Учебно-методическое пособие для студентов вузов

1. Основы теории статистики

1.1. Предмет, метод и основные категории
социальной статистики. Современная организация
статистики

1.1.1. История развития статистики как науки.

1.1.2. Предмет и метод социальной статистики.

1.1.3. Основные категории социальной статистики.

1.1.4. Органы государственной статистики РФ.

Основные понятия: статистика, статистический учет, метод статистики, статистическая совокупность, признак, единица совокупности, признак, вариация, статистический показатель, статистические данные.

Литература

  1. Гусаров, В. М. Теория статистики / В. М. Гусаров. — М. : Аудит, 1998.

  2. Елисеева, И. И. Общая теория статистики / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев. — М. : Финансы и статистика, 1996.

  3. Курс социально-экономической статистики : учеб. для вузов / под ред. профессора М. Г. Назарова. — М. : Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  4. Общая теория статистики / под ред. А. Я. Боярского, Г. Л. Громыко. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Изд-во МГУ, 1985.

  5. Стадник, А. Я. Социально-экономическая статистика : учеб. пособие /
    А. Я. Стадник, Н. П. Маслова. — Ростов н/Д, 1990.

  6. Экономическая статистика : учеб. / под ред. Г. Д. Громыко. — М. : МГУ, 1989.

      1. История развития статистики как науки

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status —состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только
в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что еще за 5 тыс. лет до н. э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем — населения, домашнего имущества, земель в Средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы — немецкая описательная и английская школа политических арифметиков.

Представители описательной школы стремились: а) систематизировать существующие способы описаний государств; б) создать теорию такого рода описаний, разработать их подробную схему; в) вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т. е. без отражения особенностей развития государств в те или иные периоды, а лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606—1661), Г. Ахенваль (1719—1772), А. Бюшинг (1724—1793) и др.

Со своей стороны, политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик (меры веса
и числа). Тем самым они увеличили арсенал статистических методов, способствовали возникновению статистики как теории статистического учета. Политические арифметики видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений, осознавали необходимость учета в статистическом исследовании требований закона больших чисел, поскольку закономерность может проявиться лишь при достаточно большом объеме анализируемой совокупности. Школа политических арифметиков имела два направления: демографическое — Д. Граунт (1620—1674), Э. Галлей (1656—1742), статистико-экономическое — глава школы В. Петти (1623—1687). История показала, что последнее слово
в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах.

Прогрессу статистической методологии в этом столетии способствовали работы представителей английской математической школы, в России — труды земских статистиков.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в трех значениях:

  1. под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

  2. статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

  3. статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

1.1.2. Предмет и метод социальной статистики

Каждая наука обладает рядом существенных специфических особенностей, отличающих ее от других наук и дающих ей право на самостоятельное существование как особой отрасли знаний. Главная особенность любой науки заключается, прежде всего, в предмете познания, представляющим собой совокупность определенных явлений, предметов, вещей или определенных существенных их свойств, характерных черт. Явлениям общественной жизни присущи количественные характеристики, между ними существуют определенные количественные соотношения. Эти соотношения и характеристики непрерывно изменяются, изменяются размеры явлений, количественные соотношения как между явлениями, так и между признаками одного и того же явления.

Эта количественная сторона общественных явлений и составляет предмет познания статистической науки, изучающей не количество как таковое, а количество в связи с его качественным содержанием. Специфику предмета статистики определяет то, что основные понятия (категории) статистической науки связаны с качественной стороной общественных явлений.

Таким образом, предметом социальной статистики является количественная сторона общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной или содержанием, а также количественное отражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места
и времени. Свой предмет статистика изучает при помощи своего специфического метода. Метод статистики — целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает
в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

      1. Основные категории социальной статистики

В статистике пять основных понятий (категорий), в которых отражены наиболее общие и сущностные свойства, признаки, связи, отношения предметов и явлений объективного мира.

1. Статистическая совокупность — это совокупность социально-эко-номических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т. п. Совокупности могут быть однородными и разнородными.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении
и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

2. Единица совокупности — это первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета.

3. Признак — это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

— имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

— не имеющие непосредственного количественного выражения.

В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием ( например, профессии — характер труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т. д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» — неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т. д.

Особенностью статистического исследования является то, что в нем изучается только варьирующие признаки, т. е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности.

Вариация это изменение величины либо значения признака при
переходе от одного объекта (или группы объектов) к другому; точнее говоря, от одной единицы совокупности к другой. Обычно под вариацией понимается обусловленное перекрещивающимся влиянием различных факторов на данное явление изменение величин только в пределах однородной совокупности.

Если же изменение изучаемого явления происходит в разные периоды времени, причем носят характер закономерности, то говорят уже не о вариации признака, а о его динамике.

4. Статистический показатель — это понятие (категория), отображающее количественные характеристики (размеры) соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели могут быть объемными (численность населения, трудовых ресурсов), расчетными (средние величины), плановыми, отчетными и прогностическими (т. е. выступать в качестве прогнозных оценок). Статистические показатели следует отличать от статистических данных.

1.1.4. Органы государственной статистики РФ

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами Российской Федерации. В основе деятельности Госкомстата лежат федеральные статистические программы, которые финансируются из госбюджета. Все остальные исследования ведутся за счет средств заказчиков.

Положение о Государственном комитете Российской Федерации по статистике (Госкомстате России) было утверждено Постановлением № 834 правительства от 9 июля 1994 г. В соответствии с ним основными задачами Госкомстата России являются:

  1. предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, Федеральному собранию Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, общественности, международным организациям;

  2. разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам;

  3. координация статистической деятельности в государстве;

  4. разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, проведение необходимых балансовых расчетов;

  5. гарантирование полноты и научной обоснованности официальной статистической информации, обеспечение равного доступа к ее изучению всем пользователям.

Основные функции Госкомстата России состоят в следующем:

1) организация проведения государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованных с ним программам, формам и методикам;

  1. обеспечение функционирования ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций);

  2. обеспечение сбора, обработки, хранения и защиты статистической информации, соблюдения государственной и коммерческой тайн, необходимой конфиденциальности данных;

  3. сопоставление основных социально-экономических показателей России с аналогичными показателями других стран, составление совместно с Центробанком платежного баланса страны;

  1. проведение единой технической политики в области сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании Федеральных программ по вопросам, порученным Госкомстату;

  2. определение в рамках выделенных средств перечня важнейших научно-исследовательских работ;

  3. созыв в установленном порядке совещания по кругу проблем, входящих в компетенцию Госкомстата;

  4. внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства в области статистики.

Во главе Госкомстата стоит председатель, несущий персональную ответственность за выполнение комитетом его задач и функций.

Председатель Госкомстата является одновременно председателем его коллегии, в состав которой входят заместители председателя и другие руководящие работники Госкомстата. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с выполнением задач, возложенных на Госкомстат. Решения коллегии оформляются постановлениями и проводятся в жизнь приказами председателя.

В Госкомстате работают научно-методологический совет, экспертные советы, временные творческие коллективы и т. п. В их задачи входит совершенствование системы показателей, программ обследований и учетов, методологий расчетов.

Госкомстат руководит работой территориальных органов государственной статистики, в введении которых находится статистическая деятельность на соответствующих территориях. Они обеспечивают предоставление официальной статистической информации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы для контроля

  1. К какому времени относится становление статистики как науки?

  2. Дайте определение предмета статистики.

  3. Что такое совокупность, единица совокупности? Понятие вариации и признака.

  4. Какие принципы положены в основу организации статистики в России?

  5. Какова организационная структура Госкомстата РФ?

Методические рекомендации к изучению темы

Данная тема имеет большое значение не только для курса теории статистики, но и для всех статистических дисциплин в целом. В ней изложены важнейшие вопросы статистической науки: предмет и метод статистической науки, теоретические основы, задачи, современная организация статистики.

Изучение темы должно вооружить студента пониманием основ теории статистики и статистической методологии. При рассмотрении темы важно уяснить необходимость привлечения массовых данных для объективного познания действительности; ведущую роль социально-экономиче-ских категорий в статистическом исследовании.

Необходимо хорошо усвоить такие важнейшие понятия, как статистическая совокупность, единица совокупности, признаки и их классификация, вариация признаков, статистический показатель. Без них невозможно обойтись в дальнейшем, при изучении курса социальной статистики,
в котором применяются понятия, термины, показатели, формулы теории статистики, но не разъясняются их сущность, смысл, значение, поскольку это составляет задачу теории статистики.

  1. Учебно-методическое пособие для студентов вузов Павлодар

    Учебно-методическое пособие
    Пособие представляет собой учебный курс для студентов ВУЗов, изучающих средства вычислительной техники в рамках общеобразовательной дисциплины «Информатика», и обеспечивает методическую основу для изучения данного курса.
  2. Учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Учебно-методическое пособие
    Пособие включает учебно-методические материалы для семинарских занятий, структурно-логические схемы и таблицы, контрольные вопросы, задания и тесты, материалы дискуссии, темы рефератов, докладов, сообщений, политологический словарь.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (1)

    Учебно-методическое пособие
    Сборник программ производственной (профессиональной) практики факультета педагогики и психологии для специальности «050706-Педаго­гика и психология» / Под ред.
  4. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся специальности «050706-Педагогика и психология» (2)

    Учебно-методическое пособие
    В сборнике представлены программы производственной практики студентов, обучающихся по специальности «050706 Педагогика и психоло­гия». Каждая программа регламентирует цели и задачи практики опреде­ленного вида, сроки ее проведения,
  5. Учебно-методическое пособие для студентов Издательский центр “Наука Саратов 2006

    Учебно-методическое пособие
    Позднева Светлана Павловна, доктор философских наук, профессор,зав. кафедрой философии и методологии науки Саратовского государственного университета им.
  6. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 Нижний Новгород

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030501 – юриспруденция / переработано с учетом изменений законодательства к.ю.
  7. Учебно-методическое пособие для студентов неязыковых вузов г. Москва 2010

    Учебно-методическое пособие
    Настоящее пособие предназначено для студентов 1-5 курсов высших учебных заведений, изучающих страноведение Великобритании и США. В пособии в краткой форме изложена история Великобритании.
  8. Учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии

    Документ
    Список учебно-методических пособий для студентов, изданных на кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией Кировской государственной медицинской академии
  9. Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения по специальностям: 030400. 62 «История»; 030402. 65 «Историко-Архивоведение»»

    Учебно-методическое пособие
    Методические указания содержат основные требования по оформлению рефератов, курсовых и бакалаврских работ и рекомендации к их подготовке, написанию и защите.

Другие похожие документы..