Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов дневного и вечернего факультетов педиатрического и московского факультетов по специальности «060103 Педиатрия»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ и СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ПИРОГОВА

КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ и ЭМБРИОЛОГИИ

ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПРОГРАММА

по ГИСТОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ

для студентов дневного и вечернего факультетов педиатрического и московского факультетов по специальности «060103 Педиатрия»

г. Москва, 2009 г.

Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов разработана на кафедрах гистологии, эмбриологии и цитологии Минского и Гродненского медицинских институтов. Программу разработали: заведующий кафедрой гистологии Минского мединститута, к.м.н., доцент Б.А. Слука; профессор кафедры гистологии Минского мединститута, заслуженный работник образования Республики Беларусь, д.м.н. А.С. Леонтюк; зав. кафедрой гистологии Гродненского мединститута, д.б.н., профессор Я.Р. Мацюк.

При составлении программы использованы следующие нормативные документы:

  • программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов лечебно-профилактического, медико-профилактического и военно-медицинского факультетов высших медицинских учебных заведений, утвержденная МЗ Республики Беларусь 1 сентября 1997 г № 08-14/5942;

  • программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденная ГУУЗ МЗ СССР 22 апреля 1986 г.;

  • межкафедральная программа по эмбриологии человека для студентов медицинских институтов, утвержденная ГУУЗ МЗ СССР 28 октября 1988 г.

Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии для студентов педиатрического факультета рецензирована на кафедре гистологии, эмбриологии и цитологии Витебского медицинского университета (зав. кафедрой, проф. О.Д. Мяделец), а также зав. 2-й кафедрой детских болезней МГМИ, доктором медицинских наук, профессором Т.Н. Войтович и доработана в соответствии с рекомендациями рецензентов.

Программа одобрена методической комиссией медико-биологических дисциплин Минского медицинского института 25 мая 1999 г.

Программа по гистологии, цитологии и эмбриологии прошла согласование в Республиканском методическом центре по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Программу разрешается размножить в необходимом количестве экземпляров без внесения изменений в ее текст.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Гистология с цитологией и эмбриологией является обязательным и важнейшим звеном в системе педиатрического медицинского образования, обеспечивая фундаментальные теоретические знания и определенные практические навыки, на базе которых строится подготовка врача-педиатра.

Целью предмета гистологии, эмбриологии и цитологии, преподаваемого в медицинских ВУЗах, является познание закономерностей возникновения и развития микроскопической и субмикроскопической организации клеток, тканей и органов как структурной основы их функционирования в нормальном организме человека. Тем самым закладываются фундаментально-теоретические предпосылки для усвоения и понимания существа физиологических и патологических процессов в развивающемся организме, способствующие формированию понятийного аппарата медицины и развитию основ клинического мышления. На педиатрическом факультете при изучении структуры и функции органов обращается особое внимание на эмбриогенез, структурно-функциональные особенности раннего постэмбрионального периода, возрастные особенности тканей и структуры органов.

Задачи гистологии, цитологии и эмбриологии:

  1. Изучить закономерности строения тела человека с помощью методов микроскопического и ультрамикроскопического исследования с учетом новых научных данных, методологических и теоретических концепций, необходимых для формирования клинического мышления врача-педиатра.

  2. Изучить возрастную периодизацию жизни человека, закономерности пре- и постнатального развития организма, общие закономерности и частные проявления возрастных изменений клеток, тканей и органов как основу представлений об индивидуальной и возрастной изменчивости организма.

  3. Привить студентам умение самостоятельного чтения гистологических препаратов и электронограмм, понимания, объяснения и обобщения конкретных сведений о микроскопических и субмикроскопических структурах и их значении в гистофизиологических процессах, протекающих в развивающемся организме, их прикладном значении в клинике.

  4. Раскрыть прогрессивное мировоззренческое, теоретическое и практическое значение основных открытий в гистологии, эмбриологии и цитологии, роль борьбы мнений в развитии науки, интернациональный характер ее формирования, место и роль отечественных ученых в развитии морфологии, идей гуманизма в медицине.

  5. В процессе преподавания гистологии, эмбриологии и цитологии воспитывать у студентов гражданские качества и врачебные этические нормы поведения: добросовестное отношение к труду, обязательность в исполнении своего долга, стремление к углубленному изучению медицинских дисциплин во имя блага больного человека, опрятность и аккуратность в ведении документации гистологических наблюдений, понимание роли знаний по предмету в последующей общемедицинской и профессиональной клинической подготовке педиатра.

Содержание предмета включает:

Цитологию - науку об общих закономерностях, присущих клеточному уровню организации материи, и о конкретных особенностях клеток различных тканей.

Эмбриологию - изучающую развитие зародыша, гисто- и органогенез.

Общую гистологию - науку об общих закономерностях, присущих тканевому уровню организации животных организмов.

Частную гистологию - изучающую конкретные особенности тканей в различных органах и их взаимодействие в органных системах.

Объединение гистологии, эмбриологии и цитологии в единую дисциплину не формально, а отражает естественные внутренние связи между ними. Учебный курс знакомит студентов не только с основами дисциплины, но и дает практические навыки анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий, ведения регистрации гистологических наблюдений путем зарисовки и оформления документации, способствует формированию у студентов пространственного мышления на основе широкого использования в процессе преподавания разнообразных наглядных пособий, воспитывает готовность к использованию полученных знаний при решении ситуационных задач, ориентированных на клинические ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

по гистологии, цитологии и эмбриологии

для студентов педиатрического факультета медицинских институтов

История развития гистологии, эмбриологии и цитологии. Возникновение и развитие гистологии и цитологии как самостоятельных наук. Роль клеточной теории в развитии гистологии и медицины. Работы Т.Шванна, Я.Э.Пуркине и др. Этапы развития гистологии как науки. Развитие цитологии, эмбриологии и гистологии в Беларуси. Формирование основных направлений научных исследований в Витебском, Гродненском и Минском медицинских институтах, в Национальной академии наук Республики Беларусь. Современный этап в развитии гистологии, цитологии и эмбриологии. Развитие возрастной гистологии. Тесная связь гистофизиологии с физико-химическими науками, использование их достижений.

Методы гистологических, эмбриологических и цитологических исследований. Основные принципы изготовления препаратов для световой и электронной микроскопии. Сущность и методы фиксации объектов. Способы уплотнения (заливки). Микротомия. Методы окраски и контрастирования препаратов Способы изучения с помощью светового микроскопа живых и фиксированных, окрашенных и неокрашенных препаратов. Микроскопия в ультрафиолетовых лучах, люминисцентная, поляризационная, фазово-контрастная микроскопия.

Электронная микроскопия: трансмиссионная и сканирующая. Специальные методы: ультрацентрифугирование, радиоавтография, культивирование тканей вне организма, гистохимия, электронномикроскопическая гистохимия, прижизненная окраска, микрофотосъёмка и микрокиносъёмка. Количественные методы исследования: морфометрия, цитоспектрофотометрия, их автоматизация.

Методы описательной и экспериментальной эмбриологии. Методы серийных срезов и пластической реконструкции эмбриологических объектов. Определение возраста эмбриона.

ЦИТОЛОГИЯ

Понятие о клетке как элементарной живой системе, основе строения и функции эукариотических организмов. Понятие о неклеточных структурах (симпласт, синцитий, межклеточное вещество). Значение цитологии для медицины. Основные положения клеточной теории на современном этапе развития науки. Общая организация животных клеток: цитоплазма с клеточной оболочкой, ядро. Форма и величина клеток в связи с их функциональной специализацией. Микросреда клетки (внеклеточный матрикс).

Структурные компоненты клетки

Биологическая мембрана как структурная основа жизнедеятельности клеток, её молекулярная организация и основные функции. Клеточная мембрана (цитолемма), надмембранный и подмембранный слои, их структурно-химическая и функциональная характеристика. Рецепторная функция мембран. Понятие о клеточных рецепторах.

Способы поступления и выведения веществ из клетки: эндо- и экзоцитоз, пиноцитоз, фагоцитоз. Механизмы транспорта веществ, опосредуемый рецепторами пиноцитоз.

Межклеточные соединения (контакты). Функциональная и структурная характеристика различных соединений. Адгезионные соединения: зубчатые и пальцевидные, десмосомы. Плотные, щелевые (нексусы), промежуточные соединения.

Органеллы - основные компоненты цитоплазмы - определение, классификация.

Органеллы общего значения. Органеллы, имеющие мембранное строение.Эндоплазматическая сеть - строение и функции зернистой и незернистой эндоплазматической сети, их значение в синтезе веществ; особенности строения в связи с различным метаболизмом клеток. Комплекс Гольджи - структура, функции, роль в процессах секреции в железистых клетках, значение во взаимодействии мембранных структур. Лизосомы - строение, основные ферменты, роль в процессах внутриклеточного переваривания; первичные и вторичные лизосомы, гетеро- и аутофагосомы; значение лизосом в клетках, выполняющих защитные функции в организме. Пероксисомы - строение, ферментный состав, функции. Митохондрии - строение, основной ферментный состав, функции; представление об автономном синтезе белка в митохондриях, репродукция митохондрий; особенности строения митохондрий в клетках с различным уровнем биоэнергетики.

Органеллы, не имеющие мембранного строения. Рибосомы - строение, химический состав, функции. Свободные рибосомы, полирибосомы, связь с другими структурными компонентами клетки. Центриоли (цитоцентр) - строение, функции в интерфазе и во время деления клетки. Органеллы цитоскелета. Микротрубочки - строение, функции. Промежуточные филаменты и микрофиламенты - актиновые, миозиновые и др.; химический состав, функциональная характеристика, тканевая специфичность микрофибрилл.

Органеллы специальные. Образование специальных органелл на основе преобразования органелл общего значения или других частей клетки. Микроворсинки. Базальные складки. Мерцательные реснички. Жгутики. Тонофибриллы. Миофибриллы. Строение и функции специальных органелл.

Включения. Определение, классификация, значение в жизнедеятельности клеток и организма. Строение и химический состав различных видов включений.

Гиалоплазма (цитозоль). Определение. Физико-химические свойства, представления о химическом составе. Значение в обмене веществ и поддержании целостности цитоплазматических структур клетки.

Ядро. Значение ядра в жизнедеятельности клетки и в передаче генетической информации в ряду поколений клеток. Форма, величина, количество ядер в клетках с различной специализацией. Ядерно-цитоплазматические отношения как показатель функционального состояния клетки. Основные компоненты ядра: ядерная оболочка, хромосомы, ядрышко, кариоплазма (нуклеоплазма). Строение оболочки ядра. Участие ядерной оболочки в обмене веществ между ядром и цитоплазмой. Роль поровых комплексов в ядерно-цитоплазматических процессах. Взаимодействия ядерной оболочки с мембранной системой цитоплазмы клетки.

Хромосомы. Структура хромосом в интерфазном ядре. Их молекулярно-химическая организация и роль в жизнедеятельности клеток. Понятие о хроматине. Эухроматин (диффузный) и гетерохроматин (конденсированный). Половой хроматин. Структура и роль хромосом в делящихся клетках. Кариотип.

Ядрышко. Строение, роль в синтезе РНК и формировании рибосом. Участие ядрышковых организаторов хромосом в образовании ядрышка. Функциональная лабильность ядрышек.

Основные проявления жизнедеятельности клеток

Синтетические процессы в клетке. Взаимодействие структурных компонентов клетки при синтезе белков и небелковых веществ. Понятие о секреции и её видах.

Возрастные преобразования структуры клеток
Жизненный (клеточный) цикл клеток. Определение, характеристика его этапов: митотический цикл, рост и дифференцировка, активное функционирование, старение и смерть клеток (некроз и апоптоз). Особенности жизненного цикла у различных видов клеток: стационарные, обновляющиеся и растущие популяции.

Репродукция клеток и клеточных структур.Митотический цикл. Определение, биологическое значение. Характеристика периодов (интерфаза и митоз) и основных процессов митотического цикла. Митоз. Биологическая сущность. Фазы митоза. Преобразования структурных компонентов клетки во время каждой из фаз. Чувствительность клеток в разные периоды митотического цикла к воздействию физико-химических факторов (лучевая энергия, токсические вещества, лекарственные препараты). Эндорепродукция. Плоидность, её функциональное и биологическое значение. Механизм возникновения полиплоидии: эндомитоз, образование двуядерных и многоядерных клеток. Политения (общее представление). Мейоз. Его особенности и биологическое значение.

Внутриклеточная регенерация. Общая морфофункциональная характеристика. Биологическое значение.

Старение клеток. Понятие о первичном и вторичном старении. Морфология стареющей клетки. Гибель клеток: некроз и апотоз. Механизмы старения и гибели клеток.

Реакция клеток на повреждающие воздействия

Обратимые и необратимые изменения клеток, их морфологические проявления. Адаптация клеток, её значение для сохранения жизни клеток в изменённых условиях существования. Радиационные аспекты реактивности клеток.

ЭМБРИОЛОГИЯ

Основы общей эмбриологии

Периодизация развития животных. Прогенез. Оплодотворение. Основные стадии развития зародыша. Дробление, гаструляция, гисто и органогенез. Особенности строения зародыша млекопитающих на разных стадиях развития. Представление о биологических процессах, лежащих в основе развития зародыша - индукция, детерминация, деление, миграция клеток, рост, дифференцировка, взаимодействие клеток, разрушение. Понятие о провизорных органах, их роль и строение. Эмбриология млекопитающих как основа для понимания особенностей эмбрионального развития человека. Соотношение онто- и филогенеза.

Эмбриология человека

Предмет и задачи эмбриологии человека. Медицинская эмбриология. Прогенез. Половые клетки. Строение и функции мужских и женских половых клеток, основные стадии их развития. Оплодотворение. Биологическое значение оплодотворения. Этапы оплодотворения. Слияние пронуклеусов. Условия, необходимые для нормального оплодотворения.

  1. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Содержательный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.

Другие похожие документы..