Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования (на примере журнала «Учитель» 1861-1918; 1997-2009 гг.)

На правах рукописи

БОНДАРЕНКО Наталья Ионовна

ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ

РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере журнала «Учитель» – 1861-1918; 1997-2009 гг.)

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2010

Работа выполнена в лаборатории инновационных процессов и проблем управления в образовании Института общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации

Научный руководитель: доктор педагогических наук,

профессор

Певцова Елена Александровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Сковородкина Ирина Зосимовна

доктор филологических наук

Егоров Олег Георгиевич

Ведущая организация: Академия

повышения квалификации

и профессиональной

переподготовки

работников образования

Защита состоится "" 2010 г. в______ часов на заседании диссертационного совета Д 008.013.01 в Учреждении Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики» по адресу: 129626, Москва, ул. Павла Корчагина, 7.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке УРАО «Институт теории и истории педагогики».

Автореферат диссертации разослан "22" февраля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогический наук,

профессор В.А.Ермоленко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Императив инновационного развития России выдвигает, в качестве ключевой, задачу модернизации образования. Базовыми принципами новой модели образования, как это сформулировано в Приоритетном Национальном проекте «Образование» и в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», являются: трактовка образования как стержня деятельности человека в течение всей жизни; замещение культуры усвоения знаний культурой их поиска и обновления; открытость системы образования; определение новой роли преподавателя. Выделение в качестве базового фактора модернизации российского образования принципа открытости требует и новой роли государства – перехода от заведомого доминирования к обеспечению эффективного взаимодействия разнообразных субъектов сферы образования.

В данной связи значительно возрастает рольпедагогической журналистики, которая, обеспечивая открытость и доступность происходящих в сфере образования процессов, содействует диалогу между государством и всеми участниками национальной образовательной системы, вовлекая их в модернизационные процессы.

Подчеркнем, что осмысление цели образования, его роли в обществе, механизмов и факторов развития, его истории, актуальных проблем и перспектив, всегда представляло собой одну из важнейших задач отечественной педагогической печати, выступающей в качестве своеобразного аккумулятора и модератора процессов, происходящих в российской системе образования на каждом этапе ее развития.

Педагогическая журналистика как жанр журналистики и род литературы, которая является одной из составляющих культуры, имеет свои достижения и ценности, а, следовательно, традиции. Генезис педагогической журналистики свидетельствует о том, что она традиционно вносила достойный вклад в развитие российского образования: в конце ХIX - начале ХХ вв. наиболее значимыми журналами в российском обществе являлись именно педагогические.

Преемниками славных традиций отечественной педагогической журналистики являются современные образовательные периодические издания (в системе российского образования центральных и региональных газет и журналов насчитывается более 150), потенциал которых должен быть востребован, критически осмыслен и творчески использован в решении задач модернизации отечественного образования. В свою очередь успех деятельности современной педагогической прессы и продуктивность ее вклада в модернизацию системы образования во многом будет обусловлен мерой учета и степеньюопоры на исторические традиции педагогической журналистики, которые начали формироваться еще во второй половине ХIX в.

Основные дефиниции диссертации. В исследовании ведущими понятиями выступают следующие:

«Педагогическая пресса», включающая в себя всю совокупность газет, журналов, периодических и непериодических сборников, которые целиком или частично посвящены проблемам образования, теории и практики обучения.

«Педагогическая журналистика» - многогранное явление, включающее в себя, во-первых, профессиональную деятельность специалистов по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной педагогической информации; во-вторых, всю многообразную продукцию этой деятельности; в-третьих, все каналы распространения педагогической журналистской информации; в-четвертых, всю совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

«Педагогическая публицистика» трактуется как жанр педагогической журналистики – род произведений (публикаций), посвященных острым, насущным проблемам и явлениям системы образования и изложенных, как правило, в яркой полемичной форме.

«Традиции отечественной педагогической журналистики» представляют собой исторически сложившийся устойчивый аксиологический и социокультурный комплекс норм, правил, ценностей, идей и подходов отечественной педагогической журналистики к освещению процесса развития отечественного образования, являющийся отражением предшествующего опыта деятельности и формой воздействия прошлого на настоящее.

Основные хронологические рамки исследования были определены двумя дискретными периодами: первый период – вторая половина ХIX – начало ХХ вв.; второй период – 90-е годы ХХ – начало ХХI вв.

Выбор данных хронологических рамок обусловлен следующими факторами:

первый период (вторая половина ХIX – начало ХХ вв.) характеризуется становлением и продуктивным развитием отечественной педагогической журналистики, которая становится в это время неотъемлемым и значимым фактором развития российской школы и педагогики;

● выбор второго периода исследования (90-е годы ХХ – начало ХХI вв.) обусловлен необходимостью характеристики воздействия на развитие отечественного образования современной педагогической журналистики, действующей в условиях серьезных экономических и социокультурных трансформаций российского социума;

● в хронологических рамках второго периодаособое внимание уделено этапу с 1997 г. - по настоящее время, когда после длительного перерыва возобновил свою деятельность журнал «Учитель».

Состояние изученности проблемы. Проблеме исследования роли и значения отечественной педагогической журналистики в развитии различных аспектов образования посвящены научные публикации:

– в области исследования генезиса и структурно-функциональных особенностей педагогической прессы в системе образования - работы М.А.Азарной1, Г.В.Балицкого2, А.Ф.Бережного3, Т.П.Гуйван4, А.С.Елеонской5, Б.И.Есина6, Н.Б.Кирилловой7, О.Ю.Образцовой8, Е.В.Царевой9;

– по проблеме воспитательного и нравственного потенциала СМИ - работы И.Бабуровой10, Н.А.Виноградовой11, Л.Н.Береснева12, Е.Ю.Камышевой13, М.В.Захарченко14, А.В.Федорова15;

– по проблеме целевой подготовки в современных условиях журналистских кадров для сферы образования - публикации М.В.Белоусова16, В.А.Возчикова17, Т.Е.Денисович18, Б.Г.Козловского19, Г.В.Лазутиной20;

– по проблеме методики изучения периодической печати и психологии массовых коммуникаций - работы Б.И.Есина21 и Р.Харрис22.

Деятельности ведущих педагогических журналов первого периода исследования посвящены диссертационные исследования, монографии и публикации Ю.И.Герасимовой23, Ф.Гольдина24, В.А.Лубашова25. Важное значение для разработки исследуемой проблемы имеют также исследования П.В.Горностаева26, Е.Л.Медынского27, В.И.Парина28, посвященные наиболее значимым персоналиям в области педагогической журналистики.

Таким образом, анализ состояния изученности исследуемой проблемы показал, что в историко-педагогической науке выполнен ряд исследований по освещению роли отечественной педагогической журналистики в развитии российского образования. Вместе с тем отсутствуют работы, специально посвященные трактовке традиций педагогической журналистики как фактора развития отечественного образования.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между актуальностью и значимостью исследования содержания и роли традиций отечественной педагогической журналистики в развитии российского образования и отсутствием специальных исследований по данной проблематике.

Рефлексия необходимости разрешения данного противоречия определила выбор темыдиссертационного исследования:«Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования (на примере журнала «Учитель» – 1861-1918; 1997-2009 гг.)».

Объект исследования – российская педагогическая журналистика второй половины XIX - начала ХХI вв.

Предмет исследования – процесс влияния традиций российской педагогической журналистики рассматриваемого периода на развитие отечественного образования.

Цель исследования – охарактеризовать значение для развития российского образования традиций отечественной педагогической журналистики.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «традиции отечественной педагогической журналистики», представить основные традиции и охарактеризовать их функции в развитии российского образования.

2. Представить основные периоды развития традиций отечественной педагогической журналистики второй половины ХIХ – начала ХХI века.

3. Осуществить классификацию и типологизацию педагогических периодических изданий в контексте развития традиций педагогической журналистики.

4. Определить роль и значение в развитии отечественного образования второй половины ХIХ – начала ХХ вв. частных образовательных журналов, являющихся предшественниками современной российской педагогической журналистики.

5. Установить место и значение в развитии отечественной педагогической журналистики журнала «Учитель».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

  • Исследования, посвященные общим вопросам философии и методологии науки - В.С.Библер, Т.Кун, К.Поппер, Н.С.Розов, В.С.Степин, В.С.Швырев, Ю.В.Яковец.

  • Труды, содержащие социологические, культурологические, гносеологические концепции традиций – Э.А.Баллер, Д.Д.Благой, Ю.В.Бромлей, Н.В.Дьяченко, А.И.Зеленков, И.Т.Касавин, Э.С.Маркарян, В.Д.Плахов, И.В.Суханов, К.В.Чистов.

  • Исследования, посвященные роли традиций и новаций в развитии российского образования – Ю.Б.Алиев, А.Ю.Бутов, Л.С.Васильев, С.Ф.Егоров, В.А.Ермоленко, Т.Б.Игнатьева, Е.А.Князев, И.И.Логвинов, Э.С.Маркарян, В.А.Мясников, Н.Д.Никандров, И.А.Осмоловская, В.М.Полонский, А.К.Савина, И.З.Сковородкина, Л.А.Степашко, Н.Л.Селиванова, И.А.Тагунова, Я.С.Турбовской, Н.П.Юдина.

  • Методологические исследования, посвященные разработке различных подходов к изучению историко-педагогического процесса: цивилизационного (И.А.Колесникова, Г.Б.Корнетов), парадигмального (М.В.Богуславский, БС.Гершунский); аксиологического (В.И.Додонов, З.И.Равкин, Л.А.Степашко).

Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен особенностями изучения историко-педагогического процесса и спецификой традиции как социально-культурного явления. В данной связи в ходе исследования был применен комплекс методов:

  • общенаучных: анализ, синтез, систематизация, актуализация, индукция, дедукция, моделирование, экстраполяция, контент и интент анализ;

  • эмпирических: анкетирование, интервьюирование, «кабинетное исследование», социологический опрос;

  • гуманитарных наук: контекстуальный анализ, семантический анализ, литературоведческий анализ;

  • историко-педагогического исследования: историко-структурный, историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический и понятийно-терминологический методы, а также элементы аксиологического, парадигмального и цивилизационного подходов.

Источниковая база.

1) Публикации по проблемам образования В.П.Вахтерова, В.И.Водовозова, Н.А.Добролюбова, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, Н.А.Корфа, Д.И.Менделеева, Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, В.Я.Стоюнина, Д.И.Тихомирова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, Н.В.Шелгунова.

2) Комплекс материалов, связанных с деятельностью ведущих педагогических журналов второй половины ХIХ – начала ХХ вв.

3) Материалы современных периодических педагогических изданий: журналы «Педагогика», «Народное образование», «Семья и школа», «Воспитание школьников», «Начальная школа», «Среднее профессиональное образование», которые, сохраняя и приумножая традиции российской педагогической журналистики, способствуют совершенствованию отечественной системы образования.

4) Важнейшим источником для проведения диссертационного исследования стал архив журнала «Учитель» за рассматриваемый период и комплект номеров журнала за все годы его функционирования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

– определено содержание понятия «традиции отечественной педагогической журналистики», научно обоснована необходимость использования данных традиций в инновационном развитии российского образования;

  1. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет (2)

    Решение
    совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации,
  2. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет (3)

    Решение
    Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме).
  3. Постижение педагогической культуры человечества в 2 томах Том 2 отечественная педагогическая традиция под редакцией Г. Б. Корнетова асоу 2010

    Документ
    Авторы: Г.Б. Корнетов (гл.1 ), Н.Б. Баранникова (гл. 9), Ю.Ю. Бугакова (гл. 14), Е.Г. Ильяшенко (гл. 11), А.В. Калачев (гл. 3), В.В. Колпачев (гл. 5), А.
  4. Программы вступительных испытаний в российский государственный социальный университет (1)

    Программа
    освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого этикета в различных сферах общения;
  5. Андросова М. П. Развитие диалогического общения детей старшего дошкольного возраста в условиях сельского доу

    Документ
    Абрамова Н.А. Управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования. - Якутск: ИПК СВФУ, 2009. – 176 с.
  6. Решение Ученого совета ргсу от «24» (1)

    Решение
    воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  7. Решение Ученого совета ргсу от «24» (2)

    Решение
    применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.
  8. Журналистика и медиаобразование-2010 Сборник трудов IV международной научно-практической конференции Белгород, 22-24 сентября 2010 года Белгород 2010

    Документ
    Журналистика и медиаобразование-2010: Сб. тр. IV Между-Ж92 нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 22–24 сент. 2010 г.) / под ред. проф. А.П. Короченского, проф.
  9. Решение Ученого совета ргсу от «13»

    Решение
    Программы вступительных испытаний в Российский государственный социальный университет (далее – «РГСУ») разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Другие похожие документы..