Учебно-методическое пособие для студентов вузов

1.3.4. Точность наблюдения

Точностью статистического наблюденияназывают степень соответствия величины какого-либо показателя (значение какого-либо признака), определенной по материалам статистического наблюдения, действительной его величине.

Расхождение между расчетным и действительным значениями изучаемых величин называется ошибкой наблюдения.

Точность данных — это основное требование, предъявляемое к статистическому наблюдению. Чтобы избежать ошибок наблюдения, предупредить, выявить и исправить их, необходимо:

  • обеспечить качественное обучение персонала, который будет проводить наблюдение;

  • организовать специальные частичные или сплошные контрольные проверки правильности заполнения статистических формуляров;

  • провести логический и арифметический контроль полученных данных после окончания сбора информации.

В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации— это отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Этот вид ошибок может быть и при сплошном, и при несплошном наблюдениях.

Ошибки регистрации бывают случайные и систематические.

Случайные ошибки— это результат действия различных случайных факторов (например, цифры переставлены местами, перепутаны соседние строки или графы при заполнении статистического формуляра). Такие ошибки имеют разную направленность: они могут и повышать, и понижать значения показателей. При достаточно большой обследуемой совокупности в результате действия закона больших чисел эти ошибки взаимно погашаются.

Систематические ошибкирегистрации всегда имеют одинаковую тенденцию либо к увеличению, либо к уменьшению значения показателей по каждой единице наблюдения, и поэтому величина показателя по совокупности в целом будет включать в себя накопленную ошибку. Примером статистической ошибки регистрации при проведении социологических опросов населения может служить округление возраста населения, как правило, на цифрах, оканчивающихся на 5 и 0. Многие опрашиваемые, например, вместо 48—49 и 51—52 лет говорят, что им 50 лет.

В отличие от ошибок регистрации ошибки репрезентативности характерны только для несплошного наблюдения. Они возникают потому, что отобранная и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит (репрезентирует) всю исходную совокупность в целом.

Отклонение значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности. Ошибки репрезентативности также бывают случайные и систематические.

Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Ее величина может быть оценена.

Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению.

Вопросы для контроля

    1. Какие этапы включает в себя процесс проведения статистического наблюдения?

    2. Какие проблемы могут возникнуть при подготовке статистического наблюдения?

    3. Каковы основные принципы составления программы наблюдения?

    4. Для чего в наблюдении используют понятие «ценз»?

    5. Каковы основные формы наблюдения?

    6. Каковы причины возникновения ошибок наблюдения?

Методические рекомендации к изучению темы

Тема включает следующие основные вопросы: статистическое наблюдение; этапы проведения статистического наблюдения; программно-мето-дологические и организационные вопросы статистического наблюдения; формы, виды и способы статистического наблюдения; точность наблюдения. В связи с этим при подготовке материала необходимо рассмотреть основные понятия: программа наблюдения, время наблюдения, единица наблюдения, отчетность, случайный отбор, объект, субъект, ошибка выборки.

В теме рассматриваются основные вопросы, касающиеся сбора первичных данных, которые в дальнейшем будут систематизироваться и обобщаться.

Изучая данную тему, следует определить основные принципы организации и проведения наблюдения, а также научиться решать практические задачи, встающие перед наблюдателем. Необходимо четко уяснить, что статистическое наблюдение является целенаправленным, научно организованным процессом. Это выражается в том, что оно проводится с определенной, заранее установленной целью, организуется по плану, в котором предусматривается решение всех вопросов, связанных с подготовкой наблюдения, его проведением, разработкой собранных материалов. В основе сбора информации, как и последующих стадий статистического исследования, лежит всестороннее теоретико-методологическое обоснование исследования в целом, выступающее в качестве его начального этапа.

Подготовка наблюдения включает в себя большой круг разного вида работ. Сначала необходимо решить программно-методологические вопросы его проведения. Это определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации — разработка документов для сбора данных, выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение. Затем необходимо решить проблемы организационного характера, например определить состав органов, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных заключается в выполнении работ, связанных непосредственно с заполнением статистических формуляров.

Необходимо уяснить принципы классификации форм, видов и способов статистического наблюдения, а затем сущность каждой из форм наблюдения, каждого из видов и способов наблюдения.

При выполнении статистического наблюдения следует обратить внимание на необходимость точного определения его объекта, которое достигается указанием существенных отличительных его черт (признаков). Каждый объект состоит, как правило, из многих элементов или единиц, его составляющих. Тот элемент объекта, который является носителем признаков, подлежащих регистрации, называется единицей наблюдения. Определяя единицу конкретного статистического наблюдения, нужно как можно точнее ее охарактеризовать, указав специфические черты, которые позволили бы легче отличить ее от близких к ней по виду единиц других объектов.

Конструируя формуляр наблюдения, следует обосновать выбор той или иной его формы. При этом надо учитывать объем программы наблюдения, способ проведения наблюдения и способ обработки данных, записанных
в формулярах в процессе наблюдения. Формуляры могут предназначаться для записи данных об одной единице наблюдения (индивидуальная форма, иначе бланк-карточка) или нескольких (списочная форма, бланк-список).

При разработке инструкции к проектируемому наблюдению необходимо стремиться точнее выполнить требования, предъявляемые к ней как по ее содержанию, так и по форме. Основное назначение инструкций — разъяснение программно-методологических вопросов наблюдения. В ней должны быть указаны: цель проведения наблюдения, что подлежит наблюдению, т. е. объект и единица наблюдения, время наблюдения, кто проводит наблюдение. Особое место в инструкции отводится разъяснению вопросов, содержащихся в формуляре наблюдения, а также как следует записать в нем ответ на тот или иной вопрос и на основании чего (источник сведений). Формулировка положений инструкции должна быть ясной и краткой.

На разработку формуляра и инструкции следует обратить большое внимание, так как они являются основными документами наблюдения.

К самостоятельной работе следует выполнить следующие задания из учебного пособия «Практикум по теории статистики» (под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2000. 416 с.):

3.1. — с. 46; 3.2. — с. 46; 3.7 — с. 47.

2. Статистика уровня жизни и доходов населения

2.1. Статистика населения, трудовых ресурсов,
рабочей силы и рабочего времени

2.1.1. Характеристики состава населения.

2.1.2. Группировки населения. Динамика населения.

2.1.3. Показатели трудоустройства и занятости населения. Баланс трудовых ресурсов.

2.1.4. Показатели использования рабочего времени. Фонды рабочего времени.

Основные понятия: население, движение населения, трудовые ресурсы, категория населения, распределение, фонд рабочего времени, плотность населения.

Литература

  1. Курс социально-экономической статистики : учеб. / под ред. проф. М. Г. Назарова. — М. : Финансы и статистика, 2000.

  2. Курс социально-экономической статистики : учеб. для вузов / под ред. профессора М. Г. Назарова. — М. : Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  3. Социально-экономическая статистика / под ред. Г. Л. Громыко. — М. : Изд-во МГУ, 1989.

  4. Экономическая статистика : учеб. / под ред. Ю. Н. Иванова. — М. : Инфра-М, 1998.

2.1.1. Характеристики состава населения

К числу основных характеристик состава населения, значимых для изучения социальных процессов, относятся образование, квалификация, занимаемая должность, профессия, занятие, принадлежность к отрасли экономики. Для социальной статистики важна группировка населения по источникам средств существования, отношениям собственности, экономической нагрузке в семье. В ряде случаев нужна информация о политических аспектах, ранге в государственной иерархии, партийной принадлежности и ранге в партийной иерархии. Социальную дифференциацию позволяют раскрыть демографические (пол, возраст, брачное состояние, детность, состав семьи) и этнические (национальность, родной и разговорный язык) характеристики. Для решения многих социальных задач необходимы группировки населения, объединяющие сельских жителей, горожан, жителей крупнейших городов.

Эти характеристики используются при описании состава населения
и как самостоятельные параметры, и в определенной комбинации с другими признаками. Последнее позволяет достичь более глубокого и разностороннего познания особенностей состава населения.

В статистике России, как и во всей мировой статистике, основным источником данных о составе населения являются переписи населения, проводимые один раз в 10 лет. Программой переписи населения России 1989 г. предусматривалась регистрация пола, возраста, образования, места учебы, вида занятия, общественной группы, источника средств существования, национальности, родного языка, места постоянного жительства, жилищных условий.

Помимо проводимых каждые 10 лет общих переписей населения в России введен новый вид учета — микропереписи — выборочные социально-демографические обследования населения, проводимые на середину межпереписного периода. Первая такая работа была осуществлена в 1985 г., вторая — в феврале 1994 г. Программа социально-демографического
обследования 1994 г. содержала следующие важные при исследовании социальных процессов вопросы: пол; дата рождения и число исполнив-шихся лет; принадлежность к национальности, народности или этнической группе; язык, которым преимущественно пользуются дома, в учебном заведении, на работе; образование (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, начальное, отсутствие начального, неграмотность); источник средств существования; общая сумма дохода за январь 1994 г., включая все поступления; основное место работы; положение в занятии (работа по найму, работа не по найму, безвозмездно работающий член домашнего хозяйства, работа с привлечением наемных работников, безработный, служитель культа, военнослужащий); тип
и принадлежность жилого помещения, его размеры и число комнат.

В публикуемых итогах переписей и микропереписей приводятся данные по стране в целом, по областям, краям, автономным республикам, городскому и сельскому населению. Таким образом, каждые пять лет обновляется информация о составе населения. Кроме того, наиболее важные характеристики, например возрастно-половой состав, исчисляют на начало каждого года межпереписного периода. Их получают путем корректировки данных переписи с учетом текущих изменений (рождений, смертей, смены места жительства).

При всей ценности этой информации существуют труднопреодолимые препятствия для ее эффективного использования. Сложность заключается в том, что имеются два автономных массива данных: о составе населения; о производстве и потреблении разного рода социальных услуг и предметов потребления. Отсутствует главное — их стыковка. Остается неизвестным, как ведут себя в качестве потребителей различные группы населения. Некоторые сведения дала микроперепись 1994 г. при разработке данных о размере дохода и жилищных условиях. Все же остальные показатели потребления представлены в виде общих итогов.

Кроме того, по мере необходимости проводятся единовременные обследования. Они осуществляются службами государственной статистики и иными организациями и касаются наиболее актуальных проблем потребления и развития отраслей инфраструктуры. Каких бы вопросов ни касались подобные несплошные обследования, для их организации, проведения и использования результатов нужны хотя бы общие сведения
о структуре населения конкретной территории.

В качестве такой информационной базы выступают материалы переписей населения и полученные на их основе расчетные данные на годы межпереписного периода. Они содержат сведения о генеральной совокуп-ности, обо всем населении определенной территории. Сведения о генеральной совокупности необходимы для проектирования выборки, оценки репрезентативности результатов обследования, распространения выборочных данных на генеральную совокупность. Все данные о составе населения, предоставляемые переписями, оказываются базой социальных исследований, при этом каждая социальная проблема сопряжена со специфическим перечнем характеристик состава населения.

В тех случаях, когда требуется привести к сопоставимому в хронологическом отношении виду сведения о составе населения и материалы
выборочных обследований, производятся расчеты либо среднегодовой численности населения, либо передвижки на конкретную дату.

Наряду с переписями населения некоторые характеристики состава населения может предоставить статистическая отчетность, например численность отдельных категорий населения. Это касается прежде всего таких групп, как: учащиеся учебных заведений различного типа; дети, посещающие дошкольные учреждения; пенсионеры; лица, занятые в различных отраслях народного хозяйства.

Со временем меняется не только состав населения, но и принципы
и методы его изучения. В середине 90-х гг. XX в. радикально изменена социально-классовая группировка населения. Многие годы в нашей стране был принят следующий перечень основных общественных групп: рабочие, служащие и колхозники. В настоящее время за основу группировки берется признак «положение в занятии» (работа по найму, член кооператива, работодатель и т. д.), что в большей степени соответствует международной практике и прежнему опыту российской статистики.

  1. Учебно-методическое пособие для студентов вузов Павлодар

    Учебно-методическое пособие
    Пособие представляет собой учебный курс для студентов ВУЗов, изучающих средства вычислительной техники в рамках общеобразовательной дисциплины «Информатика», и обеспечивает методическую основу для изучения данного курса.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Учебно-методическое пособие
    Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методическое пособие
    Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета педагогики и психологии для специальности «050706-Педаго­гика и психология» / Под ред.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (2)

    Учебно-методическое пособие
    В сборнике представлены программы производственной практики студентов, обучающихся по специальности «050706 Педагогика и психоло­гия». Каждая программа регламентирует цели и задачи практики опреде­ленного вида, сроки ее проведения,
  5. Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006

    Учебно-методическое пособие
    Позднева Светлана Павловна, доктор философских наук, профессор,зав. кафедрой философии и методологии науки Саратовского государственного университета им.
  6. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Нижний Новгород

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция / переработано с учетом изменений законодательства к.ю.
  7. Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых вузов г. Москва 2010

    Учебно-методическое пособие
    Настоящее пособие предназначено для студентов 1-5 курсов высших учебных заведений, изучающих страноведение Великобритании и США. В пособии в краткой форме изложена история Великобритании.
  8. Учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии

    Документ
    Список учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии
  9. Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальностям: 030400. 62 «История»; 030402. 65 «Историко-Архивоведение»»

    Учебно-методическое пособие
    Методические указания содержат основные требования по оформлению рефератов, курсовых и бакалаврских работ и рекомендации к их подготовке, написанию и защите.

Другие похожие документы..