Учебно-методическое пособие для студентов вузов

1.2. Методы обобщения статистической информации

1.2.1. Сводка статистических данных.

1.2.2. Группировка статистических данных.

1.2.3. Понятие абсолютной и относительной величины в статистике.

1.2.4. Статистические таблицы.

Основные понятия: сводка, группировка, классификация, интервал, структурная группировка, аналитическая группировка, статистическая таблица, график, ряд распределения, атрибутивный признак.

Литература

  1. Гусаров, В. М. Теория статистики / В. М. Гусаров. — М. : Аудит, 1998.

  2. Общая теория статистики / под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. — М. : Финансы и статистика, 1999.

  3. Социально-экономическая статистика / под ред. Г. Л. Громыко. — М. : Изд-во МГУ, 1989.

  4. Энциклопедический социологический словарь. — М. : ИСПИ РАН, 1995.

  5. Статистический словарь / под ред. Ю. А. Юркова. — М. : Финстатинформ, 1996.

1.2.1. Сводка статистических данных

Сводка представляет собой второй этап статистических исследований, цель ее — получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономиче-ских явлений и определение статистических закономерностей. Статическая сводка осуществляется по программе, которая должна разрабатываться еще до сбора статистических данных, практически одновременно
с составлением плана и программами статистических наблюдений. Сводка дает основу для последующего анализа и выявления различного рода закономерностей. По технике или сбору выполнения сводка может быть:

  • ручной— применяется в основном для небольших массивов данных. Начинается она с шифровки статистических формуляров (карточек);

  • механизированной— исходные данные могут сразу заноситься на машиночитаемые носители информации и полностью обрабатываться на ЭВМ.

Существуют следующие виды группировок:

  1. Типологическая группировка решает задачу выполнения и характеристики социально-экономических типов.

  2. Структурная дает возможность описать составные части совокупности или строения типов, а также проанализировать структурные сдвиги.

  3. Аналитическая (факторная)позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.

В зависимости от числа положенных в их основание признаков различают простые и многомерные группировки.

Группировка, выполненная по одному признаку, называется простой. Многомерная производится по двум и более признакам. Среди простых группировок особо выделяют ряды распределения.

Ряд распределения— это группировка, в которой для характеристики группы применяется один показатель — численность групп.

По очередности обработки информации группировки бывают первичные (составленные на основе первичных данных) и вторичные (результат перегруппировки ранее уже сгруппированного материала). Относительно временного критерия группировки бывают статистические, дающие характеристику совокупности на определенный период, и динамические, называющие переходы единиц из одних групп в другие.

Типологическая группировка может строиться для разных целей и по различным критериям.

По способу формирования типологических групп различают:

1) способ последовательных разбиений, заключающийся в формировании таких групп, все объекты которых имеют одинаковые значения классификационных признаков;

2) способ многомерной классификации. В этом случае объекты, образующие группы, могут иметь различные значения классифицированных признаков.

Структурная группа применяется для характеристики структуры
и структурных сдвигов. При проведении структурной группировки решаются следующие вопросы:

  1. Выбор группировочного признака (в данном случае в качестве такового может выступать как существенные, так и не существенные признаки).

  2. Определение числа групп и величины интервала. Здесь необходимо учитывать несколько условий:

  • число групп детерминируется уровнем колеблемости группировочного признака;

  • число групп должно отражать реальную структуру изучаемой совокупности;

  • не допускается выделение пустых групп, но если такая проблема все же возникает, при проведении структур группировок используют
    неравные интервалы.

3. Определение системы показателей для характеристики групп, при этом обязателен показатель их численности.

Аналитическая (факторная) группировка предназначена для установления тесноты связи между взаимодействующими признаками —фактор-ным и результативным. Она позволяет выявить наличие и направленные связи, а также измерить ее тесноту и силу. Интервалы в аналитической группировке берутся преимущественно равные либо равнонаполненные (группы примерно с одинаковой частотой).

1.2.2. Группировка статистических данных

Группировка — это разбиение совокупности на группы однородные по какому-либо признаку. Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией.

Классификация— это как бы стандарт, в котором каждая атрибутивная запись может быть отнесена лишь к одной группе или подгруппе (классификация отраслей народного хозяйства, классификация основных фондов и т. д.). Таким образом, классификация — это узаконенная, общепринятая нормативная группировка.

Группировочный признак— это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы.

Интервал очерчивает количество границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальным и минимальным значениями признака в группе.

Интервалы бывают:

  • равные,когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;

  • неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал чаще не закрывается вовсе;

  • открытые,когда имеется либо верхняя, либо нижняя граница;

  • закрытые,когда существуют и нижняя, и верхняя границы.

1.2.3. Понятие абсолютной и относительной
величины в статистике

Результаты статистических наблюдений регистрируются прежде всего в форме первичных абсолютных и относительных величин. Они отражают уровень развития явления.

В статистике все абсолютные величины являются именованными
и измеряются в конкретных единицах. В отличие от математического понятия абсолютной величины они могут быть как положительными, так
и отрицательными.

С точки зрения конкретного исследования, совокупность абсолютных величин можно рассматривать как состоящую из показателей индивидуальных, характеризующих размер признака у отдельных единиц совокупности, и суммарных, характеризующих итоговые значения признака по определенной части совокупности.

Поскольку абсолютные показатели — это основа всех форм учета
и приемов количественного анализа, то следует различать моментальные абсолютные величины (показывают наличие или уровень явления на определенный момент) и интервальные абсолютные величины (итоговый результат за период в целом).

По своему содержанию абсолютные величины могут характеризоваться как относительно простые совокупности (численность населения, предприятий, количество товаров определенного вида), так и совокупности достаточно сложные (стоимость всей продукции предприятия или отросли промышленности, объем различного товарооборота, национальные доходы и т. д.).

Сама по себе абсолютная величина не дает полного представления об изучаемом явлении, не показывает его структуру, соотношение между отдельными частями, развития во времени.

Относительная величина в статистике — это обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. Так как многие абсолютные величины взаимосвязаны, то и относительные величины одного типа в ряде случаев могут определяться через относительную величину другого типа. Основные условия правильного расчета относительной величины — сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями.

Таким образом, по способу получения относительные показатели — всегда величины производные, определяемые в форме коэффициента, процента, промилле и т. п.

1.2.4. Статистические таблицы

Статистические таблицы являются средством наглядного выражения результатов исследования. Знание таблиц позволяет рассматривать изолированные статистические данные совместно, достаточно полно и точно охватывать сложную природу явлений. Любая статистическая таблица представляет собой форму рационального, наглядного изложения статистических данных о явлениях и процессах изучаемой статистикой.

Статистическая таблица, подобна предложению, имеет подлежащее
и сказуемое. Подлежащее таблицы — это перечень единиц в совокупности групп, т. е. объект изучения. Сказуемое таблицы — цифровые данные.

Требования к составлению и оформлению таблиц

1. Таблица должна быть по возможности краткой.

2. Каждая таблица должна иметь подробные названия, из которых становиться известно: а) какой круг вопросов излагается и иллюстрирует таблица; б) каковы географические границы статистической совокупности; в) каков период времени, за который приведены данные или момент времени; г) каковы единицы измерения;

В верхних или боковых заголовках обязательно следует указывать,
в каких единицах приводятся статистические данные.

3. В таблице желательно давать нумерацию графика. Подлежащее обозначается заглавными буквами, сказуемое нумеруется арабскими цифрами.

4. Приводимые признаки в подлежащем и сказуемом должны быть
расположены в логическом порядке с учетом необходимости рассматривать их совместно.

  1. Таблица может сопровождаться примечанием.

  2. При оформлении таблиц обычно используются условные обозначения:

  • знак тире (—) когда явление отсутствует;

  • X — если явление не имеет осмысленного содержания;

  • многоточие (...) — когда отсутствуют сведения о его размере;

  • округлые числа приводятся в таблице с одинаковой степенью точности.

Графиками в статистике называют условия изображения числовых
величин и их соотношений в виде различных геометрических образов: точек, линий, плоских фигур и т. д. Использование графиков позволяет придать последним наглядность и выразительность, облегчить их восприятие, увидеть тенденции его развития, взаимосвязь характеризующих показателей изучаемого явления.

Каждый график состоит из графических и вспомогательных элементов. Графический образ — это совокупность точек, линий и фигур, с помощью которых изображаются статистические данные.

Вспомогательными элементами графиков являются:

1. Поле графика — пространство, в котором размещаются образующие график геометрические знаки.

  1. Пространственные ориентации, определяющие расположение гео-метрических знаков в поле графика. Они задаются системой координатных сеток или структурных линий, которые делят это поле на части.

  2. Масштабные ориентиры, придающие геометрическим знакам количественную определенность.

  3. Экспликация графика, состоящая из объяснений:

  • предмета, изображаемого графика (его название);

  • смысловое значение каждого знака, применяемого на другом графике. Без экспликации график нельзя прочитать и понять. Название графика должно кратко и четко рассказывать его содержание.

Статистические графики классифицируются по признакам:

  • по содержанию или назначению можно выделить графики сравнения в пространстве, графики различных относительных величин, графики размещения по территории, графики взаимосвязанных.

  • способу построения: диаграммы, картодиаграммы и картограммы.

  • характеру графического образа: точечные, линейные, плоскостные (столбиковые, квадратные, круговые, секторные, фигурные и объемные).

Столбиковая диаграмма используется чаще всего для сравнения одноименных показателей, характеризующих различные объекты или территории. Ее разновидностью является полосовая (ленточная), для которой характерны горизонтальные ориентации столбиков и вертикальное расположение базовой линии.

Особые виды плоскостных диаграмм — квадратные или круговые. Их построение основано на том, что величины изображаемых показателей должны быть пропорциональны площадям квадратов или круга.

Секторные диаграммы — основная форма структур 1 % = 3,6 градусов, а сумма всех углов составляет 360 градусов = 100 %.

Другая форма структурных диаграмм — полосовые диаграммы удельных весов.

Фигурные диаграммы сравнения предназначены в основном для целей по нумерации. Показатели в них вычерчиваются в виде определенного количества стандартных фигур, представляющих собой упрощенные изображения объектов.

Для изображения экономических явлений, протекающих во времени, применяют динамические диаграммы, объектами в них служат процессы. Геометрически адекватной формой их отражения являются линейные координатные диаграммы. Для изображения вариационных рядов применяются линейные и плоскостные диаграммы (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение квартир жилого дома по численности проживающих в них

Число проживающих
в квартире

1

2

3

4

5

6

7

Всего

Число квартир

2

23

3

23

9

2

1

50

При неправильной вариации используют, как известно, интервальные вариационные ряды — гистограммы.

  1. Учебно-методическое пособие для студентов вузов Павлодар

    Учебно-методическое пособие
    Пособие представляет собой учебный курс для студентов ВУЗов, изучающих средства вычислительной техники в рамках общеобразовательной дисциплины «Информатика», и обеспечивает методическую основу для изучения данного курса.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Учебно-методическое пособие
    Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методическое пособие
    Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета педагогики и психологии для специальности «050706-Педаго­гика и психология» / Под ред.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (2)

    Учебно-методическое пособие
    В сборнике представлены программы производственной практики студентов, обучающихся по специальности «050706 Педагогика и психоло­гия». Каждая программа регламентирует цели и задачи практики опреде­ленного вида, сроки ее проведения,
  5. Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006

    Учебно-методическое пособие
    Позднева Светлана Павловна, доктор философских наук, профессор,зав. кафедрой философии и методологии науки Саратовского государственного университета им.
  6. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Нижний Новгород

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция / переработано с учетом изменений законодательства к.ю.
  7. Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых вузов г. Москва 2010

    Учебно-методическое пособие
    Настоящее пособие предназначено для студентов 1-5 курсов высших учебных заведений, изучающих страноведение Великобритании и США. В пособии в краткой форме изложена история Великобритании.
  8. Учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии

    Документ
    Список учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии
  9. Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальностям: 030400. 62 «История»; 030402. 65 «Историко-Архивоведение»»

    Учебно-методическое пособие
    Методические указания содержат основные требования по оформлению рефератов, курсовых и бакалаврских работ и рекомендации к их подготовке, написанию и защите.

Другие похожие документы..