Отчет о результатах самообследования за 2001-2005 гг

Создание, развитие и внедрение технических и программных средств, обеспечивающих использование компьютерных технологий в учебном процессе РГУ, в настоящее время приобретает все более широкий характер.

Лаборатория "Мультимедиа в образовании" ЮГИНФО РГУ является одним из подразделений, работающих в этом направлении. Перед лабораторией стоит задача создания программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (текстом, графикой, звуком и видео), что способствует комплексному достижению целей обучения и контроля, а также активной работе с учебным материалом. Учебные курсы могут быть гибкими, легко дополняться и обновляться.

Техническая и программная база лаборатории постепенно развивалась до теперешнего своего состояния, включающего 6 персональных компьютеров (в том числе один – с профессиональной платой обработки видео и устройством для чтения и записи DVD дисков), видеомагнитофон VHS, DVD проигрыватель, телевизор, зеркальную цифровую фотокамеру и два сканера. Штат лаборатории составляет 9 единиц. Периодически к работе в лаборатории привлекаются студенты.

В своей деятельности лаборатория ориентируется, прежде всего, на потребности гуманитарных факультетов университета и ведет разработки обучающих, презентационных, системных и инструментальных программ и материалов. Так, за последние 5 лет были разработаны обучающие мультимедиа-программы по английскому языку, web-курсы по истории, мультимедийные лекции и презентации, создан целый ряд видеофильмов об университете, его подразделениях и сотрудниках.

Развитие аппаратных и программных средств вычислительной техники позволило приступить к созданию полнотекстовых информационных ресурсов. С 2001 г. в лаборатории "Мультимедиа в образовании" ведутся работы по оцифровке печатных изданий. Полученные электронные версии книг были использованы для создания учебно-методических материалов экономического и химического факультетов, CD-диска "Библиотека философской мысли Юга России", а также для размещения в полнотекстовых электронных базах данных Зональной научной библиотеки РГУ. Подготовлены тематические коллекции для публикации в сети Интернет в рамках гуманитарного раздела образовательного портала Ростовской области и портала "Здоровье и образование".

Необходимость корректировки содержательной стороны ранее разработанных курсов и потребность в их техническом усовершенствовании ставит на повестку дня вопрос об обновлении электронных образовательных ресурсов уже давно и успешно используемых в учебном процессе. Так, в 2004/2005 учебном году в лаборатории была проведена модернизация учебно-методического комплекса по курсу "Количественные методы в историческом исследовании", разработанного более десяти лет назад.

4.3. Содержание подготовки и организация учебного процесса

В Ростовском государственном университете, в соответствии с общей гуманистической тенденцией развития образования, осуществляется переориентация учебного процесса с «подготовки специалиста» как стратегической линии высшего образования на становление и развитие личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира. Этим обусловлен выбор следующих приоритетных направлений деятельности:

  • формирование свободной личности гражданина, осознающего ответственность за судьбу своей страны, стремящегося всеми силами содействовать ее процветанию;

  • гуманизация содержания образования в целях формирования гармонично развитой социально активной творческой личности;

  • обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

  • расширение методологической базы образования;

  • интеграция науки и образования, насыщение содержания преподаваемых дисциплин самыми современными знаниями, последними достижениями теоретической и прикладной науки (в том числе – результатами исследований преподавателей);

  • развертывание исследовательской работы студентов как элемента учебного процесса;

  • междисциплинарная интеграция, усиление гуманитарной подготовки на естественнонаучных факультетах и естественнонаучной – на гуманитарных;

  • индивидуализация и дифференциация содержания образования, расширение диапазона учебных дисциплин по выбору студентов; совершенствование методики обучения по индивидуальным планам;

  • оптимизация аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности студентов;

  • увеличение удельного веса самостоятельной деятельности студентов, нацеленной на овладение способами самообразования, творческое освоение образовательных программ, повышение методологического уровня профессиональной подготовки.

Для решения указанных задач предпринят ряд мер организационно-методического характера. Во исполнение инструктивного письма Министерства образования от 27 ноября 2002 г. № 14-55-996 ин/15 был издан приказ ректора РГУ № 489 0т 18 марта 2003 г. «Об активизации самостоятельной работы студентов в Ростовском государственном университете». В соответствии с данным приказом было разработано и введено в действие «Положение о самостоятельной работе студентов» (утверждено на заседании Ученого совета РГУ 27 июня 2003 г., протокол № 6) и проведена работа по планомерному снижению средней аудиторной нагрузки до 23-25 академических часов в неделю. С целью поощрения инновационной образовательной деятельности учебных подразделений университета был издан приказ № 960 от 30 апреля 2004 г. «О проведении эксперимента в РГУ по расширению прав кафедр и факультетов в повышении их ответственности в определении видов учебно-образовательной деятельности». В соответствии с данным приказом в 2004/2005 учебном году были предприняты следующие меры:

  • на механико-математическом факультете осуществляется эксперимент по разработке системы учета учебной нагрузки с использованием зачетных единиц;

  • был проведен анализ планов специализаций с целью устранения дублирования в содержании профессиональных образовательных программ;

  • по всем дисциплинам профессиональных образовательных программ, реализуемых в РГУ, были подготовлены учебно-методические комплексы.

Особое внимание профессорско-преподавательского состава РГУ к разработке и внедрению современных образовательных технологий связано как с осознанием исчерпанности традиционной «знаниевой» педагогической парадигмы, так и с пониманием тех проблем, которые стоят перед российской высшей школой в связи с ее вхождением в Болонский процесс. К этому обязывает и положение РГУ как старейшего классического университета на юге России, на протяжении всей своей истории осуществлявшего миссию распространения в регионе передового отечественного и мирового опыта в сфере высшего профессионального образования. Являясь региональным координатором взаимодействия вузов по основным направлениям Болонского процесса (приказ Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. № 126), РГУ призван инициировать совместную деятельность академического сообщества ЮФО по интеграции в мировое образовательное пространство и развитию педагогических инноваций.

Приоритетным в образовательной практике Ростовского государственного университета является применение следующих групп технологий:

  • технологии, предполагающие построение учебного процесса на крупно- и цикло-блочной основе;

  • проблемно-ситуативные технологии, направленные на развитие эвристических, творческих способностей студентов;

  • проективные образовательные технологии, выводящие учебный процесс за пределы академических занятий;

  • имитационно-игровые технологии;

  • технологии, предполагающие построение учебного процесса на интегративной основе;

  • технологии диалогового типа;

  • технологии, обращенные к личностно-смысловой сфере студентов как высшей инстанции регуляции жизнедеятельности человека;

  • комплексные технологии (проблемно-блочные, проблемно-игровые).

В качестве примера применения в учебном процессе новых технологий можно привести следующие факультеты:

Исторический факультет

Cеминарские занятия проводятся в виде дискуссий, ролевых и ситуационных игр (доц. А.К. Мамитов, В.П. Трут, ст.преп. Э.А. Попов), круглых столов (проф. Венков А.В.), учебных спектаклей (доц. Ж.В. Галич). Используются различные видеоматериалы (проф. Максименко В.Е.), энциклопедии и другие материалы на бумажных и электронных носителях. По курсу «История Дона и Северного Кавказа» используется электронный учебник, позволяющий студентам самостоятельно осваивать основные понятия и фактологическую информацию в диалоговом режиме с использованием текста, снабженного аудио- и видеоматериалами. На кафедре политической истории (проф. Г.Н. Сердюков) разработаны компьютерные программы проверки знаний студентов.

Биолого-почвенный факультет

Используются методы разработки студентами терминологических кроссвордов (кафедры ботаники; физиологии человека и животных), экспериментальные технологии – составление проектов озеленения городских территорий в рамках курса “Экология растений”, игровые методы обучения: “Модель мира”, “У озера”. По курсу “Системная экология” студенты в рамках практических занятий выполняют полное исследование от натурных наблюдений до построения моделей и анализа оценок разнообразия с помощью компьютерной программы BIODIVERSITY. На кафедре почвоведения используется метод работы студентов в творческих учебно-научных группах. На кафедре ботаники студентами разрабатываются и решаются проблемные педагогические ситуации, применяется регламентированная дискуссия. Разработано 14 методических пособий по проведению лабораторных работ с использованием компьютерных технологий и электронный учебник по малому практикуму к курсу «Физиология человека и животных».

Геолого-географический факультет

Для информационно-компьютерного обеспечения учебного процесса используется Центр геоинформационных технологий при НИИ механики и прикладной математики. Разработаны диалоговые и обучающие программы для визуализации геологических объектов и моделирования образования рудных и нерудных месторождений. Информационные технологии используются по курсам «Геоинформационные системы», «Математические методы в геологии», «Моделирование экосистем».

Экономический факультет

Широко используются информационные технологии, в том числе лицензионные программные продукты: электронный учебник по микроэкономике (институт Всемирного Банка); «Предприятие» (деловая игра); «Корпорация плюс» (деловая игра); «Дельта» (деловая игра) и еще восемнадцать наименований.

На кафедре экономической кибернетики используются авторские программные продукты:

-деловые игры «Оптимальное управление элементарной экономической системой и «Принятие хозяйственных решений с учетом налоговых последствий» (автор проф. Л.В. Дуканич).

В большей или меньшей степени новые методы обучения используются и на других факультетах. Следует отметить ярко выраженную тенденцию сближения учебного и научного познания. Содержание учебного процесса в значительной мере обогащается внедрением в него результатов научных исследований, проводимых на кафедрах и в НИИ (физический, биолого-почвенный, механико-математический факультеты). В частности, на физическом факультете использование результатов научных исследований столь значительно, что придает всему образовательному процессу качественное своеобразие (лекция-исследование, проблемные занятия, занятия интегративного типа, система опережающих экспериментов).

В отчетный период была продолжена работа по внедрению модульно-рейтинговой системы с целью интенсификации самостоятельной работы студентов. Экспериментальными площадками для апробации данной методики являются биолого-почвенный и исторический факультеты.

Рейтинговая система оценки знаний студентов на биолого-почвенном факультете применяется при изучении курсов ботаники, анатомии и морфологии растений, биохимии, биофизики, зоологии беспозвоночных, генетики, микробиологии, экологии, физиологии растений, физиологии человека, биотехнологии, истории биологии, биохимии старения, паразитологии и других. Также рейтинговая система применяется при прохождении студентами-биологами курсов цикла ЕН: неорганической химии, органической химии, информатики.

Практика применения рейтинговой системы принципиально однотипна во всех случаях: студентам в начале семестра представляется ряд заданий, в ходе семестра учитывается их выполнение и – при условии выполнения необходимого минимума заданий – студенту выставляется итоговая отметка или зачет. При применении рейтинговой системы ведущей технологией обучения является проблемно-творческая, заключающаяся в наличии разработанной системы заданий для самостоятельной работы. Формы проблемных заданий зависят от содержания дисциплины и от курса обучения. Так, на 1-2 курсах обучения преобладают подготовка таблиц-характеристик, выполнение домашних контрольных работ, подготовка рефератов, на старших же курсах чаще применяется подготовка развернутых докладов по тем или иным проблемам. На разных кафедрах применяются разные формы проверки выполнения рейтинговых заданий: семинары, контрольные работы, индивидуальные собеседования, проверка письменных домашних заданий. На кафедрах зоологии и неорганической химии в систему работ входят также индивидуальные консультации.

На разных кафедрах исторического факультета применяются разнообразные варианты рейтинговой системы от простейших до более сложных. Так, например, модульно-рейтинговая система, используемая на кафедре отечественной истории средних веков и нового времени исторического факультета, сочетается с применением нетрадиционных форм практических занятий в виде исторических игр, коллоквиумов, научно-практических конференций и т.д. Стремление определенной части студентов (примерно 25-30% в каждой академической группе) получить максимальный рейтинг, что предусматривает определенные поощрения, включая определение итоговой оценки по курсу, способствует повышению их активности на семинарах, практических занятиях, коллоквиумах и обеспечивает исправное посещение лекционных занятий. Поэтому на практических занятиях с заинтересованными студентами использовались более сложные задания, включая подготовку разнообразных докладов и рефератов, аттестационные работы, дискуссии и ролевые игры, а также написание проблемного сочинения по заданной преподавателем теме.

Большое значение придается в Ростовском государственном университете внедрению новых форм обучения. В отчетный период продолжил свою работу открытый факультет, который предоставляет всем желающим возможность быстрого и свободного доступа к получению фундаментальных знаний на основе реализуемых в университете образовательных и научных программ. Это существенно расширяет возможности самообразования и повышения квалификации, формирует условия для гибкого реагирования образовательной системы на запросы развития общества. Слушателем открытого факультета может стать любой, желающий получить знания, независимо от его образовательного уровня. Основанием для зачисления служит заявление, подаваемое в деканат ОФ и заключенный договор с РГУ. Договор может быть заключен как с самим слушателем, так и с организацией, заинтересованной в получении знаний слушателями или их группой, в целях расширения профессиональных знаний или повышения квалификации.

  1. Отчет о результатах самообследования за 2002-2006 годы

    Содержательный отчет
    В соответствии с порядком комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения, утвержденным приказом Минобразования России от 12.11.99 г. № 864, графиком проведения комплексных оценок деятельности и аттестации образовательных
  2. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    3.1. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема по всем уровням и формам подготовки 25
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (6)

    Содержательный отчет
    Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.
  4. Отчет о результатах самообследования филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академии государственной службы» в г. Ставрополе (июнь 2008 г.)

    Содержательный отчет
    В соответствии с приказом директора филиала № 22-д от 26 марта 2008 г. образована комиссия по самообследованию подготовки филиала к аккредитации, запланированной на декабрь 2008 года,
  5. Отчет о результатах самообследования Свердловского филиала

    Содержательный отчет
    Настоящий самоотчет подготовлен по результатам самообследования деятельности Свердловского филиала Института МИРБИС и представляет собой документ, отражающий степень готовности филиала к государственной аккредитации, оценке его деятельности
  6. Отчет о результатах самообследования гоу спо «Архангельский педагогический колледж»

    Содержательный отчет
    Самообследование Архангельского педагогического колледжа проводилось на основании приказа директора педагогического колледжа №495 от 27 декабря 2005 года.
  7. Отчет о результатах самообследования образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    название документа _Свидетельство о внесении в реестр собственности_ Вологодской области имущества, закрепленного на праве оперативного управления дата __15 апреля 2011 г.
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (2)

    Содержательный отчет
    Устав университета рассмотрен конференцией коллектива 1 июня 2006 г., утвержден приказом Минсельхоза РФ от 23 октября 2006 г. №642-У и зарегистрирован в установленном порядке.

Другие похожие документы..