Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год

1. О количестве и тематике обращений граждан

В отчетном году к Уполномоченному поступило 54046 единицы входящей корреспонденции (обращений), содержавшей индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав конкретных лиц, информационные сообщения о нарушениях прав человека, предложения о сотрудничестве, политические заявления, печатные издания по правозащитной тематике и др.

Оставаясь строго в пределах своей компетенции, Уполномоченный не рассматривал и не комментировал политические заявления и предложения о сотрудничестве, имевшие, по его мнению, политическую подоплеку. Во всех таких случаях Уполномоченный разъяснял заявителям, что в соответствии с законом он лишен права прямого или опосредованного участия в политике.

Информационные сообщения о нарушениях прав человека становились объектом внимательного изучения. По многим из них, в том числе по всем, в которых шла речь о массовых нарушениях прав человека, Уполномоченный принимал решения о проведении инициативной проверки с выездом на место или путем направления соответствующих запросов в компетентные органы государственной власти. При подтверждении, по итогам проверки фактов нарушений прав человека, Уполномоченный обращался в компетентные органы государственной власти с предложениями об устранении нарушений.

Больше всего в почте Уполномоченного было, естественно, жалоб на нарушения прав конкретных лиц. Общее количество поступивших жалоб в отчетном году составило 32043 единицы. По сравнению с предыдущим годом данный показатель возрос на 16,2 %, при этом увеличение числа жалоб за отчетный год отмечается в большинстве субъектов Российской Федерации.

Подавляющее большинство жалоб (98,6 %) поступило от заявителей с территории Российской Федерации. Остальные - из стран СНГ и Балтии, а также из стран дальнего зарубежья.

Из Центрального федерального округа поступило 33,8 % от общего объема поступивших жалоб; из Приволжского федерального округа - 17,2 %; из Южного федерального округа - 16,2 %; из Северо-Западного федерального округа - 12,9 %; из Сибирского федерального округа - 9,5 %; из Уральского федерального округа - 6,6 %; из Дальневосточного федерального округа - 3,8 %.

Что касается субъектов Российской Федерации, то больше всего жалоб поступило из г. Москвы (11,9 %) и Московской области (5,9 %). Всего же на долю г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Ростовской области (перечислены в порядке убывания количества жалоб) пришлось 32,0 % всех поступивших жалоб.

В расчете к численности населения федеральных округов и субъектов Российской Федерации поступившие жалобы распределяются чуть более равномерно. В отчетном году на 100 тысяч населения страны приходилось в среднем 22,2 жалобы. Выше среднего значения были показатели Северо-Западного федерального округа - 30,2, Центрального федерального округа - 28,7 и Южного федерального округа - 22,4 жалобы на 100 тысяч человек. Ниже среднего значения были показатели Дальневосточного (18,3), Приволжского (18,0), Уральского (17,0) и Сибирского (15,4) федеральных округов.

В 30 субъектах Российской Федерации количество жалоб на 100 тысяч населения было выше среднего значения. В том числе в Псковской области этот показатель составил 41,7 жалобы, в Ямало-Ненецком автономном округе - 39,8, г. Санкт-Петербурге - 39,1, в Чукотском автономном округе - 36,7, в г. Москве - 35,8, в Республике Мордовия - 34,3 и в Республике Коми - 31,7 жалобы на 100 тысяч человек.

В отчетном году тематика жалоб в целом соответствовала тенденциям последних лет. Каждая вторая из поступивших к Уполномоченному жалоб касалась нарушений личных (гражданских) прав человека.

Внутри этой категории был заметен рост количества жалоб, связанных с неэффективностью судебной системы, нарушением права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство. В отчетном году не улучшилось положение с обеспечением разумности сроков судебного разбирательства, с реализацией принципов справедливости судебного разбирательства, а также состязательности и равноправия сторон.

На уровне прошлого года осталось количество жалоб на нарушения прав человека в ходе процессуальной деятельности органов дознания и следствия, а также на нарушения свободы совести и вероисповедания.

Увеличилось количество жалоб, связанных с условиями отбывания наказаний в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Это позволяет лишний раз напомнить о том, что отбывание осужденными наказания в виде лишения свободы не дает никому правомочий на ущемление права на достоинство, охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.

Поступившие к Уполномоченному жалобы указывают на остроту социальных вопросов. Нарушениям социально-экономических прав граждан посвящена каждая четвертая жалоба.

Не менее остро стоят и жилищные проблемы. Они заключаются в необходимости обеспечения жильем военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, инвалидов, а также людей, проживающих в ветхих и аварийных домах.

Количество жалоб по проблемам охраны материнства и детства в отчетном году выросло на одну треть.

В отчетном году доля жалоб на нарушение политических и культурных прав граждан осталась невысокой, составив соответственно 1,6 и 0,6% от общего числа поступивших жалоб. Впрочем, такие показатели не должны вводить в заблуждение: политические и культурные права обычно востребованы меньшинством. Однако их актуальность от этого не снижается.

Все поступающие к Уполномоченному жалобы рассматривались на предмет их приемлемости, а затем по существу. В установленный законом месячный срок каждому заявителю направлялся аргументированный ответ. Во многих случаях этот ответ носил промежуточный характер, поскольку для разрешения поставленных заявителем вопросов требовалось взаимодействие с компетентными органами государственной власти, на что, естественно, уходило дополнительное время.

Уполномоченный был вынужден отклонить 9,3 % поступивших жалоб по причине их несоответствия установленным в законе критериям приемлемости. Заявителям в этой ситуации был направлен мотивированный отказ в их рассмотрении.

По итогам рассмотрения 60,8 % жалоб заявителям, не исчерпавшим правовых средств защиты своих прав, были направлены разъяснения и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий.

Во взаимодействии с компетентными органами государственной власти Уполномоченный в отчетном году принимал меры для восстановления прав 29,9 % своих заявителей. Он направлял в суды заявления в защиту их прав и свобод; лично или через своего представителя участвовал в судебных заседаниях; обращался в суды надзорных инстанций с ходатайствами о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда; присутствовал при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращался в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. В результате этой работы были восстановлены права 8,6 % заявителей. Много это или мало, вопрос скорее философский, чем существенный. Часть жалоб, находившихся в работе у Уполномоченного, не были завершены в отчетном году и, естественно, остались у него на контроле. Более важно, однако, другое. По мнению Уполномоченного, даже не завершившиеся его полным успехом усилия по восстановлению прав граждан не были напрасны, если смогли побудить компетентные органы государственной власти еще раз осмыслить и объяснить свои действия или решения, ставшие объектом несогласия граждан. А это значит, что в дальнейшем, принимая решения в аналогичных ситуациях, они, хочется верить, будут более внимательны к вопросам обеспечения прав, свобод и законных интересов своих работодателей - граждан Российской Федерации.

2. Право на труд

В отчетном году к Уполномоченному поступило около 5 тыс. жалоб на нарушения экономических прав. Доля жалоб этой категории возросла совсем незначительно - на 2,6 % - по сравнению с предыдущим годом. Очень существенные изменения произошли, однако, в тематике жалоб. Резко - на 13,3 % - возросло количество жалоб на нарушение трудовых прав. Почти на 68% сократилось количество жалоб на нарушение свободы экономической деятельности. В той мере, в которой статистика жалоб отражает реальную картину происходящего, можно, видимо, констатировать, что особенно сильно экономический кризис сказался именно на положении наемных работников. В подавляющем большинстве случаев они обращались к Уполномоченному по вопросам невыплаты заработной платы и незаконных, по их мнению, увольнений. Жалоб на нарушение условий труда приходит немного, что, впрочем, вряд ли указывает на их повсеместное улучшение. Скорее можно предположить, что с учетом кризиса люди готовы примириться со многим, чтобы не потерять работу. Количество жалоб на отказ в приеме на работу и вовсе исчисляется единицами. Что в принципе понятно: проблемы трудоустройства редко носят явно выраженный правовой характер.

Как известно, в России по-прежнему используются две методики подсчета количества безработных. Одна методика учитывает лиц, зарегистрированных в территориальных органах службы занятости и имеющих статус безработного. Другая методика, рекомендованная Международной организацией труда, учитывает не имеющее работы экономически активное население целиком. Оценивая итоги отчетного года по обеим методикам, следует еще раз отметить, что ожидавшегося многими экспертами всплеска общей безработицы не произошло. Особенно интересно при этом то, что и количество безработных на конец года оказалось в точности таким, как прогнозировалось в самом его начале. Зарегистрированных безработных насчитывалось около 2,2 миллиона человек, а людей, не имеющих работы, - около 6 миллионов. Федеральную службу по труду и занятости, равно как и Федеральную службу государственной статистики, следует безо всякой иронии поблагодарить за точность сделанных ими прогнозов, а Правительство Российской Федерации - за работу, позволившую этим прогнозам сбыться. Такова общая картина. Дальше, однако, приходится сказать о не всегда приятных подробностях.

По мировым меркам безработица в России не очень высокая, но структура занятости, как уже отмечалось, крайне несовременная.

Антикризисные мероприятия, предпринимаемые работодателями, нацелены, естественно, на минимизацию издержек. Альтернативой увольнению работников в таких условиях сплошь и рядом становится их принудительное отправление в отпуск без сохранения заработной платы, перевод на неполную рабочую неделю с соответствующим сокращением заработной платы, "плановые" задержки с ее выплатой. Все эти меры, за исключением разве что невыплаты заработной платы, можно было бы считать "наименьшим злом", если бы не два обстоятельства. С экономической точки зрения, они помогают неэффективному работодателю остаться "на плаву". С правовой же точки зрения, указанные меры, если они приняты без согласия самих наемных работников, могут рассматриваться как нарушение их трудовых прав. Здесь и наступает для государства своего рода "момент истины". Статистика, как говорят классики нашей литературы, знает все. Кроме количества наемных работников, условия труда которых были изменены в связи с кризисом. А ведь это важный показатель, позволяющий установить, кого отправили в отпуск или перевели на неполную рабочую неделю с соблюдением требований закона, а кого "по-простому", без лишних формальностей. Между тем сохранившие работу, но потерявшие при этом зарплату или ее часть наемные работники сплошь и рядом бесправны. Они опасаются обращаться в Государственную инспекцию труда, в прокуратуру или в суд, к Уполномоченному. Их удел терпеть, а когда терпеть уже невозможно, идти на крайние меры: выходить на улицы, перекрывать федеральные трассы, требовать приезда высоких должностных лиц. Сути проблемы это, однако, не меняет: в экстремальных условиях кризиса недостаточность и малая эффективность правовых механизмов государства, которые призваны защитить наемных работников от произвола работодателя, очень заметна. Не вполне понятно, например, какова роль Государственной инспекции труда, вроде бы контролирующей соблюдение трудового законодательства, но, как правило, дистанцирующейся от разрешения трудовых споров. Пока Государственная инспекция труда дежурно отсылает наемных работников в суд, по сути дела ограничивая свои полномочия контролем за правильностью ведения кадрового делопроизводства. Предоставленное же им право привлекать работодателей к административной ответственности инспекторы используют с большой неохотой.

Задолженность по заработной плате государственной статистикой учитывается. С учетом кризиса этот показатель был в отчетном году формально неплохим: суммарная задолженность неуклонно снижалась. К середине года она вплотную приблизилась к отметке в 9 млрд. рублей, почти втрое превысив аналогичный показатель за 2008 год. Однако на конец отчетного года задолженность составила около 5,4 млрд. рублей. Общее количество наемных работников, перед которыми у работодателей имелась задолженность по заработной плате, тоже сократилась, с 540 тысяч человек в марте до 266 тысяч в декабре. При этом, правда, по мнению многих экспертов, на самом деле сумма задолженности значительно выше. Ведь официальная статистика фиксирует данные только по крупным предприятиям, в то время как ситуация на мелких и средних предприятиях остается неучтенной. Нельзя, конечно, забывать и о распространенной практике приема людей на работу без оформления трудовых отношений, то есть без подписания трудового договора и оформления трудовой книжки, определения понятных работнику, прозрачных условий труда, установления легальной заработной платы. "Неформальные" или, говоря прямо, нелегальные наемные работники вообще лишены возможности защищать свои права.

В мае 2009 года к Уполномоченному обратилась гражданка О., мужу которой его работодатель - ЗАО "СВ-Поволжское" (г. Тольятти Самарской области) - не выплачивал зарплату с начала года.

Найдя это обращение обоснованным, Уполномоченный направил в прокуратуру Самарской области ходатайство о проверке изложенных в нем фактов и о принятии мер прокурорского реагирования. Факты невыплаты зарплаты работникам предприятия подтвердились.

В результате руководство ЗАО "СВ-Поволжское" было привлечено к административной ответственности, а задолженность перед его работниками полностью погашена.

Как обычно, успех в восстановлении прав заявителя в столь простой и очевидной ситуации их нарушения оставил двойственное ощущение. С одной стороны, удовлетворение результатом. С другой стороны, недоумение в связи с тем, что без вмешательства Уполномоченного сделать этого не удавалось.

Летом отчетного года работники МУП "Комбинат благоустройства", г. Ессентуки Ставропольского края, обратились к Уполномоченному с жалобой на нарушение их трудовых прав. Заявители сообщили о том, что им не выплачивают заработную плату и отпускные, привлекают к работе в выходные и праздничные дни без надлежащего оформления и оплаты, а также о том, что в нарушение законодательства с ними не заключены трудовые договоры.

Для проверки и разрешения ситуации, изложенной в жалобе, Уполномоченный обратился в краевую прокуратуру. Изложенные в жалобе факты нашли подтверждение. Прокуратура внесла представление об устранении нарушений. В итоге руководящие работники предприятия были привлечены к дисциплинарной ответственности, а нарушения - устранены.

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (3)

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального
  2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (1)

    Доклад
    Главный фактор, определяющий содержание доклада Уполномоченного, – динамика развития правозащитной ситуации в стране. Не отклоняясь от своей основной – правозащитной – деятельности, обусловленной требованиями Федерального конституционного
  3. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (4)

    Доклад
    стране. Не отклоняясь от своей основной - правозащитной - деятельности, обусловленной требованиями Федерального конституционного закона, Уполномоченный одновременно изучает положение с правами человека в стране через призму конкретных
  4. О докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год

    Доклад
    Принять за основу проект заключения Комиссии по Докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год (прилагается). Членам Комиссии внести предложения и замечания по проекту заключения Комиссии до 12 июля 2010 года.
  5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год

    Доклад
    В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год

    Доклад
    В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" представляю Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу
  7. Доклад Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае за 2010 год (1)

    Доклад
    Должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае учреждена Законом Забайкальского края 25 декабря 2009 года в соответствии с рекомендацией Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном
  8. Доклад Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае за 2010 год (2)

    Доклад
    Должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае учреждена Законом Забайкальского края 25 декабря 2009 года № -ЗЗК в соответствии с рекомендацией Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года "Об
  9. Доклад Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае за 2010 год (3)

    Доклад
    Должность Уполномоченного по правам человека в Забайкальском крае учреждена Законом Забайкальского края 25 декабря 2009 года в соответствии с рекомендацией Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном

Другие похожие документы..