Н. А. Мацегора (відповідальний секретар)

Значительная работа проведена отечественными учеными по борьбе с неблагоприятным воздействием самолетного шума на организм летного и инженерно-технического состава. Этот фактор рассматривался с точки зрения его помехи при осуществлении внутрисамолетной и радиосвязи в качестве дополнительного обстоятельства, которое усиливает общий процесс утомления у летного состава, и как возможная профессиональная вредность, приводящая к снижению слуха. Учитывалось также, что шум может изменить темновую адаптацию глаза пилота при выполнении ночных полетов.

Существенные результаты были получены профессором В.И. Воячеком с сотрудниками Г.Г. Куликовским, И.Я. Борщевским, М.П. Бресткиным с сотрудниками, В.М. Козиным и др. Исследования привели к обоснованию необходимости создания, с одной стороны, различного рода подшлемников, шлемофонов, антифонов и других звукозаглушающих устройств, а с другой - специальных приборов облегчающих речевую коммуникацию (внутрисамолетную и радиосвязь) в условиях шума: ларингофоны, дифференциальные микрофоны, костные телефоны, букофоны и др. Как известно герметическая кабина снижает уровень шума. Перенос двигателей в область хвостового оперения (например, на самолете ИЛ-62) значительно снизил шум в кабине пилота и в салоне воздушного судна.

Последнее обстоятельство имеет важное значение так как устраняется дополнительный фактор летного утомления.

В 1960-е годы начало формироваться и успешно развивается в наше время новое направление - эргономическое (Г.М Зараковский, В.А. Пономаренко, В.В. Лапа, П.С. Турзин, А.В. Чунтул и др.). Позднее в 1963 году был образован Институт медико-биологических проблем в настоящее время - ГНЦ РФ ИМБП РАН, где развивалось множество новых направлений: моделирование профессиональных условий посредством различных установок (барокамеры, центрифуги и др.); моделирование лётной деятельности на тренажёрах, использование фотомакетов приборных досок; использование самолёта в качестве медицинской лаборатории; получение информации о тех или иных функциях организма в короткие промежутки времени с помощью специальной регистрирующей аппаратуры (малогабаритной, автономной или дистанционно управляемой); повышение общей неспецифической устойчивости организма посредством высотной акклиматизации.

Одной из последних организаций, связанной с авиационной медициной стало учреждение 28 марта 1991 года Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского (РАКЦ). В создании этой академии принимал деятельное участие доктор медицинских наук Е.И. Кузнец. Кафедра авиационной медицины в РМАПО МЗ и СР РФ, с 1985 года получила статус клинической, а в 1988 году стала называться кафедрой авиационной и космической медицины. Кафедра, сотрудничая с Ассоциацией авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России под руководством профессора В.Д. Власова, сумела доказать необходимость введения в номенклатуру специальностей Министерства здравоохранения и социального развития РФ основной специальности: 040133 « авиационная и космическая медицина» (Приказ МЗ РФ № 63 от 16 февраля 2004г.).

Научные исследования сотрудников кафедры были направлены на разработку проблем авиационной физиологии (пространственной ориентировки в полете, утомления и летной работоспособности, патогенеза и профилактики воздушной болезни, биологических ритмов и десинхроноза); организации медицинской службы гражданской авиации (трехзвеньевая система медицинской организации полетов МОП: организация работы врача летного отряда, здравпункта и эксперта); авиационной гигиены и токсикологии (санитарно-гигиенические вопросы медицинского обеспечения авиационно-химических работ); авиационной психологии (профессиональный психологический отбор в гражданской авиацию ГА, изучение сознательной и бессознательной психической сферы, психотерапевтического лечения пограничных состояний у пилотов); врачебно-летной экспертизы (разработка медицинских стандартов годности к летной работе, биологического возраста и функциональных резервов, методов общей и функциональной диагностики в практике ВЛЭ, профессионального долголетия авиационных специалистов и др.).

Гигиенические и токсикологические исследования на кафедре проводили А.В. Демидов, В.Н. Разсудов и др. Установлено, что при выполнении авиационно-химических работ (сельскохозяйственная авиация) в кабине экипажа в 20% проб воздуха имеется превышение предельно-допустимого уровня пестицидов в 2-2,7 раза, а температуры воздуха в среднем на 7-9 градусов. Кроме того, пилотирование на предельно малых высотах (5-50 м) является сложным операторским трудом (до 240 основных и коррегирующих движений в минуту на самолете АН-2 и до 296 на вертолете КА-26 соответственно).

Работающие двигатели и турбулентность пограничных воздушных потоков являются источниками шума и вибраций, которые оказывают неблагоприятное воздействие на членов экипажей в полете и инженерно-технический состав на аэродроме при опробывании двигателей на стоянке и во время взлета самолета. Помимо избирательного действия на слуховой анализатор, интенсивный и высокочастотный шум может оказывать вредное воздействие на весь организм, вызывая утомление и снижение работоспособности. С целью профилактики неблагоприятного влияния шума проводится звукоизоляция кабин самолетов и рабочих помещений, используются шумозащитные костюмы, шлемы, ушные противошумы - обтураторы, нормируется время работы и др.

Влияние вибрации (как и шума) на организм определяется частотой колебаний, амплитудой и продолжительностью действия. Частотный спектр вибраций на различных летательных аппаратах весьма широк (от единиц до нескольких тысяч герц). Чаще встречаются вибрации в диапазоне 30—250 Гц. Механизм возникновения вибрационных расстройств еще окончательно не выяснен. При длительном многократном воздействии на организм вибрация вызывает общую астенизацию, патологические изменения в мышцах, костно-суставном аппарате конечностей, в позвоночнике.

Поскольку шум и вибрация имеют одинаковую физическую природу, они вызывают сходные изменения в организме. Шум интенсивностью более 125—130 Дб по своим признакам приобретает черты так называемой воздушной вибрации. В таких случаях можно говорить о комплексном воздействии шума и вибрации, которое проявляется симптомами шумовибрационной болезни. Это состояние может возникать у авиационных техников при опробывании двигателей на стоянках самолетов и у работников испытательных станций, занятых испытанием двигателей. Профилактические мероприятия, кроме технических защитных средств (вибропоглощающие материалы), включают нормирование режима труда, ношение специальных поясов и обуви.

Организм летчиков и лиц, обеспечивающих полеты, условий обитания на рабочих местах с целью проведения мер, направленных на оптимизацию профессиональной деятельности, сохранение здоровья и работоспособности летного и наземного состава. Важное значение имеет разработка гигиенических требований к кабинам летательных аппаратов, особенно для многоместных пассажирских самолетов (температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление в салоне).

Специалисты авиационной гигиены занимаются разработкой требований к одежде и спецснаряжению летного и технического состава с учетом особенностей летательных аппаратов, тепловых нагрузок, климатических условий. Создаваемое летно-техническое обмундирование должно способствовать поддержанию оптимального теплообмена организма с окружающей средой. Большое значение имеют исследования по вопросам размещения, питания, водоснабжения, условий труда и отдыха летного состава и специалистов, обслуживающих авиационную технику, гигиены аэропортов.

Сохранение здоровья и поддержание высокой профессиональной работоспособности во многом зависят от соблюдения физиолого-гигиенических требований к питательной ценности пищевых рационов, учитывающих особенности предстоящей летной работы (длительные полеты, полеты ночью и др.). Повседневное предполетное питание должно способствовать сохранению хорошего физического развития лиц летного состава и хорошей переносимости факторов полета. Не рекомендуется выполнять полеты натощак или сразу после обильного приема пищи, включать в рацион продукты, способствующие повышенному образованию газов в кишечнике. При выполнении полетных заданий продолжительностью более 4 ч организуется так называемое бортовое питание, в т.ч. и пассажиров.

Санитарный надзор за воздушным транспортом осуществляется на основании Международных санитарных конвенций по воздушным сообщениям (Гаага, 1933, дополнения 1944) и более поздние [8].

Международной организацией авиационной медицины является Интернациональная академия авиационной и космической медицины с центром в Париже.

Литература

1. R. Cruchet, R.Moulinier. Le mal des aviateurs.- Paris, 1912.

2. R. Cruchet, R. Moulinier. Air Sickness, its Nature and Treatment.- London, 1920.

3. A.Gemelli. Rivista di psicol.- Bologna, 1917.- Vol. 13.- 157 p.

4. HG Andersen. Medical and Surgical Aspects of Aviation. - Oxford, 1919.- 137 p.

5. Сергеев АА. Очерки по истории авиационной медицины.- М.-Л: АН СССР, 1962.- С.61.

6. Андрезен Э.Э. О требованиях, которым должны удовлетворять стекла защитных очков для
летного состава //Военно-санитарное дело.- 1935.- №12.- C. 11 – 17.

7. Рончевский С.П. К вопросу о психогигиенической работе при отборе в ВВС// Военно-
санитарное дело.- 1935.- №4.- C. 17-24.

8. International Sanitary Convention for Aerial Navigation between US and other Powers.- Statue
Law.- 1935.- 49.- 3279.

УДК 614.7:614.2 (477)

Н.И. Голубятников, И.П. Болдескул

ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Центральная СЭС на водном транспорте Украины, г. Одесса

Реферат

Н.И. Голубятников, И.П. Болдескул

ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы ставят вопрос об изменении существующей нормативно-правовой базы санитарной службы водного транспорта с учетом существующих международных и национальных документов по работе специалистов санслужбы. Санитарная охрана территории представляет собой не только определение возможности заноса на Украину особо опасных

--------------------------------------------

© Н.И. Голубятников, И.П. Болдескул

инфекционных заболеваний, но и комплекс мероприятий по обеспечению общественного здоровья населения, предупреждение и ликвидацию любой угрозы для здоровья людей, создание предпосылок для нормального обеспечения жизни общества. Назрела необходимость более широкого распространения круга обязанностей и задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой стран СНГ, особенно в пунктах пропуска через государственную границу с учетом гарантий безопасности границ и территорий каждого из государств.

Ключевые слова: санитарная охрана территорий, особо опасные инфекции, безопасность населения.

Реферат

М.І.Голубятников, І.П.Болдескул

Особливості санітарної охорони території України, що впливають наздоров’я суспільства в сучасних умовах

Автори ставлять питання про зміну сучасної нормативно-правової бази санітарної служби на водного транспортї, що існує з урахуванням існуючих міжнародних та національних документів. Санітарна охорона територій – це не тільки визначення можливості заносу в країну особливо небезпечних інфекцій, але і комплекс заходів, що забезпечують здоров’я населення, попередження та ліквідацію будь - якої загрози для здоров’я людини, створення умов для нормального забезпечення життя суспільства. Коло обов’язків та завдань, що стоять перед санітарно-епідеміологічною службою, особливо у пунктах перепуску скрізь державний кордон, слід поширити з урахуванням гарантій безпеки кордонів та територій кожної держави.

Ключові слова: санітарна охорона територій, особливо небезпечні інфекції, безпека населення.

Summary

N.I. Golubiatnikov, I.P. Boldeskul

  1. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) (2)

    Документ
    О. М. Ігнатьєв (заступник головного редактора), В. О. Лісобей (науковий редактор), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), Є. П. Белобров, В. М. Євстафьєв, О.
  2. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) (3)

    Документ
    О. К. Асмолов (Одеса), К. Д. Бабов (Одеса), Ю. І. Бажора (Одеса), М. І Голубятніков (Іллічівськ), С. А. Гуляр (Київ), В. М. Запорожан (Одеса), М. Ф. Ізмеров (Москва), С.
  3. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Дем (2)

    Документ
    Р.В.Богатирьова (Київ), П.В.Волошин (Харків), Є.М.Горбань (Київ), С.О.Гуляр (Київ), Л.М.Давидов (Київ), В.М.Запорожан (Одеса), В.О.Зубков (Одеса), М.Ф.
  4. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов (1)

    Документ
    Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук (Бюлетень ВАК України від 9 червня 1997р.
  5. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов (4)

    Документ
    Вступ. На фоні несприятливої демографічної ситуації важливе значення набувають питання збереження та зміцнення репродуктивного здоров’я, яке є важливим компонентом популяційного і становить основу формування перспектив медико-демографічного розвитку.
  6. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Демидова, Б. С. Запорожченко, О. М.Ігнать (3)

    Документ
    В современных условиях отчетливо прослеживается тенденция к развитию в здравоохранении отраслевых научно – лечебных структур, что обусловлено необходимостью активного внедрения в медицинскую практику достижений современных технологий.
  7. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Демидова, Б. С. Запорожченко, О. М.Ігнать (4)

    Документ
    Эффективность терапии наиболее распространенной на юге Украины опийной наркомании продолжает оставаться низкой, часты рецидивы заболевания [ 1 ]. По данным Минздрава Украины не более 10 % больных снимаются с диспансерного учета в связи с выздоровлением.
  8. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Дем (1)

    Документ
    В.Ю.Волянський ( заступник головного редактора ), В.Г.Руденко ( заступник головного редактора ), Н.А.Мацегора (відповідальний секретар), О.Г.Андрієвський, О.
  9. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Демидова, Б. С. Запорожченко, О. М.Ігнать (1)

    Документ
    В.Г.Руденко( науковий редактор), В.Ю.Волянський ( заступник головного редактора ), Н.А.Мацегора (відповідальний секретар), О.Г.Андрієвський, О.К.Асмолов, В.

Другие похожие документы..