Н. А. Мацегора (відповідальний секретар)

Пристальное внимание к развитию авиации со стороны военного ведомства, открытие гатчинской офицерской авиационной школы заставляют и военно-санитарное управление уделить внимание вопросам авиационной медицины. Уже с первых шагов развития авиации в Военно-санитарном управлении (ВСУ) дебатируется вопрос о необходимости строго отбора кандидатов для новой профессии и об установлении определенных норм со стороны состояния здоровья летчиков. Результатом этого явилось то, что уже в 1910 г. Военное ведомство издает свой первый приказ (№ 481) с «расписанием болезней и физических недостатков, препятствующих службе офицеров, нижних чинов и вольнонаемных техников в воздухоплавательных и авиационных частях». Этим же приказом устанавливались и сроки службы офицеров в указанных частях. Предельный возраст для службы «на аэропланах» устанавливался в 45 лет, а «на аэростатах» в 58 лет.

В развитие этого приказа при Клиническом военном госпитале организуется первая врачебно-летная комиссия под председательством главного врача госпиталя Сергиева и членов – С.М. Поггенполя (терапевт), Е.В. Зеленковского (окулист), В.И. Воячека (ЛОР-врач), В.В. Срезневского (невропатолога), В.Н. Древенко (хирург). Состав комиссии и высокая квалификация ее членов говорит о том, что ВСУ придавало работе комиссии большое значение. С этого момента вопросы медико-санитарного обеспечения авиации не сходят с повестки дня ВСУ. Так, на заседании комитета 16.10. 1911 проф. Н.П. Симановский докладывает о необходимом инструментарии и приборах для исследования кохлеарного и вестибулярного аппарата и излагает проект инструкции по методике пользования ими.

В 1912 г. главное ВСУ издает циркуляр № 2462 с объявлением инструкции по исследованию кохлеарного и вестибулярного аппарата у лиц, поступающих в авиационные и воздухоплавательные части.

На заседании ВСУ от 25.06. 1912 г. было вынесено постановление о снабжении офицерской школы авиации «приборами и аппаратами, необходимыми для изучения влияния воздушных полетов на организм человека», причем список этих приборов поручается разработать той же комиссии, которая составляла список противопоказаний к приему в авиационные части. Эта комиссия состояла из М.Н. Рейна, Н.П. Симановского, А.Л. Зандера, Р.Р. Вредена, В.М. Нарбута.

19.12.1912 г. на заседании ВСУ в инструкцию по исследованию кохлеарного и вестибулярного аппарата были введены описания нового свистка Гальтона и метода исследования остроты слуха по реакции на шепотную речь. 04.04.1913 г. снова поднимается вопрос о снабжении офицерской авиационной школы приборами для исследования летчика в полете, причем установлена необходимость иметь для этих целей в санитарной части школы 32 прибора. 13.11.1913 г. разбирался вопрос о санитарной сумке летчика, которая должна представлять собой алюминиевый ящик с набором необходимых материалов и медикаментов и помещающийся под сидением летчика. Проект был одобрен и заказ был сдан заводу военно-врачебных заготовлений. 11.07.1914 г. завод демонстрировал «санитарную сумку летчика», которую комитет утвердил.

Параллельно с работой ВСУ Военное министерство за этот период издало несколько постановлений, касающихся летчиков, кроме уже указанного приказа № 481.

Работа ВВК в течение 1910-1913 гг. позволила накопить некоторый опыт в освидетельствовании летчиков и этот опыт вызвал необходимость в корректировке приказа № 481. Эти коррективы вызвали к жизни в 1914 году приказ по Военному ведомству № 14 с новым расписанием болезней и физических недостатков, препятствующих службе в авиации.

Эти же факты позволяют утверждать, что АГ в России с первых же шагов принимает четкие организационные формы, разрешая наиболее актуальную для того времени задачу - отбора летчиков. Учитывая это, можно только глубоко пожалеть, что, начавшись так успешно, это направление с началом первой мировой войны заглохло на добрых 7-8 лет.

Свидетельством того, насколько глубоко был утрачен интерес к АМ и АГ за это время, является тот факт, что за это время в печати появилось только три работы, причем одна - по вопросам АГ. Это статья Н. Костямина «Аэронавтика и авиация в гигиеническом отношении», опубликованная в «Энциклопедии практической медицины» Шнирера и Фирорда.

Следующий пик развития АМ и АГ в России приходится уже на 30-ые годы XX столетия. Почти в тоже время, что в России, АМ возникла во Франции. Эта страна к 1911-1912 гг имела уже около 500 летчиков и достигла крупных успехов в авиации. Естественен и большой интерес французских врачей к авиации.

Первая работа по АМ принадлежит Мулинье и касается вопроса влияния факторов полета на кровяное давление летчика. Ценность данной работы заключается в том, что Мулинье впервые в истории АМ вышел на аэродром с медицинскими приборами и начал исследовать летчика до и после полета.

В 1912 году Мулинье в соавторстве с Крюше, продолжая свои наблюдения, выпускают первую книгу по авиационной медицине «Болезнь летчиков». В этой книге авторы приводят все свои данные о 2-х летних наблюдениях над изменениями сердечно-сосудистых реакций и описывают особое болезненное состояние, развивающиеся у летчика после полета и сопровождающееся падением кровяного давления, тахикардией, головокружением, шаткостью походки и обмороками [1]. Книга была переведена на английский язык и вышла в Лондоне в 1920 г. под названием «Воздушная болезнь». Предисловие к ней написал М. Флэк. В англ. издании книга претендует на то, чтобы сделаться руководством по авиационной медицине. Она состоит из 5 глав: 1) физиология полета; 2) симптомы воздушной болезни; 3) тренировка и чрезмерное напряжение летчиков; 4) воздушная гигиена и 5) противопоказания к полетам. В целом нужно отметить, что в конце первой мировой войны и в ближайшие годы после войны во Франции не только наметились, но и совершенно определенно выявились три основных направления в АМ: психофизиологическое, клиническое и физиологическое. Гигиенические исследования носили одиночный характер и в отдельное направление не выделялись.

Основоположником АМ в Германии нужно считать Кошеля. В Германии в 1911-1912 гг. существовала группа врачей-энтузиастов, будировавших общественное мнение в отношении разработки медицинских проблем в авиации. В результате этого в 1912 г. при немецком Обществе воздухоплавания и авиации был организован специальный комитет по медицинскому отбору воздухоплавателей и летчиков, в состав которого вошли Фридлендер,
Н. Цунтц, Флемминг и Кошель (E.Koschel).

В течении первых двух лет войны АМ в Германии не развивалась, несмотря на все усилия, проявляемые Кошелем. Только в октябре 1915 г. Инспекция ВВС издает приказ о необходимости отбора летчиков со следующим введением: «Инспекция до настоящего времени сознательно уклонялась от установления твердых требований к состоянию здоровья летчиков. Настоящим даются только основные положения, которых нужно придерживаться военным комиссиям при отборе летчиков». И далее указывается, что у летчика должно быть здоровое сердце, легкие, почки, хорошие глаза и уши, крепкая мускулатура, здоровая нервная система и возраст от 19 до 35 лет.

В начале 1916 г. при начальнике ВВС организуется врачебный отдел, во главе которого становится Кошель. На первых порах Кошель поставил для себя задачи выяснить, какими преимущественно болезнями страдают летчики и в силу каких причин летчики становятся негодными к летной работе. С этой целью были исследованы все истории болезней летчиков, признанных негодными к летной службе, из которых выяснилось, что чаще всего летчики признавались негодными по болезням нервной системы и переутомления. Однако качество историй было столь низким, что никаких других выводов сделать не представлялось возможным. Это убедило Кошеля, что отбором и освидетельствованием летчиков должны заниматься не рядовые врачи, а особые комиссии, которые могут подвергнуть летчика тщательному и углубленному клиническому исследованию. 23.05.1916 г. был издан приказ №10544/16, который предписывал при всех военных округах создать специальные врачебные комиссии, которые должны с одной стороны, производить отбор кандидатов в авиацию, а, с другой, детально исследовать всех летчиков, признанных фронтовыми комиссиями негодными к летной работе. В результате освидетельствования комиссия должна была дать мотивированный ответ на 4 вопроса: 1) чем страдает летчик, 2) временно или окончательно необходимо отстранить летчика от летной работы; 3) можно ли ожидать восстановления его работоспособности и какими методами этого можно достичь и 4) сколько для этого потребуется времени. Спустя несколько месяцев работы этих комиссий Кошель располагал уже 1000 историй болезни освидетельствованных летчиков, но ожидаемых результатов не получил главным образом в силу того, что врачи комиссий не имели никаких представлений об особенностях работы летчиков.

В 1917 г. направление работы немецкой АМ резко меняется. Поводом для этого явился захват немцами после боя при Изонцо всей лаборатории проф. Джемелли со всем оборудованием, записями и вычислениями. После изучения работы этой работы этой лаборатории ряд крупных немецких психологов и психиатров, как напр. Штерн, Бенари, Кронфельд и др. начинают применять психологические и психофизические методы исследования летчиков. Общее увлечение психологическими методами отбора захватило и самого Кошеля, который, разочаровавшись в клинике, переключается в 1918 г на этот метод.

Таким образом, в последние годы войны в Германии существовало два направления в АМ: профпатологическое и психофизиологическое. С окончанием войны всякая научно-исследовательская работа в области АМ в Германии заглохла на ряд лет.

О состоянии АМ в Италии до первой мировой войны наши сведения ограничены. Одним из первых врачей, начавших работать в области АМ был Ньедду-Семидей, напечатавший в 1911 г. в итальянском военно-медицинском журнале статью «О физической годности летчиков к воздухоплавательной службе. Другим энтузиастом АМ в Италии был Фалька, напечатавший в том же журнале две статьи. Одна из них посвящена рассуждениям о пригодности человека к летной работе, а другая разбирает некоторые случаи авиационных аварий, на основании которых автор ставит вопрос о необходимости разработки способов, предохраняющих летчика от травматических повреждений. Эти работы не получили дальнейшего развития, на основании чего мы можем сделать вывод об их случайном характере и, очевидно, что авторы, написавшие их также были случайными в авиации людьми.

Работа в области АМ в Италии начинает разворачиваться в последние годы войны усилиями профессора Джемелли, который в 1916 г. по поручению Военного министерства организует специальную «Психологическую лабораторию при верховном командовании». Как следует из названия лаборатории, основным направлением ее деятельности было психологическое. Производить психологические исследования летчиков Джемелли считал необходимым по следующим причинам:1) т.к. авиация является новым и исключительным занятием и 2) т.к. полет даже для опытных летчиков создает массу новых ощущений пригодность летчика должна определяться следующими качествами 1) способностью быстро оценивать окружающую ситуацию и реагировать на нее движениями рулей; 2) наличием внимания «могучего обнять большое поле зрения», большой сосредоточенностью; 3) умением быстро и точно запоминать; 4) «слабой возбудимостью», которая даже в минуты волнения не вызывала бы изменений в дыхании и кровоoбращении. Комплекс исследований, составленный Джемелли из психологических и физиологических тестов, позволяет утверждать, что Джемелли создал совершенно самостоятельное направление в АМ – психофизиологическое [3].

Другой заметной фигурой среди итальянских врачей был Аггаццотти (A. Aggazzotti). Будучи учеником Моссо, Аггаццотти довольно долгое время состоял научным сотрудником высокогорной лаборатории и еще в 1907 г. опубликовал статью об изменении кислотно-щелочного баланса при пребывании на высоте. Став сотрудником Джемелли, Аггаццотти начал работу главным образом над физиологическими проблемами. В ряде статей, вышедших в 1918-1919 гг. Аггаццотти рассматривал вопросы о влиянии резких колебаний атмосферного давления на организм, о методах лечения «болезни летчиков» (гипобаропатии или высотной болезни), о влиянии полета на функции дыхания и кровообращения и некоторые другие.

Психофизиологическое направление, созданное Джемелли, вызвало в Италии ряд последователей, наиболее заметными из которых были Галеотти (G. Galeotti), Градениго (G.Gradenigo), Билянчиони (G. Bilancioni) и Саффиотти (F.U.Saffiotti). Галеотти в 1918-1919 напечатал 6 работ, посвященных психофизиологическим исследованиям летчиков, Билянчиони в 1919 напечатал 5 работ, посвященных функциям вестибулярного аппарата у летчиков, Градениго напечатал две работы – о психологической реактивности у летчиков и о результатах психофизиологических исследований.

Итак, психофизиологическое направление, созданное Джемелли, на многие годы предопределило развитие итальянской АМ, где другие направления в рассматриваемый период, практически не существовали.

Что касается Англии и США, то до первой мировой войны никаких работ в области АМ и АГ в этих странах не проводилось. Лишь в 1917 г. появляется работа авиационного врача Андерсена, посвященная вопросам авиационной аварийности и травматизма. С 1917 по 1919 Андерсен опубликовал на эту тему 6 работ и в 1919 году издал книгу «Авиация с медицинской точки зрения», которая, несомненно, представляла собой веху в истории развития АМ [4]. Книга состояла из 4-х глав: 1) отбор кандидатов в летчики; 2) психология летчика; 3) аэроневрозы летчика; 4) авиационные аварии. Термин «аэроневрозы», по сути неудачный, тем не менее стал крылатым и до сих пор находится на вооружении английских и американских врачей. В главе об авиационных авариях Андерсен впервые дает классификацию аварий, разбирает причины аварий, описывает наиболее характерные типы аварий, рисует схему организации первой помощи на аэродромах и детально разбирает особенности травматических повреждений летчика. Другим ценным выводом является требование проводить систематическое врачебное наблюдение за летчиками и изучать авиационная аварийность и авиационный травматизм.

Другой крупной фигурой английской АМ того времени был Мартин Флэк (M. Flack), работа которого тесно связана с функциями Воздушного медицинского исследовательского комитета, организованного в 1917 г.

Флэк, хотя и не был врачом, вошел в историю АМ как автор ряда тестов на кислородное голодание. Одним из таких тестов явился известный «мешок Флэка», с помощью которого летчиков испытывали на толерантность к пониженному содержанию О2 в воздухе. Флэк считал, что данный тест может помочь определить индивидуальный потолок летчика.

Из других работ Флэка следует назвать «Научные тесты для отбора летчиков», «Летное напряжение», «Болезнь летчиков, причины ее вызывающие и методы борьбы с ней», «Медицинские требования к летному составу».

Работы Флэка и Андерсена оживили творческую мысль английских авиаврачей и в 1918 году появился ряд статей, посвященных тем или другим вопросам АМ. Так, в 1918 г. появляется статья Мак Уотера «Физиология летчика», статья Миррей о роли вестибулярного аппарата в авиации, работа Пэнтона и Симпсона о повреждении головы летчика при авиаавариях, статья Пэнтона о «второстепенных заболеваниях у летчиков», работа Риппона о характеристике успевающих и неуспевающих летчиков в зависимости от типа темперамента и др. Не смотря на более позднее включение английских авиаврачей в разработку проблем АМ, работы их сразу же приняли четкий научно-исследовательский характер. Основными направлениями АМ того времени в Англии являлись: 1) физиологическое, ставящее задачей изучение авиационной аварийности; 2) профилактическое, направленное на изучение авиационной аварийности, травматизма и заболеваемости летного состава и 3) клиническое, касающееся вопросов отбора и освидетельствования летнего состава.

  1. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) (2)

    Документ
    О. М. Ігнатьєв (заступник головного редактора), В. О. Лісобей (науковий редактор), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), Є. П. Белобров, В. М. Євстафьєв, О.
  2. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) (3)

    Документ
    О. К. Асмолов (Одеса), К. Д. Бабов (Одеса), Ю. І. Бажора (Одеса), М. І Голубятніков (Іллічівськ), С. А. Гуляр (Київ), В. М. Запорожан (Одеса), М. Ф. Ізмеров (Москва), С.
  3. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Дем (2)

    Документ
    Р.В.Богатирьова (Київ), П.В.Волошин (Харків), Є.М.Горбань (Київ), С.О.Гуляр (Київ), Л.М.Давидов (Київ), В.М.Запорожан (Одеса), В.О.Зубков (Одеса), М.Ф.
  4. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов (1)

    Документ
    Заснований в 1997 році. Журнал є фаховим виданням для публікації основних результатів дисертаційних робіт у галузі медичних наук (Бюлетень ВАК України від 9 червня 1997р.
  5. Н. А. Мацегора (відповідальний секретар) О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов (4)

    Документ
    Вступ. На фоні несприятливої демографічної ситуації важливе значення набувають питання збереження та зміцнення репродуктивного здоров’я, яке є важливим компонентом популяційного і становить основу формування перспектив медико-демографічного розвитку.
  6. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Демидова, Б. С. Запорожченко, О. М.Ігнать (3)

    Документ
    В современных условиях отчетливо прослеживается тенденция к развитию в здравоохранении отраслевых научно – лечебных структур, что обусловлено необходимостью активного внедрения в медицинскую практику достижений современных технологий.
  7. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Демидова, Б. С. Запорожченко, О. М.Ігнать (4)

    Документ
    Эффективность терапии наиболее распространенной на юге Украины опийной наркомании продолжает оставаться низкой, часты рецидивы заболевания [ 1 ]. По данным Минздрава Украины не более 10 % больных снимаются с диспансерного учета в связи с выздоровлением.
  8. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), В. Г. Руденко ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Дем (1)

    Документ
    В.Ю.Волянський ( заступник головного редактора ), В.Г.Руденко ( заступник головного редактора ), Н.А.Мацегора (відповідальний секретар), О.Г.Андрієвський, О.
  9. В. Ю. Волянський ( заступник головного редактора ), Н. А. Мацегора (відповідальний секретар), О. Г. Андрієвський, О. К. Асмолов, В. О. Васильєв, О.І. Верба, Ю.І. Гульченко, Т. В. Демидова, Б. С. Запорожченко, О. М.Ігнать (1)

    Документ
    В.Г.Руденко( науковий редактор), В.Ю.Волянський ( заступник головного редактора ), Н.А.Мацегора (відповідальний секретар), О.Г.Андрієвський, О.К.Асмолов, В.

Другие похожие документы..