Методические рекомендации к изучению дисциплины и к организации самостоятельной работы студентов для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск

Федеральное агентство по образованию

Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

имени И.И. Ползунова»

Ю.Н. ДЕНИСОВ, Н.А. ОРЛОВА, Е.А. ПАЗНИКОВ

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ
ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ЧАСТЬ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССОВ
ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Методические рекомендации к изучению дисциплины
и к организации самостоятельной работы студентов

для модульно-рейтинговой технологии обучения

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета

им. И.И. Ползунова

2009

УДК 66. 01

Рецензент:

к.т.н., доцент кафедры ТХМ БТИ АлтГТУ

И.Н. Павлов

Денисов, Ю.Н.

Основные процессы и аппараты химической технологии.
В 2-х ч.: Часть 1. Теоретические основы процессов химической технологии: методические рекомендации к изучению дисциплины и к организации самостоятельной работы студентов для модульно-рейтинговой технологии обучения / Ю.Н. Денисов,
Н.А. Орлова, Е.А. Пазников; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. – 143 с.

В методических рекомендациях представлена система методической документации для модульно-рейтинговой технологии обучения по курсу «Основные процессы и аппараты химической технологии».

Учебное издание разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом УМО высшего профессионального образования по направлениям подготовки дипломированных специалистов 240901, 240702, 240701, 240706, 260601, 260204 и на основе Примерной программы дисциплины «Процессы и аппараты химической технологии», одобренной советом УМО по образованию в области химической технологии и биотехнологии 15.01.2001 г. (протокол № 4).

Учебное издание предназначено для студентов и преподавателей химико-технологических и смежных вузов.

УДК 66.01

Рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры

ТГВ ПАХТ.

Протокол № 3 от 24.03.2009 г.

© Денисов Ю. Н., Орлова Н.А., Пазников Е.А., 2009

© БТИ АлтГТУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ……………………………………………..…

1.1 Модульно-рейтинговая технология обучения…………………

1.2 Структура рейтинга по курсу ПАХТ………………………...…

1.3 Метод системного подхода к изучению дисциплины………..

1.4 Индивидуальные расчетные задания…………………………..

1.5 Самостоятельная работа студентов……………………………..

2Модуль 1. Общие закономерности и принципы

анализа и Расчета процессов и аппаратов

химической технологии………………………….………..….

2.1 Цель обучения…………………………………………….……..

2.2 Программа модуля № 1……………………………………..…..

2.3 Объем модуля и виды учебных занятий……………………….

2.4 Структурно-логическая схема модуля………………………….

2.5 План-график изучения модуля…………………………...……..

2.6 Планы практических занятий……………………………….…

2.7 Самостоятельная работа студентов……………………………

2.8 Промежуточный экзамен № 1……………………………….…

2.9 Основные понятия и термины……………………………….…

2.10 Письменный опрос………………………………………………

2.11 Тестовые задания……………………………………………..…

3 Модуль 2. Основы гидравлики………………………….…

3.1 Цель обучения……………………………………………………

3.2 Программа модуля………………………………………………

3.3 Объем модуля и виды учебных занятий………………………

3.4 Перечень необходимых средств для выполнения программы

модуля…………………………………………………………………

3.5 Структурно-логическая схема модуля…………………………

3.6 План-график изучения модуля…………………………………

3.7 Планы практических занятий……………………………………

3.8 Лабораторные занятия………………………………………..…

3.9 Индивидуальные расчетные задания………………………...…

3.10 Самостоятельная работа студентов………………………….…

3.11 Промежуточный экзамен № 2…………………………………..

3.12 Основные понятия и термины…………………………..………

3.13 Тестовые задания…………………………………………..……

4 Модуль 3. Основы теплопередачи………………….……..

4.1 Цель обучения……………………………………………………

4.2 Программа модуля………………………………………………

4.3 Объем модуля и виды учебных занятий………………………

4.4 Перечень необходимых средств для выполнения программы модуля……………………………………………...............................

4.5 Структурно-логическая схема модуля………………………….

4.6 План-график изучения модуля………………………………….

4.7 Планы практических занятий…………………………………...

4.8 Лабораторные занятия…………………………………………....

4.9 Самостоятельная работа студентов…………………………......

4.10 Индивидуальные расчетные задания…………………………...

4.11 Промежуточный экзамен № 3……………………………………

4.12 Задачи для знатоков……………………………………………...

4.13 Основные понятия и определения………………………………

4.14 Тестовые задания…………………………………………...…….

5 Модуль 4. Основы массопередачи……………………….

5.1 Цель обучения……………………………………………………

5.2 Программа модуля……………………………………………….

5.3 Объем модуля и виды учебных занятий………………………..

5.4 Перечень необходимых средств для выполнения программы модуля………………………………………………………………...

5.5 Структурно-логическая схема модуля………………………....

5.6 План-график изучения модуля………………………………….

5.7 Планы практических занятий……………………………………

5.8 Лабораторные занятия…………………………………………...

5.9 Индивидуальные расчетные задания…………………………...

5.10 Самостоятельная работа студентов………………………….….

5.11 Промежуточный экзамен № 4……………………………………

5.12 Задачи для знатоков……………………………………………..

5.13 Основные понятия и термины………………………………..…

5.14 Тестовые задания………………………………………………...

Литература………………………………………………………..…

5

6

6

8

17

19

21

23

23

23

24

24

29

30

33

34

34

39

42

48

48

48

49

50

50

54

55

59

59

64

64

65

70

79

79

79

80

80

80

84

85

89

89

91

92

93

94

98

108

108

108

109

109

109

113

114

118

118

119

121

121

122

128

141

ВВЕДЕНИЕ

Изучение весьма нелегкого для студентов курса «Основные процессы и аппараты химической технологии» (ПАХТ) требует грамотной постановки задач, логически выдержанного хода решений, анализа найденных результатов, то есть постоянной работы на понимание.

Успешность обучения будет зависеть и от индивидуальных особенностей студентов, и от степени их подготовки к овладению данной системой знаний и умений, степени мотивации, интереса к изучаемой дисциплине, общих интеллектуальных умений, уровня и качества организации учебного процесса и других причин.

Предусмотреть, как пойдет познавательный процесс у каждого студента невозможно, но известно необходимое условие, которое определяет его успешность – это целенаправленная, систематическая, планомерная самостоятельная работа студента.

Современная методика преподавания ориентирована, прежде всего, на выработку комплекса определенных умений, необходимых будущему специалисту, и умений не только узкоспециальных, но и фундаментальных, таких как, например, умение учиться.

Так как выработка большинства умений возможна только при самостоятельной работе, то она, по своей сути, должна быть многогранной, так как одна тема или одно задание не могут способствовать выработке всего комплекса умений.

Данное учебное пособие и предназначено для того, чтобы обеспечить методическое руководство самостоятельной работой студентов, изучающих курс ПАХТ, ее целенаправленность, планомерность, многогранность, систематичность.

Предлагаемая технология обучения применяется более 10 лет на кафедре «Процессы и аппараты химической технологии» Бийского технологического института АлтГТУ им. И.И. Ползунова и показала свою эффективность.

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1 Модульно-рейтинговая технология обучения

Переход на многоуровневую систему высшего образования и, как следствие, усложнение учебного материала в связи с изменениями принципов построения учебных планов и курсов потребовало в последние годы интенсификации обучения и существенного развития самостоятельной учебной деятельности студентов.

Определенный вклад в решение этих задач должна внести разработка и внедрение в учебный процесс научно обоснованных, современных образовательных технологий, среди которых особое место занимает модульно-рейтинговая технология обучения (МРТО).

Модульная технология имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной самостоятельной учебной работы в течение всего семестра. Это достигается делением учебного материала курса на крупные блоки (модули), по завершении которых студент сдает промежуточные (модульные) экзамены (ПЭ). Полученные им баллы за все ПЭ суммируются и составляют его рейтинг по данной дисциплине.

При получении достаточной суммы баллов за все ПЭ их результаты могутзасчитываться ему как итоговый (семестровый) экзамен, если весь материал курса вошел в программы модулей. То есть модульные экзамены становятся такими же авторитетными, как и семестровые. Этим самым и решается задача приучения студента к самостоятельной учебной работе.

В основе построения модульно-рейтинговой технологии лежат следующие принципы:

1) учебная дисциплина делится на модули так, чтобы каждый из них содержал её завершенные разделы (таблица 1.1, рисунок 1.1);

2) рейтинг студента должен складываться из баллов, полученных им при итоговом контроле его знаний, а сумма баллов, полученных им за текущую учебную работу, должна рассматриваться как допуск студента к промежуточному контролю знаний (ПЭ);

3) студент может быть допущен к ПЭ только при накоплении им установленной суммы баллов за все виды текущей работы;

4) модульные экзамены пересдавать не допускается;

5) по результатам сдачи модульных экзаменов студенту может быть выставлена оценка за итоговый экзамен. Для этого студент должен выполнить два условия:

– за все модульные экзамены он должен набрать не менее заранее установленной суммы баллов;

– не иметь ни за один из промежуточных экзаменов (ПЭ) 0 баллов;

6) модульные экзамены сдаются письменно или устно, итоговый – письменно.

Таблица 1.1 – Схема модуля

Модуль

Цели и задачи модуля

Логическая схема модуля

Теоретическая часть

Экспериментальная часть

Практические задания

Задания для самоконтроля

Тест

Контроль знаний (ПЭ)

Рисунок 1.1 – Принципиальная технологическая схема одной

модульной программы

1.2 Структура рейтинга по курсу ПАХТ

  1. Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск (1)

    Учебное пособие
    В данном учебном пособии представлена система методической документации для модульно-рейтинговой технологии изучения раздела «Растворы. Дисперсные системы» курса «Химия», а также для изучения дисциплин, рабочие программы которых предусматривают
  2. Учебное пособие для модульно-рейтинговой технологии обучения Бийск (2)

    Учебное пособие
    В данном учебном пособии представлена система методической документации для модульно-рейтинговой технологии изучения раздела «Строение атома и вещества» курса «Химии», а также для изучения дисциплин, рабочие программы которых предусматривают
  3. Самостоятельная работа студентов методические рекомендации по изучению дисциплины «Химия» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 260106 всех форм обучения

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направления подготовки 260106 на основе рабочей программы дисциплины «Химия»
  4. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск (1)

    Методические рекомендации
    Культурология: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения / Н.И. Сергеева; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.
  5. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов для всех специальностей и форм обучения Бийск (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по самостоятельной работе разрабо-таны в соответствии с требованиями Государственного образователь-ного стандарта высшего профессионального образования.
  6. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Аудит качества» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством» Бийск

    Методические рекомендации
    Аудит качества: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Аудит качества» для студентов специальности 220501.
  7. Методические рекомендации к курсовому проекту по процессам и аппаратам химических и пищевых технологий для студентов специальностей 240706, 260601, 240701, 240702, 260204, 240901 дневной, вечерней и заочной форм обучения

    Методические рекомендации
    Резанов К.Р. Общие требования к содержанию, организации выполнения и оформлению курсового проекта (работы) по курсам процессов и аппаратов химических и пищевых технологий: методические рекомендации к курсовому проекту по процессам
  8. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Статистические методы в управлении качеством» для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством»

    Методические рекомендации
    Статистические методы в управлении качеством: методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины «Статистические методы в управлении качеством» для студентов специальности 220501.
  9. Самостоятельная работа студентов методиче ские рекомендации по изучению дисциплины

    Самостоятельная работа
    Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО для направлений подготовки 240702 на основе рабочей программы дисциплины «Физико-химическая стабильность высоконаполненных композиций»

Другие похожие документы..