Рекомендации государственным органам для подготовки регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования самоуправления I часть

Развитие системы самоуправления регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования

(Электронное пособие)

Содержание

I Часть

Анализ законодательства в сфере экспертизы развития регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования

II Часть

Аналитическая информация об уровне развития регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования

III Часть

Анализ международного опыта по становлению и развитию системы программ развития дошкольного образования

IV Часть

Рекомендации государственным органам для подготовки регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования самоуправления

I Часть

Анализ законодательства в сфере экспертизы развития регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования

Основополагающим законодательным актом в сфере экспертизы и развития регионально-муниципальных программ развития дошкольного образования является, безусловно, Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Как следует из статьи 4 названного закона задачей законодательства Российской Федерации в области образования является в том числе создание правовых гарантий для развития системы образования Российской Федерации.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

– преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

– сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

– органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

– объединений юридических лиц, общественных и государственно-общес­твенных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Важным элементом системы образования является подсистема дошкольного образования, включая образовательные учреждения, относящиеся к типу «дошкольные». Деятельность таких государственных и муниципальных учреждений осуществляется на основе типовых положений:

– Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666)

– Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204).

Дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

– детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

– детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

– детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

– детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

– детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

– детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

– детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

– центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Таким государственные и муниципальные учреждения могут быть следующих видов:

– начальная школа - детский сад;

– начальная школа - детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся;

– прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

Государственная политика в сфере образования представляет собой совокупность различных мероприятий, действий, решений и т.д. государственных органов, объединенных общей целью - поступательным развитием российского образования.

Для упорядочения действий, предпринимаемых в рамках государственной образовательной политики, используется метод программирования, результатом которого становится система программ средне- и долгосрочного развития образования, разрабатываемых на различных уровнях (федеральном, региональном, ведомственном, муниципальном, на уровне образовательного учреждения).

Формами программно-целевого бюджетного планирования являются федеральные, региональные и муниципальные целевые программы, а также ведомственные целевые программы. Однако следует отметить, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации правовое регулирование отношений в сфере программно-целевого бюджетного планирования до конца не произведено. Так, в частности, отсутствует четкое деление региональных и муниципальных программ на виды, характеризующиеся определенными специфическими признаками, а также взаимосвязь между программами комплексного социально-экономического развития территорий и муниципальными целевыми программами.

Основополагающей программой в сфере образования, является Федеральная целевая программа развития образования, разрабатываемая и утверждаемая Правительством РФ. Ею определяется стратегия реформирования системы российского образования и намечаются важнейшие мероприятия по ее реализации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р была утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. Сама же Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61.

Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования должен ежегодно представляться палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публиковаться в официальном печатном органе.

Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Важной задачей Программы является модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития.

Приказом Минобрнауки РФ от 11.03.2011 № 1350 было утверждено Положение об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. Названное положение определяет порядок формирования организационно-финансового плана мероприятий по реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, порядок проведения конкурсного отбора региональных программ развития образования; механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы; порядок проведения мониторинга результатов реализации мероприятий Программы; процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей реализации Программы, результатах мониторинга ее выполнения, об условиях участия в Программе исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Санкт-Петербургский государственный университет (в части государственных капитальных вложений). Государственным заказчиком-координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Руководителем Программы является Министр образования и науки Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Органом, создаваемым с целью управления Программой, в том числе с привлечением общественности, является научно-координационный совет Программы. При этом в системе управления Программой создаются рабочие группы и рабочие комиссии.

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации в рамках ФЦПРО был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации 20 мая 2011 г. № 404.

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы и (или) иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходное обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации комплексной программы.

Субсидии предоставляются с целью оснащения дополнительно созданных мест для детей дошкольного возраста в учреждениях (за исключением расходов на капитальное строительство):

– детской мебелью, осветительными приборами, сантехническим оборудованием и др. для оборудования групповых помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

– спортивным инвентарем, играми, игрушками, дидактическим материалом и издательской продукцией и др. для организации и развития детских видов деятельности;

– здоровьесберегающим оборудованием, в том числе зрительными тренажерами, приборами, улучшающими качество окружающей среды, аэроклиматическими установками, а также оборудованием, позволяющим удовлетворить потребность детей в движении;

– оборудованием, позволяющим осуществлять дошкольное образование, коррекционную работу, а также присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья;

– техническими средствами обучения, в том числе компьютерами, аудио-, видео- и мультимедийным оборудованием, использующимся при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Условиями предоставления субсидий являются:

1. наличие в комплексных программах хотя бы одного из следующих мероприятий:

– создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста путем строительства новых зданий учреждений;

– возврат в систему дошкольного образования используемых не по назначению зданий учреждений и их реконструкция;

– создание новых групп в функционирующих учреждениях за счет эффективного использования их помещений;

2. наличие в бюджетах субъектов Российской Федерации (местных бюджетах) на соответствующий финансовый год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации;

3. обязательство субъектов Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых комплексными программами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидии.

Приказом Минобрнауки РФ от 20.06.2011 № 2036 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 404» были утверждены:

– форма соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию комплексной программы поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации;

– форма отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию комплексной программы поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации;

– форма заявки о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию комплексной программы поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации.

  1. Подготовка детей к школе в условиях дошкольного образования

    Документ
    Сборник научно-практических материалов по итогам Всероссийского семинара «Подготовка детей к школе в соответствии с требованиями Примерной общеобразовательной программы воспитания,
  2. Программа развития на 2008-2013 гг. 2008 2013 гг

    Программа
    Программа развития МДОУ «Новоаганский детский сад оздоровления и присмотра «Солнышко»» на 2008 - 2013 годы представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные
  3. Программа развития паспорт программы развития школы на 2006-2010 Г. Г. Основания для разработки Программы

    Программа
    совершенствовать условия, механизмы и процедуры реального осуществления дифференцированного образования, выбора учащимися и родителями образовательных программ и индивидуальной образовательной траектории за счет введения организационных,
  4. Программа развития (3)

    Программа
    Среди проблем, связанных с управлением школой пристальное внимание исследователей в последние годы привлекают вопросы стратегического менеджмента в образовании.
  5. Программа развития образования муниципального образования Пригородный район на 2011-2015гг с. Октябрьское-2011г

    Программа
    Муниципальная система образования в социально-экономическом и социокультурном пространстве муниципального образования- Пригородный район РСО-Алания: состояние и проблемы
  6. Программа развития системы образования Лежневского муниципального района Ивановской области на 2011-2015 годы разработана в контексте основных направлений концепции модернизации российского образования и системы образования Ивановской области и носит межотраслевой характер,

    Программа
    Деятельность муниципальной системы образования Лежневского района направлена на выполнение Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона «Об образовании в Ивановской области», реализацию инициативы Президента «Наша новая школа»,
  7. Государственная (итоговая) аттестация выпускников, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования, в новой форме в 2012 году Сборник нормативных документов

    Документ
    Государственная (итоговая) аттестация выпускников, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования, в новой форме в 2012 году. Сборник нормативных документов.
  8. Рекомендации по подготовке и проведению педагогических конференций в Оренбургской области в августе 2010 года

    Документ
    Настоящие рекомендации адресованы руководителям и специалистам органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям муниципальных методических служб, руководителям предметных методических объединений, руководителям
  9. Программа развития системы образования московского района Санкт-Петербурга

    Программа
    Программа развития системы образования Московского района Санкт- Петербурга на 2010-2015 гг. «Социокультурная модель Петербургской школы» (далее – Программа)

Другие похожие документы..