Книга из серии • 100 великих* рассказывает о самых знаме­нитых в мире режиссерах театра и кино


TghjxbnfnmcktleobtrybubМожно смею утверждать, что XX век был веком режиссуры. Под влиянием режиссера, то есть организатора, педагога, художника, творца, развивались театр и кинематограф. За прошедший век режиссура обогатилась многими выдаю­щимися именами, среди которых немало наших соотечест­венников. Это К.С. Станиславский. В.И. Немирович-Данчен­ко. В.Э. Мейерхольд. Е.Б. Вахтангов. Л.Я. Таиров. СМ. Эйзен­штейн и МН01 не ф\ iне.

Книга из серии • 100 великих* рассказывает о самых знаме­нитых в мире режиссерах театра и кино.

ISBN 5-9533-0356-4

ЛЮДЕЙ ЧУДЕС СВЕТА ПОЛКОВОДЦЕВ ЛЮБОВНИКОВ КАТАСТРОФ ЖЕНЩИН АВАНТЮРИСТОВ ЛЮБОВНИЦ КНИГ КАЗНЕЙ

БИТВ

МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

ТАЙН

ХРАМОВ МИРА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

МУЗЕЕВ МИРА КОМПОЗИТОРОВ ИЗОБРЕТЕНИЙ КОРАБЛЕКРУШЕНИЙ КАРТИН

МЫСЛИТЕЛЕЙ УЧЕНЫХ

ГОРОДОВ

РОССИЯН

ПИСАТЕЛЕЙ СОКРОВИЩ АРХИТЕКТОРОВ ДИКТАТОРОВ ЧУДЕС ПРИРОДЫ

ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ

ОТКРЫТИЙ ДВОРЦОВ МИРА ДИНАСТИЙ ПАМЯТНИКОВ ВОЙН ТЕАТРОВ МИРА РАЗВЕДЧИКОВ АДМИРАЛОВ ДИПЛОМАТОВ ЧУДЕС ТЕХНИКИ МИФОВ И ЛЕГЕНД УКРАИНЦЕВ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ АКТЕРОВ БОГОВ

НАГРАД

ЗАГАДОК ИСТОРИИ

100 ВЕЛИКИХ

СКУЛЬПТОРОВ ЗАПОВЕДНИКОВ

И ПАРКОВ ПРОРОКОВ

И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ

ОТКРЫТИЙ МУЗЫКАНТОВ ЗАМКОВ

ЗАГОВОРОВ И ПЕРЕВОРОТОВ ЕВРЕЕВ

АРИСТОКРАТОВ

АВИАКАТАСТРОФ

ВОКАЛИСТОВ

СПОРТСМЕНОВ

НОБЕЛЕВСКИХ

ЛАУРЕАТОВ

ЗАГАДОК ПРИРОДЫ

УЗНИКОВ

ПСИХОЛОГОВ

ЗАГАДОК XX ВЕКА

НЕКРОПОЛЕЙ

ФУТБОЛИСТОВ

ВРАЧЕЙ

ИСТОРИЙ ЛЮБВИ

РЕЖИССЕРОВ

РЫЦАРЕЙ

ПОЛИТИКОВ

СУПРУЖЕСКИХ ПАР

ГЕРОЕВ

СРАЖЕНИЙ

ПОЛКОВОДЦЕВ

ТАЙН ВТОРОЙ МИРОВОЙ

ЧУДЕС

ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ МЯТЕЖНИКОВ И БУНТАРЕЙ БОГАЧЕЙ

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

ФИЛЬМОВ МОНАСТЫРЕЙ

ПОЭТОВ

ВОЕННЫХ ТАЙН ПРАЗДНИКОВ

ОЛИМПИЙСКИХ ЧЕМПИОНОВ ПОЛИТИКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИЛЬМОВ МАСТЕРОВ ПРОЗЫ

ВЕЛИКИХ®

РЕЖИССЕРОВ

к -к -к

Редкие электронные книги о кино:

МОСКВА

«ВЕЧЕ» 2006

ББК63.3 С81

«Сто великих» является зарегистрированным товарным знаком, владельцем которого выступает ЗАО «Издательство «Вече». Согласно действующему законодательству без согласования с издательством использование данного товарного знака

ВВЕДЕНИЕ

третьими лицами категорически запрещается.

С81 100 великих режиссеров / Авт.-сост. И.А. Мусский. — М.: Вече,

2006. - 480 с. («100 великих»).

ISBN 5-9533-0356-4

Можно смело утверждать, что XX век был веком режиссуры. Под вли­янием режиссера, то есть организатора, педагога, художника, творца, разви­вались театр и кинематограф. За прошедший век режиссура обогатилась мно­гими выдающимися именами, среди которых немало наших соотечествен­ников. Это К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров, СМ. Эйзенштейн и многие другие.

Книга из серии «100 великих» рассказывает о самых знаменитых в мире режиссерах театра и кино.

ББК 63.3

ISBN 5-9533-0356-4© Мусский И.А., автор-составитель, 2006

© ООО «Издательский дом «Вече», 2006

Удивительно, но до сих нет однозначного ответа на вопрос, когда, собственно, появилась режиссура. Некоторые исследователи называ­ют Германию XVIII века, где уже тогда велись систематические репе­тиции, предварявшие премьерные постановки и широко бытовало само слово «режиссер». Однако корень слова «режиссер» гораздо более древ­ний и переводится с латыни как «руковожу», а руководители театраль­ных постановок — хорэги, как известно, существовали в V веке до Р.Х. в театре Древней Греции.

Еше в 1890-х годах театральный режиссер был второстепенной фи­гурой в театре и выполнял преимущественно административные фун­кции: он определял, сколько статистов понадобится для массовых сцен, можно ли обойтись подборкой старых декораций или необхо­димы новые.

И вдруг в конце XIX столетия режиссер становится хозяином теат­ра. У него — право на выбор пьесы, на оригинальное прочтение ее, на перелицовку. Право на руководство труппой. Появляются «Театр Ан-туана», «Театр Станиславского», «Театр Рейнхардта»...

Большинство ученых связывают рождение режиссуры с револю­цией, которую произвела в театре так называемая «новая драма». Драматургия Ибсена, Гауптмана, Стриндберга, Метерлинка, Чехо­ва требовала «согласия всех частей», единого сценического замыс­ла, который отсутствует даже в самом блистательном «актерском» спектакле.

Несомненно, возникновение «новой драмы» и появление режиссу­ры — процессы взаимосвязанные. Решение сценического простран­ства, создание актера нового типа, формирование актерского ансамб­ля — таковы были основные задачи режиссеров первого призыва. Гор­дон Крэг и Макс Рейнхардт, Андре Антуан и Жак Копо, Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко на обломках старой театральной системы возводят театр будущего.

В то время, когда вершилась «режиссерская революция» в театре, во Франции произошло не менее важное событие — рождение нового


вида искусства. 28 декабря 1895 года у входа в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс братьев Люмьер.

Среди немногих, кто сумел оценить перспективы изобретения, был владелец театра Жорж Мельес. Этот француз открыл не только многие кинематографические приемы, но и целые киножанры. Он стал отцом игрового кино, воссоздавая на экране жизнь при помощи сюжета, ак­теров, декораций.

В 1910-х годах в Америке выдвигаются три режиссера — родона­чальник американской комедии Мак Сеннетт, король вестерна Томас Харпер Иней Дэвид Уорк Гриффит. Эта великая тройка в 1915 году об­разовала кинокомпанию «Трайэнгл» («Треугольник»). А затем началась эпоха Чарлза Чаплина. Словом, кино становилось высоким и подлин­ным искусством.

Постепенно центр мирового кино перемещается в пригород Лос-Анджелеса — Голливуд. В 1920-х годах известные европейские режис­серы почитают за честь работать здесь...

Заметный вклад в киноискусство на раннем этапе внесли российс­кие режиссеры. Достаточно назвать имена Сергея Эйзенштейна, Все­волода Пудовкина, Александра Довженко, Льва Кулешова, Дзиги Вер­това, Якова Протазанова...

Можно утверждать, что XX век в театре и кино был веком режиссе­ра, который не только руководил постановкой спектакля или фильма, но и являлся автором произведения. Всеволод Мейерхольд, кстати, так и подписывал афиши своих спектаклей: «Автор — Мейерхольд». Вели­кий режиссер точнее всех определил суть своей профессии.

АНДРЕ АНТУАН

(1858—1943)

Французский режиссер театра и кино, создатель и руководитель Сво­бодного театра (1887-1 896). Крупней­ший представитель «театрального нату­рализма». Руководил Театром Антуана (1897-1906), и театром Одеон (1906— 1914). Снял кинофильмы: «Корсикан­ские братья» (1916). «Труженики моря»

(1918), «Земля» (1921) и др.

Театральные реформы Андре Антуа-на, затронувшие практически все сторо­ны театрального развития, способствова­ли становлению режиссуры в современ­ном понимании этого слова. Будучи и теоретиком и практиком, он сознатель­но возглавил во Франции конца XIX века движение за новый театр.

Он родился 31 января 1858 года в Лиможе в семье мелкого служа­щего. Вскоре родители перебираются в Париж. Бедность вынуждает Ан-дре, старшего из четырех детей, уже в тринадцатилетнем возрасте ос­тавить занятия в лицее Карла Великого. Он служит переписчиком де­ловых бумаг у мелкого агента по поручениям, затем устраивается в из­дательскую фирму Фирмен-Дидо.

Андре много читает, интересуется живописью, посещает выставки Школы изящных искусств, часто бывает в Лувре, в Люксембургском дворце. Он старается не пропускать спектаклей с участием Сары Бер-нар, Эдмона Го, Муне-Сюлли, Коклена-старшего. Чтобы иметь воз­можность чаще посещать Комеди Франсез, он был клакером, а затем статистом в этом театре.

Не выдержав экзамен в консерваторию, в 1877 году Антуан устраи­вается в Газовую компанию, но через год покидает Париж и в течение четырех лет служит в колониальных частях французской армии на юге Туниса. Оказавшись далеко оттеатра, он продолжает жить им. Именно в это время он пытается систематизировать многочисленные впечат­ления прошлых лет, определить свое отношение к сцене.

Возвратившись в Париж, Антуан трудится в Газовой компании и ведет однообразную жизнь, получая 150 франков в месяц. Он подраба­тывает в Парижском суде.

В 1885 году Антуан принимает участие в любительских спектаклях объединения «Галльский кружок». Его руководитель папаша Краус был почитателем традиционного театра.

Антуан внес в «Галльский кружок» атмосферу творческих исканий. В роли герцога д'Анри («Маркиз де Вийеме» Жорж Санд) он поражал зрителей простотой и жизненной правдой своей игры.

Друзья Антуана — молодые писатели, художники и журналисты — энтузиасты, мечтающие, как и он сам, о коренной реформе театра. Ан-дре вдохновляет замечательная статья Золя о декорациях и театральных аксессуарах, в которой восхвалялось полнейшее соблюдение правды в каждой детали. Подобрав несколько одноактных пьес, он решил поста­вить спектакль за собственный счет. «Галльский кружок» сдал ему в аренду помещение возле Пляс Пигаль, исполнителей Андре собрал из актеров этого и других любительских обществ.

30 марта 1887 года Свободный театр дал первое представление в маленьком зале, рассчитанном на 400 мест. Среди зрителей находи­лись известные писатели, художники, представители ряда парижс­ких газет — Э. Золя, А. Доде, П. Алексис, Л. Энник, С. Малларме и другие.

Репертуар театра составили четыре одноактные пьесы, принадле­жащие писателям-натуралистам, — трагедия Ж. Биля «Супрефект», ко­медия Ж. Видаля «Кокарда», фарс «Мадемуазель Помм» П. Алексиса и драма, написанная Л. Энником по повести Э. Золя «Жак Дамур». Ан-туан хотел, чтобы персонажи предстали во всей своей жизненной дос­товерности, а сцена была реальной настолько, насколько это возмож­но без обычных рисованных декораций, но с прочной трехмерной ме­белью. По его словам, он взял стулья и стол из дома своей матери и перевез их в театр на тележке.

Особенно заинтересовал публику измученный и одичавший Жак Дамур, сыгранный самим Антуаном. Неизгладимое впечатление про­извел реализм декораций и естественный, лишенный декламации стиль актерской игры. Критик из «Републик франсез» писал: «Если бы у на­туралистического театра было больше таких пьес, о его будущем мож­но было бы не беспокоиться».

Антуан определил три направления в деятельности Свободного те­атра: утверждение новой драматургии, поиски нового типа отношений сцены и зрительного зала, борьба за ансамблевость актерской игры.

Антуан привлек к работе в театре целую плеяду французских дра­матургов. Сто двадцать четыре пьесы начали сценическую жизнь в Сво­бодном театре. Антуан ставил преимущественно неопубликованные пьесы или пьесы, отвергнутые профессиональными театрами.

Предпочтение он отдавал натурализму: именно этим путем новая драма во Франции пробивала себе дорогу. Драматурги-натуралисты стремились противопоставить салонной драме правду жизни, причем искали они эту правду в уродливой, порочной, грязной жизни городс­кого «дна». Пьесы такого типа состояли обычно из одной или несколь­ких коротких сцен, воссоздающих быт, жаргон, поведение бандитов, проституток, апашей.

  1. 100 великих актеров

    Книга
    В книгу включены жизнеописания самых выдающихся актеров мирового театра и кино с древних времен до сегодняшнего дня. Среди героев книги такие мастера сцены и кинематографа, как Федор Волков, Михаил Щепкин, Сара Бернар, Чарли Чаплин и др.
  2. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, эк (8)

    Книга
    MK0709a 1sn Think and Paint. Book 1 (на украинском, русском и английском языках) обл. 0 стр., 2007 год, (966-635-800-х), издательство Торнадо, Харьков.
  3. 100 великих отечественных кинофильмов

    Реферат
    Киноведы мира неоднократно называли среди лучших кинокартин советские фильмы — «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, «Андрей Рублев» А.
  4. И. А. Мусский 100 великих актеров

    Документ
    В книгу включены жизнеописания самых выдающихся актеров мирового театра и кино с древних времен до сегодняшнего дня. Среди героев книги такие мастера сцены и кинематографа, как Федор Волков, Михаил Щепкин, Сара Бернар, Чарли Чаплин,
  5. 100 великих наград (1)

    Книга
    Книга в увлекательной форме рассказывает о возникновении наград в античном мире, в средние века, о духовно-рыцарских орденах, светских орденах России, Англии, Франции, Германии и других стран Европы, Азии, Америки на протяжении многих веков.
  6. 100 великих наград (2)

    Книга
    Книга в увлекательной форме рассказывает о возникновении наград в античном мире, в средние века, о духовно‑рыцарских орденах, светских орденах России, Англии, Франции, Германии и других стран Европы, Азии, Америки на протяжении многих веков.
  7. Книга серии "100 великих"

    Книга
    Очередная книга серии "100 великих" посвящена писателям. Этот "золотой список" составили как программные имена, так и те, кто только входит в наш культурный обиход - мастера слова, чьи произведения в полном объеме
  8. Книга состоит из серии очерков, посвященных опи­санию быта, нравов и материальной культуры Древ­ней Греции и Рима. Автор прослеживает все этапы развития Греции и Рима, их особенности, проводит сравнительный анализ.

    Книга
    Книга состоит из серии очерков, посвященных опи­санию быта, нравов и материальной культуры Древ­ней Греции и Рима. Автор прослеживает все этапы развития Греции и Рима, их особенности, проводит сравнительный анализ.
  9. Книга самурая

    Книга
    «Я не сразу стал относиться к пониманию, как к чему-то такому, что имеет ценность само по себе. На это ушло много лет. Когда я в конце концов убедился на личном опыте, что чем лучше ты понима­ешь реальность, тем меньше ты нужен людям,

Другие похожие документы..