Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика

Казанский педагогический журнал


8 (62) 2008

НАУЧНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ:

МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА.


«Казанский педагогический журнал» издается с октября 1995 г., до 2003 г. выходил под названием «Профессиональное образование».

Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).

Выходит 12 раз в год.

Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.02.

Журнал включен в российский индекс научного цитирования, электронная версия журнала размещена на платформе Научной электронной библиотеки:

Главный редактор:

Мухаметзянова Г.В.

Редакционная

коллегия:

Алишев Б.С.,

Кирилова Г.И.,

Корчагин Е.А.,

Сохабеев В.А.,

Фахрутдинов Р.Р.,

Фисин Ю.М.,

Читалин Н.А.,

Щербаков В.С.

Редактор:

Хаплехамитов Р.Б.

Редактор по выпуску:

Латыпов Р.Р.

Адрес редакции: 420039 г. Казань,

ул.Исаева, 12

офис 204

Тел: (843) 555-81-98

факс: (843) 542-63-24

/tat_ru/science/ispo_rao/index.htm

e-mail: kpj07@

©Казанский педагогический журнал 08`2008

СОДЕРЖАНИЕ №8

К юбилею Г.В. Мухаметзяновой

Никандров Н.Д., К юбилею академика РАО Г.В. Мухаметзяновой

Ефремов А.В., Поучительная дидактика и перспективная педагогика (Феномен академика Г.В. Мухаметзяновой)

Пугачева Н.Б., Педагог, ученый, организатор науки - Г.В. Мухаметзянова

Валеев М.Х., Сотрудничество во имя науки и образования

Педагогика и психология профессионального образования

Читалин Н.А. Фундаментализация системы профессионального образования

Боговарова В.А., Подготовка компетентностного специалиста

на факультете педагогики и психологии Академии социального образования (КСЮИ)

Кадырова Ф.М., Повышение качества языковой подготовки студентов в условиях изменяющегося рынка труда

Алишев Б.С. Межкультурная толерантность и ее психологические корни

Айтуганов И.М., Корчагин Е.А., Матухин Е.Л., Митрофанова Э.П., Сафин Р.С., Самолдина Л.Н.Взаимодействие профессиональных образовательных учреждений и предприятий-заказчиков кадров

Кирилова Г.И., Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования

Щербаков В.С., Инновационные процессы в современной системе профессионального образования

Высшее образование

Рафикова Э.М.,Развитие международного сотрудничества негосударственного вуза в условиях интернационализации образования

Мухаметзянов И.Ш.Концепция формирования здоровьесберегающей информационно-коммуникационной образовательной среды учебного заведения

Трегубова Т.М., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г., Тазутдинова Э.Х., Исследования зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции

Фахрутдинов Р.Р.,Управление в негосударственном вузе

Мосунова Н.Г., Научно-исследовательская культура студентов

Среднее специальное образование: опыт, проблемы

Гильмеева Р.Х. Системно-технологическая модель формирования исследовательской компетенции студента среднего профессионального образования педагогического профиля

Мосунова Е.Г., Теоретические основы стандарта языковой подготовки в среднем профессиональном учебном заведении

Теория воспитания

МасленниковаВ.Ш. Модель управления воспитательной деятельностью педагога ссуз на основе принципов синергетического подхода

Файзрахманова Л.Т., Задачи современного эстетического воспитания


К ЮБИЛЕЮ

Г.В. МУХАМЕТЗЯНОВОЙ

К ЮБИЛЕЮ АКАДЕМИКА РАО ГУЗЕЛ ВАЛЕЕВНЫ МУХАМЕТЗЯНОВОЙ

Н.Д. Никандров,доктор педагогических наук, профессор, академик, президент Российской Академии Образования

Земля российская дала миру много достойных людей, чьи имена не только прописаны в энциклопедиях и справочниках, но и отзываются в умах и сердцах многих наших соотечественников и граждан разных стран. Имя человека, который многие годы находится на передовой педагогической науки, известно каждому, кто имеет хоть косвенное отношение к педагогике. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии образования Гузел Валеевна Мухаметзянова относится к плеяде ученых, обладающих яркими творческими способностями, обширными и глубокими знаниями, богатым практическим опытом, талантом организатора. Вся ее деятельность пронизана идеями гуманизма, добрых отношений с коллегами и учениками.

Педагогическая культура Г.В.Мухаметзяновой начала формироваться с первого места ее работы - воспитателя детского сада. Ступенями дальнейшей профессиональной карьеры являлись - учитель общеобразовательной школы, методист Татарского института усовершенствования учителей, заведующий кафедрой Казанского государственного университета. В настоящее время Гузел Валеевна - руководитель одного из важных подразделений Российской академии образования — Института педагогики и психологии профессионального образования (ИПППО) и президент Академии социального образования (АСО-КСЮИ). Она считает, что своим ростом обязана учителям, которых у нее было много: «В жизни мне довелось общаться с очень интересными людьми - известными художниками, композиторами, артистами, учеными российского масштаба, военными деятелями. У каждого из них можно было что-то воспринять, чему-то научиться. Отдельные слова благодарности - и дважды - профессору И.Л.Любинскому, у которого я писала кандидатскую и докторскую диссертации». По поводу своего становления Гузел Валеевна часто повторяет мудрые слова А.П.Чехова: «Люди, не толкайтесь локтями. Всем хватит места под солнцем».

Г.В.Мухаметзянова - прекрасный организатор науки и образования. Впервые в России ею создан уникальный научно-образовательный комплекс, включающий в себя научно-исследовательский институт и учебное заведение, в котором осуществляется обучение студентов по гуманитарным направлениям и подготовка научных кадров по педагогическим и психологическим наукам. В структуру этого комплекса входят лаборатории, кафедры, колледж, филиалы и представительства, расположенные в Казани, Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны; с НОК работают более двадцати школ, выпускники которых ориентируются на поступление в Академию социального образования. В связи с этим Г.В.Мухаметзянова не устает повторять: «Сегодня говорить, что надо заниматься наукой, уже не надо. Этот вопрос снят. Наукой надо заниматься обязательно. Только наука питает учебный процесс и делает высоким качество подготовки специалистов».

Гузел Валеевна - поистине уникальная женщина. Она находит силы, требующие невероятной концентрации физической и духовной энергии, на решение научных, организационных и хозяйственных дел, возглавляет докторский совет по педагогическим и психологическим наукам, является членом Экспертного Совета Высшей аттестационной комиссии. Она ведет плодотворную общественную работу как член Совета по Государственным премиям при Президенте России, член Комиссии по помилованию при Президенте Республики Татарстан. Она идеолог, распорядитель и главный редактор «Казанского педагогического журнала», успевая при этом возглавлять Ассоциацию негосударственных вузов Республики Татарстан, готовиться и блестяще проводить научные семинары, совещания, консультации. Такие качества говорят о цельной и в то же время многосторонней личности.

Ее исследования концентрируются на таких актуальных проблемах, как теоретико-методические основы развития профессионального образования, проектирование региональных образовательных систем, научное прогнозирование развития профессионального образования, психолого-педагогические и культурологические основы гуманизации и гуманитаризации средней профессиональной и высшей школы, интеграция профессиональной и социальной подготовки специалиста, формирование национального самосознания и нравственное развитие молодежи.

Весомый вклад академика Г.В. Мухаметзяновой в развитие педагогической науки и практики исчисляется сотнями научных трудов, среди которых можно назвать монографии «Формирование мировоззрения учащихся в процессе эстетического воспитания», «Формирование мировоззрения молодежи», «Трудовое и эстетическое воспитание студентов», «Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования», «Педагогическая культура татарского народа», «Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы», «Подготовка специалистов социальной сферы: региональный аспект», «Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе», «Современные проблемы образования», «Профессиональное образование в России: методология и теория», избранные труды в трех томах «Вопросы общей и профессиональной педагогики». Они пользуются заслуженным успехом у специалистов и работников образования.

Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, возглавляемый академиком Г.В.Мухаметзяновой, является ведущим научным центром Российской Федерации в своей области. За решение задачи научно-методического обеспечения профессионального образования коллектив ученых института удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования. Гузел Валеевна – не только ученый с большой буквы, но и компетентный менеджер образования. Благодаря ее высокой мобильности и «заряженности» ее коллег на результат институт поддерживает постоянные контакты с учеными США, КНР, ФРГ, Франции, Великобритании, Сирии и других стран мира.

Педагогический и научный талант Гузел Валеевны оказывает огромное влияние на других ученых. Характерной чертой ее как руководителя всегда является стремление поддержать оригинальность мысли коллег, желание способствовать их научному росту. Под ее руководством защищено более 50 кандидатских и 30 докторских диссертаций.

Влияние Г.В.Мухаметзяновой выходит и за пределы образования. Она работает в области интернациональной и национальной культур, много делает для формирования российского общественного, научного и педагогического самосознания. Будучи человеком доброжелательным, душевным, уважительно относящимся к людям, умеющим увлечь и повести за собой, она вместе с тем и романтик, пишет и издает стихи. По ее словам, культура «есть способ видения мира, способ описания его, способ взаимодействия с миром и результат этого взаимодействия». Проницательными были слова замечательного татарстанского педагога-ученого М.И.Махмутова, емко и точно определившего место Г.В.Мухаметзяновой в истории российского культуры: «Гузел Валеевна - незаурядная личность. Ее программы по национальной культуре внедрены в массовую практику школ на образовательном пространстве Российской Федерации. Ее многогранная деятельность отличается социальной активностью, потребностью донести обширные знания до учительства, до молодежи через средства массовой информации, через лекционную работу. Она – одна из первых ученых в стране обратилась к исследованию проблемы, связанной с подготовкой специалистов для социальной работы».

Плодотворная научно-педагогическая деятельность Г.В.Мухаметзяновой отмечена многочисленными наградами: медалью К.Д.Ушинского за особые заслуги в области образования, Почетной грамотой Президента Республики Татарстан, знаком «Отличник народного образования», золотой медалью Российско-Швейцарского экспертного Совета за безупречную деловую репутацию. Ей присвоено почетное звание: «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» (1997 г.). Г.В.Мухаметзянова является гранд-доктором и полным профессором за заслуги в развитии Болонского процесса (2004 г.). Американский биографический институт признал ее «Женщиной 2004 года», а международный биографический центр в Кембридже за выдающиеся достижения в сфере науки и образования избрал ее Кавалером Ордена Заслуг (2005 г.).

Указом Президента России академик Г.В.Мухаметзянова в 2005 г. за заслуги в области образования и педагогической науки награждена Орденом Дружбы народов. В 2007 году Г.В.Мухаметзянова награждена золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке» за выдающийся вклад в психолого-педагогическую науку.

Педагог должен любить свою профессию, с чувством ответственности относиться к своему высокому призванию, к педагогическому делу, от которого во многом зависит будущее народа и счастье Родины. Он должен быть образованным, знающим свое дело, всегда заинтересованным в совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства, обладать педагогическим тактом, отчетливо представлять цели своей деятельности. Г.В.Мухаметзянова полностью соответствует этим критериям, и сегодня полна творческих сил и энергии.

От имени Президиума Российской академии образования и себя лично поздравляю Гузел Валеевну со знаменательным юбилеем и желаю больших успехов, новых достижений в научно-исследовательской деятельности, крепкого здоровья, бодрости духа, оптимизма и творческого долголетия.

  1. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (3)

    Документ
    Шамсунов А.А. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников как основа совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
  2. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (1)

    Документ
    Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).
  3. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (4)

    Документ
    Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ), З.
  4. Научный психолого-педагогический журнал

    Документ
    Журнал входит в перечень научных периодических изданий Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук.
  5. Я Петровна проектно-исследовательская деятельность как фактор формиро вания экологической культуры студента 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 27 апреля 2011 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям 13.
  6. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 25 июня 2008 г. в 10-00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 298. 11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г.
  7. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: методология, теория, практика 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Актуальность проблемы исследования. Смена мировоззренческой парадигмы, в рамках которой приоритетной и долгосрочной целью становится человек, происходит в настоящее время во всех сферах жизни общества: заметно расширяется социокультурная
  8. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (1)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  9. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (2)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии

Другие похожие документы..