Ский институт) Кафедра социальной работы благотворительность как социальный институт современного гражданского общества казань асо (ксюи) 2008

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(КАЗАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

Кафедра социальной работы

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО
ОБЩЕСТВА

Казань

АСО (КСЮИ)

2008

УДК 36

ББК 66.3

Ж 91

Рекомендовано в печать

Ученым советом АСО (КСЮИ)

Ж 91 Журавлева, Т.Б. Благотворительность как социальный институт современного гражданского общества / [Т.Б. Журавлева, Ф.Ш. Муха­метзянова, Т.М. Трегубова, А.Ю. Шакирова] / Под редакцией Г.В. Мухаметзяновой. – Казань: АСО (КСЮИ), 2008. – с. 204.

ISBN 978-5-98259-023-7

Рецензенты: доктор филологических наук,
профессор Волович Л.А.

кандидат исторических наук,
доцент Петрова Р.Г.

ISBN 978-5-98259-023-7

© АСО (КСЮИ), 2008

© Журавлева Т.Б., Мухаметзянова Ф.Ш.,
Трегубова Т.М., Шакирова А.Ю., 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1.
Исторические аспекты благотворительной деятельности 7

1.1. Зарождение и развитие благотворительности
в России 7

1.2. Развитие общественной и частной благотворительности в г. Казани 23

1.3. Зарубежный опыт развития благотворительности 39

ГЛАВА 2.
Социальная деятельность традиционных конфессий народов Поволжья 72

2.1. Генезис идеи социальной помощи Русской Православной Церкви: исторический анализ и опыт современного социального служения России и Республике Татарстан 72

2.2. Ислам как духовная основа мусульманской благотворительности в казанском крае 98

2.3. Из истории становления
и развития иудейской благотворительности 115

ГЛАВА 3.
Опыт и проблемы реализации благотворительных программ в Республике Татарстан 140

3.1. Благотворительность в России
как институт формирования гражданского общества 140

3.2. Проблемы и опыт реализации благотворительных программ в Республике Татарстан 164

3.3. Оценка благотворительной и
меценатской деятельности в регионе 200

ВВЕДЕНИЕ

Завершился год, объявленный в нашей республике Годом благотворительности. Россия всегда славилась своей духовностью и меценатством. Постперестроечные годы сместили жизненные ценности, и мы сделали гигантский прыжок назад. Если поколение, родившееся в начале восьмидесятых, помнит кто такие тимуровцы, что они делали, то поколение девяностых, выросшее на компьютерных играх и на агрессивных, деструктивных программах телевидения, часто сопоставляет реальность с навязанными бездуховными ориентирами. Видимо, нам и эту болезнь нужно пережить.

Благотворительность – прекрасное русское слово, мягкое, певучее, доброе. Дословный смысл совершенно понятен – творить благо, добро.

В словарях Брокгауза и Эфрона, это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.

У С.И. Ожегова – безвозмездные действия и поступки, направленные на общественную пользу и оказание помощи неимущим.

Для многих «социальная помощь» сегодня, в XXI веке означает непосредственно материальную помощь или другой вид помощи, оказываемой обеспеченными людьми или организациями, малоимущим и другим людям. Но есть и другое немаловажное значение «социальной помощи». Несомненно, она пробуждает братский дух, которого так не хватает нашему обществу. Она напоминает нам, что все мы – часть общества, в котором живем. В этом смысле она важна как для тех, кто нуждается, так и для тех, кто эту помощь оказывает.

Проблемы очень бедного человека – это проблемы государства, всего общества в целом.

Поэтому социальная помощь как явление, исходя из его целей, нужна всему нашему обществу, как общности людей и их групп, объединенных географическими, историческими, этнокультурными, экономическими и другими признаками.

Человек принципиально отличается от всех других живых созданий, он существо не просто биологическое, а в первую очередь духовное. Человек обладает не только телом, но и, это главное, душой, носительницей личности, ее ума, сердца, воли. Поэтому понятие социальной помощи применимо к человеку как социобиологическому существу. Существу, живущему в социуме. Существу, имеющему систему ценностей, а не только лишь биологические потребности.

Благотворительность как оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями, может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых областей деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т.д.)

В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. №135, благотворительность определяется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи1.

В последние годы в России вспоминают о таком национальном качестве человека, как милосердие, человеколюбие, много пишут и говорят о социальной справедливости, гуманитарной помощи, меценатстве и т.д. Изредка мы обращаемся к традиционным российским представлениям о назначении и сущности социальной помощи, разнообразии форм и методов социальной практики, которые осуществляли государство, общественные организации и частные лица в дореволюционной России.

История социальных институтов и благотворительности в нашей стране началась еще в IX в. Благотворительность в России предстает перед нами как сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющийся в связи с новыми культурно-историческими условиями. Его изучение требует учета различных форм исторической практики и познания. История благотворительности раскрывает историю ментальных структур общества, политических процессов, формы помощи и поддержки, меняющиеся патерны объектов и помогающих субъектов. Комплексный подход, конструирующий социальные исторические миры в их общественной практике и познавательных традициях, является актуальной проблемой данного момента становления благотворительности в нашей стране.

В советское время в разные годы благотворительность понималась и оценивалась негативно. Революционное правительство продемонстрировало это так: в 1917 г. более 200 богаделен в Москве были закрыты, а их обитатели выброшены на улицу. А в Большой советской энциклопедии 1950г., к примеру, благотворительность определяется как помощь, «лицемерно оказываемая представителями господствующих классов некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы».

Сегодня конституция Российской Федерации определяет, что благотворительность поощряется государством.

Итак, благотворительность – действие или деятельность, которая осуществляется добровольно по велению души конкретных лиц и организаций. Направлена она непосредственно на нуждающихся, передается из рук в руки, и практически безвозмездна. Она часто выражается не только в материальной, имущественной, интеллектуальной и другой помощи, но и в личном сотрудничестве частных лиц в деле благотворительности. Благотворительность поддерживает тех людей, которые в силу различных причин не имеют возможности достойно себя содержать. Благотворительность также поддерживает такие сферы жизни общества, как культура, наука, образование, здравоохранение – и является общественным социальным явлением.

Сегодня, когда традиции благотворения возрождаются, происходит переосмысление и пересмотр ценностей, важно обратиться к духовному наследию прошлого, извлечь уроки, внедрить положительный опыт в современную практику, также разнообразную по формам и видам этой специфической деятельности.

Принимая во внимание особую позитивную роль, которую играет в жизни современного общества благотворительная деятельность, в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности, а также учитывая необходимость ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления Указом Президента РТ М.Ш. Шаймиева 2007 год был объявлен Годом благотворительности в Республике Татарстан.

Вместе с определенными успехами, достигнутыми в последние годы, в деле благотворительности имеются и проблемы, вызванные незнанием или непониманием наших национальных традиций, менталитета, культурно-исторических аспектов развития общества. В связи с этим наблюдаются противоречия между существующим богатым историческим опытом, с одной стороны, и недостаточным использованием его в современной практике социальной работы, с другой; между высокой потребностью отдельных категорий граждан в получении благотворительной помощи, и неготовностью социальных служб к привлечению средств от благотворительной деятельности для улучшения положения нуждающихся. Хотя, справедливости ради заметим, что определенные подвижки в данном направлении все же есть, о чем свидетельствуют сообщения в средствах массовой информации, тенденции в сторону изменения общественного мнения населения относительно благотворительности как социального явления.

Особенно актуально по результатам года, объявленного в Татарстане годом благотворительности, обратиться к богатому и разнообразному историческому опыту благотворительной деятельности в России и в Казани, проанализировать современные тенденции и выявить перспективы развития благотворительной деятельности.

ГЛАВА 1.
Исторические аспекты благотворительной деятельности

1.1. Зарождение и развитие благотворительности
в России

Благотворительность, или филантропия (от греческого слова филантропос – человеколюбие), – идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям: сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся; материальное или иное поощрение общественно значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта).

В сложные моменты истории, один из которых переживает сейчас Россия, зачастую проявляется невозможность (или нежелание) объективно оценивать действительность

Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища – эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку.

В VI веке, славяне появились в Приднепровье, они жили родами, которые объединялись в племена. До перехода к общинному образу жизни, именно род служил для них источником помощи в случае болезни, нужды и других бедствий. Род был объединен взаимной обязанностью сородичей в материальной помощи, защите и отмщении обид, связанностью, обусловленной коллективным характером производства и созданием родственных связей между ними.

С распадом родовых связей древнейшие славяне стали объединяться в общины, представлявшие собой не кровные, а территориальные объединения людей, которые жили по соседству. Эти объединения называвшиеся в одних славянских племенах задругами, а в других – верьями, создавались ими для осуществления общих дел, к числу которых относилась помощь нуждающимся.

Во времена древних славян, когда труд носил коллективный характер, уходит своими корнями обычай общественной помощи, которые русские стали называть помочью, украинцы – толокой, а белорусы – талакой. По характеристике ученого В.Я. Проппа, она представляла собой приглашение соседей на спешную работу, причем работающим не предлагали плату, а обильно угощали по окончании работы.

Спешной могла быть работа в сельском хозяйстве (например, уборке урожая или покос), а так же строительство жилища. Если за помощью к соседям обратилась вдова, то она могла не беспокоиться об угощении. Согласно М. Забылину, ссылавшемуся на знаменитого путешественника и натуралиста И. Лепехина, «вдов и сирот мир снабжал всем, что нужно было для такого пиршества, и даже давал сено, дрова и лучины». Обычай общественной помощи дополнялся у древних славян различными обрядами, один из которых – дожинки – заслуживает специального упоминания. Этот обряд заключался в том, что по окончании полевых работ, на которые окрестные жители приглашаются работать безвозмездно, они отправляются в дом к хозяину и приносят ему и его жене венки, сплетенные из колосьев, а после угощения поют и пляшут до глухой ночи. Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь нуждающимся, составляла важную часть жизни древних славян.

Традиции такой помощи получили развитие в древнерусском государстве – Киевской Руси. С его крещением идея милосердия, составлявшая основу христианской благотворительности, не только вошла в создание русского народа, но и пустила в нем глубокие корни. Приверженность русского народа к этой идее обусловлена как особенностями его формирования, начавшегося во времена Киевской Руси, так и обычаями древних славян, которые всегда оказывали друг другу различную помощь.

Первые сто лет существования русского государства, возникшего в результате объединения восточно-славянских племен, не внесли существенных изменений в сложившуюся систему помощи нуждающимся. Древнерусская народность, от которой впоследствии произошли русские, украинцы и белорусы, следовала традициям благотворительности, сформировавшимся у восточных славян.

Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси стало ее крещение, в результате которого христианство приобрело статус государственной религии. Действительно, оно интенсифицировало развитие благотворительности, получившей теоретическое обоснование в виде христианского учения о любви и милосердии. Это учение, обращенное ко всем людям, открывало более широкие возможности для осуществления помощи нуждающимся, чем представление о моральных обязательствах человека по отношению к членам своего рода или территориальной общности. В то же время оно породило явление нищелюбия, которое определяло развитие благотворительности в России до конца XVII века.

Начиная с Х в. на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных форм поддержки и защиты1.

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают как бы два этапа своего становления.

Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира 1 до II половины ХII в. – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

И второй период – со второй половины ХII в. по ХIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения1.

  1. Отчет о работе российской академии образования (2)

    Содержательный отчет
    Реализуемая сегодня государственная политика в области образования ориентирована на создание в России инновационной образовательной системы, способной обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности,
  2. Отчет о работе российской академии образования (4)

    Содержательный отчет
    Реализуемая сегодня государственная политика в области образования ориентирована на создание в России инновационной образовательной системы, способной обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности,
  3. «Агентства социальной информации» (1)

    Интервью
    Аркадий Бабченко. Добрые люди с большим баблом. Я всегда полагал, что благотворительность означает помощь богатых бедным. Оказалось, это - помощь очень богатых богатым чуть менее
  4. «Агентства социальной информации» (2)

    Интервью
    Кристина Горелик. Государство берется за НКО. Администрация Президента совместно с Министерством экономического развития разрабатывает принципы государственной поддержки некоммерческих организаций
  5. Итоги и перспективы энциклопедических исследований сборник статей итоговой научно-практической конференции 11-12 марта 2010 г

    Сборник статей
    История России и Татарстана: итоги и перспективы энциклопедических исследований: сборник статей итоговой научно-практической конференции (г. Казань, 11–12 марта 2010 г.
  6. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (1)

    Документ
    Материалы Международной научно-практической конференции посвящены анализу социокультурных и правовых основ современного образования, проблем правового образования, а также прогнозу развития систем образования Российской Федерации и других государств.
  7. Культура. Образование. Право материалы международной научно-практической конференциИ (Екатеринбург, апрель 2009 г.) Екатеринбург 2009 (2)

    Документ
    Культура. Образование. Право [Текст]: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, апр. 2009 г. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; Екатеринбург, 2009.

Другие похожие документы..