Психоделическая утопия

МАРИХУАНА И КУЛЬТУРА

Популярный американский специалист, психиатр Эрик Берн (весьма далекий от психоделической пропаганды) пишет следующее:

"Марихуана не вызывает подлинного привыкания, поскольку не оставляет после себя какой-либо тяги к повторению. Многие из потребителей пользуются ею для утешения и развлечения" {31, с. 237}.

Как показывает опыт, между человеком и коноплей все-таки могут устанавливаться продолжительные и очень личные взаимоотношения, именуемые привычкой или зависимостью. Я думаю, что с этической и медицинской точек зрения психологическая зависимость от психоактивных продуктов конопли - допустимая форма культурного поведения. Врачи подтверждают - симбиоз человека с токсичным табаком иди алкоголем менее удачен, чем сожительство с марихуаной, я следует искать приемлемые способы интеграции "необычных" потребностей наших граждан в общепринятую традицию. Тем более, что уже существуют пути их культурного удовлетворения и опыт, накопленный историей. Но ситуация, сложившаяся в настоящий момент, похожа на "китайскую культурную революцию", только теперь люди уничтожают не воробьев, а коноплю.

Пока общественность не готова уважительно относиться к привычке употребления каннабиса, важно позволить заинтересованным людям приобретать марихуану через медицинские учреждения, особенно, наркологического профиля. Легализация марихуаны пополнит государственную казну немалыми средствами и убережет наших сограждан от многих проблем. Даже если они захотят попробовать "травку", им не придется обращаться к наркодельцам, которые тут же предложат и героин.

Обычно первое знакомство с марихуаной оставляет неясное представление о специфике се действия. Но если это культивированная конопля, новичок может ощутить резкое изменение самочувствия, сделав всего несколько затяжек. Особенно легко испортить вечеринку, если человек прилично выпил и решил вдобавок покурить "травы". Его наверняка стошнит и он протрезвеет от алкоголя. Последствия передозировки марихуаной следующие: учащенное сердцебиение, сильное головокружение, слабость с приступами тошноты, незнакомые телесные ощущения, накатывающие волнами, а также испуг и чувство глубокого неудовлетворения собой; в итоге - усталое подавленное психическое самочувствие, с ярко выраженным желанием - прилечь и подремать. По моим наблюдениям, даже самому агрессивному психопату, если он "накурится анашой до одури", не хочется выяснять с кем-либо отношения...

Смола каннабиса содержит более 60 видов психоактивных компонентов. Большинство этих соединений классифицированы специалистами как малые психоделики или слабые неспецифические усилители ментальных процессов. Эффект действия ТГК подобен воздействию псилоцибиновых грибов, ЛСД и других галлюциногенов, если принимается сверхвысокая доза вещества, что возможно лишь при употреблении специально обработанной конопли в пищу. Курение листьев и соцветий, равно как и курение прессованной смолы с пыльцой, которую часто выдают за гашиш, не вызывает подобного эффекта.

Действие каннабиальных смол сложно описать в двух словах. Обычно это специфическая эйфория, длящаяся от получаса до пяти - шести часов (в зависимости от психического самочувствия, психических особенностей индивида и качества конопли), охарактеризованная умиротворенным, склонным к созерцательности настроением, обострением восприятия и воображения. В отличие от действия спиртных напитков, сознание остается ясным, а координация не нарушенной. Если алкоголь провоцирует необдуманные, импульсивные поступки, то каннабис, наоборот, располагает к осторожности и даже мнительности. "Обкуренный" за рулем автомобиля куда менее опасен, чем пьяный водитель. Первый тихо едет в среднем ряду, второй - сбивает прохожих и выезжает на красный свет. Вспомните Голландию: много ли там автомобильных аварий?

Неприятие анаши можно заметить у тех, кто пользуется опасными препаратами - водкой, героином или стимуляторами. Люди, не склонные к самоанализу, привыкшие жить в понятийной путанице, не проявляя волевых усилий, с трудом устанавливают добрососедские отношения с психоделиками. "Травка" морочит им голову, пугает депрессиями, провоцирует рассеянность, тревогу ("сажает на измены") и т. д. Однако при этом не мешает учиться самодисциплине, и при желании внутренних перемен, на мой взгляд, здорово помогает в личностном росте.

Давайте посмотрим на российскую провинцию и попробуем предположить, какие перемены ждут наших малообразованных, пьющих соотечественников, если у них появится возможность пользоваться психоактивными продуктами конопли. Последствия многолетнего пьянства общеизвестны - трудно предположить более отвратительную личностную деградацию, чем та, которая ждет людей, не способных справиться с влечением к спиртному. Как их вылечить от пагубной одержимости?

Подлинный психологический комфорт человека, привыкшего пользоваться психоактивными веществами (необходимый для того, чтобы он пожелал освободиться от этой зависимости), достижим гораздо быстрее в рамках привычки к конопле, чем к алкоголю или табаку. Курение марихуаны не требует увеличения "дозы" и не ведет к формированию физической зависимости. Американский психиатр Роджер Уолш пишет следующее:

"Способность входить в измененные состояния сознания можно, по-видимому, развить... Например, человек, курящий марихуану первый раз в жизни, может быть разочарован слабым эффектом или вообще его отсутствием. Однако дальнейшие попытки могут привести К быстрому прогрессу. Результатом является феномен, наиболее странный и удивительный для фармакологов, известный как обратная толерантность, при котором повторные приемы препарата не уменьшают, а наоборот увеличивают эффект. Этот феномен легко объяснить, если принять во внимание то, что способность входить в измененные состояния сознания, в данном случае, состояния марихуаны, - дело практики". {24, с. 164}.

То, что делает привычку к марихуане своеобразным психологическим тренингом, это ее психоделические свойства. Безусловно, марихуана влияет на сознание, ориентируя человека не на соперничество и конкуренцию, а на созерцательность и самоанализ. Поэтому человек, курящий анашу, обходят конфликтные ситуации и рискованные мероприятия, чего не скажешь о любителях алкоголя. Находясь в алкогольном забытьи, трудно что-либо переосмыслить, однако, для курильщика конопли поиск новых путей социальной адаптации значительно облегчен.

И главное - употребляемый эпизодически или регулярно, каннабис способен вызывать психоделические эффекты личностного перерождения, связанные с переоценкой привычных понятий и стереотипов собственного поведения. Подобные переживания необычайно важны для пробуждения самосознания людей, для стимуляции их внутренней работы. Привычка в данном случае носит сугубо психологический характер, а частота употребления препарата может рассматриваться как показатель экзистенциального комфорта конкретного человека. При отказе от курения эффект каннабиса плавно исчезает в течении двух суток, после чего бывший курильщик не только не испытывает никакого недомогания или дискомфорта, но с удивлением замечает прилив сил и повышение собственной активности. Правда, возвращается та нервозность, которая обычно свойственна нашим трезвым соотечественникам, достойно (без всяких зелий) преодолевающим житейские трудности.

Марихуана - это инструмент тонкой психологической настройки, который легко сбивается в обстановке невежественной травли. Люди, курящие коноплю, находятся в атмосфере полнейшего непонимания со стороны окружающих, недостоверной газетной информации и политики "войны с наркотиками", которая грозит им тюрьмой. Все это отнимает немало душевных сил я внимания, делает критическим общий уровень тревожности человека. При таких условиях и лучшие психотерапевтические методики покажут отсутствие результатов, соответственно, искать у потребителей марихуаны признаки личностного роста (стремление к образованию, славные общественные дела и т. д.), по меньшей мере, наивно. О каком психическом здоровье и личностной интеграции может идти речь, когда не удовлетворена базисная потребность личности (по А. Маслоу) - потребность в безопасности? По моим наблюдениям, там, где царит страх и недоверие, люди всегда охотнее пользуются табаком, алкоголем и наркотиками, не находя ничего приятного в курении конопли.

Иллюзию опасности и необычайной силы воздействия марихуаны создаст тот факт, что первый опыт (если человек его почувствовал, что бывает, кстати, далеко не всегда) часто пугает наших соотечественников, поскольку переживание психоделический изменений в сознании отличается от привычного алкогольного опьянения. Интенсивная психосоматическая реакция организма на знакомство с каннабисом объясняется испугом.

Далеко не всем нравится состояние каннабиольного опьянения. Поэтому не следует ожидать массовой эпидемии курения конопли даже в случае ее легализации. Условный же контингент "пристрастившихся" не будет пугать общество ни одержимым поведением, ни потерей координации движений или затруднениями с речью. Эти люди меньше всего будут напоминать пострадавших вследствие "распространения наркотизма". Скорее наоборот: мир пополнится веселыми людьми, проповедующими образование и гедонизм. Любители марихуаны - это вполне нормальные, доброжелательные субъекты, отвечающие за свои поступки так же как h любой трезвый человек. Вот, что пишут в минской энциклопедии:

"Курильщик марихуаны в состоянии хронического отравления является типом курильщика-одиночки, стремящимся к непосредственным и глубоко личным впечатлениям. Путем употребления наркотика он стремится изменять состояние сознания и обрести новый взгляд на вещи... Но курильщик не связан неразрывно с наркотиком. Различные общественные и профессиональные мотивы могут повлиять на принятие решения об отказе от дурной привычки". {9, с. 209).

Так же как и любая другая привычка, регулярное употребление анаши слагает определенный образ жизни, самобытно организует интересы человека. Интеллектуальная я творческая, тонкая, кропотливая, неспешная или однообразная деятельность вполне сочетаются с этой привычкой, в то время как суета и напряженный график работы, конечно, не располагают курить "траву".

Опытный курильщик не любит бездельничать, а с удовольствием берется за любое интересное ему дело. Социально неадаптированными потребители марихуаны становятся не из-за этого снадобья, а по причине того бесправного образа жизни, который они вынуждены вести. Когда в популярных изданиях пишут, что злоупотребление марихуаной вызывает "манию преследования" или другие параноидальные отклонения, понимать это, видимо, надо следующим образом: в условиях общекультурного внушения, производимого на всех уровнях образования и закрепленного законодательно, любой, потребляющий "травку" человек, мучает себя мыслями о собственной антисоциальности, психической неполноценности, ищет симптомы всех мыслимых и немыслимых заболеваний, которые ему обещаны официальной информацией. При этом он, естественно, панически боится милиции, так как в ее обязанности входит сажать людей в тюрьмы за хранение или транспортировку продуктов конопли. Продемонстрируют ли курильщики марихуаны "манию преследования" в стране, которая не запрещает каннабис?

Сакральная сила этого растения - его способность располагать людей к недогматизированному мистическому миропониманию, к поиску компромиссных решений сложных ситуаций, предполагающих изначально доброе отношение к Миру, - все это, безусловно, способствует решению многих проблем человеческого общежития, связанных с эгоцентризмом и тяжелой психической напряженностью людей.

Народная молва и бесконечные анекдоты на тему конопли создают вполне безобидный образ курильщика анаши, гораздо более привлекательный, чем персонаж пьяного дебошира, который вяло соображает и со скотским удовольствием бьет свою несчастную жену.

Отвлекаясь на эту тему, хочется заметить, что поиск компромисса между мужчиной и женщиной до сих пор причиняет много боли. Интересы двух это всегда в чем-то корыстны, и в общении любой степени близости люди должны поддерживать некий этикет, подразумевающий разрешение пользоваться друг другом до определенной черты. Правда, иногда и эта черта бывает преодолена самопожертвование ради кого-то или нарушение свободы личности (преступление), но назвать это нормой, я не берусь даже в первом случае. Видимо, норма все-таки разумный эгоизм.... Но вот где мера разумности?

Эта грань условна и меняется вместе с культурой, которая, по ходу своего развития, постепенно освобождает наше это: чем совершеннее общество, тем легче" раскрывается человеческая индивидуальность в нем. Так и внутри семьи - люди устанавливают некую пограничную полосу интересов, признаваемых друг за другом, и главный источник конфликтов - нарушение этих границ. Впрочем, мы умеем преодолевать и сами конфликты, -без которых ухе вроде бы и немыслима совместная жизнь." Психологи советуют делать конфронтацию как можно бескровнее, осушать глубину отрицательных эмоций, по известной формуле - не страдать, а претерпевать: наблюдать драму, а не сопереживать ее героям.

Иными словами, глубина самосознания - это лучший рецепт от душевной боли, который когда-либо выписывала Природа людям.

По накопленному опыту, можно предположить, что растительные галлюциногены - тот самый рецепт... Я к тому, что внутри семьи "травка" могла бы значительно смягчить разногласия по многим вопросам, действуя не в качестве наркотика для ухода от реальности, а в качестве инструмента для ее изучения и творческого созидания. Общепринятые алкоголь и табак, которыми часто пользуются конфликтующие люди, опасны во многих отношениях. Конопля могла бы им успешно заменить оба эти зелья.

Касательно влияния марихуаны на непосредственные сексуальные контакты, важно отметить повышение общей чувствительности организма, с одной стороны, и эффект "наблюдателя" на уровне межличностного взаимодействия, с другой. То есть, в этом случае мы занимаемся сексом более осознанно, не отдаваясь инстинкту (не терял человеческое лицо), словно наблюдая себя со стороны- Конечно, это может значительно раскрепостить партнеров, разнообразить их игру нехитрыми приемами и приспособлениями, которые предлагают современные сексуальные пособия, соответствующие магазины и богатый человеческий опыт.

Как уже говорилось, конопля является древнейшим лекарственным препаратом, который в наше время мог бы оказать неоценимую услугу невротикам, заменив их ежедневную дозу из двух десятков сигарет, таблеток от головной боли, антидепрессантов, транквилизаторов и прочих изобретений цивилизации. Курение или употребление специальных настоев из конопли способствует понижению давления и снятию нервного напряжения, поэтому многие врачи рассматривают марихуану как хорошее профилактическое средство для предотвращения, развития вегето-сосудистой дистонии, тромбов, раковых опухолей и других заболеваний. Таким образом, для простых, малообразованных людей, вырастающих и умирающих и привычном российском пьянстве, легализация марихуаны могла бы стать настоящим спасением от невежества и алкоголя, для творческих авантюристов - замечательной культурной традицией, а для интеллектуалов-неврастеников - хорошим лекарством от дурного настроения и головной боли.

В отсутствии психоделической культурной традиции знакомство с марихуаной часто уводит безответственных молодых людей к тяжелым наркотикам. Этот путь проложило само общество, не замечающее огромной разницы между героином и коноплей; оно же вынуждает людей обращаться к наркодельцам. Привычка к каннабису не отличается пристрастием или одержимостью. Это состояние достаточно комфортно для повседневной деятельности и не зовет пережить более яркие эмоции. Но в нынешних обстоятельствах в кругу общения курильщика марихуаны обязательно найдутся наркоманы, которые будут назойливо советовать попробовать героин, "винт" или что-нибудь еще.

Тем не менее, следует предположить, что, действительно, некоторые, особенно, смелые, творческие люди, отведав конопли, заинтересуются более яркими ощущениями, и, как мы выяснили в предыдущих главах, этот интерес естественен для здорового человека, так как связан с врожденными глубинными механизмами работы его сознания. Государство должно предложить культурные формы удовлетворения этой потребности, а не отправлять любопытных к наркодельцам. А именно, необходимо разрешить использование галлюциногенов в открытых исследовательских и психотерапевтических программах, как это было в 60-х годах в США и Европе, когда под руководством профессионалов курс психоделического опыта мог пройти любой заинтересованный человек, не имеющий медицинский противопоказаний к подобным экспериментам (порок сердца, эпилепсия, серьезные нарушения ЦНС и т.д.). Как уже говорилось, позволяя своим гражданам познакомиться с психоделическими переживаниями, государство приобретает в их лице законопослушных, уравновешенных, глубоко осознающих себя людей, любящих жизнь и знакомых с ее непреходящими ценностями.

Масштаб культурных перемен, связанных с легализацией марихуаны, огромен, хотя се действие на организм несравнимо мягче и безопаснее алкогольного опьянения. Но произойдут эти перемены не сразу и не так явно, как представляется многим. Прежде всего, в жизнь некоторых раздраженных, знакомых с многолетними депрессиями, людей вместе с этой традицией незаметно войдут покой и радость, понимание и терпимость.

Всякая зависимость или привычка что-либо употреблять для структурирования собственного душевного самочувствия - не лучший стереотип поведения цивилизованного человека. Но когда стоит вопрос о том, чем позволить своим нерадивым гражданам злоупотреблять - алкоголем, табаком или марихуаной, мы должны признать, что выбор конопли наиболее предпочтительный.

Подводя итог, я посмею напомнить читателю, что ежегодно десятки тысяч наших соотечественников, в основном, молодых юношей и девушек, отправляются в тюрьмы на длительные сроки заключения за хранение, торговлю или перевозку марихуаны. Значительная часть этих ребят - вполне достойные члены общества, ни в чем другом не провинившиеся перед законом. Я неоднократно беседовал с теми, кто побывал в государственном "Зазеркалье". Российские следственные изоляторы на треть заполнены людьми, проходящими по статье о конопле...

Я полагаю, что марихуана - это дверь в прихожую нового измерения, которую наглухо заколотили уголовным наказанием за возделывание, хранение и сбыт издревле почитаемого сакрального и лекарственного растения. С легализации каннабиса для широких слоев общества начинается эра ментальной гигиены - эпоха обучения самоанализу и психосоматической медицине, начинается восстановление ценностей культуры Партнерства в социальных отношениях между людьми.

ПСИХОДЕЛИЧЕСКАЯ УТОПИЯ

В странах, где в 60-е годы 20 века родилось психоделическое движение, сотни тысяч людей радикально поменяли свое мировоззрение, благодаря трансформирующей сипе смыслов, стоящих за новой культурной традицией. По меньшей мере, наивно отрицать связь между этими событиями и современным расцветом западной цивилизации.

Психоделический опыт крепко озадачил политиков. В далекой перспективе новая традиция рисует совсем иное мироустройство: звездные войны, слава Богу, остаются фантастикой, а вот мистика становится жизнью. Видимо, ключ к повороту локомотива истории на рельсы интравертированного пути развития спрятан в проблемах взаимоотношений человека и психоактивной пищей, а ее чрезвычайная популярность напоминает, что измененные состояния сознания входят в нашу жизнь, не спрашивая общественное мнение.

Какое же общество помогает строить культурная психоделическая традиция? В первую очередь, верующее: ощущающее себя частицей мирового эволюционного Процесса, участники которого понимают, что их судьба связана с трансперсональным измерением человеческого опыта, и смысл жизни каждого - личностный рост, самоактуализация в русле недогматизированного духовного миропонимания,

На первых порах центральной задачей этого общества становится не изобилие промышленных и продуктовых товаров (хотя, определенный уровень благосостояния - одно из важнейших условий процветания), и не научно-технический прогресс (так же необходимый для обеспечения нашего благосостояния), а восстановление психологического и физического здоровья наций для их полноценного включения в систему планетарного сообщества.

Совершенно очевидно, что успехи материальных технологий должны быть оправданы хотя бы элементарной психологической грамотностью: основные понятия ментальной гигиены (проще говоря, дисциплины самоанализа) должны войти в каждый дом и каждую семью, чтобы в трудных ситуациях люди не забывали о настоящих ценностях, дорожили собственной жизнью и верили в возможность внутренних перемен. Эти замечательные цели традиционно реализуются средствами образования и культуры; психоделическое общество добавит к ним измененные состояния сознания - также весьма познавательное свойство человеческой психики, способное научить нас необходимой глубине самосознания гораздо быстрее, чем книги психотерапевтов, которые основная масса, к сожалению, не читает. Я верю, что в дальнейшем риск, связанный с использованием психоделических трав и грибов, будет вполне оправдан той пользой, которую они принесут людям, когда окончательно выйдут из подполья и займут достойное место в нашей культурной традиции.

Глубина осознавания не только освобождает личностную потенцию, она сближает людей. Чем лучше мы себя узнаем, тем проще нам с другими, поскольку на определенном этапе внутренней работы мы переживаем свою идентичность с окружающими. Измененные состояния сознания учат людей значительна более глубокому самоанализу, чем тот. который принят в существующей системе социальных отношений; конечно, это позволит усложнить стратегии межличностных контактов, снизить их напряженность за счет обычной рационализации.

Физическое и душевное здоровье являются основными слагаемыми качества психоделического опыта. Подобные переживания - хороший стимул для того, чтобы вести здоровый образ жизни. Поэтому Т.Маккенна пишет. "Пропсиходелическая позиция... если ее глубоко и логично продумать, это позиция антинаркотическая, позиция антипристрастия".{5, с. 319}.

Культура управления собой (своими привычками, состояниями, настроением), в том числе, культура тела, будут процветать в психоделической утопии. Как уже упоминалось, человек изменяет реальность мышлением, и собственный организм в этом смысле - самая доступная для него инстанция. В настоящий момент некоторые методы психоконструирования применяются во многих оздоровительных программах нетрадиционного направления. Со временем эти несложные приемы войдут в самостоятельную практику людей.

Искусство еще глубже проникнет в повседневную жизнь, которая, в свою очередь, будет требовать от нас более творческого подхода к решению серьезных задач. Сознание человека вновь приобретает мифологические формы, и роль художественного мастерства (ставшего, благодаря технологии, общедоступным) в этом процессе трудно переоценить. Так же следует помнить, что искусство - это и оружие, которым войска художников штурмуют чужие убеждения (берегитесь своей безграмотности: вас могут взять в плен не самые достойные победители).

В психоделическом обществе следует изменить интерпретацию таких человеческих событий, как рождение и смерть. И то и другое величайшие таинства, к которым люди должны готовиться духовно. Страх смерти часто сводит с ума стареющих атеистов, и наша медицина обслуживает лишь тело умирающих, позволяя сознанию задолго до смерти покидать человека. Уход из жизни должен быть осознан и поддержан философским смыслом расставания с физическим миром. Важность института материнства трудно переоценить, так как многие экзистенциальные проблемы человека появляются задолго до того, как он открывает глаза. Их корни в нежелательной беременности и тяжелой родовой травме.

Некоторые исследователи пишут о том, что нарождающаяся культура помимо восстановления ценностей матриархального уклада жизни устремлена к новым принципам организации межличностных отношений, допускающим большую свободу индивидуального волеизъявления, выбора путей развития и учебы, творческого и спонтанного мышления. Подобные тенденции свидетельствуют об утверждении принципа Ребенка в обществе и ускоряют трансформацию иерархической (патриархальной) социальной структуры в гетерархальную, уравнивающую принципы Отца, Матери и Ребенка {28}.

По-особому должны быть организованы взаимоотношения с правонарушителями. Профилактика и лечение социально опасных расстройств личности через формирование биполярного (духовного) менталитета - важнейшая задача общества, желающего избавиться от страха человека перед человеком. Можно бесконечно рассуждать на зги темы, но реальные перемены к лучшему не произойдут, пока не легализована марихуана. Терапевтическое использование более мощных галлюциногенов доказывает, что при желании в глубине личности самого отпетого негодяя мы можем отыскать и вылечить душу плохо выношенного и плохо рожденного, недолюбленного, недокормленного, обманутого, испуганного, обиженного кем-то и когда-то ребенка.

Образование в психодепической утопии должно недвусмысленно подразумевать метафизический мировоззренческий концепт. Учителя познакомят школьников с холистическими гипотезами (близкими пантеизму, пансофизму, органицизму, гиллозоизму и т. д.), которые не противоречат данным точных наук, и не будут умалчивать о многообразии и важности религиозно-философской традиции. Взвешенная просветительская позиция по вопросам, связанным с опьяняющими зельями, поможет вырастить здоровые поколения счастливых людей.

Церковь, видимо, останется музеем религии. Храм новой веры - это гуманитарные и естественные науки, так как образование во многом (если не во всем) будет определять качество жизни обитателей утопии. Новая духовная практика - это сама жизнь, которую человек психоделического мировоззрения воспринимает как самый непосредственный мистический опыт. Эзотерическое знание оживет, как только мы впустим в свою жизнь опыт измененных состояний сознания. Это знание подскажет нам, что происходит, и, возможно, вы согласитесь, что весь культурно-исторический процесс сплетен в Мировой Душе, и теперь мы имеем возможность в нес заглянуть еще при жизни. Коллективное бессознательное становится сознательным.

ИСТОЧНИКИ ЦИТАТ

1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука 1993. - 432 с.

2. Маслоу А. Психология Бытия. М.: Рефл-бук, 1997. - 304 с.

3. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. К.: Айкало, 1994. - 405 с.

4. Штайнер Р. Мистерии древности и христианство. М.: СП "Интербук", 1990. - 125 с.

5. Маккенна Т. Пища Богов. М.: ТПИ, !995.- 379 с.

6., Маккенна Т. Истые галлюцинации. М.: ТПИ, 1996.-290 с.

7. Ксендзюк А. Э. Тайна Карлоса Кастанеды. Одесса: Весть, 1995. - 416 с.

8. Каструбин Э. М. Трансовые состояния и "поле смысла". М.: КСП, 1995. - 288 с.

9. Наркотики и Яды. Энциклопедия Преступлений и Катастроф, Lm.: Литература, 1996. - 592 с.

10. Психология ранней наркомании. Самара: СамВен, 1997. - 62 с.

11. Рассел П. ТМ техника. Высшее сознание (сборник статей). М.: Рефл-бук, 1995.- 384 с.

12. Добкин До Риос М. Растительные галлюциногены. М.: КСП, 1997. - 272 с.

13. Гроф С. За пределами мозга. М.: ТПИ, 1993. - 504 с.

14. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: ТПИ, 1994. - 342 с.

15. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М.: ТПИ, 1994. - 278 с.

16. Гроф С. и Гроф К. Неистовый поиск себя. М.: ТПИ, 1996. - 345 с.

17. Винер Д. Вместе! Джон Леннон и его время. М.: Радуга, 1994. - 304 с.

18. Хаксли О. Врата Восприятия. К.: София, 1995. - 364 с.

19. Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. На грани третьего тысячелетия. М.: Лабиринт, 1994. - 73 с.

20. Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. - 287с.

21. Козлов В. В. Истоки осознания- Мн.: ПолiБiг, 1995. - 304 с.

22. Мамардашвили М. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. - 432 с.

23. Уолш Р. и Воон Ф. Пути за пределы "Эго" (сборник статей). М.: ТПИ, 1996.- 318 с.

  1. Психоделическая утопия источники цитат

    Утопия
    Дорогой читатель! Устраивайся поудобнее, чтобы отправиться в мир опасных идей вместе с безумным писателем, который отведал запретных зелий и сошел с ума У тебя есть возможность получить почти полное представление о том, как это происходит,
  2. Утопия, антиутопия и пиратские утопии

    Утопия
    15/Тринадцатое предложение и Интернет: как финансы властей штатов и местных властей становятся жертвой наезда на информационной магистрали НАТАН НЬЮМАН34
  3. Задумайтесь на мгновение и представьте себе двадцатое столетие как симфонию, гармоническое сочетание фуги крещендо, сплетение мелодий, одна из которых с неясно

    Документ
    Задумайтесь на мгновение и представьте себе двадцатое столетие как симфонию, гармоническое сочетание фуги крещендо, сплетение мелодий, одна из которых с неясно слышным, но навязчивым припевом, звучит так: мы обречены, если не обнаружим
  4. С. Р. Петросян Культура безумия

    Документ
    Устраивайся поудобнее, чтобы отправиться в мир опасных идей вместе с безумным писателем, который отведал запретных зелий и сошел с ума У тебя есть возможность получить почти полное представление о том, как это происходит, не обращаясь
  5. Литература и наука в творчестве олдоса хаксли

    Литература
    В 1925 г. Олдос Хаксли (1894 – 1963) сделал неожиданное для литератора признание: «Если бы я мог родиться заново и выбрать, кем стать, я бы пожелал стать ученым – и стать им не по воле случая, а по природному предназначению.
  6. В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон

    Документ
    © В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон, 2003 Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2003 264 с. Тираж 1500.
  7. Дэвис Эрик. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху

    Документ
    Если проанализировать параллельно историю техники и историю мистики, то мы сможем обнаружить мистические озарения и апокалиптические ожидания, которые пронизывают историю человечества и его взаимоотношении с природой.
  8. Дэвис, Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / Э. Дэвис; пер с англ. С. Кормильцсва, Е. Бачининой, В. Харитонова. Екатеринбург: Ультра

    Документ
    Дэвис, Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху / Э. Дэвис; пер. с англ. С. Кормильцсва, Е.Бачининой, В.Харитонова. — Екатеринбург: Ультра.
  9. В. В. Новиков доктор философских наук, профессор (1)

    Книга
    Печатается по решению редакционно-издательского Совета Международной Академии психологических наук и Ученого Совета факультета психологии Ярославского государственного университета им.

Другие похожие документы..