«Об образовании»

Раздел II.

Характеристика социального заказа

на образовательные услуги.

Социальный заказ на образование – это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности образовательного учреждения.

В качестве заинтересованных сторон выступают:

  1. непосредственные участники ОП – учащиеся и педагоги;

  2. родители, представляющие интересы семьи;

  3. ОУ начального, среднего и высшего профессионального образования;

  4. государство, представляющее интересы в целом.

Характеристика социального заказа МОУ-СОШ №6 складывается из следующих основных компонентов:

    • государственный заказ (его содержание определяется нормативными документами, Государственным образовательным стандартом);

    • потребности учащихся (выявляются в ходе устных опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов);

    • ожидания родителей (выявляются в ходе бесед анкетирования, опросов, публичного обсуждения школьных проблем);

    • требования и ожидания ОУ профессионального образования (определяется при заключении договоров, в ходе отзывов на выпускников, анализа успешности сдачи выпускниками школы вступительных экзаменов в вузы и т.п.).

Таким образом, социальный заказ включает:

      1. результаты изучения потребностей учащихся, родительских ожиданий и мнений педагогов;

      2. характеристику приоритетных направлений работы школы (с учетом конкретных условий её функционирования и федеральной, региональной и муниципальной программ развития, системы образования).

Возрождение России, стабилизация экономических интересов в масштабах государства возможна лишь при условии обеспечения полноценного образования молодого поколения как интеллектуального, профессионального и духовного потенциала страны. Поэтому возрастает роль образования и образованности в масштабах страны.

Эффективность образования определяется многими факторами, в том числе и фактором «привязки» образовательной модели к потребностям, как регионального, так и индивидуально-личностного характера.

Массовая школа сегодняшнего дня нередко ориентирована на передачу определенной суммы знаний, на выработку репродуктивных умений применения этих знаний в типовой ситуации, по алгоритму. Зачастую отсутствует целенаправленная деятельность по формированию эмоционально-ценностного отношения к деятельности нравственному отношению к другим людям, себе, природе, обществу в целом, культуре. Не всегда ведется учет региональных особенностей и запросов. Не учитываются потребности, возможности и интересы личности. Имеется ввиду чаще всего некий усредненный ученик, усредненный образовательный регион. Это приведет к тому, что выпускник массовой общеобразовательной школы, как правило, не имеет четких поведенческих ориентиров при решении возникающих перед ним проблем. Таким образом актуализируется проблема выдвижения нового социального заказа и поиска его решения.

Новый социальный заказ

Анализ позитивных изменений в обществе,

Состояния сферы образования позволяет выделить интегральный признак – наличие нового социального заказа общества и образованию, определение процесса его достижения, выражаемого в новых целях ценностях образования, обновлённом содержании образования, в инновационных технологиях и методах преподавания.

В образовании требуется осуществить переход (по словам А.Зинченко) «от человека знающего – к человеку умеющему». Это приводит к необходимости смены образовательной парадигмы. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы, как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой.

Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самоопределиться и самореализоваться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Поиски способов разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся в разных направлениях. Одним из них является и поисковая деятельность педагогического коллектива школы.

Для достижения новых целей образования, школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно ориентированного образования.

Для реализации идеи мы используем при осуществлении целеполагания школы принцип согласованности приоритетных направлений в образовании в начальной школе (I ступени), в среднем звене (II ступени), в старшем звене (III ступени).

Так, в начальной школе мы вводим развивающие курсы: логику, риторику, организуем развивающее обучение.

В среднем звене организованы классы с расширенным изучением предметов гуманитарного и естественно-математического цикла, осуществляется и дифференциация обучения русскому языку и математики. Таким образом, учащиеся могут сделать свой выбор в образовательном пространстве школы «реализовать свои образовательные потребности».

На III ступени мы продолжаем реализацию стратегии личностно ориентированного образования и обеспечиваем усвоение учащимися содержания образования на повышенном уровне сложности в выбранных ими областях знания. Для реализации этой идеи в школе созданы профильные классы, осуществляющие профессиональную ориентацию старшеклассников.

Моделирование образовательной деятельности

с учетом социального заказа.

Учет социального заказа общества к образованию, образовательных запросов родителей и потребностей учеников позволяет построить модель выпускника школы как интегральную характеристику результата образовательной деятельности школы.

Целостная модель выпускника МОУ-СОШ № 6

  • Личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;

  • Личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей;

  • Личность, способная осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;

  • Личность, способная реализовать в жизни «Я - концепцию», способная к саморазвитию самоизменению;

  • Личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

  • Личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения.

Модель выпускника МОУ-СОШ № 6

I ступени обучения















Модель выпускника МОУ-СОШ № 6

II ступени обучения















Модель выпускника МОУ-СОШ № 6

III ступени обучения













Модель выпускника МОУ-СОШ № 6.



Раздел III .

Цели и задачи образовательного процесса.

Современное состояние общества, переживаемое нашим Отечеством, призывает к осмыслению и поиску решений для выхода из того кризиса, в котором оно находится. Не все школы имеют достаточное материально-техническое и кадровое обеспечение для предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. Иногда преподавание осуществляют педагоги- неспециалисты, не имеющие нужной квалификации. Поэтому появилась актуальнейшая необходимость построения образовательного процесса в школе на совершенно иной основе. Только осознание собственных особенностей и возможностей, определение реальных путей развития школы сделают ее привлекательной и конкуретноспособной среди других образовательных учреждений города и района.

Назначением «Образовательной Программы школы - многопрофильного ресурсного центра» является интеграция и мобилизация всего коллектива на достижение цели развития, на развитие многопрофильного ресурсного центра. Программа определяет стратегию приоритетного развития обучающихся в условиях эффективной образовательной среды, способствующей обеспечению основных прав детей на образование, гарантию полноценного развития каждого обучающегося. Национальный проект в сфере образования ставит задачу достижения нового социального качества образования на основе обеспечения «инновационного прорыва». Инновационное развитие современного образовательного учреждения возможно на основе эффективной работы.

Средняя общеобразовательная школа №6 является муниципальной экспериментальной площадкой по предпрофильной подготовке и профильному обучению с 2005 г. В настоящее время работа в этом направлении является условием достижения школой значимых социальных результатов.

В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, утверждённой Правительством Российской Федерации 3.09.2005 года говорится о том, что «главное преимущество высокоразвитой страны связано с её человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно поэтому в настоящее время перед образованием стоят задачи, заключающиеся в:

  • создании условий для повышения конкурентноспособности личности;

  • формировании квалифицированных кадров, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;

  • формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.

В контексте решения стратегических задач современного образования строит свою деятельность школа №6.

Актуальность проблемы, над которой работает школа в режиме муниципальной экспериментальной площадки, обусловлена целым рядом причин:

  • Концепция модернизации Российского образования в качестве одного из основных результатов образовательной деятельности определяет формирование у выпускников основной школы набора ключевых компетентностей.

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения, систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются не только в процессе обучения, но и под влиянием внеурочной (надпредметной) деятельности, уклада жизни школы – то есть образовательной среды школы. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

  • В современном мире ухудшается экологическая обстановка, возникают эмоциональные и физические перегрузки. В условиях российского общества на личность оказывает отрицательное влияние социально-экономическая обстановка. Всё это непосредственно отражается на физическом, психическом и духовном здоровье населения. Поэтому ребёнок и взрослый нуждаются в благоприятной комфортной безопасной образовательной среде школы. В настоящее время родители обучающихся оценивают деятельность образовательного учреждения по характеру образовательной среды.

  • Современный школьник «включён» в различные информационные потоки, через средства массовой информации и Интернет связей с остальным миром. Очень часто внешние информационные влияния оказывают негативное воздействие на развитие личности. Поэтому важно представлять и учитывать информационные влияния. Необходимо воспитывать критическое отношение к получаемой информации, умение самостоятельно принимать решения и прогнозировать последствия применяемых решений и поведения. На решение этих задач также нацелена эффективная образовательная среда школы.

  • Как показывают современные исследования, образовательная среда школы может оказывать значительное влияние на развитие индивидуальных качеств учащегося, его способностей и интересов. Образовательная среда, обладающая избыточными возможностями, позволяет решать целый спектр воспитательных психолого-педагогических задач – от поддержки детей, нуждающихся в более интенсивном развитии, до обеспечения возможностей высших достижений для одарённых детей.

  • Образовательная среда, формирующаяся в школе, имеет решающее значение для процессов успешной социализации и воспитания учащихся. От условий школьной среды зависит становление качеств личности молодых людей.

  • Школа призвана эффективно содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной творческой реализации своих возможностей.

  • Необходимо осуществление дифференциации обучения старших школьников на основе профилизации.

  • В соответствии с современными требованиями необходима разработка индивидуальных учебных траекторий для каждого старшего школьника в соответствии с его способностями, интересами и устремлениями, а также желаниями родителей.

  • Для совершенствования интеллектуального потенциала учащихся имеет важное значение функционирование научного общества обучающихся с выходом на научные конференции, в том числе в высших учебных заведениях.

  • Для оптимизации и продуктивности учебно-воспитательного процесса имеет решающее значение внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в методику преподавания, апробация возможностей дистанционного обучения.

Таковы общие причины, определяющие актуальность направлений и содержания образовательной программы школы.

Школа работала над реализацией единой образовательной цели: выявление развитие способностей каждого ученика, формирование духовного богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности.

В связи с чем была определена и единая методическая тема школы:

Повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса через развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путём продуктивного применения современных педагогических технологий, инноваций, совершенствования уровня внеклассной работы, реализацию здоровьесберегающей программы и содействия самоопределению учащихся через осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения.

В связи с этим, целями по обеспечению образовательной программы школы в 2007-2008 учебном году являются:

  • Повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса через развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путём продуктивного применения современных педагогических технологий и совершенствования уровня внеклассной работы, реализацию здоровьесберегающей программы;

  • Содействие самоопределению учащихся через осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения.

  1. Об образовании участковых избирательных

    Документ
    Рассмотрев протоколы заседаний общественных организаций, собраний трудовых коллективов, их структурных подразделений, заявления граждан о выдвижении представителей в состав участковых избирательных комиссий по выборам Президента Республики Беларусь,
  2. Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Президента Российской Федерации 04 марта 2012 года на

    Документ
    В соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьями 12,15 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»,
  3. Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании (1)

    Документ
    Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года N 8. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 февраля 2008 года N 5135
  4. Об утверждении Правил признания и нострификации документов об образовании (2)

    Документ
    "Юридическая газета" от 21 марта 2008 года, N 43 (1443). Собрание актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан N 6 от 10 июня 2008 года
  5. Об утверждении видов и форм документов об образовании государственного образца и Правил их выдачи

    Документ
    1. Утвердить прилагаемые: 1) виды и формы документов об образовании государственного образца; 2) Правила выдачи документов об образовании государственного образца.
  6. «Об образовании» (24)

    Пояснительная записка
    Происходящие в государстве, обществе, образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений школы и семьи. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители признаны первыми педагогами своего ребенка.
  7. «Об образовании» (6)

    Закон
    1. Настоящее Положение регламентирует порядок аттестации руководящих и педагогических работников, образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного, начального и среднего профессионального образования независимо
  8. «Об образовании» (46)

    Документ
    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки рекомендует в 2006/07 учебном году провести государственную (итоговую) аттестацию выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VII видов и выпускников
  9. «Об образовании» (49)

    Закон
    Компетентностный подход в обучении закреплен в нормативных документах, регламентирующих тенденции развития образования на современном этапе (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010
  10. «Об образовании» (23)

    Закон
    Сборник нормативных документов и инструктивно-методических материалов в области профессионального начального и дополнительного образования. М, ГОУ УЦ «Профессионал», 2008 г.

Другие похожие документы..