Программа дисциплины Общая теория статистики Специальность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Кафедрой, протокол № 1 проректор по учебной и методической

от «2 » сентября 2009 г. работе ____________ Сидненко Т.И.

Зав. кафедрой: «_______»________________2009 г.

___________Рогачева И.А.

ПРИНЯТО

УМС, протокол №

От «_____»____________2009 г.

Председатель_________ Сидненко Т.И.

ПРОГРАММА

Дисциплины Общая теория статистики

Специальность № 080504 "Государственное и муниципальное управление"

Факультет Экономики и управления

Кафедра Национальной и региональной экономики

Форма обучения Очная

Курс 3

Семестр 5 Зачет

Автор: к.э.н., доцент кафедры национальной и региональной экономики Золотухин Виктор Алексеевич

Санкт-Петербург

2009 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходный уровень знания студентов

Изучение курса основывается на знаниях, полученных студентами при изучении экономической теории, макроэкономики и микроэкономики, математических дисциплин, информатики.

Краткая характеристика дисциплины

Цель курса — ознакомление студентов с научными основами общей теории статистики. Курс ставит своей целью сформулировать у студентов представление о сущности статистики как науки и ее роли в управлении государством, привить умения пользоваться статистическими методами в работе с экономической информацией и навыки статистической деятельности. В результате изучения курса студенты должны овладеть основными принципами и методами обработки статистических данных, использовать стандартные статистические программы для обработки данных на ЭВМ.

Курс «Общая теория статистики» полностью отражает специфику Государственной полярной академии, включает изучение статистических методов как на макроэкономическом уровне, так и на уровне регионов.

Курс «Общей теории статистики» является одним из основных в комплексе изучаемых экономических дисциплин. Методическая новизна курса состоит в том, чтобы студенты на практике могли реализовать триаду: «категория – показатель – значение показателя». На базе освоения теоретических основ и методических приемов студент должен приобрести знания, умения и навыки: по сбору и обработке статистической информации; по оценке экономических процессов на макро и микроуровне; по анализу результатов деятельности хозяйствующего субъекта; по построению прогнозов экономических процессов.

Учебными задачами дисциплины являютсяполучение студентами знаний:

  • об основных методах и приемах сбора и обработки статистической информации в различных областях экономической деятельности;

  • об основах экономико-статистического анализа развития национальной экономики страны;

  • об оценке производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

  • о методах количественного анализа.

Место курса в профессиональной подготовке специалиста

Курс «Общей теории статистики» — комплексная учебная дисциплина, в которой конкретизируются знания и умения, полученные в процессе изучения базовых экономических (общепрофессиональных) дисциплин, специализированных курсов с целью более полного и глубокого понимания экономической политики государства в современных условиях перехода России к цивилизованным рыночным отношениям.

Место и роль дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования определены ее содержанием, обеспечивающим должную компетентность специалиста в проблематике методов исследования и моделирования национальной экономики. Место курса в профессиональной подготовке выпускника связано с комплексным подходом, при котором конкретизируются знания и умения, полученные в процессе изучения базовых экономических (общепрофессиональных) дисциплин, специализированных курсов с целью более полного и глубокого понимания экономической политики государства в современных условиях перехода России к цивилизованным рыночным отношениям. Требованием к уровню освоения содержания курса в связи с этим выступает национальная хозяйственная система, представляющая собой целостный организм, единый национальный рынок, в котором органически увязаны производственные, социальные и управляющие звенья.

Учебные задачи

В результате изучения дисциплины обучаемые должны знать: основы дисциплины в рамках нового ГОС по специальности. Знать место, роль, сущность и содержание предмета и метода статистики; с тем, какую роль играет статистика в управлении государством. Изучить новейшие направления развития науки в области использования статистической информации. Уметь рассматривать и исследовать экономику и национальный рынок как объект статистического анализа, обладать навыками самостоятельного решения задач по исследованию хозяйственных систем. Пользоваться основными приемами и методами сбора и обработки статистической информации в различных областях экономической деятельности. Быть ознакомленными с принципами построения системы национальных счетов.

На базе освоения теоретических вопросов и методических приёмов курса студент должен приобрести навыки: по сбору и обработке статистической информации; по оценке экономических процессов на макро и микроуровне; по анализу результатов экономического развития хозяйствующего субъекта.

Воспитательные задачи дисциплины

Курс призван воспитывать в студентах культуру экономико-статистического восприятия явлений окружающей действительности. При изучении курса «Общая теория статистики» решается важная воспитательная задача дисциплины. Студенты учатся уметь пользоваться статистическими методами в работе с экономической информацией, решают практические задачи, развивают способности вести диалог и участвуют в научных дискуссиях.

В процессе изучения дисциплины осуществляется коррекция ценностных ориентаций и установок мировоззрения студентов на макроэкономические проблемы развития общества, прививаются методологические принципы познания социальных явлений и процессов на современном терминологическом уровне, вырабатываются навыки моделирования различных социальных систем, воспитывается бережное отношение к имуществу академии, культура поведения в учебных аудиториях, этика взаимоотношения студентов и преподавателей.

Элементы, отражающие специфику вуза

Программа курса учитывает специфику ГПА: особое внимание уделяется вопросам международных связей региональной экономики Северо-Запада РФ (прежде всего Санкт-Петербурга), регионов Сибири и Крайнего Севера. По проблематике курса студенты пишут контрольные работы, связанные со спецификой ГПА.

Формы проведения занятий: лекции и семинары.

Программой курса предусматривается написание контрольной работы, проведение контрольных опросов, текущее и итоговое тестирование.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, тестированию, зачету и экзамену. Темы и вопросы для самостоятельной работы даются преподавателем, ведущим семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы и при необходимости консультирует студентов.

Активные формы и методы обучения проводятся с учетом методики «Применение активных методов и форм обучения, организация и контроль самостоятельной работы студентов» (СПб.:ГПА, 2007). (Приложение 4)

Формы контроляи балльно-рейтинговаяоценка учебной деятельности

Текущий контроль осуществляется посредством:

- учета посещаемости студентами лекций и семинаров,

- оценки активности их участия в работе на семинарах и качества самостоятельной подготовки,

-оценки выполнения контрольных заданий и рефератов,

- проводимых деканатом промежуточных аттестаций.

Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной кафедрой системой балльно-рейтинговой оценки учебной деятельности. Результирующая оценка в баллах выставляется по следующим видам учебной деятельности студентов:

  • посещение лекций и наличие выполненных домашних заданий – до 20 баллов,

  • участие в работе семинара – до 20 баллов,

  • выполнение лабораторной работы по учебной дисциплине – 10 баллов,

  • итоговая аттестация знаний предмета (зачет) – 40 баллов.

Для студентов, не набравших необходимое количество баллов для допуска на зачет и экзамен, предусмотрены дополнительные задания.

Итоговый контроль: зачет.

2. Распределение тем по часам

п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоят.

работа

Всего

Всего

В том числе

Лекции

Семин.,

практ.

1.

Тема 1. Предмет и метод и задачи статистики

2

1

1

6

8

2.

Тема 2. Статистическое наблюдение, статистическая сводка, группировка таблицы

4

2

2

4

8

3.

Тема 3. Абсолютные и относительные величины

-

-

-

8

8

4.

Тема 4. Ряды распределения

1

1

-

6

7

5.

Тема 5.Средние величины и показатели вариации

3

2

1

4

7

6.

Тема 6. Ряды динамики и статистическое прогнозирование

8

3

5

4

12

7.

Тема 7. Статистические индексы

8

4

4

4

12

8.

Тема 8. Методы корреляционно - регрессионного анализа и моделирования

8

4

4

4

12

9.

Итого:

34

17

17

40

74

II Приложения к программе

Приложение 1

Примерный перечень тем контрольной работы по дисциплине

«Общая теория статистики»

  1. История развития статистики в России.

  2. Анализ информационной базы Госкомстата в Internet.

  3. Анализ представления статистической информации на сайтах Internet.

  4. Проблемы отечественной статистики.

  5. Внедрение выборочных наблюдений в социально-экономические исследования.

  6. Предмет, задачи и система показателей статистики рынка товаров и услуг.

  7. Статистические методы в маркетинговых исследованиях товарных рынков.

  8. Построение и анализ динамических рядов при изучении динамики социально-экономических явлений.

  9. Система основных аналитических показателей рассчитываемых для динамических рядов. 

  10. Исчисление среднего уровня ряда и средних темпов роста и прироста в динамических рядах.

  11. Приемы обработки динамического ряда с целью определения тренда.

  12. Изучение и измерение сезонных колебаний в рядах динамики.

  13. Параллельное сопоставление нескольких динамических рядов, приведение их к одному основанию.

  14. Авторегрессионная модель.

  15. Особенности корреляции рядов динамики.

  16. Прогнозирование на основе экстраполяции рядов динамики.

  17. Понятие об индексах, их роль в экономическом анализе.

  18. Индивидуальные и общие ( сводные ) индексы.

  19. Различные способы построения общих индексов.

  20. Агрегатная форма индексов.

  21. Взаимосвязь цепных и базисных индексов.

  22. Индексы с постоянными и переменными весами.

  23. Анализ динамики средних показателей.

  24. Индексы переменного и фиксированного состава.

  25. Индексы структурных сдвигов.

  26. Основные статистические распределения и их основные характеристики.

  27. Статистическое изучение взаимосвязи социальных явлений.

  28. Индексный анализ развития экономических процессов.

  29. Методы статистического наблюдения за уровнем и изменением цен на товары и услуги в РФ.

  30. Индексы и неоклассическая экономическая теория поведения потребителей.

Приложение 2

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу

«Общая теория статистики»

  1. Предмет, методы и задачи экономической статистики.

  2. Общее представление об экономической системе.

  3. Микро и макро подход к изучению экономических объектов и процессов.

  4. Статистическая совокупность.

  5. Особенности статистической методологии.

  6. Статистическое наблюдение как начальный этап статистического исследования.

  7. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения.

  8. Организационные формы статистического наблюдения.

  9. Регистры как прогрессивная форма статистического наблюдения.

  10. Виды и способы статистического наблюдения.

  11. Внедрение не сплошного наблюдения в условиях рыночной экономики.

  12. Выборочный метод - основной метод не сплошного наблюдения.

  13. Теоретические основы выборочного наблюдения.

  14. Виды выборки.

  15. Классификация ошибок наблюдения.

  16. Точность наблюдения.

  17. Определение ошибки выборки.

  18. Повторные и бесповторные, серийные и комбинированные отборы.

  19. Генеральная и выборочная совокупность.

  20. Определение необходимой численности выборки.

  21. Генеральная и выборочная совокупность.

  22. Интервальные оценки неизвестных параметров генеральной совокупности.

  23. Статистическая сводка и группировка.

  24. Значение и задачи метода группировок в статистике.

  25. Виды группировок.

  26. Понятие о рядах распределения.

  27. Вариационные ряды.

  28. Дискретные и интервальные вариационные ряды и их графическое изображение.

  29. Структурные характеристики дискретных и интервальных вариационных рядов.

  30. Графическое определение моды и медианы.

  31. Понятие вариации.

  32. Причины, порождающие вариацию признаков.

  33. Показатели вариации.

  34. Определение взаимосвязи между признаками.

  35. Аналитические группировки.

  36. Статистические таблицы.

  37. Основные правила построения таблиц.

  38. Чтение и анализ таблиц.

  39. Графический способ представления экономико-статистической информации, его сравнение с табличным способом.

  40. Элементы статистического графика.

  41. Классификация видов графиков.

  42. Виды диаграмм, правила их построения, недостатки и преимущества различных диаграмм.

  43. Использование логарифмической шкалы в представлении экономико-статической информации.

  44. Статистические карты.

  45. Понятие и классификация рядов динамики. Принципы построения. Сопоставимость уровней и смыкание рядов динамики.

  46. Основные показатели динамических рядов.

  47. Средние характеристики ряда динамики. Статистический анализ рядов динамики.

  48. Компоненты ряда динамики.

  49. Виды трендовой компоненты и проверка гипотезы о существовании тренда. Сезонная компонента.

  50. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Нахождение линейного тренда.

  51. Понятие экономических индексов. Классификация индексов.

  52. Индивидуальные индексы. Двухфакторная мультипликативная модель.

  53. Общие индексы.

  54. Двухфакторная и трехфакторная мультипликативные модели.

  55. Системы цепных и базисных индексов.

  56. Связь между цепными и базисными индексами.

  57. Индексы структурных сдвигов.

  58. Индексный анализ изменения структуры.

  59. Трехфакторная мультипликативная модель.

  60. Индексы пространственно-территориального сопоставления.

  61. Использование теории индексов при анализе экономического развития регионов.

  62. Индексы-дефляторы.

  63. Применение индексов дефляторов при переоценке макроэкономических показателей.

Приложение 3

Планы семинарских занятий – 17 часов

Тема 1. Общая теория статистики – 1 час

  1. Предмет, метод задачи учебной дисциплины.

  2. Задачи дисциплины.

Литература: Чернова В.М. Курс лекций. Учебное пособие Таганрог, 2005 г.

Тема 2. Статистическое наблюдение, статистическая сводка, группировка и таблицы (лабораторная работа) – 2 часа

1. Раскрытие сущности статистического наблюдения и его видов.

2. Структура плана статистического наблюдения.

3. Виды ошибок статистического наблюдения и пути их устранения.

4. Составление макетов аналитических, типологических и структурных группировок.

Литература:

  1. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Инфра-М, 2002..

  2. Практикум по теории статистики: Учебное пособие/. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  3. /home/textbook/

Вопросы для самопроверки

1. Что такое статистическое наблюдение?

2. Назовите основные требования, предъявляемые к статистическому наблюдению в условиях рынка.

3. Перечислите основные формы и виды статистического наблюдения.

4. Какие Вы знаете способы получения статистических данных?

5. Что такое программа статистического наблюдения и каковы принципы и правила ее разработки?

6. Какие требования предъявляет механизация статистических работ к разработке формуляров статистического наблюдения?

7. Что такое критический момент статистического наблюдения и для чего он устанавливается?

Тема 5. Средние величины и показатели вариации – 1 час

  1. Расчет средней арифметической величины в дискретных и интервальных рядах.

  2. Структурные средние: мода и медиана. Соотношение средней арифметической величины, моды и медианы.

  3. Расчет средней гармонической величины и средней арифметической величины, правило их определения.

  4. Свойства общей и частной средней. Теорема сложения трех дисперсий на практике.

  5. Коэффициент вариации. Расчет коэффициента детерминации, эмпирического корреляционного отношения и определение степени влияния признака-фактора, положенного в основу группировки.

  6. Анализ рядов распределения по вычисленным характеристикам. Решение задач проводится по вариантам.

Литература:

  1. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Инфра-М, 2002.

  2. Практикум по теории статистики: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2002.

  3. /home/textbook/

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются основные положения теории средних величин?

2. Охарактеризуйте связь между методом группировки и методом средних.

3. Каковы основные свойства средней арифметической?

4. Как вычислить среднюю арифметическую упрощенным способом (способом моментов)?

5. Что такое средняя гармоническая величина?

6. Что характеризует мода и медиана?

7. Что такое вариация признака и как она измеряется?

Тема 6. Ряды динамики, статистическое прогнозирование – 4 часа

  1. Расчет средних уровней в рядах динамики: интервальных и моментных. Расчет аналитических показателей рядов динамики и их средних уровней.

  2. Построение общей тенденции развития явления во времени (тренда) методом укрупнения интервалов (простой средний), сглаживания способом скользящих средних, аналитического выравнивания. Расчет индексов сезонности.

3. Анализ динамических рядов. Решение задач проводится по вариантам.

Литература:

  1. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  2. /home/textbook/

Вопросы для самопроверки

1. Какое значение имеют ряды динамики в статистических исследованиях?

2. Какие виды рядов динамики различают'?

3. Какие существуют формы средних уровней в рядах динамики (в зависимости от их вида)?

4. Назовите аналитические показатели рядов динамики и как рассчитываются их средние значения?

5. Как привести ряд динамики к сопоставимому ряду?

6. Какие Вы знаете методы определения общей тенденции развития явления во времени?

7. Как находятся индексы сезонности при различных методах определения тренда? В чем их сущность?

Тема 7. Статистические индексы – 5 часов

  1. Расчет агрегатных индексов качественною и количественного состава. Экономический смысл взаимосвязи индексов стоимости, цен и физического объема, их факторная взаимосвязь и анализ.

2. Расчет средних форм индексов: среднегармонического индекса иен (себестоимости) и среднеарифметического индекса физического объема. Построение индексов переменного и постоянного состава, их индексная и факторная взаимосвязь. Решение задач проводится по вариантам.

Литература:

  1. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев Н.П. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  2. /home/textbook/

Вопросы для самопроверки:

1. В чем особенности агрегатной формы индекса?

2. Как связаны между собой агрегатные формы индексов и средние формы индексов?

3. Как связаны агрегатные индексы цен, физического объема и стоимости продукции?

4. В чем заключается факторная взаимосвязь агрегатных индексов качественного и количественного состава? Какой из этих индексов показывает экономический эффект?

5. Индексы переменного состава и разложение их на индекс качественного и количественного состава? Какой из этих индексов показывает экономический эффект?

6. Запишите формулы относительного изменения средней себестоимости за счет изменения ее в среднем и за счет влияния структурных сдвигов.

7. Запишите формулы абсолютного изменения средней себестоимости за счет изменения ее в среднем и за счет влияния структурных сдвигов.

Тема 8. Методы корреляционно-регрессионного анализа и моделирования – 4 часа

  1. Расчет теоретической линии регрессии и показателей тесноты связи для не группированных данных. Построение корреляционного поля для сгруппированных данных.

  2. Расчет эмпирической и теоретической линии регрессии для сгруппированных данных, их графическое изображение. Экономический смысл коэффициента регрессии.

3. Расчет показателей тесноты связи для сгруппированных данных и экономический анализ взаимосвязи показателей. Решение задач проводится по вариантам.

Литература:

  1. Ефимова М.Р,, Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.

  2. Практикум по теории статистики: Учебное пособие / Под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  3. /home/textbook/

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое функциональная и корреляционная связь?

2. Основные задачи корреляционной зависимости.

3. В чем состоит значение уравнения регрессии?

4. Экономический смысл коэффициента регрессии.

5. Какими показателями измеряется теснота корреляционной связи для несгруппированных и сгруппированных данных? Их экономический смысл.

  1. Программа дисциплины Общая теория статистики Специальность (1)

    Программа дисциплины
    Цель курса — ознакомление студентов с научными основами общей теории статистики. Курс ставит своей целью сформулировать у студентов представление о сущности статистики как науки и ее роли в управлении государством, привить умения пользоваться
  2. Программа дисциплины Общая теория статистики Специальность (2)

    Программа дисциплины
    Цель курса — ознакомление студентов с научными основами общей теории статистики. Курс ставит своей целью сформулировать у студентов представление о сущности статистики как науки и ее роли в управлении государством, привить умения пользоваться
  3. Программа дисциплины Общая теория статистики Специальность (3)

    Программа дисциплины
    Цель курса — ознакомление студентов с научными основами общей теории статистики. Курс ставит своей целью сформулировать у студентов представление о сущности статистики как науки и ее роли в управлении государством, привить умения пользоваться
  4. Рабочая программа дисциплина Общая теория измерений Специальности

    Рабочая программа
    При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальностям: 080401 "Товароведение и экспертиза товаров”
  5. Программа дисциплины Социально-экономическая статистика Специальность (3)

    Программа дисциплины
    Социально-экономическая статистика – это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений, происходящих в социальной жизни населения и в отрасли экономики.
  6. Программа дисциплины Социально-экономическая статистика Специальность (1)

    Программа дисциплины
    Изучение курса основывается на знаниях, полученных студентами при изучении экономической теории, макроэкономики и микроэкономики, математических дисциплин, информатики.
  7. Программа дисциплины Социально-экономическая статистика Специальность (2)

    Программа дисциплины
    Цель курса — ознакомление студентов с научными основами социально-экономической статистики. Курс ставит своей целью – в продолжении курса «Основ статистики» - сформулировать у студентов представление о сущности социально-экономической
  8. Методические указания к написанию лабораторных работ по учебным дисциплинам "Общая теория статистики"

    Методические указания
    "Социально-экономическая статистика " "Статистика финансов", "Статистика страхования", "Система национальных счетов"
  9. Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»

    Рабочая программа
    Целью изучения экономической теории является формирование правильного мировоззрения студента, особенно в базовых экономических его аспектах и составляющих.

Другие похожие документы..