Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология специальность «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс разработан

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

«Уголовного процесса и криминалистики»

Протокол № 10 от 16 июня 2006 года

Зав. кафедрой ___________З.З.Зинатуллин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Юридическая психология

специальность «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс разработан

Учебных часов по плану:

Профессором, д.псих.н.

Всего 112, в том числе

Дубовицкой Т.Д.

лекций 36

семинарских 20

самостоятельная работа 56

для студентов всех форм обучения

Стерлитамак, 2006

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология» (для студентов всех форм обучения юридического факультета БашГУ). – Стерлитамак, 2006. – 51 с.

Издается по решению кафедры Уголовного процесса и криминалистики Стерлитамакского филиала БашГУ (протокол № 10 от 16.06.2006г.)

Составитель: Дубовицкая Т.Д., д.псих.н., профессор кафедры «Уголовного процесса и криминалистики»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 021100-Юриспруденция

Квалификация – юрист

  1. Предмет, система и содержание юридической психологии; юридическая психология в системе научных отраслей знания.

  2. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности; Ощущение, восприятие.

  3. Понятие и виды памяти.

  4. Мышление.

  5. Воображение и его виды.

  6. Внимание.

  7. Эмоции.

  8. Чувства.

  9. Состояние тревожности, психической напряженности.

  10. Фрустрация.

  11. Аффект.

  12. Страдания.

  13. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства).

  14. Предмет основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы (СПЭ), ее подготовка и назначение, ее подготовка и назначения, порядок проведения.

  15. Психология преступного поведения (психология преступной группы). Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

  16. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура). Психология допроса. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста. Психологические особенности судопроизводства.

Введение

Успешное осуществление юридической деятельности невозможно без умения проникать в психологию людей, логически выстраивать запутанную цепь событий, принимать обоснованные верные решения, запоминать множество лиц, имен и фактов, анализировать их применительно к различным ситуациям профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность юриста, несомненно, включает в себя и его психологическую компетентность.

Целью курса юридической психологии, преподаваемого на юридическом факультете, является развитие психологической компетентности работников юридических профессий.

По результатам изучения учебной дисциплины студенты должны знать:

определения основных психологических понятий, используемых в юридической деятельности;

закономерности развития и функционирования психических явлений, в том числе и правосознания, механизмы психической деятельности, межличностных отношений и поведения различных субъектов правоотношений;

требования, предъявляемые к личности и профессионально-значимым качествам работника юридического труда;

психологические особенности эффективного осуществления различных видов и компонентов профессиональной деятельности юристов (следователей, юрисконсультов, адвокатов, прокурора, судей и др.);

методы диагностики психологических особенностей людей применительно к различным ситуациям профессиональной деятельности юриста;

психологические особенности личности и поведения различных субъектов следственных действий (подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей).

Студенты должны уметь:

грамотно использовать психологическую терминологию применительно к различным ситуациям профессиональной юридической деятельности;

назначать проведение судебно-психологической экспертизы и ставить соответствующие вопросы перед экспертом;

осуществлять с помощью доступных методов психологический анализ и диагностику поведения и личности различных субъектов следственных действий;

владеть психологическими приемами эффективной коммуникации при проведении следственных действий;

управлять своими психическими состояниями и процессами в ходе осуществления профессиональных обязанностей, а также поведением и психическим состоянием других людей.

По результатам изучения учебной дисциплины студенты должны обладать следующими качествами:

- научным и гуманистическим мировоззрением;

- развитым аналитическим и версионным мышлением;

- высоким уровнем развития коммуникативных, перцептивных, психодиагностических, реконструктивных умений применительно к различным ситуациям профессиональной деятельности юриста;

- способностью к самоанализу и саморазвитию в своей профессиональной деятельности.

Формирование профессионально-значимых качеств личности будущих юристов также предполагает создание в учебном процессе условий для их самопознания, самосовершенствования и самореализации. Решение данной задачи обеспечивается разнообразными формами и методами работы студентов на занятиях, включая и активные формы: дискуссии, анализ ситуаций, деловые организационно-обучающие игры.

Основными задачами данных методических рекомендаций являются: методическое обеспечение изучения студентами курса юридической психологии, методическое руководство самостоятельной работой студентов при овладении данным курсом.

Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов IV курса юридического факультета. Использование программы в учебном процессе позволяет студенту получить целостное представление о содержании курса, а также эффективно готовиться к практическим занятиям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (IV курс, 7 семестр ДО)

Темы занятий

Количество

часов

Форма

контроля

самост.

работы

Лекции

Семи-нары

Сам.

работа

1.Предмет, система, содержание и методы юридической психологии

2

2

Проверка конспектов

2. Психология личности, деятельности и общения

2

2

4

Проверка конспектов; устный опрос

3. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста

4

2

6

Проверка конспектов; устный опрос

4.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессах

4

2

6

Проверка конспектов; устный опрос

5.Психология преступного поведения и личности преступника

4

2

6

Проверка конспектов; устный опрос

6.Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

2

2

4

Проверка конспектов; устный опрос

7.Психология групповых преступлений и преступных организаций

2

2

4

Проверка конспектов; устный опрос

8.Психология терроризма и массовых беспорядков

2

2

Проверка конспектов

9.Психология подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетелей

2

2

4

Проверка конспектов; устный опрос

10.Психология реконструкции события преступления, осмотра места происшествий, обыска и опознания

2

2

Проверка конспектов

11.Психология допроса, очной ставки, следственного эксперимента

2

2

4

Проверка конспектов; устный опрос

12. Методы психологического воздействия в деятельности юриста

2

2

Проверка конспектов

13.Психология судебной деятельности

2

2

4

Проверка конспектов; устный опрос

14.Психологические основы ресоциализации осужденных

4

2

6

Устный опрос

ИТОГО:

36

20

56

112

  1. Программа дисциплины «Юридическая психология» цикл опд. Ф 24 входит в число обязательных дисциплин федерального компонента к следующим образовательным профессиональным программам подготовки специалистов

    Программа дисциплины
    Психологическая компетентность – это комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения профессиональных задач в правоприменительной деятельности.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Юридическая психология» для специальности 030501 Юриспруденция Дзержинский, 2011 г

    Учебно-методический комплекс
    Программа дисциплины «Юридическая психология» по специальности 030501 – Юриспруденция: Учебная программа. Алексеева Н.В. – Филиал «Угреша» Университета «Дубна».
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине криминология для специальности 021100. юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, её основные
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «отечественная история»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Отечественная история». – М.: Издательство «Международного юридического института при Минюсте России», 2008 – 70 с.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «правоохранительные органы российской федерации» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501 Юриспруденция / сост.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «логика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Знание логики является важнейшей составной частью общей и профессиональной подготовки специалиста управления. Сегодня в условиях изменения характера человеческого труда ценность такого знания возрастает.
  8. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (4)

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2011-2012 и 2012-2013 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  9. Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разъясняет цели и задачи магистерской программы «Правовая информатика», содержит программы учебных курсов, концепция методологического семинара, тематику магистерских диссертаций и рекомендации по их написанию,

Другие похожие документы..