованиям со стороны властей.

При до сих пор не выясненных обстоятельствах в июле 2009 года Н.Х. Эстемирова была похищена и подло убита в г. Грозном. Погибнув на своем посту, Н.Х. Эстемирова разделила трагическую судьбу тех людей, за право которых на жизнь, свободу и достоинство боролась по воле сердца. Вся ее недолгая жизнь - пример самопожертвования, подвижничества и огромного гражданского мужества.

Аушев Макшарип Магаметович (посмертно) - правозащитник, член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, бывший лидер ингушской оппозиции.

Успешный, состоявшийся человек М.М. Аушев добровольно выбрал нелегкую судьбу правозащитника, выступив против произвола и насилия, чинимых как незаконными, так, порой, и "законными" вооруженными формированиями. Одним из первых среди активистов ингушской оппозиции выступил в поддержку нового руководства своей республики.

В октябре 2009 года при до сих пор не выясненных обстоятельствах убит в результате террористического акта.

Заключение

В отчетном году идеи модернизации, о необходимости которой так долго говорили лишь единицы, наконец овладели массами, став объектом оживленной общественной дискуссии. В фокусе споров оказался вопрос о границах модернизации, конкретно о том, должна ли она распространиться на сферу политики, или может ограничиться экономикой. Как гражданин России Уполномоченный имеет собственное мнение по этому вопросу, но, памятуя о должностных ограничениях, не считает возможным изложить его на страницах настоящего доклада. Вместе с тем, оставаясь в пределах своей компетенции, Уполномоченный хотел бы подчеркнуть, что никакая модернизация невозможна без реального обеспечения прав и свобод человека. Итоги деятельности Уполномоченного в отчетном году и выводы, которые были сделаны, неопровержимо свидетельствуют о том, что в деле обеспечения прав и свобод человека у России как государства и как общества имеются огромные резервы для самосовершенствования. Ключей же к этому, по большому счету, два: эффективная обратная связь между обществом и государством, а также строгое, беспристрастное и невыборочное исполнение всех процедур, предусмотренных действующим законодательством. Используя механизм обратной связи, государство узнает о запросах и претензиях общества к своей работе. А строго, беспристрастно и невыборочно исполняя законодательство, обеспечивает всем своим гражданам право эти запросы формулировать и высказывать без страха и сомнений.

Как такая система может работать, видно на примере Калининградской области, где в январе 2010 года состоялось самое массовое из неприятных властям публичных мероприятий последнего времени - митинг с участием нескольких тысяч человек. Получив уведомление о проведении митинга, местные власти в полном соответствии с законом его "согласовали", то есть приняли к сведению только для того, чтобы загодя позаботиться об обеспечении безопасности митингующих. Со своей стороны, областная администрация, узнав из того же уведомления о главном требовании митингующих, приняла решение об отказе от повышения транспортного налога. При этом нормальная жизнь в Калининградской области продолжается без каких-либо эксцессов.

Еще один обнадеживающий пример: оперативная и деловая реакция Президента Российской Федерации на критические отзывы общественности, вызванные "нестерильностью" прошедших в отчетном году выборов. Сама эта тема впервые прозвучала в его Послании Федеральному Собранию в ноябре отчетного года. В нем глава государства потребовал, в частности, "навести порядок с досрочным голосованием на местах". Уже в январе 2010 года ЦИК России, не найдя, видимо, путей наведения порядка в применении этой не раз критиковавшейся процедуры, выступил с предложением о полном отказе от нее. Кроме того, ЦИК России предполагает разработать новый тип открепительных удостоверений, снабдив их защитой от подделок и тиражирования.

Согласно принятому в декабре отчетного года Федеральному закону N 383-ФЗ, о котором уже упоминалось в докладе, отныне к подозреваемым в совершении налоговых преступлений не может применяться такая мера пресечения, как заключение под стражу. Очевидно, что эта вполне рациональная и гуманная новация возникала не на пустом месте, а как реакция государства на волну общественного осуждения администрации СИЗО, допустившей трагическую гибель молодого подследственного.

Одним словом, обратная связь между обществом и государством как будто начинает налаживаться. Впрочем, говорить об этом с уверенностью не приходится, ибо накопленный груз взаимного непонимания еще очень велик, да и примеров демонстративного пренебрежения различных властей и к закону, и к мнению граждан своей страны по-прежнему немало.

К сожалению, "лидерство" здесь принадлежит Москве. Как известно, в январе 2010 года московские власти "не согласовали" уведомление о проведении митинга на Триумфальной площади, то есть его попросту запретили, на что по закону права не имели. Участников митинга встретили кордоны сотрудников милиции, многократно превышавшие по численности самих митингующих. Митинг был разогнан. В итоге репутация властей, конечно, пострадала, а претензии, которые намеревались высказать участники митинга - граждане Российской Федерации, - остались не услышанными.

Проблемы возникают со строгим и беспристрастным исполнением действующего законодательства. Со строгостью, впрочем, дело пока что обстоит лучше, чем с беспристрастностью. Между тем избирательная строгость - это прямое насилие над духом любого закона. Законы демократического государства, вообще говоря, не следует идеализировать. Они бывают разные - суровые и мягкие, справедливые и не очень. Едва ли не с любыми законами можно жить, если они применяются ко всем членам общества одинаково. При соблюдении этого условия излишне строгие или откровенно абсурдные законы долго не протянут. Они будут или отменены, или откорректированы. Напротив, при несоблюдении того же условия даже самый хороший закон превращается в инструмент произвола и нарушения прав человека.

Истекший год не был "еще одним годом" в правозащитной сфере. Новые явления, породившие новые надежды, стали заметны и в "верхах" и в "низах" нашего государства, в нашем гражданском обществе. Впрочем, в наш интернетовский век отличить реальное и виртуальное зачастую непросто. Но расширять плацдарм реального можем только мы - граждане России.

Уполномоченный по правам человека

в Российской Федерации

В. Лукин

Москва, 17 февраля 2010 г

/2010/05/28/doklad-lukin-dok.html

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (3)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (1)

    Доклад
    Главный фактор, определяющий содержание доклада Уполномоченного, – динамика развития правозащитной ситуации в стране. Не отклоняясь от своей основной – правозащитной – деятельности, обусловленной требованиями Федерального конституционного
  3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (4)

    Доклад
    стране. Не отклоняясь от своей основной - правозащитной - деятельности, обусловленной требованиями Федерального конституционного закона, Уполномоченный одновременно изучает положение с правами человека в стране через призму конкретных
  4. О докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год

    Доклад
    Принять за основу проект заключения Комиссии по Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (прилагается). Членам Комиссии внести предложения и замечания по проекту заключения Комиссии до 12 июля 2010 года.
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае за 2010 год (1)

    Доклад
    Должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае учреждена Законом Забайкальского края 25 декабря 2009 года в соответствии с рекомендацией Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном
  8. Доклад Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае за 2010 год (2)

    Доклад
    Должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае учреждена Законом Забайкальского края 25 декабря 2009 года № -ЗЗК в соответствии с рекомендацией Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года "Об
  9. Доклад Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае за 2010 год (3)

    Доклад
    Должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае учреждена Законом Забайкальского края 25 декабря 2009 года в соответствии с рекомендацией Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном

Другие похожие документы..