Учебно-методическое пособие для студентов вузов

Вопросы для контроля

  1. Что такое сводка? Цель статистической сводки.

  2. Группировка, виды группировок.

  3. Значение абсолютных и относительных величин в статистике.

  4. Дайте определение понятия «статистическая таблица».

  5. В чем сходство и отличие таблицы от графика?

Методические рекомендации к изучению темы

Тема включает следующие основные вопросы: сводка статистических данных; группировка статистических данных; понятие абсолютной и относительной величины в статистике; статистические таблицы. В связи
с этим при подготовке материала необходимо рассмотреть основные понятия: сводка, группировка, классификация, интервал, структурная группировка, аналитическая группировка, статистическая таблица, график, ряд распределения, атрибутивный признак.

Табличная форма является рациональной, наглядной и компактной формой представления статистических данных, изложения результатов сводки и группировки материалов статистического наблюдения.

Анализ данных статистических таблиц как метод научного исследования позволяет: выявить соотношения и пропорции между группами явлений по одному или нескольким признакам; провести сравнительный анализ, охарактеризовать типы социально-экономических явлений; выявить характер и направление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными, определенными логикой экономического анализа признаками; сформулировать выводы и определить резервы развития изучаемого явления, объекта или процесса.

Важно практически закрепить понятия статистического подлежащего и иметь знания и навыки построения таблиц по характеру подлежащего,
а также провести рассмотрение различных видов таблиц из различных статистических ежегодников и данных периодической печати или данных, составленных преподавателем и студентами.

Полезно в процессе подготовки к занятию не ограничиваться техникой построения таблиц, а предложить студентам проанализировать каждую из них и сформулировать экономические выводы по объектам и процессам, рассмотренным в них.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующее: выявление роли и значения графических методов изображения статистических данных; освоение техники построения различных графических изображений; аналитическое значение графиков.

При выявлении роли и значения графических методов изображения статистических данных необходимо обратить внимание на графические методы в статистике, которые выступают способом наглядного изображения результатов статистической сводки и обработки массового материала. При правильном построении графики обладают выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений, их обобщению и изучению. В ряде случаев графики становятся незаменимыми средствами анализа, исследования и определения закономерностей статистических данных.

При освоении техники построения различных графических изображений следует тщательно разобраться во всей совокупности различных методов построения графиков.

Главным в определении аналитического значения графиков является определение той формы графических изображений, которая дает наиболее наглядный аналитический результат.

К самостоятельной работе следует выполнить следующие задания из учебного пособия «Практикум по теории статистики» (под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2000. 416 с.):

4.4 — с. 67; 4.6 — с. 67; 5.17 — с. 93.

1.3. Статистическое наблюдение

1. Статистическое наблюдение. Этапы проведения статистического

наблюдения.

2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения.

3. Формы, виды и способы статистического наблюдения.

4. Точность наблюдения.

Основные понятия: программа наблюдения, время наблюдения, единица наблюдения, отчетность, случайный отбор, объект, субъект, ошибка выборки.

Литература

  1. Общая теория статистики / под ред. А. Я. Боярского, Г. Л. Громыко. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Изд-во МГУ, 1985.

  2. Социальная статистика : учеб. / под ред. М. Г.Назарова. — М. : Финансы
    и статистика, 1988.

  3. Статистика / под ред. В. Г. Ионина. — Новосибирск : НГЭиУ, 1997.

1.3.1. Статистическое наблюдение. Этапы
проведения статистического наблюдения

Статистическое наблюдение— это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:

  • подготовка наблюдения;

  • проведение массового сбора данных;

  • подготовка данных к автоматизированной обработке;

  • разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность информации, своевременность ее получения.

Подготовка статистического наблюдения — процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из них являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кроме методологических, необходимо решить проблемы организационного характера: определить состав служб, организующих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбора данных включает работы, связанные
непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует
немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

1.3.2. Программно-методологические
и организационные вопросы статистического наблюдения

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения— совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы,
в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации — наличное, т. е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т. е. живущее в данной местности постоянно. При обследовании промышленности необходимо точно установить, какие предприятия будут отнесены
к промышленным.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности. Так, например, при переписи производственного оборудования нужно строго определить, что отнести к производственному оборудованию, а что к ручному инструменту, какое оборудование подлежит переписи — только действующее или также и находящееся в ремонте, на складе, резервное.

Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Единицей наблюденияназывается составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек. Однако если ставится также задача определить численность и состав домохозяйств, то единицей наблюдения, наряду с человеком, будет являться каждое домохозяйство. Именно эти две единицы наблюдения устанавливались при проведении микропереписи населения в 1994 г. Наряду с определением единицы наблюдения важную сторону статистического исследования составляет разработка программы статистического наблюдения.

Программа наблюдения— это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в него заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления. Основные принципы составления программы:

  1. Программа должна содержать только такие вопросы, которые безусловно необходимы для данного статистического исследования. Нет необходимости загромождать программу излишними деталями. Чем обширнее проводимое исследование, тем короче должна быть программа.

  2. В программу следует включать лишь те вопросы, на которые можно получить точные ответы. Часто для того чтобы обеспечить единообразное толкование, пояснить вопрос отвечающему, дают подсказку.

  1. Нельзя включать в программу вопросы, способные вызвать подозрение, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым. Программу наблюдения целесообразно строить так, чтобы ответами на одни вопросы можно было контролировать ответы на другие.

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

Определение субъекта наблюдениясводится к тому, какой орган будет осуществлять наблюдение. Это могут быть органы статистики со своими кадровыми работниками, но в некоторых случаях для статистического наблюдения могут привлекаться и другие специалисты.

При организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос о времени наблюдения. При этом устанавливается период, когда будет проводиться наблюдение, — срок наблюдения — и точно определяется время регистрации сведений, — объективное время наблюдения. Это может быть либо определенный момент, либо тот или иной период (сутки, декада, месяц, квартал, год). Момент времени, к которому приурочены регистрируемые сведения, называют критическим моментом наблюдения. Например, критическим моментом при микропереписи населения 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля. Устанавливая критический момент, можно с фотографической точностью отразить истинное состояние явления в определенный момент времени. Сроком наблюдения
в микропереписи населения 1994 г. являлся период с 8 часов утра 14 февраля до 23 февраля включительно, т. е. 10 дней.

1.3.3. Формы, виды и способы
статистического наблюдения

В статистической практике используются две организационные формы наблюдения — отчетность и специальное статистическое обследование.

Отчетность — это такая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца.

Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.

Примером второй формы наблюдения — специального статистического обследования— является проведение переписей населения. В СССР было осуществлено семь таких переписей: в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. В результате обобщения данных переписей получали сведения о численности, размещении, составе населения по различным признакам. Эти данные важны для изучения вопросов социального и экономического развития, они также необходимы для анализа демографических процессов.

Примерами единовременного учета могут служить срочные переписи, которые проводились в военные годы для учета остатков материалов, оборудования и т. д.

К специальным статистическим обследованиям относятся также
выборочное социально-демографическое обследование населения по состоянию на 1 января 1985 г. и микроперепись населения 1994 г.

В зависимости от задач статистического исследования и характера изучаемого явления учет фактов можно производить:

  • систематически, постоянно охватывая факты по мере их возникновения — это текущее наблюдение (отчетность);

  • регулярно, но не постоянно, а через определенные промежутки времени — это периодическое наблюдение (переписи населения).

С точки зрения полноты охвата фактов, статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным. Сплошное наблюдениепредставляет собой полный учет всех единиц изучаемой совокупности. Несплошное наблюдениеорганизуют как учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности.

Способ основного массивакак один из видов несплошного наблюдения характеризуется тем, что отбирают наиболее крупные единицы наблюдения, в которых сосредоточена значительная доля всех подлежащих изучению фактов (например, обследование конъюнктуры торговых оборотов и цен на городских рынках).

Выборочным наблюдениемявляется такое, при котором характеристика всей совокупности дается по некоторой ее части, отобранной в случайном порядке. Случайность отбора единиц гарантируется независимостью результатов выборки от воли лиц, ее производящих. Таким образом, результат выборки освобождается от тенденциозных ошибок. Возникающие же случайные ошибки выборки можно определить с помощью теорем закона больших чисел и надлежащей организацией наблюдения, свести их к допустимому минимуму.

Монографические описания применяют для подробного изучения единичных, но типичных объектов, например отдельных предприятий.

Статистическое наблюдение может основываться на непосредственном учете фактов в процессе обследования либо на документальном учете, либо на опросе респондентов.

При непосредственном учетефактовсведения получают путем личного учета единиц совокупности: пересчета, взвешивания, измерения и т. д.

Документальный способсбора статистической информации базируется на систематических записях в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт.

В ряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросу населения.

При экспедиционном способеспециально подготовленный счетчик опрашивает людей и с их слов заполняет бланк обследования. Работа счетчиков гарантирует единообразное понимание вопросов и максимальную правильность ответов.

При анкетном наблюденииопределенному кругу лиц вручают специальные анкеты, заполнение которых носит добровольный характер и осу-ществляется анонимно. Это снижает полноту и достоверность получаемой информации. Поэтому данный способ наблюдения применяется
в обследованиях, где не требуется высокая точность, а нужны приближенные результаты, например при изучении работы органов связи, издательств периодической печати и т. п.

При корреспондентском способенаблюдения рассылаются бланки обследования и указания к их заполнению с просьбой ответить на поставленные вопросы. После заполнения бланка анкеты организация или отдельное лицо высылают ее в адрес статистической организации, которая их рассылала.

Суть способа саморегистрациисостоит в том, что обследуемому лицу вручают бланк обследования и разъясняют вопросы, бланк же обследуемое лицо заполняет самостоятельно. В назначенный день специально подготовленный работник посещает обследуемое лицо, получает заполненный бланк и проверяет полноту и правильность ответов.

  1. Учебно-методическое пособие для студентов вузов Павлодар

    Учебно-методическое пособие
    Пособие представляет собой учебный курс для студентов ВУЗов, изучающих средства вычислительной техники в рамках общеобразовательной дисциплины «Информатика», и обеспечивает методическую основу для изучения данного курса.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Учебно-методическое пособие
    Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методическое пособие
    Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета педагогики и психологии для специальности «050706-Педаго­гика и психология» / Под ред.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (2)

    Учебно-методическое пособие
    В сборнике представлены программы производственной практики студентов, обучающихся по специальности «050706 Педагогика и психоло­гия». Каждая программа регламентирует цели и задачи практики опреде­ленного вида, сроки ее проведения,
  5. Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006

    Учебно-методическое пособие
    Позднева Светлана Павловна, доктор философских наук, профессор,зав. кафедрой философии и методологии науки Саратовского государственного университета им.
  6. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Нижний Новгород

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция / переработано с учетом изменений законодательства к.ю.
  7. Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых вузов г. Москва 2010

    Учебно-методическое пособие
    Настоящее пособие предназначено для студентов 1-5 курсов высших учебных заведений, изучающих страноведение Великобритании и США. В пособии в краткой форме изложена история Великобритании.
  8. Учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии

    Документ
    Список учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии
  9. Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальностям: 030400. 62 «История»; 030402. 65 «Историко-Архивоведение»»

    Учебно-методическое пособие
    Методические указания содержат основные требования по оформлению рефератов, курсовых и бакалаврских работ и рекомендации к их подготовке, написанию и защите.

Другие похожие документы..