Наша жизнь в наших руках пособие для учителя, психолога, инспектора пдн 2003 г

НАША ЖИЗНЬ – В НАШИХ РУКАХ

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ПСИХОЛОГА, ИНСПЕКТОРА ПДН

2003 г

ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ ПОСОБИЯ

Невозможно быть по-настоящему счастливым в этой жизни, зная о том, что дети уходят из дома из-за родителей, злоупотребляющих спиртными напитками; прожигают свои юные жизни, нюхая клей, употребляя наркотики, становясь преступниками либо жертвами преступлений. Трудно смириться с тем, что дети выбирают улицу, подвал, легкое добывание денег иногда потому, что кто-то из взрослых не объяснил, не рассказал, не научил, не открыл добрые правильные перспективы.

Работа в правоохранительных органах заставляет чувствовать эту боль острее, понимать весь ужас положения, потому что ежедневно, изо дня в день сталкиваешься с изнанкой жизни, которая не всегда видна остальным: пьяные матери, потерявшие человеческий облик, равнодушные ко всему, забывшие, что есть маленькие существа, которые зависят от них, которым обидно и стыдно за своих матерей; молодые люди, которые только в начале пути, но уже познали наркотический дурман, а за ним и боль, и вечную гонку за дозой, и ничего кроме этого; горе тех, кто задает себе все один и тот же вопрос: почему именно мой ребенок наркоман?

Столкнувшись с данной ситуацией по роду службы, я, как, наверное, и многие другие, задумалась над тем, как лично могу изменить ситуацию. Неужели смириться с тем, что происходит из года в год, неужели ждать, когда изменится экономическая ситуация в стране, увеличиться количество приютов и никто не будет вынужден жить в подвалах, когда до сознания каждого дойдет, что наркотики - это смерть.

Я понимала, что в городе есть люди, которых также волнуют эти проблемы. Но передо мной был мой Куйбышевский район, считающийся особо криминогенным: множество ничем не занятых детей, совершающих правонарушения и преступления, пьющих спиртное, не проживающих дома. И я ходила по предместью, по школам, говорила с ребятами, о том, что совершать правонарушения - это плохо, что за этим следует наказание. Мысль о том, что один в поле не воин, та жалость к детям, до которых не дошла, не объяснила, не рассказала, к тем детям, которые в силу незанятости, бесконтрольности со стороны родителей, просто правовой безграмотности завтра могут совершить преступление, не давала покоя.

Решая вопрос, какими я располагаю ресурсами, для организации работы с детьми группы риска, в ноябре 2001 года была приглашена на встречу специалистов, которые по роду своей деятельности занимаются проблемой наркомании, пропагандой здорового образа жизни. Здесь я познакомилась с координатором программы «Профилактика наркомании среди несовершеннолетних», проводимой некоммерческой корпорацией «Прожект Хармони Инк.», Юлией Евтушок. Эта организация занимается вопросами профилактики наркомании, объединяя вокруг себя специалистов различных областей. Мы стали сотрудничать, и я была очень рада тому, что рядом появилось столько единомышленников - неравнодушных, грамотных, активных людей.

В декабре 2001 года я, наконец, получила то, в чем нуждалась - появилась возможность вместе с другими специалистами правоохранительных органов и образования познакомиться с системой правовых занятий со школьниками, разработанной кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры валеологии Карельского Государственного Педагогического Университета Светланой Владимировной Горанской и подполковником милиции, начальником отделения по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, Управления внутренних дел г. Петрозаводска Ольгой Сергеевной Барановой, оформленной в пособии «Выбираю жизнь» в республике Карелия. Тренеры-инспектора по делам несовершеннолетних г. Петрозаводска показали участникам семинара (наряду с делегацией г. Иркутска там были специалисты других городов - Волгограда, Великого Новгорода и др.) систему уроков различной тематики - от употребления и злоупотребления наркотиками до противостояния влиянию подростковых антиобщественных группировок.

Пройдя стажировку, члены делегации (среди них директор МОУ СОШ №75 Н.Н. Преловская) стали реализовывать эту программу, обучая все новых и новых специалистов образования, правоохранительных органов, студентов-волонтеров. Первые семинары были организованы сначала в г. Иркутске, затем с программой «Д.О.М.» (Дети. Образования. Милиция.) познакомились специалисты гг. Ангарска, Усолья-Сибирского, Усть-Илимска, Братска, Улан-Удэ и Красноярска.

О программе заговорили как об эффективной, нужной, интересной детям.

Тем более, в ходе работы появилась возможность обмениваться опытом, консультироваться со все большим числом специалистов. Это было то, о чем я мечтала.

Со временем специалисты, которые начинали реализацию программы в г.Иркутске, стали понимать, что здесь, в Сибири, может появиться своя, адаптированная к местным условиям, с учетом тех проблем, которые характерны для детей нашего региона.

В ходе непосредственной работы с детьми непременно накапливается тот материал, те особые акценты в содержании, которые позволяют нам быть наиболее убедительными в глазах детей. Появилось желание обобщить опыт, представить на суд тех людей, которые чувствуют потребность в серьезном и очень важном разговоре с детьми по вопросам нравственности, медицины, человеческих взаимоотношений, права.

Е.И.Таранюк, ст. лейтенант милиции, зам. нач. ПДН Куйбышевского РОВД

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемый читатель!

Книга будет полезна всем, кто профессионально сталкивается с проблемами социально-негативного характера: педагогам, психологам, врачам, социальным работникам, работникам правоохранительных органов.

Она будет полезна родителям и подросткам, которые хотят знать, как избежать беды.

Быть может, встреча с этой книгой поможет вам разобраться и предостеречь ребят от проблем, с которыми их может столкнуть жизнь.

Книга, лежащая перед вами, требует вдумчивого и внимательного изучения, чтобы можно было ее использовать в работе с подростками.

Содержание книги разбито на главы, которые включают в себя как уже знакомый, так и нетрадиционный материал, такой как «Компьютерная аддикция» и материалы к родительскому семинару.

Отдельные главы книги, независимые друг от друга, можно использовать как самостоятельно, так и в целом при работе с аудиторией.

Большая часть предложенного материала была апробирована в г. Иркутске на занятиях с различными категориями молодежи.

Болью в сердце каждого отзывается приобщение подростков к наркотикам и как закономерное следствие – ВИЧ и СПИД. Привыкание и зависимость. Возможно ли поставить барьер этим проблемам и всем разочарованиям? Ответ один: необходимо научить подростков способам разрешения жизненных ситуаций, показать пути выхода из них, укрепить защитные факторы личности, подсказать, как сопротивляться негативным процессам. И этому посвящена 1 глава книги «Как сопротивляться негативным процессам».

Включение в сборник главы «Компьютерная аддикция и ее профилактика» предоставляет возможность донести до сознания молодого поколения и их родителей, что проблемы компьютерных пристрастий актуальны. Аддиктивные расстройства приводят к потере контакта с реальностью. Автором описаны наиболее распространенные формы компьютерных расстройств и признаки, по которым их можно обнаружить, и, как следствие, предлагается целая программа уроков-тренингов, цель которых – научить полноценно и доверительно общаться в физической реальности.

III глава книги представляет собой краткое учебно-методическое пособие по основным аспектам проблемы ВИЧ – СПИДа.

Для взрослых часто нелегко по ряду психологических причин бывает разговаривать со своими детьми на тему сексуальных отношений и полового воспитания. Поэтому данный информационный материал дает возможность осознать безопасное поведение и противовес ему – вопрос об опасности СПИДа и его последствий. Данный материал, приложенный в виде урока, поможет заинтересованным людям проводить информационно – просветительскую работу среди молодежи.

Чтобы оказывать помощь ребенку, необходимо прежде всего понять, что с ним происходит, чем он живет, плохо ему или хорошо, что он от нас ждет сегодня и завтра и далее. Этому посвящена следующая глава книги «Проблемы детей – проблемы родителей». Авторами предложена такая форма просветительской работы с родителями, как родительский семинар, и как составная неотъемлемая часть – примеры практических занятий. Каждое из них напоминает нам, что мы служим примером для своих детей, которые перенимают многие элементы нашего, взрослого, поведения. А влияние родителей всегда сильнее любого другого влияния. Как научиться с ними говорить, обсуждать проблемы, быть участливым к судьбе, подсказывают авторы.

Заключает нашу книгу глава, посвященная правовой информации, как средству профилактики наркомании. Только владея ею, можно предупредить возникновение многих проблем, предостеречь детей от беды. Автором проведен глубокий анализ правовых норм. Показана ответственность как гражданская, административная, так и уголовная за различные деяния с наркотиками. На обсуждение выносятся проблемные ситуации, представлены дискуссии, приведены примеры из уголовных дел. Данный материал главы № 5 показывает, насколько наркомания социально опасна для всех. Своеобразна методика его подачи. Возможность использовать урочную систему с предлагаемыми автором задачами и способами их решения.

Приложением в данной книге является программа «Профилактика социально-негативных явлений у подростков», как одна из многочисленных вариантов. Теперь уже очевидно, что только тогда профилактика принесет плоды, когда она будет первичной, проводиться будет комплексно и систематически на пределе реальных возможностей – возрастных, психологических, интеллектуальных. Конечной целью программы предполагается формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

Помочь молодым людям быть здоровыми, научить их общаться и понимать, где границы дозволенного, заставить думать, что его жизнь – в его руках – одна из главных целей, которую авторы ставят перед собой.

Н.Н. Преловская, директор СОШ №75, г.Иркутск

ГЛАВА 1

Как сопротивляться негативным процессам

Пояснительная записка.

Подростковый возраст - один из наиболее важных в формировании личности. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопиться жить, он торопиться войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для наркотиков.

Понимание того, каковы причины наркотизации подростков и как происходит приобщение подростка к наркотику, имеет исключительное значение для планирования и проведения профилактической работы.

Проведенное социально-психологическим центром помощи детям и взрослым «Диалог» исследование среди 1040 учеников старших и средних классов общеобразовательной школы показало, что более половине учащихся предлагали наркотики, и первое непосредственное знакомство с наркотиками происходит в 13-16 лет. Результаты обследования людей, употребляющих наркотики, говорят о том, что подавляющее большинство пробовало наркотические вещества из интереса, потому что хотелось испытать новые ощущения, т.е. главной причиной является любопытство. Многие пробовали «за компанию» с друзьями. У некоторых «сработал» принцип «все в жизни надо попробовать». А также такие причины, как желание пережить эмоционально приятное состояние, «кайф», стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неприятные ощущения.

Несмотря на достаточно большое количество информации о наркотиках у подростков, их представление о влиянии наркотических веществ на организм весьма противоречивы. С одной стороны, они знают, что наркотики опасны, вредны, их нельзя употреблять, с другой стороны, к ним попадает информация, что многие наркотики не вызывают привыкания (такие как «травка»), некоторые люди могут употреблять наркотики всю жизнь без ущерба для здоровья, многие известные певцы, музыканты, художники создавали свои знаменитые произведения под воздействием наркотических веществ. Это, в свою очередь, пробуждает интерес и желание самому познакомиться с одурманивающим веществом.

Исследование показало, что наркотики воспринимаются как индивидуальная проблема тех, кто их употребляет. Таких людей жалеют, бояться, но серьезных барьеров, связанных с пониманием того, что наркотики - это своего рода технология, которая вовлекает, негативно влияет и ломает не только личность, его жизнь, но и окружение в целом, нет. Срабатывает принцип - это может случиться с кем угодно, но только не со мной.

Рассмотренные выше причины приобщения к наркотикам, как их видят сами подростки, не исчерпывают всей сложности проблемы формирования зависимости. Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных отношений подросток испытывает действие самых различных факторов, которые могут, как способствовать, так и препятствовать наркотизации. Чтобы адекватно строить профилактическую работу, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой находится подросток, и уже затем выбирать те звенья, на которые можно реально воздействовать.

Профилактическая программа должна базироваться, прежде всего, на укреплении защитных факторов личности - развитие положительной самооценки у подростков, терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций, тренировки сопротивления негативным процессам. Поэтому одной из эффективных форм работы с подростками может быть социально-психологический тренинг. Предлагаемый тренинг профилактики различного рода зависимостей является одним из компонентов программы профилактики социально-негативных явлений общества, в которой принимают участие, помимо психологов, юристы и врачи, каждый из которых освещает свой блок вопросов по данной теме.

Цель тренинга:

Формирование у молодых людей барьеров, связанных с пониманием того, что наркотики - это своего рода технология, которая вовлекает и негативно влияет не только на личность, ее жизнь, но и на ее окружение в целом.

Задачи тренинга:

- повышение уровня субъективного контроля, критичности и сопротивления к асоциальным явлениям;

- формирование негативного отношения к психозависимым факторам;

- формирование у молодежи более осознанной позиции в отношении наркотиков;

- выработка навыков аргументированной защиты своей позиции.

Данный тренинг прошел апробацию на базе профессионального училища, старших классах общеобразовательных школ.

1 октября 2001г. программа тренинга профилактики различного рода зависимостей явилась победителем конкурса, проводимого АСИ (Агентство Социальной Информации г. Москва), при поддержке Иркутского представительства ГРИН (Гражданские Инициативы), с разработкой PR компании и информационной поддержкой.

Организационно-методические указания

Тренинг предназначен для учащихся старших классов общеобразовательной школы, учащихся средних профессиональных учебных заведений. Продолжительность тренинга 10 часов. Учебные группы комплектуются от 10 до 20 человек.

В ходе тренинга участники программы вырабатывают свои способы решения трудных жизненных ситуаций, ведь от того, каким образом складывается жизнь индивида, зависит степень его самореализации, удовлетворенность своим жизнепроживанием. Исследования и наблюдения свидетельствуют, что каждый имеет свой способ структурирования встречающихся на жизненном пути ситуаций, собственное понимание их описания, создания и разрешения. Мир человека уникален, и, несомненно, только сам человек может создать наиболее эффективные техники жизнепроживания. С точки зрения полноты своей жизни, смысла, который он в неё вкладывает. В тренинге используются современные технологии нейролингвистического программирования (НЛП) и социологические технологии, использующие концепции Юнга.

Следует обратить внимание на то, что на протяжении всего курса занятий необходимо поддерживать доверительный контакт с группой, для чего ведущий постоянно интересуется у участников о том, что они чувствуют, какие эмоции они испытывают? Что при выполнении того или иного упражнения было приятно, легко или, наоборот, с какими трудностями столкнулись, что мешало выполнять упражнение. Обсуждение выполнения упражнения дает возможность каждому высказать свое мнение, осознать собственные чувства и переживания, а также понять чувства других. Также необходимо уделять большое внимание обеспечению безопасности самораскрытия участников группы.

В начале каждого занятия необходимо настроить ребят на работу, снять напряжение и обеспечить общую эмоциональную вовлеченность. Для этого желательно использовать разминочные упражнения, которые не несут большой эмоциональной нагрузки. Разминочные упражнения также можно использовать, когда участники устали или испытывают напряжение.

В конце каждого занятия необходимо подвести итоги, для этого участники по кругу высказываются о своем актуальном состоянии, что они приобрели в результате сегодняшнего занятия, говорят о своих пожеланиях и предложениях. Желательно также использовать в конце занятия ритуал прощания, одним из вариантов такого ритуала может быть общий круг, в котором участники стоят минуту с закрытыми глазами, положив руки на плечи соседям и мысленно передавая группе свои позитивные эмоции и добрые пожелания.

  1. Пособие является руководством по проведению Соревнования, а также снабжено методически разработанными занятиями по профилактике курения в школе. (1)

    Руководство
    Соревнование классов, свободных от курения: Методическое пособие /Р.Р. Галияхметов и др.; Под ред. Н.В. Мартынцовой. – 11-е изд., перераб. и доп. – СПб.
  2. Пособие является руководством по проведению Соревнования, а также снабжено методически разработанными занятиями по профилактике курения в школе. (2)

    Руководство
    Соревнование классов, свободных от курения: Методическое пособие /Р.Р. Галияхметов и др.; Под ред. Н.В. Мартынцовой. – 12-е изд., дополненное. – СПб., 2010.
  3. Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

    Информационно-методическое пособие
    Профилактика наркомании, пьянства и табакокурения среди учащихся 1–11 классов образовательных учреждений: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования
  4. Методическое пособие. 13-е изд., дополненное. М.: Центр «Школьная книга», 2009. 96 с. Пособие является руководством по проведению программы и снабжено методически разработанными занятиями по профилактике курения в школе.

    Информационно-методическое пособие
    С 2009–2010 учебного года стартовала программа «НЕ КУ.RU». В названии программы воплощена идея победителей программы «Соревнование классов, свободных от курения» 2006–2007 учебного года – учащихся 6 «А» класса ГОУ СОШ № 1286.
  5. Вузовская наука программы методики Графика дизайн фото мультимедиа игры Диссертации авторефераты

    Автореферат диссертации
    мы создаем новый проект в который войдут более 500 тыс. публикаций, аналогично представленным в этом каталоге. Вы всегда можете пожертвовать на развитие некоммерческого проекта Реквизиты: Яндекс-деньги 41001185 3 89 Библиотечное дело\
  6. Причины и предупреждение пособие для педагогов, психологов и всех заинтересованных сторон

    Реферат
    Уважаемые педагоги, психологи, инспектора по делам несовершеннолетних и все лица, работающие с семьями и детьми! Это пособие – для Вас. Оно является продолжением серии пособий, которые выпускает Комитет по охране прав детей Министерства
  7. Информационно-аналитическая карта (паспорт) общеобразовательного учреждения раздел I (4)

    Документ
    1.4. Банковские реквизиты: Казначейство Р/счет 402048109 387 БИК 04252 1 ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОКПО 33272662 ОКАТО 2541437 ИНН 3803204744 КПП 380401001.
  8. Заседание консультативного Совета: о планах работы по благоустройству населенных пунктов района

    Заседание
    - о ходе подготовительной работы органов местного самоуправления, МЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами в весеннее - летний период
  9. Методическое пособие для работников социальных служб, учреждений и органов системы уголовного правосудия

    Информационно-методическое пособие
    Председатель Правления Чувашского регионального республиканского отделения Российского Благотворительного Фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Садовников Ю.

Другие похожие документы..