13,6% получают пенсию ниже прожиточного минимума. 99,0

Социальный портрет пожилых людей города.

В Кемерово на 01.01.2008 проживает 136,6 тысяч получателей пенсий, из которых 18,6 тысяч (13,6%) получают пенсию ниже прожиточного минимума. 99,0 тысяч пенсионеров - пожилые люди, из них свыше 27,0 тысяч человек (27%) - пожилые люди, чей возраст старше 74 лет. 1132 жителя города являются долгожителями. Из 42,2 тысяч людей, имеющих группу инвалидности, около 30,0 тысяч человек – граждане, чей возраст старше 55 лет. Во всех возрастных группах пенсионеров большинство составляют пожилые женщины (более 67%).

Более 80,0 тысяч пожилых людей ежегодно обращаются в комплексные центры социального обслуживания города за различными видами социальной помощи, из них 6,6 тыс. человек обслуживаются центрами на постоянной основе в отделениях надомного обслуживания.

Главными проблемами пожилых людей являются здоровье, малообеспеченность, социальная невостребованность и одиночество.

Желание изменить качество жизни пожилых людей в лучшую сторону, сделать весомой и признанной ценность вклада пожилых людей в социальную, экономическую и культурную жизнь городского сообщества, содействовать интеграции граждан старшего поколения в политические процессы, происходящие в городе и стране, предопределило необходимость разработки и создания новой модели социального обслуживания пожилых людей.

Собственно работа по разработке и внедрению новой межведомственной модели социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в городе началась в 1998 году и активизировалась в марте 2001 года, когда администрация города совместно с Российско-Европейским фондом и при участии представителей общественных организаций приступила к реализации международного проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области». Результатом трехлетней работы в рамках проекта явились разработка и реализация городской целевой программы «Старшее поколение» и создание Кузбасской модели инновационного подхода к работе с пожилыми людьми.

Основной целью работы в рамках межведомственной модели стала консолидация усилий всех служб и объединение ресурсов городского сообщества в интересах пожилых людей, которая достигалась реализацией четырех основных задач: созданием комплексной системы медико-социальной адаптации и реабилитации пожилых людей и инвалидов; развитием социального партнерства всех учреждений, объединений и общественных организаций городского сообщества; разработкой и внедрением новых социальных технологий и обеспечения социальной сферы квалифицированными специалистами по работе с пожилыми людьми и инвалидами; а также вовлечением самих пожилых людей в работу по самореализации и самообслуживанию, инициированием их социальной активности.

Основные принципы межведомственной модели.

В основе межведомственной модели социального обслуживания пожилых людей заложены принципы, определенные в 1991 Организацией Объединенных Наций: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство и обеспечение права пожилых людей на доступ к информации.

Независимость – обеспечение условий для независимой жизни пожилых людей: предоставление им дохода, позволяющего обеспечить доступность продуктов питания, жилья, одежды, медицинского обслуживания; поддержки со стороны семьи и общества; возможности работать или заниматься другими видами деятельности, приносящими доход; участвовать в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях; жить дома до тех пор, пока это возможно.

Участие – этот принцип означает, что пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, могут участвовать в принятии политических решений, делиться своим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которой они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста.

Уход - для соблюдения этого принципа должна существовать совокупность следующих условий: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членом которого они являются; доступ к медицинскому об­служиванию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социаль­ным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении, обеспечивающем кров, лечение или уход.

Реализация внутреннего потенциалавозможность для всесторонней реа­лизации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образо­вания, культуры, духовной жизни и отдыха.

Достоинство— возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономичес­кого вклада.

Право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и заключается в том, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому, возможность ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими права и интересы пожилых через опубликование в СМИ, выпуск специализированных сборников и буклетов, размещение информации в Интернете и на стендах и т.д.

Полное осуществление всех принципов межведомственной модели социального обслуживания пожилых людей достигается совместной и согласованной работой учреждений и организаций социальной сферы города. Основным органом, координирующим деятельность в рамках реализации модели является Координационный совет по делам пожилых людей и инвалидов, действующий при администрации города Кемерово.

Координационный совет по делам пожилых людей и инвалидов.

Координационный Совет по делам пожилых людей и инвалидов, как совещательный орган, создан в соответствии с распоряжением администрации города Кемерово № 640 от 25.03.2002 года. Цель создания Совета – объединение усилий и согласованности действий общественных, государственных и муниципальных организаций, повышения эффективности решения проблем пожилых людей и инвалидов.

В работе Совета принимают участие, наряду с руководителями и специалистами различных предприятий и учреждений администрации, представители Главного бюро МСЭ, Кемеровского филиала фонда социального страхования, Пенсионного фонда РФ, представители Русской Православной Церкви, общественных организаций, объединяющих пожилых людей и инвалидов – ВОГ, ВОС, ВОИ, городского Совета ветеранов войны и труда. На постоянной основе в Совете работают директора и заведующие социально-реабилитационными отделениями комплексных центров социального обслуживания населения.

В результате шестилетней практической работы определились основные направления деятельности Совета:

1. Содействие принятию эффективных мер по дальнейшему совершенствованию разнообразных форм социальной и медицинской помощи пожилым людям и инвалидам, повышению эффективности всех видов реабилитации инвалидов, а также беспрепятственному доступу к социальной инфраструктуре.

2. Изучение условий жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов, проживающих в городе Кемерово и подготовка предложений администрации города Кемерово для активного вовлечения пожилых людей и инвалидов в социально-экономическую жизнь города.

3. Рассмотрение вопросов содействия общественным организациям инвалидов по созданию новых рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов и по сохранению существующих рабочих мест на действующих предприятиях.

Основное внимание Совет уделяет медико-социальному обслуживанию пожилых людей и инвалидов, различным аспектам реабилитационной работы и развитию новых технологий социального обслуживания. На контроле Совета находятся и вопросы обучения и повышения квалификации специалистов по социальной работе.

Медицинское обслуживание пожилых людей.

Обеспечение доступности и повышение эффективности необходимой медицинской помощи пожилым людям, их оздоровления в целях укрепления физического и психического здоровья, поддержания долголетней активной жизни стало приоритетным направлением при создании модели межведомственного взаимодействия социального обслуживания пожилых людей.

В существовавшей ранее практике работы врачи не вникали в социальные аспекты жизни пациентов, а специалисты по социальной работе не владели в достаточной степени определенными медицинскими знаниями, необходимыми при организации индивидуального ухода за пожилыми людьми с тем или иным заболеванием, с нарушениями функций организма в результате травм и увечий. Создание и укрепление системы взаимодействия учреждений социальной и медицинской помощи в интересах пожилых людей является важнейшим направлением в реализации программ городской социальной политики.

Сейчас работа поликлиник города и КЦСОН строится на основании совместных годовых планов. Ежемесячно в поликлиниках проводятся совещания, с участием работников КЦСОН, по вопросам оказания медико-социальной помощи пожилым и инвалидам. Работники ЛПУ также участвуют в совещаниях КЦСОН. Еженедельно проводятся рабочие совещания (зав. отделениями, участковые терапевты, геронтологи с привлечением социальных работников), «круглые столы» по проблемам взаимодействия двух служб.

Реализация первого проекта программы «Старшее поколение» «Организация долговременной медико-социальной помощи пожилым людям» началась с разработки Положения о порядке взаимодействия комплексных центров социального обслуживания, поликлиник и стационаров г. Кемерова по обслуживанию пациентов, нуждающихся в постоянном уходе и наблюдении. Следующим шагом стала разработка индивидуальных планов ухода за клиентом социальной службы с непосредственным участием участкового врача.

Создание в 2001 году межведомственных консультативно-отборочных комиссий с целью определения «маршрута» клиента социальной службы, объема необходимой ему медицинской, социально-медицинской, социально-реабилитационной помощи с учетом его индивидуальных потребностей значительно усовершенствовало систему предоставления социальных услуг и стало началом зарождения системы отслеживания эффективности социального обслуживания в каждом конкретном случае, для каждого отдельно взятого пожилого человека, воспользовавшегося социальной помощью. Консультативно-отборочные комиссии осуществляют координацию работы медицинских и социальных учреждений на уровне района города.

Любой пожилой человек может обратиться в такую комиссию, созданную при комплексном центре социального обслуживания по месту жительства и получить рекомендации по социальному или медицинскому обслуживанию.

В городе организовано 8 геронтологических приемов, в т.ч. 1 прием гинеколога-геронтолога. В городских поликлиниках работают врачи-специалисты, прошедшие обучение на цикле тематического усовершенствования по вопросам оказания медицинской помощи людям пожилого возраста. Кроме того, эти вопросы включены в сертификационные циклы, проводимые для врачей-терапевтов (1 раз в 5 лет). Увеличилась доступность указанных врачей-специалистов для населения. Ежегодно консультацию геронтолога получают около 20 тыс. чел., а в рамках мероприятий ко Дню пожилого человека и Декаде инвалидов в поликлиниках города проводятся дни «открытых» дверей для пожилых и инвалидов с консультациями узких специалистов, геронтологов. В дневных стационарах ежегодно проходят лечение более 2000 чел. В стационаре на дому ежегодно получают лечение около 2500 чел. Комплексные медицинские осмотры участников и инвалидов ВОВ проводятся ежегодно не менее, чем на 99. Для осмотра немобильных пациентов созданы выездные бригады специалистов с участием геронтолога для проведения осмотров на дому. В целом, ежегодно осматриваются на дому около 40000 чел. Лицам, относящимся к категории особого внимания, ежегодно по результатам осмотров заполняются «талоны диспансеризации». По данным поликлиник в 2005 представители КОВ осмотрены на 89%. С целью контроля за состоянием здоровья указанной категории граждан в 2003 году была введена единая маркировка амбулаторных карт обложкой желтого цвета. В каждой поликлинике у врачей-специалистов на приеме выделено специальное время для приема граждан категории особого внимания.

В практике оказания медико-социальной помощи на дому пожилым и инвалидам используется немедикаментозная реабилитация, в частности, инструктор ЛФК при необходимости посещает нуждающихся пациентов на дому с целью обучения принципам лечебной физкультуры

Медицинская реабилитация осуществляется в комплексе с социальной реабилитацией. Геронтологи или участковые терапевты поликлиники регулярно ведут прием в отделениях дневного пребывания КЦСОН. Проводятся лектории и консультативные приемы в КЦСОН, Совете ветеранов, в тематику которых включены различные вопросы, касающиеся профилактики заболеваний и укрепления здоровья в пожилом возрасте. В целях наблюдения пожилых и инвалидов на дому внедрена единая индивидуальная карта медико-социальной реабилитации, которая ведется медицинскими и социальными работниками.

В структуре учреждений, оказывающих медико-социальную помощь пожилым и инвалидам особое место занимает хоспис. Хоспис оказывает паллиативную, социальную и психологическую помощь инкурабельным онкологическим больным. В существующей структуре МУЗ «ГКБ № 4» - 60 коек, из них хосписные койки – 45 коек, 15 медико-социальных коек для лиц без определенного места жительства, нуждающихся в медицинском и социальном уходе, который осуществляется силами 10 врачей, 19 медицинских сестер.

Кроме стационарного отделения в хосписе помощь на дому оказывают 3 выездные бригады. Количество наблюдаемых пациентов на дому ежегодно составляет более 500 чел.

С целью оказания плановой стационарной помощи людям пожилого и старческого возраста, в т.ч. ветеранам войн и лицам, к ним приравненным, с 27.09.2005 функционирует гериатрическое отделение МУЗ «ГКБ № 2» на 60 коек. Помимо традиционного лечения в отделении пациенты получают фитотерапию, физиолечение, массаж.

В лечебно-оздоровительном центре «Милосердие» ежегодно на 40 койках оказывается медико-социальная помощь около 600 чел., в областном госпитале ветеранов войн – более 1000 чел., в отделении ветеранов войн ГКБ № 3 - более 1100 чел.

Лечебно-оздоровительный центр «Милосердие» можно выделить, как наглядный результат сотрудничества социальных и медицинских работников. Его деятельность финансируется из трех источников: ОМС, бюджета управления социальной защиты населения и средств граждан (доля 10%). Центр пользуется заслуженной популярностью среди пожилых людей.

На базе муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница № 11" создан областной центр медико-социальной помощи с целью оказания медицинской помощи преимущественно социально незащищенным категориям граждан города Кемерово и Кемеровской области (северные территории): малообеспеченным, попавшим в трудную жизненную ситуацию, одиноким и брошенным и не имеющим страхового полиса гражданам, пожилым гражданам, нуждающимся в медицинской помощи и социальном уходе.

В Центре медико-социальной помощи (МУЗ «Городская клиническая больница №11») оказывается медицинская помощь на 410 койках (181 – хирургического профиля, 229 - терапевтического профиля) бесплатно в рамках Территориальной программы ОМС. Для создания благоприятного психологического климата, условий для социальной адаптации и взаимодействия с учреждениями социальной защиты в учреждении организована работа психолога и социальных работников.

Направление на госпитализацию осуществляется в плановом порядке через территориальные поликлиники, в то же время больница продолжает 3 раза в неделю дежурить по городу по оказанию экстренной медицинской помощи по хирургическому и терапевтическому профилям.

В результате реализации межведомственной модели взаимодействие медицинских и социальных работников в настоящее время осуществляется также по следующим направлениям:

  • выявление участковыми и лечащими врачами на дому и в условиях стационаров пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи и передача сигнальных данных в комплексные центры социального обслуживания (в 2007 выявлено 520 чел., из них по объективным показаниям и согласно заявлениям зачислено на обслуживание в КЦСОН - 282 чел.);

  • введение во всех ЛПУ определенных часов приема участковыми терапевтами специалистов по социальной работе без очереди;

  • проведение совместной работы по оформлению инвалидности немобильным ветеранам из числа тружеников тыла –1265 чел., из них 519 – направлено на МСЭ, 493 – признаны инвалидами).

  1. Итоги голосования на выборах Президента РФ 13 Формирование нового Кабинета Министров РФ и его приоритетные направления в работе 13

    Документ
    Для внутриполитической жизни Российской Федерации апрель 2004 года характеризовался, в первую очередь, наступательной работой руководства страны над проведением административной реформы.
  2. Закон нуждается в рекламе. 12

    Закон
    В Международный день пожилых людей, 1 октября, в Кемеровской областной научной библиотеке им. В.Д.Федорова состоится благотворительная акция «Правовое поле пенсионера».
  3. Новости 18

    Документ
  4. В госдуму внесен проект закон

    Закон
    КОРР.: Против национализации в любых ее формах могли бы выступить только либералы, которые считают госсобственность самой неэффективной моделью управления.
  5. Московская пресса, региональная пресса (25)

    Документ
    . 84 Родовой сертификат. 84 В интересах "старых" пенсионеров 85 Калининградская правда 85 И снова индексация 85 Клерк.Ру 8 Глава ПФР Антон Дроздов 8 Доля федерального бюджета в ПФ вырастет на 14% 8 Коммерсантъ 87 Для руководителей
  6. Газета. Ru Спросите Бориса Грызлова Online

    Документ
    Простите, Царь-батюшка, что отнимаю ваше время. Ждем - не дождемся проектов "Чистый воздух", "Чистый огонь", "Чистая земля".
  7. Московская пресса, региональная пресса (1)

    Документ
    ДО СИХ ПОР У БОЛЬШИНСТВА НАСЕЛЕНИЯ О ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ - СО ВСЕМИ ЕЕ НАКОПИТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ, ПИСЬМАМИ СЧАСТЬЯ И МОЛЧУНАМИ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ САМОЕ СМУТНОЕ.
  8. Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 21 июня 2011 года

    Документ
    Минздравсоцразвития и ПФР меняют систему контроля за работой негосударственных пенсионных фондов, рассказал «Газете.Ru» председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.
  9. Мониторинг сми РФ по пенсионной тематике 19 20 января 2010 года

    Документ
    ИТАР-ТАСС; 19.01.2010, С 1 января семьи, в которых вторым и последующим детям исполнилось три года, смогут воспользоваться материнским капиталом - Медведев 13

Другие похожие документы..