Н. А. Мацегора (відповідальний секретар)

Peculiarities of sanitary protection of Ukrainian territories and its influence on the public health protection

The Authors proves the necessity of change of the legislative base of sanitary service for water transport taking into account international regulations. Sanitary protection of territories is consider to be both determination of especially dangerous infections delivery and complex measures for population health protection, warning and liquidation of any threat for humans’ health. It is necessary to broad the range of functions of sanitary services, especially at points of state border-lines crossing.

Key words: sanitary protection of territory, especially dangerous infections, safety of population.

Актуальность. Новое тысячелетие ознаменовалось страшной по своим масштабам и разрушительности серией природных катаклизмов, техногенных катастроф и аварий, вспышками опасных для человека инфекционных заболеваний в различных регионах земного шара, целой серией террористических актов, превратившейся за несколько лет в пандемию терроризма, и, как следствие, возникновением биологического терроризма, против которого человечество оказалось практически бессильным.

Перед санитарно-эпидемиологической службой, ее оперативными структурными подразделениями – санитарно-карантинными отделами (СКО) и пунктами, возникли новые задачи, а именно - умение работать в современных политических и экономических условиях, готовность к работе в экстремальных условиях, в очагах опасных инфекционных заболеваний (в том числе новых для человечества – птичий грипп, SARS, геморрагические лихорадки), в очагах стихийных бедствий, биологического терроризма, техногенных катастроф и аварий.

Существующая нормативно-правовая база уже не позволяет проводить стандартные действия с учетом изменившейся ситуации и требует принятия новых международных и национальных документов по работе специалистов санслужбы в едином правовом режиме.

Выход новой редакции Международных медико-санитарных правил привел к необходимости смещения акцентов деятельности как санитарно-эпидемиологической службы в целом, так и СКО, от санитарной охраны территории к охране и управлению элементами общественного здравоохранения.

Цель настоящей работы – рассмотреть новые организационные формы работы санитарной службы водного транспорта.

В каждом санитарно - карантинном подразделении бассейновых, портовых СЭС водного транспорта Украины имеются планы противоэпидемической готовности санитарно-карантинного отдела (соответствующего порта)при выявлении больного подозрительного на чуму, холеру и контагиозные вирусные геморрагические лихорадки. Эти планы регламентируют действия специалистов санитарно-карантинных подразделений при выявлении (или подозрении) больного указанными выше особо опасными инфекциями (ООИ) и другими инфекционными заболеваниями в различных практических ситуациях. Схемы таких планов разрабатывались и постоянно совершенствовались с учетом реалий времени на протяжении последних десятилетий и в настоящее время предельно стандартизированы и унифицированы.

При сохраняющейся потенциальной угрозе завоза ООИ и других инфекционных заболеваний через морские границы Украины и далее внутрь территории страны и сопредельные государства, сегодня на новый уровень социальной и общественной опасности выходят проблемы экологических катастроф, аварийных ситуаций, в том числе проблемы разливов и выбросов опасных веществ, радиоактивные аварии, аварийные ситуации на море, в воздухе, на суше и др.

Все перечисленные выше чрезвычайные ситуации требуют от соответствующих подразделений СЭС обеспечения совершенно иного, отличного от ранее установившегося стандартного уровня надзора и контроля, уровня принимаемых оперативных решений и предпринимаемых действий при возникновении соответствующих проблем.

На сегодняшний день созрела острая необходимость в разработке и утверждении для оперативных подразделений СЭС (в первую очередь для СКО) новых видов оперативных планов по различным видам чрезвычайных ситуаций с новым регламентом взаимодействия со смежными службами и прежде всего МЧС в том числе на межгосударственном уровне (страны СНГ). Каждая чрезвычайная ситуация имеет свои особенности и свой уровень опасности, которые должны быть учтены при разработке соответствующих оперативных планов. Например, оперативные планы по разливам в море нефтепродуктов или химических веществ, выбросов радиоактивных веществ в атмосферу, воду или радиоактивное загрязнение почвы. Этот вопрос особо актуален в условиях совместного приграничного пользования природными ресурсами (Керченский пролив, Черное и Азовское море, реки Днестр, Днепр, Дунай, Дон). В этих условиях мы считаем совершенно адекватным создание специализированных, высокопрофессиональных и оснащенных бригад по ликвидации масштабных эпидемических ситуаций, радиоактивного, химического загрязнения, действующих по принципу формирований МЧС. В рамках нашего взаимодействия мы можем обеспечить друг друга системой обучения, единым методическим подходом к ситуациям, возникающимм на борту судна, в порту, на определенной территории. Рационально может быть создание единой специализированной профильной либо многопрофильной бригады для работы на юге России и Украины, или Молдовы и Украины.

Все эти особенности требуют отработки механизмов взаимодействия СЭС с соответствующими компетентными научными, техническими, силовыми и другими службами и структурами, требуют соответствующего правового, научно-практического и материально-технического обеспечения подразделений санэпидслужбы, задействованных по данному оперативному плану.

Сегодня на Украине сквозь рост системы государственного регулирования возникли реалии дублирования одних и тех же функций различными министерствами и ведомствами, например, дозиметрический контроль на границе выполняют пограничная, экологическая службы и служба Госсанэпиднадзора, готовую продукцию животноводческого сырья оценивают эксперты ветеринарной службы Госсанэпиднадзора и Госстандарта.

Кроме этой проблемы, назрела острая необходимость разработки технологических схем работы и взаимодействия специалистов СКО с контрольными службами в пунктах пропуска через государственную границу не только в случае выявления больного (или подозрительного) на ООИ или другое инфекционное заболевание, но и в различных экстремальных, в том числе и аварийных, ситуациях. Схема должна определять виды, последовательность, содержание операций (действий) и порядок их осуществления в пункте пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и т.д.

Эти технологические схемы должны установить единый подход в вопросе порядка функционирования пунктов пропуска через государственную границу в экстремальных (аварийных) ситуациях, регламентировать виды, содержание и последовательность операций при осуществлении санитарно-карантинного, пограничного, таможенного и других видов контроля (ветеринарного, фитосанитарного), необходимых для осуществления дальнейшего перемещения лиц, различных транспортных средств, грузов и т.д.

В новой редакции ММСП уделено значительное внимание действиям специалистов службы при решении вопроса контроля перемещения грузов через границу. К сожалению, имеющиеся на сегодня документы Украинского законодательства по данному вопросу иногда противоречат друг другу, акценты смещены в зависимости от того, кто является инициатором разработки документа. Каждая контролирующая служба имеет свои документы практически по одному и тому же вопросу. Подходы органов санэпидслужбы в каждом государстве СНГ также различны. При этом отсутствуют регламенты порядка вскрытия контейнеров, работа с транзитными грузами, багажом, когда багаж определяется не личными потребностями человека, а разрешенной к провозу беспошлинной стоимости груза. Отсутствует международная информационная система в отношении действий, примененным к грузу в других странах. Мы сталкивались с ситуацией, когда в Ильичевский морской торговый порт прибыл груз в аварийном состоянии - контейнеры с подтекающими гербицидами в бочках, которые по постановлению санэпидслужбы были возвращены отправителю в Китай. Однако груз по пути в Китай был остановлен в Греции, была проведена перегрузка его в новые контейнеры и груз вновь прибыл в Ильичевск, и вновь с подтеканием гербицидов, причем на контейнеры с пищевыми продуктами. Нам известно, что вопрос возврата подобного груза отправителю не решен в практике мирового судоходства. Ни одна из стран, где эти контейнеры должны быть перегружены на океанский контейнеровоз, так и не приняла контейнера с разлившимися гербицидами. Таких случаев у нас было уже несколько – радиоактивные сетки для газовых фонарей, мясопродукты, пестициды и пр.

Специалисты санитарно-эпидемиологической службы столкнулись с ситуацией прибытия в порт судна «Green Land Sago» с 4,5 тысячами тонн мясной продукции, произведенной в различных странах мира - Китай, Австралия, Новая Зеландия и с единым сертификатом качества,. Разбор показал, что продукция не имела документов, подтверждающих качество и безопасность для употребления населением, происхождение продукции, сертификаты качества производителя, заявленный ассортимент, не соответствовал фактически прибывшему на судне. В связи с этим, санитарная служба запретила ввоз данной продукции на территорию Украины. Судно с грузом более 6 месяцев простояло на внешнем рейде порта. Владельцами груза предпринимались различные попытки, вплоть до судебных, по ввозу груза, но в результате судно с грузом убыло в неизвестном направлении.

Не менее острой и актуальной проблемой на сегодняшний день является защита населения от вредного воздействия различных сбросов с судов в море и выбросов в атмосферу, губительно влияющих как на флору и фауну наших морей и опосредованно наносящих непоправимый ущерб здоровью людей.

Впервые в ММСП включен раздел надзора за условиями сброса балластных вод, как одного из внешних факторов, влияющих на состояние морской среды в зоне водопользования населения припортового города. Сегодня водный балласт считается главным фактором, ответственным за перемещение ежедневно не менее 7000, а то 10000 различных видов микробов, растений и животных по всей планете (Carlton, 1999). Это - одна из четырех главных угроз для Мирового океана. Три другие - наземные источники загрязнения моря, чрезмерный отлов рыбы и других промысловых организмов, а также физическое изменение или разрушение морской среды обитании.

Суда перевозят свыше 97% всех транспортируемых по миру товаров. Подсчитано, что каждый год около 91000 судов перевозят по миру в качестве балласта около 10 млрд. тонн воды. В порты Украины ежегодно прибывает свыше 18000 судов более чем из 120 стран мира. Каждое десятое судно прибывает из эпиднеблагополучных стран, которые сбрасывают в портовые воды более 200 млн. тонн балластной воды. Исследования показали, что в 1 м3 балластной воды может содержаться до 50000 разновидностей зоопланктона или 10000000 клеток фитопланктона, которые потенциально могут акклиматизироваться и стать вредными, а то и болезнетворными видами в другой части планеты. Наша служба в течении двух лет в рамках выполнения программы «Глобалбалласт» изучала возможность заноса зоо- и фитоплактоном различных видов микроорганизмов в акватории портов Украины. Уже есть первые итоги – выделение холероподобных вибрионов (Al- и Parohemoliticum).

Сегодня внимание санитарно-эпидемиологической службы должно быть направлено на минимизацию возможных рисков по заносу болезнетворных агентов, ухудшению среды водопользования из-за сброса балластных вод. Интересы специалистов санитарной службы водного транспорта должна быть направлены на определение порядка решения вопросов управления водным балластом и отражение этого в национальных нормативных документах.

Практически на всех судах, заходящих в порты Украины, отсутствуют установки по очистке балластных вод. Станции по очистке балласта имеются в единичных портах. Так, в порту Одесса, определенным как демонстрационный центр по международной программе «Глобалласт», была построена станция по очистке балласта. Однако мощность станции не соответствует объемам балласта, сбрасываемого в порту и вода на очистку поступает от 10% судов, меняющим балласт.

Ряд судов, для исключения возможных, довольно значительных санкций со стороны экологических служб, заходят в порт с угрозой для безопасности мореплавания практически без балласта. Иные суда вынуждены сбрасывать балласт согласно технологии погрузки и платить штрафные санкции, так как утвержденные Постановлением Кабинета Министров Украины допустимые значения загрязняющих веществ в балласте на порядок превышают стандарты для питьевой воды, что крайне нелогично.

Принятие в 2005 году Украиной Концепции имплементации в Украине Международной конвенции по контролю судовых балластных вод и осадков и управлению ими (BM Convention, 2004) позволяет надеяться, что будут разработаны специальные нормативно-правовые акты по контролю качества балластных вод.

Актуален вопрос разработки ПДК загрязняющих веществ для акватории каждого отдельно взятого порта, чтобы в дальнейшем позволит определить условия сброса балласта с судов, исключающие изменения стандартной среды в данном порту. При этом следует учитывать, что существующие порты расположены в зонах активного водопользования населения и представляют собой опасность для загрязнения мест рекреации либо водозаборов.

На Украине приступили к разработке новой редакции Санитарных правил охраны прибрежных вод морей с учетом этих и других проблемных вопросов. Как известно, прежние, разработанные в 1988 году Правила, сегодня утратили свою актуальность, так как не соответствуют нормативным документам, принятым в последние годы. Более того, Санитарные правила для морей, у которых есть совместное водопользование приграничными государствами, должны разрабатываться в соответствии с единой концепцией отношения к этому морю.

При разработке ПДК следует учитывать номенклатуру грузов, особенно насыпных, и условия их перегрузки, возможность загрязнения моря остатками грузов через ливневую канализацию портов.

Следующая проблема - это предотвращение загрязнения моря сточными водами и мусором с судов.

В соответствии с положениями Обязательных Постановлений, имеющихся во всех портах Украины, заход судов с открытой сточно-фановой системой запрещен. Санитарно-карантинные подразделения обеспечивают надзор за порядком сбора с судов стоков и мусора. Одним из потенциальных факторов неблагоприятного воздействия на окружающую среду является работа на судах установок по очистке и обеззараживанию сточных вод (УООСВ).

Существующее международное и национальное законодательство позволяет обеспечивать Государственный санитарный надзор за чистотой моря в полном объеме.

В Украине действуют следующие нормативные документы:

- Государственные санитарные правила и нормы сброса с судов сточных, нефтесодержащих, балластных вод и мусора № 197-99;

- Приложение IV к Конвенции МАРПОЛ 73/78, п.п. а), в), с);

- Государственные санитарные правила для морских судов Украины, ДСП 7.7.4.-057-2000;

- Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, СанПиН № 4631-88;

- Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения СанПиН 4630-88;

  1. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) (2)

    Документ
    О. М. Ігнатьєв (заступник головного редактора), В. О. Лісобей (науковий редактор), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), Є. П. Белобров, В. М. Євстафьєв, О.
  2. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) (3)

    Документ
    О. К. Асмолов (Одеса), К. Д. Бабов (Одеса), Ю. І. Бажора (Одеса), М. І Голубятніков (Іллічівськ), С. А. Гуляр (Київ), В. М. Запорожан (Одеса), М. Ф. Ізмеров (Москва), С.
  3. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Дем (2)

    Документ
    Р.В.Богатирьова (Київ), П.В.Волошин (Харків), Є.М.Горбань (Київ), С.О.Гуляр (Київ), Л.М.Давидов (Київ), В.М.Запорожан (Одеса), В.О.Зубков (Одеса), М.Ф.
  4. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов (1)

    Документ
    Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук (Бюлетень ВАК України від 9 червня 1997р.
  5. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов (4)

    Документ
    Вступ. На фоні несприятливої демографічної ситуації важливе значення набувають питання збереження та зміцнення репродуктивного здоров’я, яке є важливим компонентом популяційного і становить основу формування перспектив медико-демографічного розвитку.
  6. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Демидова, Б. С. Запорожченко, О. М.Ігнать (3)

    Документ
    В современных условиях отчетливо прослеживается тенденция к развитию в здравоохранении отраслевых научно – лечебных структур, что обусловлено необходимостью активного внедрения в медицинскую практику достижений современных технологий.
  7. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Демидова, Б. С. Запорожченко, О. М.Ігнать (4)

    Документ
    Эффективность терапии наиболее распространенной на юге Украины опийной наркомании продолжает оставаться низкой, часты рецидивы заболевания [ 1 ]. По данным Минздрава Украины не более 10 % больных снимаются с диспансерного учета в связи с выздоровлением.
  8. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Дем (1)

    Документ
    В.Ю.Волянський ( заступник головного редактора ), В.Г.Руденко ( заступник головного редактора ), Н.А.Мацегора (відповідальний секретар), О.Г.Андрієвський, О.
  9. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Демидова, Б. С. Запорожченко, О. М.Ігнать (1)

    Документ
    В.Г.Руденко( науковий редактор), В.Ю.Волянський ( заступник головного редактора ), Н.А.Мацегора (відповідальний секретар), О.Г.Андрієвський, О.К.Асмолов, В.

Другие похожие документы..