Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования

На правах рукописи

Михальцова Любовь Филипповна

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

НА ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 13.00.01 –

общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Казань – 2011

Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования
«Институт развития образовательных систем», г. Томск

Научный

консультант

Официальные

оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ, академик РАО

Андреев Валентин Иванович

доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ,

член-корреспондент РАО

Сериков Владислав Владиславович

доктор педагогических наук, профессор

Валеева Роза Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор
Гурье Лилия Измайловна

Ведущая

организация:

Учреждение Российской академии образования
«Институт теории и истории педагогики»,
г. Москва

Защита состоится 24.11.2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, корп.2, ауд. 309.

С диссертационной работой можно ознакомиться в
Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского ФГАОУ ВПО
«Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте «Казанского (Приволжского) федерального университета» www.ksu.ru и на сайте ВАК www.vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан « » 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент В.П. Зелеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Основная парадигма образования в начале ХХI века в качестве одного из приоритетов определяет развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией,способной быстро адаптироваться в изменяющемся мире. В условиях интернационализации и глобализации образования от творческого саморазвития будущих педагогов зависит возможность сохранения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны. Творческое саморазвитие будущих педагогов, способных принимать инновационные решения, преобразовывать педагогическую действительность, самореализовываться в реалиях педагогической деятельности становится доминантой и определяет содержание педагогики высшего профессионального образования на современном этапе развития. Сущностными характеристиками творческого саморазвития будущих педагогов являются: смысложизненные ориентиры и ценности, которые направлены на формирование потребности в профессиональном саморазвитии; специфика учительской профессии – творить себя и своих воспитанников; рефлексия позитивного опыта жизнетворчества и осознанного развития личностных качеств и профессиональной компетентности.

Значимость указанных процессов соответствует целям и задачам, представленным в приоритетных программных документах развития отечественного образования: «Национальная доктрина образования на период до 2025 г.», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где обращается внимание на необходимость формирования самостоятельных, мобильных, творческих и уверенных в себе личностей. Реализация содержания названных документов востребована при вхождении России в единое образовательное пространство.

Вследствие этого, необходимым условием успешного творческого саморазвития выступает содержательно-смысловой анализ формирования ценностных ориентаций обучающихся на творческое саморазвитие, выявление особенностей и возможностей реализации инновационного опыта в условиях непрерывного образования. Это предполагает обновление научно-теоретической основы непрерывного профессионального образования, переход образовательных программ профессионального обучения на новый уровень требований, соотносимый с нормативно-законодательными основами отечественного образования.

Проблема формирования будущими педагогами ценностно-смысловой сферы, проектирование жизненного профессионального опыта, рефлексия деятельности и возможности включения в творческое саморазвитие актуальна в современном педагогическом взаимодействии. Будущие педагоги часто дезориентированы в выборе и дифференциации системы личностно-профессиональных ценностей, многие из них не связывает выбранную профессию с предстоящей педагогической деятельностью, недооценивают важность процессов самости и значимости собственного творческого саморазвития в образовательном пространстве и обществе. Ценность, роль и значение творческого саморазвития в образовательном процессе не всегда осознаются не только студентами педагогических вузов, но и педагогами-практиками. Вместе с тем, все известные педагоги-новаторы добивались выдающихся результатов благодаря осмысленному непрерывному творческому саморазвитию.

На современном этапе педагогическая наука и практика должны решать проблемы обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательной деятельности, разработки инновационных педагогических технологий, способствующих успешной реализации процессов самости, творческому и осмысленному саморазвитию обучающихся. В связи с этим, существует необходимость научного осмысления, теоретического обоснования продуктивных способов формирования ценностно-смысловых ориентаций, позволяющих интенсифицировать педагогический процесс творческого саморазвития в условиях непрерывного образования.

Состояние научной разработанности проблемы

Пристальное внимание к профессионально-личностному развитию педагога всегда было характерно для отечественной науки и практики (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.). Проблеме изучения ценностей уделяется внимание в педагогических исследованиях
(Е.И. Артамонова, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, А.В. Мудрик,
Н.Д. Никандров, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына и др.).

Ряд исследований посвящен специфике педагогического творчества (А.В. Кирьякова, Г.М. Коджаспирова, Н.Е. Мажар, Л.С. Подымова и др.), сущности творческого саморазвития в конкретных педагогических инновациях (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик,
Л.А. Казанцева, Л.М. Попов, М.М. Поташник, В.Г. Рындак, В.В. Сериков, Т.Т. Сидельникова, А.В. Хуторской и др.). Позиция личности, доминирующая во многих отечественных и зарубежных исследованиях, выделенная Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, получила свое развитие в трудах К.А. Абульхановой-Славской, И.С. Кона, Э. Тарговски.

Исследования российских ученых позволили определить приоритетные направления системы образования: формирование профессиональных компетенций, осмысленное обучение, понимание требований к личности и ее творческому саморазвитию, раскрытие умений и способностей, развитие потребности мыслить (Д.И. Фельдштейн); выявление новых возможностей самореализации обучающихся, необходимости постоянного обновления учебного процесса и моделирования в нем творческих ситуаций
(В.И. Андреев); поиск новых индивидуальных и коллективных форм обучения, направленных на мобилизацию творческих возможностей и формирование способности целостного позитивного восприятия мира (Е.В. Бондаревская).

Анализ зарубежной психолого-педагогической литературы позволил выявить многообразное понимание сущности творчества через: продукт и результат деятельности (М. Вальнер, М. Родес, К. Тейлор и др.); личность, ее характеристики и способности (А. Маслоу, Д. Перкинс, Дж. Хатмон и др.); процессы, имеющие место в творческой деятельности (Ф. Бэрон,
Д. Маккиннон, А. Роу и др.); внешние условия, оказывающие влияние на творческое развитие личности (Л. Дэтта, М. Парлоф, М. Стайн и др.); критерии творческого саморазвития (Дж.П. Гилфорд, Л. Терман и др.).

Важными в осмыслении значимости творческого саморазвития являются базовые дефиниции исследования: «ценность», «личностный смысл», «творчество», «саморазвитие», «самость» (В.И. Андреев, А.Г. Асмолов, А.А. Деркач, В. Франкл, Э. Фромм и др.), «жизнетворчество», «формирование», «ориентация» (А.В. Кирьякова, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн).

Благодаря проведенным исследованиям, доказано, что в 80-е годы XX столетия произошла значительная трансформация аксиологической сферы будущих педагогов. В связи с этим, востребованными в современном педагогическом сообществе стали многогранные исследования:

  • развития активно-творческих возможностей, осознания гражданской ответственности за настоящее и будущее планеты, саморазвития коммуникативной культуры (Е.И. Артамонова, А.А. Бодалев,
    Е.В. Бондаревская, М.П. Щетинин и др.);

  • творческого саморазвития и педагогической этики, мониторинга качества воспитания и творческого саморазвития конкурентоспособной личности (В.И. Андреев, Ю.В. Андреева, В.А. Кальней, В.Г. Каташев, Л.М. Митина, П.Н. Осипов, Л.М. Попов и др.);

  • раскрытия в процессе обучения индивидуальных познавательных возможностей и личностных качеств обучающихся (Л.Ю. Иванова, А.А. Кирсанов, А.В. Тутолмин и др.),

  • природы педагогической деятельности, сотрудничества и саморазвития в личностно ориентированном обучении (В.В. Сериков);

  • процессов ориентации школьников на формирование социально значимых ценностей (М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, Н.Е.Щуркова и др.);

  • теорий эвристического обучения, творческой самореализации в процессе жизнетворчества (В.И. Андреев, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.);

  • инновационных технологий развития творческих способностей будущих педагогов, позволяющих оптимизировать творческий потенциал личности (В.П. Зелеева, Л.И. Гурье, М.П. Пальянов и др.);

  • системы ценностей как основы воспитания (Р.А. Валеева, М.Я. Виленский, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.) и формирования ценностного сознания личности (Н.В. Басалаева, А.К. Белоусова и др.).

О стабильном интересе к различным аспектам педагогики творчества свидетельствует включение отечественных и зарубежных ученых в дискуссионное поле конференций разного уровня, активное личное участие в них соискателя: «Проблемы национально-регионального компонента в условиях модернизации образования» (Новокузнецк, 2002 г.); «Научное творчество молодежи» (Новосибирск, 2004 г.); «Проблемы модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс» (Кемерово, 2005 г.); «Молодежь и наука – третье тысячелетие» (Красноярск, 2008 г.); «Инновации в профессиональном и профессионально педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2008 г.); «Новые технологии обучения. Духовно нравственное воспитание и профессионализм личности в современных условиях» (Киев – Винница, 2009 г.); «Европа и современная Россия, интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (Италия, Римини, 2009 г.); «Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития» (Москва,
2009 г.); «Молодежь в начале XXI века: основные ценности, позиции, ориентиры» (Самара, 2010 г.); «Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности и прогностичности образовательных систем» (Казань, 2010, 2011 гг.); «Управление профессиональным развитием педагога» (Кемерово, 2010, 2011 г.г.); «Civilizations in Crisis» (Michigan,
2009, 2010 гг.) и «Civilization Futures» (Utah, 2010 г.), USA и др.

Диапазон обсуждаемых вопросов актуален и многогранен: теоретико-методологические основы формирования ценностных ориентаций и развития творчества; психолого-педагогическая диагностика личностных, профессиональных ценностей и компетенций; креативность и педагогическое творчество как профессиональная ценность; дополнительное и послевузовское образование; профессиональное творчество педагога; личностные, профессиональные ценности и творческое саморазвитие; содержание и технологии педагогического творчества в условиях непрерывного образования.

Значимость исследования содержания обновленного педагогического образования определяется творческой природой деятельности учителя как аксиологического феномена, интегрирующего в себе цивилизационный и гуманный аспекты жизнетворчества; понятием «ценность», которое становитсяориентиром нравственного и творческого саморазвития личности при активной ее включенности в разные виды творческой образовательной деятельности.

По мнению В.И. Андреева, личностно значимые ценности обучающихся задают «внутреннюю систему координат» глубоко мотивированной, активной жизненной позиции и деятельности. Смысл определяется глубиной понимания одной и той же ценности, опытом познавательной, творческой деятельности и мировоззрением личности, он детерминирован внешними и внутренними факторами ее развития.

Выбор будущими педагогами личностно значимой стратегии поведения мы связываем с понятием «формирование», которое подразумевает целенаправленную, осмысленную и творческую педагогическую деятельность по обучению, воспитанию и развитию; стимулированию обучающихся на саморазвитие личностных и профессиональных качеств для преобразования внутреннего мира на основе интенсификации процессов самости и субъектности образовательной деятельности в условиях непрерывного образования.

Непрерывное образование в нашем исследовании как базовое условие формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие отличается от традиционного институционального понимания. Это дополнительное (допрофессиональное и профессиональное), допрофессиональное, профессиональное, по­слевузовское образование в целостном и непрерывном педагогическом процессе, создающем условия перехода от развития обучающихся к высшей и осмысленной, значимой форме – саморазвитию, от ин­формационного к продуктивному обучению, от «школы памяти» к «школе мысли» и чувства, к активным творческим действиям и детерминировано внутренними механизмами самости.

В условиях непрерывного образования создаются оптимальные возможности для творческого самосозидания; развития субъектной позиции будущего педагога нового типа, которого от традиционной личности учителя отличают осознанная необходимость выявления смысложизненных ориентиров и ценностей педагогической профессии; мотивация творческой и рефлексивной деятельности; готовность отвечать за личностно-профессиональное саморазвитие; осознанная включенность в самостоятельный выбор творческой деятельности; желание регулировать и корректировать свое поведение благодаря нравственно-ценностному прогнозированию.

  1. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24.11.2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.081.02 при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный
  2. 1 Президент Российской Федерации www kremlin ru 2 (3)

    Документ
    В настоящее издание включены актуальные сообщения правительственных информационных сайтов, материалы образовательных порталов, пресс-служб департаментов по молодежной политике и социальной защите населения по вопросам развития воспитания
  3. Формирование ценностного самоотношения у будущего учителя при обучении иностранному языку 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «20» мая 2005 года в 12 часов на заседании диссертационного совета К 212.226.01 при Кузбасской государственной педагогической академии по адресу: 654027, г.
  4. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Документ
    Официальные оппоненты: Новиков Александр Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, Центр теории непрерывного образования Института теории и истории педагогики РАО,
  5. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 17 октября 2011 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 11 1, г.
  6. Развитие аналитических способностей учащихся при изучении синтаксиса в условиях непрерывного образования (2)

    Автореферат диссертации
    Современная система непрерывного образования рассматривается как условие для самоопределения и саморазвития личности. Реализация непрерывного образования в образовательной системе опирается на «вертикальную интеграцию», т.
  7. Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования

    Документ
    доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
  8. Формирование готовности к творческому саморазвитию воспитателя сельского дошкольного образовательного учреждения в системе повышения квалификации 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
  9. Формирование конкурентоспособности школьников в условиях дополнительного образования 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » « » 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.307.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО Ярославский государственный педагогический университет им.

Другие похожие документы..