Учебно-методическое пособие для студентов вузов

2.1.2. Группировки населения. Динамика населения

При описании состава населения часто ограничиваются простейшими показателями: абсолютными величинами, относительными величинами, средними, рядами распределения и рядами динамики. Наиболее распространенный прием — группировки. Здесь исходными являются абсолютные показатели численности лиц в каждой выделенной группе. Применяются графики, хотя при графических изображениях структуры населения их аналитическая функция сравнительно невелика, чаще они служат целям популяризации статистических данных. Исключение составляют возрастно-половые пирамиды, несущие аналитическую нагрузку.

Можно отметить несколько принципов, важных при построении группировок населения:

  • наиболее детальный перечень групп уместен, если данная характеристика представлена автономно, без комбинации с другими признаками. Таковы группировки населения по возрасту, группировки занятых по профессиям с детальным перечнем профессий;

  • в случае комбинационных группировок применяются укрупненные интервалы для избежания чрезмерного дробления материала;

  • некоторые признаки используются как сквозные, т. е. они участвуют почти во всех комбинационных группировках состава населения. Это пол, возраст, образование (достаточно часто), а также деление населения на городское и сельское;

  • в рядах распределения значения атрибутивных признаков даются по возможности в ранжированной последовательности;

  • для обеспечения сопоставимости данных сохраняются, на сколько это возможно и целесообразно, схемы группировок предыдущих переписей населения или они представлены в виде, удобном для приведения
    к сопоставлении путем укрупнения интервалов;

  • используются единые группировки при разработке данных по разным территориям страны;

  • при изменении со времени проведения предыдущей переписи
    административных границ какой-либо территории информация об этом дается в виде примечания и сведения приводятся в двух вариантах —
    в пересчете на единые границы и в пределах границ соответствующих лет. Большинство группировок включает разграничение на городских
    и сельских жителей. Это один из наиболее динамичных и информационно емких показателей. Он реагирует на любые социальные, экономические, политические события и процессы в обществе.

Важнейшей демографической характеристикой является возрастно-по-ловая группировка населения. Возрастные интервалы обычно представлены в следующих вариантах: одногодичные, пятилетние, десятилетние. Кроме того, выделяются группы лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста.

Помимо абсолютных данных, в статистике вычисляются показатели доли или процента разных половозрастных групп в составе населения. Соотношение численности мужчин и женщин может быть показано двумя способами: 1) процент мужчин и процент женщин в составе населения;
2) число женщин, приходящихся на 1 000 мужчин.

В изучении социальных процессов велика роль данных об уровне образования населения. Главным показателем является определение населения по этому признаку. Кроме того, рассчитывается число лиц с определенным уровнем образования: 1) на 100 человек в возрасте 10 лет и старше; 2) на 1 000 занятых; 3) на 1 000 занятых преимущественно физическим трудом; 4) на 1 000 занятых преимущественно умственным трудом; 5) на 1 000 занятых по каждой из основных профессиональных групп (около
50 групп). Эти данные регулярно публикуются в статистических справочниках.

Существует разработанная Госкомстатом России методика расчета на межпереписные даты численности населения с разным уровнем образования. При этом данные последней переписи корректируются с учетом естественного движения населения и численности выпускников различных типов учебных заведений.

Чрезвычайноважны при изучении социальных процессов данные
о семейной структуре населения и об изменчивости состава семей.

Состав населения каждой территории на каждый данный момент времени формируетсякакв процессе естественной смены поколений, т. е. саморазвития населения, так и под влиянием комплекса социально-экономических факторов. Он изменяется по следующим причинам: рождаются, подрастают и включаются в состав определенных групп новые поколения; уходят из жизни старшие поколения, происходят миграционный приток и отток жителей; имеет место социальная и экономическая мобильность, в ходе которой человек может изменить образование, профессию, род занятий, квалификацию, место работы; может измениться языковая принадлежность.

Следует различать характеристики личности по степени их изменчивости во времени. Жестко и однозначно закрепленными являются только пол, место и дата рождения, социальное происхождение. Есть характеристики, которые меняются очень редко, например, национальность. Более вероятно изменение родного и разговорного языков. Социально-эконо-мические характеристики могут быть подвержены достаточно частым, неоднократным и масштабным изменениям, особенно на более ранних этапах жизненного цикла личности и при вступлении в пенсионный возраст.

Отмеченные различия по степени устойчивости характеристик каждой личности существенно влияют на степень стабильности состава населения в целом. В зависимости от возможных изменений состава населения
в статистике используются различные способы моделирования типовых структур населения, исследования влияния факторов и прогнозирования состава населения на перспективу.

Исходным моментом исследования изменения состава населения выступают определение наиболее существенных факторов и их классификация. Факторы могут иметь специфику в зависимости от того, в каком разрезе анализируется состав населения, какие категории населения и какой исторический этап развития исследуются. Наиболее существенные факторы являются путем и теоретических изысканий, и прикладных разработок с использованием методов математико-статистического моделирования (например, регрессионных моделей).

В первую очередь разграничиваются демографические, социальные, экономические, политические, правовые, нравственно-психологические, идеологические, этнические факторы.

К демографическим факторам относятся рождаемость, смертность населения, его миграция, брачность, дробление и укрупнение семей.

2.1.3. Показатели трудоустройства
и занятости населения. Баланс трудовых ресурсов

Начало становлению рынка труда в России формально было положено принятым в апреле 1991 г. Законом о занятости населения.

Закон фактически установил право человека быть собственником своей рабочей силы (владеть, распоряжаться ею, использовать ее), отразив изменение социальных ролей работодателя и работника.

С зарождением рынка труда в статистической отчетности появились сведения о безработных, численность которых может быть охарактеризована как абсолютными, так и относительными показателями.

Абсолютная численность безработныхдается как моментный показатель на начало каждого месяца. Внутри месячного цикла отмечается динамика: сколько безработных снято с учета, трудоустроено, оформлено на досрочную пенсию, направлено на профессиональное обучение, трудоустроено после завершения профессионального обучения.

Качественный состав безработныххарактеризуется по полу, уровню образования, месту жительства. Особо выделяются лица предпенсионного возраста, инвалиды, военнослужащие, уволенные в запас, молодежь в возрасте 16—29 лет.

К относительным показателям можно отнести процент безработных
в общей численности незанятых трудоспособных граждан, поставленных на учет в службе занятости, и процент получающих пособие по безработице. Относительная величина координации может быть использована для характеристики обеспеченности безработных рабочими местами.

Средняя численность безработных и трудоустроенных может быть рассчитана как за месячные промежутки времени, так и за квартальные, полугодовые и годовые.

Система балансов трудовых ресурсов — это ряд взаимосвязанных таблиц, характеризующих процессы воспроизводства и использования трудовых ресурсов страны и ее отдельных территорий в конкретных условиях общественного развития.

Балансы трудовых ресурсов составляются по городам, сельским районам, областям, краям и по стране в целом. По времени балансы бывают отчетные и плановые. Отчетные, или статистические, балансы составляются за отчетный период или на отчетную дату. Плановые балансы рассчитываются на предстоящий период или на отчетную дату.

По форме балансы делятся на четыре вида:

1) форма бухгалтерского баланса с приходной и расходной частями;

  1. форма распределительного баланса, отражающего располагаемую часть трудовых ресурсов и фактическое их использование;

  2. форма внутригодового оборота: численность на начало года, прирост за год, численность рабочей силы на конец года;

  3. шахматная форма — межотраслевые балансы труда.

  4. Рассмотрим схему и методику расчета ресурсной и распределительной частей отчетного баланса трудовых ресурсов за год.

Большинство показателей баланса трудовых ресурсов определяются
с помощью специальных расчетных таблиц. Баланс трудовых ресурсов за год составляется в среднегодовых работниках и является подробным. Он содержит важнейшие группировки трудовых ресурсов по сферам производства и отраслям экономики.

2.1.4. Показатели использования рабочего времени. Фонды
рабочего времени

Рабочее времяесть часть календарного времени, затрачиваемого на производство продукции или выполнение определенного вида работ. Для характеристики его использования применяют специальные показатели. Исходным служит показатель календарного фонда времени — число календарных дней месяца, квартала, года, приходящихся на одного рабочего или на коллектив рабочих. Например, календарный годовой фонд времени одного рабочего равен 365 (366) дням, а коллектива из 1 000 рабочих — 365 000 (366 000) чел.-дней.

Показатель календарного фонда времени отражает рабочее и внерабочее время, т. е. число человеко-дней явок и неявок на работу.

Человеко-дни явок на работу— это фактически отработанные человеко-дни и человеко-дни целодневных простоев. В число фактически отработанных человеко-дней включаются человеко-дни рабочих, фактически работавших на предприятии, включая работавших неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, человеко-дни рабочих, работавших по нарядам своего предприятия на другом предприятии, и т. д. В число человеко-дней целодневных простоев включаются соответственно человеко-дни простоев рабочих, которые весь рабочий день не работали по причине простоя (например, из-за отсутствия энергии или сырья) и не были использованы на других работах в основной деятельности предприятия.
К целодневным простоям следует относить также человеко-дни невыходов на работу, разрешенных администрацией в связи с простоем на предприятии.

Человеко-дни неявок на работу— это дни невыхода на работу по уважительным и неуважительным причинам. Человеко-дни неявок на работу по уважительным причинам включают дни ежегодных отпусков, праздничные и выходные дни, неявки по болезни и в связи с выполнением общественных, общегосударственных обязанностей, а также другие неявки, разрешенные законом (для народных депутатов, народных заседателей, если эти работники учитываются в среднесписочной численности работников предприятия), человеко-дни неявок на работу в связи с уходом за больными, оформленных справками лечебных учреждений, и т. д.

Человеко-дни неявок на работу по неуважительным причинам — это дни невыходов с разрешения администрации и прогулы.

В число человеко-дней неявок с разрешения администрации включаются неявки на работу по уважительным личным причинам: дни кратковременного отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемые работникам при вступлении в брак, рождении ребенка и по другим семейным обстоятельствам.

В число человеко-дней прогулов включаются человеко-дни работников, не явившихся на работу без уважительной причины либо отсутствовавших на работе без уважительной причины более трех часов (непрерывно или суммарно) в течение рабочего дня.

Основными единицами отработанного и не отработанного рабочими времени служат человеко-дни и человеко-часы.

Отработанным человеко-днем считается день, когда рабочий явился на работу и приступил к ней, независимо от ее продолжительности (если в этот день не отмечен прогул); отработанным считается также день, проведенный в служебной командировке по заданию предприятия. Отработанным человеко-часом считается час фактической работы.

По данным учета рабочего времени в человеко-днях определяют фонды рабочего времени.

Вопросы для контроля

  1. Что позволяет раскрыть социальную дифференциацию населения?

  2. Что является основным источником данных о составе населения страны?

  3. Что такое группировка населения? Основные принципы построения группировок населения.

  4. Каковы основные показатели трудовых ресурсов?

  5. Что такое рабочее время? Какие показатели служат для характеристики его использования?

Методические рекомендации к изучению темы

Тема включает следующие основные вопросы: характеристики состава населения; группировки населения; динамика населения; показатели трудоустройства и занятости населения; баланс трудовых ресурсов; показатели использования рабочего времени; фонды рабочего времени. В связи с этим при подготовке материала необходимо рассмотреть основные понятия: население, движение населения, трудовые ресурсы, категория населения, распределение, фонд рабочего времени, плотность населения.

При характеристике структуры семей и домохозяйств важное значение имеют группировки домохозяйств по демографическому составу и размеру домохозяйств. По демографическому составу домохозяйства классифицируются с учетом пола, возраста, отношений родства. Для нахождения влияния различных факторов на величину и структуру домохозяйств эти распределения могут использоваться в сочетании с распределением членов домохозяйств по социально-демографическим признакам (возраст, брачное состояние, число детей моложе 18 лет, национальность, экономическая активность, занятость и др.). Одним из принципов выбора варианта типологии домохозяйств является учет области практического применения получаемых статистических данных.

Анализ структуры домохозяйств складывается из двух последовательных этапов. Первоначально определяется перечень типов, которые следует выделить при классификации домохозяйств. Далее все выделенные типы характеризуются с помощью ряда числовых показателей. Прежде всего определяется число домохозяйств каждого типа и их доля в общей численности домохозяйств. При более детальном анализе вычисляют такие показатели, как средний размер домохозяйства, определяемый делением численности всех членов домохозяйств на число домохозяйств (данный показатель может быть найден для всех домохозяйств в разрезе отдельных их типов, по территориальным единицам, городскому и сельскому населению), доля домохозяйств с несовершеннолетними детьми, доля лиц, живущих совместно, и доля лиц, проживающих отдельно от домохозяйства.

При анализе изменения структуры следует различать изменения, сопровождающиеся сохранением приоритетов, и изменения, сопровождающиеся сменой приоритетов. При этом смена приоритетов может происходить внутри доминантных групп. Наиболее резкие изменения в структуре фиксируются в том случае, если малозначимая группа становится приоритетной и, наоборот, наиболее значимая группа становится малозначимой. В результате структура изменяется на противоположную. Однако такое изменение структуры происходит обычно постепенно и может быть зафиксировано при анализе за длительные промежутки времени. Смена приоритетов в общей совокупности означает переход с одной на другую фазу развития и должна сопровождаться адекватными институциональными и организационными переменами в развитии социальной сферы.

К самостоятельной работе следует выполнить следующие задания из учебного пособия «Практикум по социальной статистике» (под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.):

2.4 — с. 36, 2.7 — с. 39, 8.8 — с. 224, 8.18 — с. 229, 8.23 — с. 232.

  1. Учебно-методическое пособие для студентов вузов Павлодар

    Учебно-методическое пособие
    Пособие представляет собой учебный курс для студентов ВУЗов, изучающих средства вычислительной техники в рамках общеобразовательной дисциплины «Информатика», и обеспечивает методическую основу для изучения данного курса.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Учебно-методическое пособие
    Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методическое пособие
    Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета педагогики и психологии для специальности «050706-Педаго­гика и психология» / Под ред.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (2)

    Учебно-методическое пособие
    В сборнике представлены программы производственной практики студентов, обучающихся по специальности «050706 Педагогика и психоло­гия». Каждая программа регламентирует цели и задачи практики опреде­ленного вида, сроки ее проведения,
  5. Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006

    Учебно-методическое пособие
    Позднева Светлана Павловна, доктор философских наук, профессор,зав. кафедрой философии и методологии науки Саратовского государственного университета им.
  6. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Нижний Новгород

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция / переработано с учетом изменений законодательства к.ю.
  7. Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых вузов г. Москва 2010

    Учебно-методическое пособие
    Настоящее пособие предназначено для студентов 1-5 курсов высших учебных заведений, изучающих страноведение Великобритании и США. В пособии в краткой форме изложена история Великобритании.
  8. Учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии

    Документ
    Список учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии
  9. Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальностям: 030400. 62 «История»; 030402. 65 «Историко-Архивоведение»»

    Учебно-методическое пособие
    Методические указания содержат основные требования по оформлению рефератов, курсовых и бакалаврских работ и рекомендации к их подготовке, написанию и защите.

Другие похожие документы..