Отчет о результатах самообследования за 2001-2005 гг

Отделение регионоведения

Специальность:

032301

Регионоведение

Специализации: региональная социально-политическая и правовая система; региональная экономическая политика; региональные социально-политические коммуникации.

Данные о наборе студентов за отчетный период свидетельствуют об относительной стабилизации ситуации на рынке образовательных услуг: хотя в целом сохраняется устойчивая положительная динамика, темпы роста несопоставимы с соответствующими показателями предшествующего пятилетия. Так, общее увеличение набора по всем формам обучения составило 24% (с 3627 человек в 2001 г. до 4499 – в 2005), тогда как в предшествующее пятилетие рост данного показателя достигал 84%. При этом бюджетный набор на дневную форму обучения возрос на 14,6% (с 1665 человек в 2001 г. до 1908 – в 2005), на заочную – на 20, 4% (с 565 до 680 человек), а на очно-заочную – сократился на 40% (с 300 до 180 человек). Внебюджетный набор за этот же период на дневной форме обучения вырос на 24, 3% (с 483 до 600 человек). Его доля в общем наборе на дневное отделение составляет 24%, что на 4% ниже соответствующего показателя пятилетней давности. В то же время специальностей и направлений, на которые осуществлялся внебюджетный набор увеличилось с 33 в 2001 г. до 44 в 2005 г., что говорит о существенной диверсификации маркетинговой политики Ростовского университета. На заочной и очно-заочной формах обучения сохраняются достаточно высокие темпы роста внебюджетного набора – на 129% (с 325 до 692 человек) и на 151% (с 289 до 439 человек) соответственно.

Указанные тенденции проявляются и в изменении структуры контингента студентов. Доля студентов, обучающихся по договорам с оплатой обучения, на дневном отделении в 2005 г. составила 19,9% (в 2001 г. – 18,9%), на заочном – 35,8% (в 2001 г. – 20,9%), на очно-заочном – 52% (в 2001 г. – 22,5%). В целом же в настоящее время в Ростовском государственном университете (без филиалов) обучается 18576 студентов (11139 – дневная форма обучения, 5164 – заочная, 2273 – очно-заочная), что на 23,5% больше соответствующего показателя 2001 года.

Определенные изменения в структуре набора и контингента происходят и по уровням подготовки. Так, набор на магистерские программы возрос на 21,6% (139 человек в 2001 г., 169 – в 2005 г.), а на бакалаврские – в 5 раз: в 2001 г. было зачислено всего 20 человек, а в 2005 г. – 90 – на дневную форму обучения и 10 – на заочную. Всего же число студентов, обучающихся по бакалаврским программам увеличилось на 83% (с 352 до 644 человек – 634 по дневной и 10 по заочной форме обучения), а их доля в контингенте дневной формы обучения возросла с 3,7% до 5,7%. Практически не изменился удельный вес в контингенте стационара магистрантов (3% - в 2001 г., 3,1% – в 2005 г.) и студентов, обучающимся по программам специалистов (93, 3% в 2001 г., 91,2% - в 2005 г.). О стабильном качестве набора свидетельствуют и такие показатели, как количество отчисляемых за академическую неуспеваемость и относительное число выпускников к количеству зачисленных. Так, если в 2001 г. было отчислено 2 студента, обучавшихся по бакалаврским программам и 226 – по программам специалиста, что составило 2,4 % контингента дневной формы обучения, то в 2005 г. эти цифры составили соответственно 10 и 273, т.е. 2,5 % контингента, а доля выпускников от числа поступивших возросла на 2% (с 77,8% в 2001 г. до 79,8% в 2005 г.). Более отчетливая позитивная динамика прослеживается в качестве контингента заочной и очно-заочной формы обучения. За отчетный период число отчисляемых за академическую неуспеваемость снизилась соответственно на 33 (с 240 до 207) и 30 (с 89 до 59) человек или на 1,6% от контингента заочной (с 5,6% до 4%) и 4,3% – очно-заочной (с 6,9% до 2,6 %) форм обучения.

Относительное число выпускников к количеству зачисленных возросло за отчетный период по заочной форме обучения на 3,4% (с 64% до 67,4%), по очно-заочной – на 3% (с 66% до 69%).

Столь существенный прогресс объясняется тем, что в последние годы среди студентов данных форм обучения неуклонно возрастает доля лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование и поступающих на сокращенные программы. Естественно, что это люди более зрелые и опытные, с высокой мотивацией к профессиональному росту. Поэтому их успеваемость намного выше, а процент отчисляемых – намного меньше, чем среди прочих студентов заочной и очно-заочной формы обучения.

Анализ выпуска бакалавров, специалистов и магистров за последние три года демонстрирует достаточно устойчивое соотношение различных уровней подготовки: доля бакалавров в общем выпуске дневной формы обучения практически не меняется (15,8% в 2003 г., 15,9% - в 2005 г.); удельный вес магистров колеблется от 5,3% (2004 г.) до 7,7% (2002 г.), специалистов – от 76,5 % (2003 г.) до 78% (2005 г.).

Устойчивая позитивная динамика наблюдается в сфере дополнительного профессионального образования. Если в 2001 г. в Ростовском государственном университете по программам дополнительного образования

обучалось 1923 человека, то в 2005 г. – 2379, т.е. общая численность возросла на 23,7 %. В то же время в сфере подготовки кадров высшей квалификации наблюдается обратная тенденция. В связи с наметившимся в последние годы ужесточением требований к послевузовскому образованию и получению ученых степеней происходит планомерное снижение плана набора в аспирантуру и докторантуру. Поэтому прием в аспирантуру РГУ в 2005 г. сократился по сравнению с 2002 г. на 14,7% (с 300 до 256 человек), а количество докторантов снизилось на 53% (с 60 до 28 человек). Однако при этом эффективность работы аспирантуры за тот же период существенно возросла: при общем снижении выпуска на 23,9% (с 243 до 185 человек) количество выпускников, защитившихся в срок до одного года после завершения обучения в аспирантуре, возросло с 65 до 74 человек. Таким образом, если в 2003 г. эффективность работы аспирантуры составляла 26,7%, то в 2005 г. она повысилась до 40%, т.е. увеличилась на 13,3%.

4. Содержание подготовки выпускников

4.1. Соответствие реализуемых профессионально-образовательных программ требованиям ГОС

Учебные планы подготовки специалистов, бакалавров, магистров разработаны на основании государственных образовательных стандартов второго поколения (2000 г.) Общая продолжительность обучения по всем основным образовательным программам по очной форме составляет: 5 - 5 лет 6 месяцев, 4 года, 2 года соответственно.

Продолжительность теоретического курса, экзаменационных сессий, практик, дипломного проектирования, государственной аттестации, каникул соответствует государственным стандартам.

Общий объем часов теоретического обучения составляет:

  • для специальностей – от 7020 часов (020301 Гидрогеология и инженерная геология) до 10332 часов (030501 Юриспруденция);

  • для бакалаврских программ – от 7130 часов (020200 Биология) до 8856 часов (031000 Филология);

  • для магистров – от 4100 часов (010500 Прикладная математика и информатика) до 4752 часов (010100 Математика).

Максимальный объем недельной нагрузки студентов устанавливается ГОС в объеме 54 часа, из них аудиторная нагрузка в учебных планах РГУ составляет для бакалавров и специалистов 27-28 часов для тех специальностей и направлений подготовки, по которым ГОС предусматривает аудиторную занятость не выше 32 часов. Для специальностей и направлений подготовки, по которым стандартами предусмотрена занятость не выше 27 аудиторных часов, в рабочих планах нагрузка составляет 23-24 часа; объем учебной нагрузки магистров, в основном, соответствует 14-16 часам, однако есть и отклонения от стандарта, например, подготовка магистров филологии и магистров журналистики (18 часов).

Структура учебных планов соответствует ГОС по объему и наименованию циклов:

  • Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин - ГСЭ

  • Общих математических и естественнонаучных дисциплин - ЕН

  • Общепрофессиональных дисциплин - ОПД

  • Специальных дисциплин - СД

  • Дисциплин специализации - ДС

  • Факультативных дисциплин - ФТД

Цикл ГСЭ (1800 часов) составляет для специальностей и направлений физико-математического, экономического, технического профиля 21-22% , для гуманитарного профиля – от 17 до 19% от общего объема теоретической нагрузки. Перечень дисциплин федерального компонента и структура цикла соответствуют стандартам. Так, например, на дисциплины федерального компонента приходится от 70% до 89% объема часов, на дисциплины национально-регионального компонента – от 6% (110 час) до 22% (300-400 час,), а по большинству программ – 15% (270 час.); на дисциплины по выбору – от 3-5% (020603 Океанология, 020700/020701 Почвоведение) до 10-15% по остальным программам.

Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин представлен в учебных планах профессиональных образовательных программ гуманитарного, социально-экономического профиля в следующем объеме:

1 группа ­– от 300 до 550 час (3%-7%) в образовательных программах подготовки 030400/030401 История, 030600/030601 Журналистика, 030501 Юриспруденция, 032301 Регионоведение, 031000/031001 Филология, 040300 Конфликтология, 030201 Политология.

2 группа – от 1000 до 1200 часов (12%-13%) по специальностям: 080507 Менеджмент организации, 080111 Маркетинг, 080505 Управление персоналом, 030301 Психология.

3 группа – свыше 1400 часов (14%): 080101 Экономическая теория, 080105 Финансы и кредит, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 080102 Мировая экономика, 080116 Математические методы в экономике, 040201 Социология.

Цикл ЕН в образовательных программах специальностей и направлений физико-математических, естественных наук, техники и технологии выглядит следующим образом:

  • 1200-1410 часов (14,5% -17%) – 010901 Механика, 0101100/0101101 Математика;

  • 2000-2100 часов (24%) – 020100/020101 Химия, 020200/020201 Биология, 020304 Гидрогеология и инженерная геология, 020804 Геоэкология, 020700/020701 Почвоведение, 010500/010501 Прикладная математика и информатика.

Максимальный объем часов – 3440 (40% от общего объема теоретического обучения) приходится на цикл ЕН в образовательных программах бакалавров физики, специалистов физики и медицинской физики.

Национально-региональный (вузовский) компонент и дисциплины по выбору студентов в сумме составляют от 5% до 10% от общего объема данного цикла.

Общие профессиональные дисциплины представлены в учебных планах РГУ в соответствии со стандартами следующим образом:

  • объем нагрузки 1300-1800 часов (от 15% до 22%) – направления и специальности 010700/010701 Физика, 010707 Медицинская физика, 210104 Микроэлектроника и твердотельная электроника, 130304 Геология нефти и газа, 130301 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых;

  • объем нагрузки 2000-3500 часов (от 24 до 47%) – направления и специальности 020301 Геология, 080801 Прикладная информатика в экономике, 080101 Экономическая теория, 080111 Маркетинг, 080503 Антикризисное управление, 040201 Социология, 030201 Политология, 030101Философия, 010100/010101 Математика;

  • объем нагрузки 5300-6400 (50% - 64%) – направления и специальности гуманитарного профиля: 0302301 Регионоведение, 030400/030401 История, 030600/030601 Журналистика, 031000/031001 Филология, 030501 Юриспруденция.

В цикле ОПД дисциплины федерального компонента составляют от 80% до 94% от объема цикла, отличаясь по объему от 1110 часов (010700/010701 Физика, 010100/010101 Математика, 010500/010501 Прикладная математика и информатика) до 5300-6200 часов (031000/031001 Филология, 030501 Юриспруденция).

В данном цикле дисциплины национально-регионального компонента составляют от 6-9% (010100/010101 Математика, 030201 Политология, 030101 Философия,) до 19-22% (020401 География, 020804 Геоэкология, 020700/020701 Почвоведение). В рабочих планах некоторых направлений и специальностей, например 080100 Экономика (080100 Экономическая теория), 020100/020101 Химия, национально-региональный компонент отсутствует.

Дисциплины по выбору студентов составляют от 3-5% объема цикла до 9-10% по большинству образовательных программ; свыше 10% - по программам подготовки специальностей 080105 Финансы и кредит, 080100 Экономическая теория.

Цикл специальных дисциплин представлен в учебных планах направлений в объеме от 400 часов (бакалавр математики) до 1200 часов (бакалавр филологии, журналистики), что составляет от 5 до 28%. По программам подготовки специалистов цикл СД составляет от 10% (820 часов – 010801 Радиофизика и электроника) до 20% (1700 часов – 130301Геологическая съема, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, 130304 Геология нефти и газа, 010101 Математика, 020701 Почвоведение); 2250-2500 часов (до 27%) – специальности экономического профиля.

По многим программам физико-математического, естественнонаучного, гуманитарного профиля этот цикл представлен только дисциплинами федерального компонента. По программам подготовки специалистов экономического профиля, а также по специальностям 030601 Журналистика и 031001 Филология объем дисциплин ФК составляет от 64% до 80%.

Объем дисциплин по выбору студентов колеблется в пределах от 11% (080507 Менеджмент организации) до 50% (031001 Филология). В ряде программ физико-математического, естественнонаучного, гуманитарного, технического профиля данные дисциплины отсутствуют.

Ряд специальностей гуманитарного (040201 Социология, 030101 Философия, 030301 Психология, 030401 История, 030501 Юриспруденция) и естественнонаучного профиля (020101 Химия, 020301 Геология, 020401 География) в соответствии с Госстандартом не имеют в рабочих планах цикла СД.

Дисциплины специализации в ряде образовательных программ не выделяются отдельным циклом, а входят составной частью в цикл специальных дисциплин. РГУ самостоятельно выделял объем часов на специализацию, например, для подготовки по специальностям 010101 Математика, 010501 Прикладная математика и информатика, 010901 Механика, 020201 Биология, 020701 Почвоведение, 020804 Геоэкология, 031001Филология, 080101 Экономическая теория, 080111 Маркетинг, 080116 Математические методы в экономике, 080505 Управление персоналом.

В других образовательных программах цикл дисциплин специализации составляет от общего объема теоретического обучения:

  • от 6% до12% – 010801 Радиофизика и электроника, 020101 Химия, 020301 Геология;

  • 15-20% – гуманитарные, социально-экономические специальности.

Дисциплины специализации в подготовке бакалавров отсутствуют.

В образовательных программах подготовки магистров дисциплины специализации в общем объеме подготовки составляют от 40% до 55%.

Объем времени в учебных планах РГУ на цикл факультативных дисциплин отведен в пределах 450 часов (5%), за исключением ООП подготовки 030400/030401 История - 6%, 032301 Регионоведение - 9%, 080101 Экономическая теория - 15%.

4.2. Достаточность и современность источников учебной информации

Информационно-методическое обеспечение учебного – одна из самых насущных проблем классического университетского образования, т.к. вследствие его опережающего характера и преимущественной ориентации на последние достижения фундаментальной науки, любые, даже самые совершенные учебники и учебные пособия устаревают, едва выйдя из печати. Поэтому задача должного учебно-методического обеспечения образовательного процесса всегда была и остается в центре внимания руководства Ростовского государственного университета и всех его подразделений.

  1. Отчет о результатах самообследования за 2002-2006 годы

    Содержательный отчет
    В соответствии с порядком комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения, утвержденным приказом Минобразования России от 12.11.99 г. № 864, графиком проведения комплексных оценок деятельности и аттестации образовательных
  2. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    3.1. Изменение структуры подготовки специалистов за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности. Динамика приема по всем уровням и формам подготовки 25
  3. Отчет о результатах самообследования деятельности (6)

    Содержательный отчет
    Филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Поволжская академия государственной службы имени П.
  4. Отчет о результатах самообследования филиала федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказская академии государственной службы» в г. Ставрополе (июнь 2008 г.)

    Содержательный отчет
    В соответствии с приказом директора филиала № 22-д от 26 марта 2008 г. образована комиссия по самообследованию подготовки филиала к аккредитации, запланированной на декабрь 2008 года,
  5. Отчет о результатах самообследования Свердловского филиала

    Содержательный отчет
    Настоящий самоотчет подготовлен по результатам самообследования деятельности Свердловского филиала Института МИРБИС и представляет собой документ, отражающий степень готовности филиала к государственной аккредитации, оценке его деятельности
  6. Отчет о результатах самообследования гоу спо «Архангельский педагогический колледж»

    Содержательный отчет
    Самообследование Архангельского педагогического колледжа проводилось на основании приказа директора педагогического колледжа №495 от 27 декабря 2005 года.
  7. Отчет о результатах самообследования образовательного учреждения (1)

    Содержательный отчет
    название документа _Свидетельство о внесении в реестр собственности_ Вологодской области имущества, закрепленного на праве оперативного управления дата __15 апреля 2011 г.
  8. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (1)

    Содержательный отчет
    ФГОУ ВПО «Новосибирский государственный аграрный университет» находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с законодательством РФ и Уставом университета.
  9. Отчет о результатах самообследования деятельности Новосибирского Государственного аграрного (2)

    Содержательный отчет
    Устав университета рассмотрен конференцией коллектива 1 июня 2006 г., утвержден приказом Минсельхоза РФ от 23 октября 2006 г. №642-У и зарегистрирован в установленном порядке.

Другие похожие документы..