Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

Доклад о деятельности Уполномоченного
по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении
и защите прав, свобод и законных интересов ребенка
в 2007 году

Введение

Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного). Тогда в рамках пилотного проекта Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) (далее - ЮНИСЕФ) и Министерства труда и социального развития Российской Федерации были созданы пять первых региональных институтов уполномоченных в Волгоградской, Калужской и Новгородской областях, городах Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

За прошедшие годы институт уполномоченного не стоял на месте, он эволюционировал, развивался. Несмотря на законодательные, организационные, финансовые и иные трудности институт уполномоченного стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты нарушенных прав и законных интересов как отдельных детей, так и групп детей, чьи права нарушаются.

Институт уполномоченного занимает определенное место в системе государственных органов, призванных защищать и восстанавливать нарушенные права и интересы ребенка. Региональные уполномоченные показали, что у них есть свое политическое пространство для деятельности.

В настоящее время должности уполномоченного по правам ребенка учреждены в 21 субъекте Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) была учреждена в соответствии с Законом города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» (далее - Закон города Москвы № 43) в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями города Москвы.

Основными направлениями работы Уполномоченного являются:

1) защита прав конкретного ребенка, помощь в восстановлении его нарушенных прав;

2) проведение независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;

3) экспертиза правовых актов, участие в законотворческом процессе, внесение предложений в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;

4) правовое просвещение детей, их родителей, специалистов.

Разрешая конкретные, личные ситуации детей, Уполномоченный помогает проведению преобразований, связанных с улучшением положения с обеспечением прав детей в целом.

Каковы основные успехи, достигнутые в 2007 году, с точки зрения улучшения жизни и реализации прав детей в городе Москве?

1. Прошедший год был объявлен в Москве Годом ребенка. В городе была реализована масштабная, не имеющая аналогов за всю его историю, Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 года № 928-ПП. Размах программы и ее информационное сопровождение были таковы, что многие граждане и должностные лица, проживающие не только в Москве, но и в других регионах страны, были уверены, что 2007 год объявлен Годом ребенка в целом по России.

2. Правительство Москвы приступило к реализации разработанной ЮНИСЕФ глобальной инициативы «Создание городов, доброжелательных к детям» (далее - инициатива ЮНИСЕФ «Создание городов, доброжелательных к детям»). В августе 2007 года в Женеве первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецова от имени Правительством Москвы подписала с ЮНИСЕФ Меморандум о сотрудничестве. В ноябре 2007 года Меморандум о сотрудничестве между Москвой и ЮНЕСКО был подписан Мэром Москвы Ю.М.Лужковым.

В Москве 2-3 сентября 2007 года прошла международная конференция «Города для детей», в которой приняли участи представители 26 стран мира и 71 субъекта Российской Федерации.

3. В прошлом году Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы приступил к реализации трехлетней программы ускоренного обеспечения жильем семей, воспитывающих детей-инвалидов и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. В 2007 году были улучшены жилищные условия 758 семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов - колясочников или детей-инвалидов, не являющихся колясочниками, и проживающих в общежитии или коммунальной квартире.

Была завершена двухлетняя программа улучшения жилищных условий многодетных семей, имеющих пять и более детей и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. В прошлом году новые квартиры получили 225 таких семей.

4. Продолжало совершенствоваться законодательство города Москвы, связанное с реализацией и обеспечением прав детей. Законами города Москвы были закреплены новые социальные гарантии для детей и семей с детьми, предусмотренные Правительством Москвы в рамках программы Года ребенка. Так, например, были приняты Законы города Москвы от 28 февраля 2007 года № 6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве», от 20 июня 2007 года № 22 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 ноября 2005 года № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» и от 26 декабря 2007 года № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства».

Департаментом образования города Москвы подготовлен проект закона города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

5. В 2007 году начал активную работу созданный в конце 2006 года Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, на который возложено осуществление межотраслевой координации в области семейной и молодежной политики; создание единой системы преодоления социального сиротства и развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите; реализация политики города Москвы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание методической помощи и содействия органам опеки и попечительства, а также контроль за их деятельностью в отношении детей.

Особенно важно то, что с ноября 2007 года Департамент семейной и молодежной политики города Москвы стал выполнять функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите.

6. К концу 2007 года Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы совместно с Московским институтом открытого образования и рядом экспертов была разработана стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы (далее - стратегия «Московские дети»).

Стратегия направлена на реализацию в полном объеме на территории города Москвы всех прав детей, установленных в Конвенции ООН о правах ребенка (далее - Конвенция о правах ребенка). Кроме того, положения Стратегии в полной мере соответствуют целям, обозначенным в Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», утвержденных специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 мая 2002 года.

Стратегия была рассмотрена 19 февраля 2008 года на заседании Правительства Москвы и в целом одобрена.

7. В прошлом году наметилась позитивная тенденция более активного участия детей в общественной жизни Москвы и развития процедур учета мнения детей в решении городских вопросов, непосредственно затрагивающих их интересы. Формы участия детей и учета их мнения разнообразны: самоуправление в школах, общественные советы при территориальных и функциональных органах исполнительной власти, опросы, анкетирование, «круглые столы», форумы.

Важно, чтобы политически ответственными лицами мнение детей (с учетом их возраста и зрелости) было услышано. Дети должны чувствовать свою сопричастность к тем изменениям, которые происходят в городе. При этом важно также знать мнение не только детей из благополучных семей, но и мнение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (беспризорных, проживающих в приютах и детских домах, имеющих ограниченные возможности здоровья и других).

Нужно помнить, что учет мнения детей, их участие в жизни города - важнейшие принципы Конвенции о правах ребенка и инициативы ЮНИСЕФ «Создание городов, доброжелательных к детям».

8. В 2007 году в Москве родилось 101344 ребенка. Такого количества новорожденных в городе не было последние 18 лет. Это убедительный аргумент не только стабильной экономической и политической ситуации в мегаполисе, но и эффективности осуществляемой городскими властями социальной политики.

К сожалению, не все из намеченного программой Года ребенка удалось сделать.

Не был разработан порядок взаимодействия органов исполнительной власти по профилактике детского и семейного неблагополучия, социального сиротства.

Не принята программа правового просвещения детей и подростков, оказания содействия в области применения ими своих прав.

Не утверждена городская среднесрочная целевая программа преодоления социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве на 2007-2009 годы.

Не разработан четкий план мероприятий по реализации инициативы ЮНИСЕФ.

С большим опозданием, только 4 декабря 2007 года, было принято постановление Правительства Москвы № 1040-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве». Указанный Закон, принятый 4 октября 2006 года, предусматривает оказание во всех случаях бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находящихся на территории города Москвы. Но в бесплатной юридической помощи нуждается значительно более широкий круг детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К сожалению, ничем не закончились предпринятые Уполномоченным, органами исполнительной власти города Москвы, членами Общественной палаты Российской Федерации, общественными организациями усилия по внедрению в практику работы районных судов города Москвы элементов ювенальных технологий. Руководство Московского городского суда не изменило своей позиции по данному вопросу, считая, что специализация судей районных судов города Москвы и особый состав судебной коллеги в Московском городском суде, рассматривающих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, это и есть ювенальная юстиция. При этом руководство Московского городского суда продолжает игнорировать интересный и позитивный опыт применения ювенальных технологий в ряде субъектов Российской Федерации.

Самое важное, что реализация в 2007 году мероприятий программы Года ребенка продемонстрировала, что для органов государственной власти города Москвы политическим приоритетом является улучшение положения детей и наилучшее обеспечение их интересов.

В 2007 году, как и в предыдущие годы, успехи федеральных властей (с учетом имеющихся в их распоряжении полномочий и средств) в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей были более чем скромными.

Остались нерешенными многие системные проблемы.

1. Очень высоким остается уровень бедности среди детей и семей с детьми. Исследование, проведенное ЮНИСЕФ, показало, что сегодня бедность в нашей стране имеет «детское лицо»: риск бедности в России среди детей в два раза превышает среднестатистический уровень. Наиболее уязвимыми оказываются дети в возрасте до семи лет. Между тем именно дети в наибольшей степени страдают от бедности, поскольку она затрагивает сами основы потенциала их развития - их развивающийся организм и ум.

2. Вопреки взятым Россией международным обязательствам не разработан и не принят Национальный план действий в интересах детей.

3. Не образован федеральный орган исполнительной власти, призванный разрабатывать и реализовывать политику в интересах детей и семей с детьми, координировать деятельность иных федеральных органов исполнительной власти по этим вопросам.

4. Не принят закон о создании ювенальных судов.

5. Не учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации представило отрицательное заключение на проект федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части отнесения к числу субъектов, осуществляющих содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, а также установления права уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации на обращение в суд в целях защиты прав и законных интересов ребенка либо неопределенного круга детей и участия в деле по своей инициативе для дачи заключения по делу.

При этом Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

6. Продолжалось выселение детей - пользователей жилья собственниками жилых помещений в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьей 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Попытки некоторых депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательно изменить данную ситуацию в большей степени преследовали цель «пропиарить» себя и стоящие за ними политические силы, нежели добиться реальной защиты жилищных прав детей и восстановить права тех, кто уже выселен на улицу. Произошло уникальное событие: в ноябре 2007 года Верховный Суд Российской Федерации дал новые разъяснения по применению статьи 31 ЖК РФ, диаметрально противоположные тем, которые были приняты в ноябре 2005 года. Однако для реальной защиты прав несовершеннолетних пользователей жилых помещений новой позиции Верховного Суда Российской Федерации совершенно недостаточно.

7. По-прежнему огромное количество семей с детьми в России остро нуждаются в улучшении жилищных условий: испытывают потребность в дополнительной площади, не имеют доступа к базовым коммунальным услугам. По оценкам экспертов ЮНИСЕФ, 85,1% российских семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий, при этом дополнительная площадь требуется 72,9% домохозяйств с детьми в возрасте до 18 лет. Возможность улучшить жилищные условия с помощью жилищных программ, реализуемых региональными и федеральными властями на возмездной основе, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», имеет незначительное количество семей. При этом важно помнить, что адекватные жилищные условия благоприятствуют сплоченности семьи, способствуют социальной справедливости и защищенности, что имеет огромное значение для благополучия детей.

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году (1)

    Доклад
    В 2009 году исполняется 200 лет институту омбудсмана. Первый парламентский омбудсман был учрежден в 1809 году в Швеции. Однако в течение очень длительного времени Швеция являлась единственным государством, где был создан и развивался этот институт.
  2. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году (2)

    Доклад
    Распространение института омбудсмана в других государствах Европы и мира началось после Второй мировой войны. Это связано с тем, что государство стало более активно вмешиваться во все сферы общественной жизни, стало предоставлять больше услуг гражданам.
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году (3)

    Доклад
    Традиционно эти конфликты разрешал суд. Однако правосудие из-за его медлительности и дороговизны очень часто не устраивало граждан. Требовался новый эффективный открытый для граждан механизм защиты их прав.
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году (1)

    Доклад
    В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей,
  5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году (2)

    Доклад
    В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей,
  6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году

    Доклад
    Введение Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  7. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 15 апреля 2009 года № 6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве», в том числе, в целях объективной и открытой оценки ситуации
  8. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве (2)

    Доклад
    О предоставлении льготного проезда реабилитированным лицам, являющимся одновременно инвалидами или участниками ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС …….
  9. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве (3)

    Доклад
    Настоящий доклад является первым ежегодным докладом Уполномоченного по правам человека в городе Москве о своей деятельности, соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина за период, прошедший после его вступления в должность.

Другие похожие документы..