Учебное пособие по истории и философии науки, универсальной эпистемологии

А.Г. ВОЙТОВ

ФИЛОСОФСКОЕ

ОСНОВАНИЕ

ТЕОРИИ

(Осмысление проблемы)

Учебное пособие по

истории и философии науки,

универсальной эпистемологии

Прагматизм (утилитаризм)

философии


Общественный

прогресс

Москва-2004

ББК 87я7???

В-65

УДК 167.7 (075)

Войтов А.Г. Философское основание теории. Осмысление проблемы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 692 с.

Учебное пособие служит осмыслению философии как науки наук (общей теории науки) и предназначено для аспирантов, докторантов всех наук, преподавателей философии и студентов философских факультетов, а также всем, кто стремится овладеть теоретической наукой как современной мудростью и идеологией выживания.

Использовано 300источников

«Души робеют перед могуществом наук»

Платон: Государство, 535b

 А.Г. Войтов, 2004 г

Памяти родителей

Марии Денисовны (1914 -1944)

Георгия Кирилловича (1907-1975)

Молодожены 1932 года

Аббревиатура

(Общепринятые сокращения не включены)

АК – апологетическая классика

ВФ – «Вопросы философии» (журнал)

ВФК – всемирные философские конгрессы

ГФФ – гносеологическая функция философии

Д2диалектизация диалектики

ДЛ – диалектическая логика

ДМ – диалектическое мышление

ДММ – диалектический метод Маркса (или мышления)

МНИ – манифест научной идеологии

М-Л – марксизм-ленинизм

МЛЭН – марксистско-ленинская экономическая наука

МПСО – материальные производительные силы общества

МФФ – методологическая функция философии

МЭЛ – Маркс, Энгельс, Ленин

НКМ – научная картина мира

ОТЭ – общая теория экономики

ОФФ – онтологическая функция философии

РАН – Российская академия наук

РГБ – Российская государственная библиотека («Ленинка»)

РФК – Российские философские конгрессы

РФО – Российское философское общество

СДМ – сознательное диалектическое мышление

СЛС – структурно-логические схемы

СМ – самоучитель мышления

ТДМ – технология диалектического мышления

ТИТ – технология интеллектуального труда

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

ТТТ – технология творческого труда

ТЭА – технология эволюционного анализа

ФЛ – формальная логика

ФОТН – философское основание теоретической науки

ФОТ – философское основание теории

ФТЭ – фундаментальная теория экономики

ФЭ – фундаментальная экономика

ФЭН – фундаментальная теория экономики

ЦЭЭ – центр эволюционной экономики ИЭ РАН

ЭЭ – эволюционная экономика (эволюционная эпистемология)

ЭГ/Р – Экономическая газета. Развитие.

«Тексты из стола»

(Предисловие)

Во все времена многие исследователи «творили для стола». Общество не воспринимало продукты их труда и не публиковало их, не делая достоянием общественности. Множество философских идей лежит и сегодня в столах или уже погибло. Многие философские идеи изданы только после смерти их авторов. Скажем, один из главных философских трудов Декарта «Правила для руководства ума» остался недоработанным им и был издан после его смерти. Такова же и главная идея Дж. Локка «Об управлении разумом». Главные идеи Лейбница изданы после его смерти и не переведены на русский язык…. И это признанные авторитеты философии. А сколько погибло идей не признанных, тем более не профессиональных, философов? Это было ранее и имеет место сейчас во всех странах мира.

В 1990-е годы авторитетный философ констатировал – возможности публикации имеют все, тем не менее, нет работ по философии «из стола». Он аргументировал тем самым идею отсутствия иной философии по сравнению с отстаиваемой им. Он не бывал в зале новых поступлений РГБ, который свидетельствует об обратном.

Данная работа является сборником очерков. Они написаны в последнюю четверть века. Я посылал их в различные редакции, которые их отвергли. И они остались в моем столе. Теперь я их достал оттуда и модернизирую, осовремениваю, начиная с правки опечаток, неточных выражений, сокращаю повторы и, главным образом, избавляюсь от вербальных украшений минувшего времени.

Первоначально некоторые из очерков издал за свой счет малотиражными книгами [53; 54]. Сейчас дополнил их другими материалами и пытаюсь осмыслить в целом проблему ФОТ. Я заменил ряд названий, дополнил с учетом современного состояния философии. Очерки призваны привлечь внимание к главным моим трудам [50-54], в которых изложена моя версия решения проблемы философии – технологии философствования как универсального метода понимания качества всех объектов. ФОТ показывает осмысление философии как содержания технологии философствования. ФОТ можно назвать и философией теории (ФТ).

МНИ ФОТН ФОТ (ФТ)

Доктринальная наука характеризуется плюрализмом и не нуждается в философии, а монистичной теории не может быть без нее. Эту идею основоположников философии я пытаюсь осмыслить в данной книге. Образно, ФОТ - «леса при строительстве здания» теории философии. Книга не излагает основания теории, а только помогает осмыслить его значение. Само же ФОТ- философия, самоучитель мышления, логика.

Публикация идей происходила в меру их готовности. И каждый раз в них включались соображения о проблеме ФОТ. В связи с этим трактовка проблемы ФОТ оказалась разбросанной по материалам. Теперь свожу данные идеи, пытаясь их в какой-то мере синтезировать. Мечтаю о том, что будут силы и время заново написать в единстве главные книги.

Читателю книги следует помнить о том, что в ранних очерках мне еще не была ясна проблема философствования, к чему пришел только при издании пособия по «Философии». Первоначально главное внимание уделял мышлению как методологической функции философии. Поэтому в них содержатся и некорректные выражения с точки зрения моего современного понимания философии.

Введение

Три века назад начался «пожар идей» (148.Т.1.с.106) или «идееболезень» (по Достоевскому). Провозглашенные лозунги – свобода, равенство, братство - не стали реальностью. Началась безжалостная борьба сил добра и зла. И главное ее средство - идеология, ставшая в наше время оружием новой формы войны. В идеологической войне основным является уровень духовного развития – мудрость, образованность, интеллект и их антиподы, прежде всего глупость, дурость, невежество. И на этот счет высказано великими людьми много актуальных для современного общества идей.

Невежество многообразно и источник бедствий. Оно ведет к кризису общества. «Политический и нравственный кризис, в котором находятся современные общества, зависит, в конце концов, от умственной анархии. И, в самом деле, наибольшее наше зло состоит в глубоком разногласии, которое царствует в умах человеческих относительно всех основных истин, которых непоколебимость есть первое условие действительного общественного порядка» [О. Конт. См. 113].

Разум = Мудрость = Наука


На науку, как высшую форму ума, разума, мудрости, возлагали надежды все великие люди прошлого. И хотя многие их идеи оказались утопичны, тем не менее, их импульс науке был плодотворным и определяющим фактором прогресса общества. Бесплодность некоторых их усилий не должна отбрасывать их подход к науке как к главному фактору общественного прогресса.

«Не революция, а наука - единственное средство, которым можно вылечить кровоточащие язвы человеческого общества» [Сен-Симон, см. 37, с. 154]. Следуя этим путем, надо определить современные проблемы науки с тем, чтобы обеспечить ее прогресс и использовать «преобразующую силу просвещения» [Т. Мор, см. 37, с.147], увеличить ее воздействие на общество в качестве идеологии. Для этого осознаем современные проблемы науки и укажем направления их решения с тем, чтобы поднять качественно ее значение как фактора общественного прогресса. Средством (фактором) решения проблемы может быть только философия.

Р. Оуэн стремился к истине и считал ее средством достижения счастья людьми [262, с. 335].

«Основная сила прогресса – наука, успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний. Вот что такое прогресс – результат знания» [Н Чернышевский, см. 262, с. 451].

Общественный прогресс все более детерминируется идеологией и ее ядром – наукой. Ключом к теории, как наиболее развитой форме науки, является философия. Исходя из этого, следует найти средства спасения философии как главного оружия выживания общества.

Философия  Наука  Идеология Прогресс общества

Рационализм  интеллектуализм  сциентизм

Думанье  мышление  философствование

Предлагаемое пособие является версией осмысления в целом проблемы качественного поднятия сознания (разума, мудрости) людей за счет науки и ее превращения в главную форму идеологии на основе могущества философии как универсальной технологии понимания качества объектов.

Осмысление сути, функции, форм и т.п. философии – главная для всех жизнелюбов и трудолюбов проблема. Их оппоненты давно пытаются убить философию, для чего они часто рядятся в ее одежду, выступая от её имени с претензией на истину в последней инстанции. Жизнь требует адекватного отношения к философии, как и корректности высказываний по данному вопросу. Спасение философии как «нашего лучшего орудия труда и нашего острейшего оружия» [148. 21. с. 302] – важное условие выживания общества в третьем тысячелетии. Это понятно многим образованным людям. Спасти философию надо ради общества, в том числе зла, которое способно покончить жизнь самоубийством, уничтожая заодно общество. И средством спасения общества может быть только философия.

Мысли

Твори или умирай

Философствуй


Философия динамична, развивается на основе единства противоположностей. В ней имеются восходящие и нисходящие процессы, происходят многообразные преобразования. Главными из них стало вырождение философии в филодоксию, т. е. псевдофилософию. Главным врагом философии стали многие её профессионалы. Отмена её кандидатского экзамена (2003 г.) означает убийство философии и одновременно открывает возможность для её спасения. Понимание названных парадоксов философии предполагает уяснение сущностной черты философии и исторической тенденции её развития, и актуальности философии для современного этапа общественного развития. Особое значение имеют процессы в философии с середины ХIХ века.

Разброд мнений о философии следует считать фактом. Не следует питать иллюзий его преодоления – ее профессионалов не переговорить. В то же время важно дать людям со здравым рассудком возможность овладеть истинной философией в качестве эвристического средства решения проблем.

«Заря философии» начинается и предвещает

«расцвет философии».

Но он не придет стихийно, а может быть

результатом решения исторических ее проблем.

Спасем философию как исходную силу

общественного прогресса третьего тысячелетия!

1. МЫСЛИ ИЛИ УМИРАЙ

(Общее осмысление проблемы, 1991 г.)

Социальный заказ на философию (2003 г.)

Профессиональные философы обычно бьются за зарплату, престиж, учебную нагрузку и т.п., а не за философию. Низменность этих их помыслов очевидна и она не воодушевляет ни их, ни общество. И вряд ли они образумятся. Единственно противоположной их позиции может быть защита философии как средства выживания общества в третьем тысячелетии. Только философия может дать обществу импульс того движения, которое способно на чудо. Эту веру в философию завещали все великие философы 2500 лет. И только она достойна того, чтобы тратить усилия, время и т.п. на спасение философии как исходного фактора выживания общества. Одновременно это означает защиту достоинства всех великих философов прошлого.

Многие факты современной жизни создают социальный заказ философии. Неправедность, несправедливость и т.п. современной жизни, несмотря на то, что общество могло бы создать достойные условия всем гражданам. Верю в то, что философия выполнит эту функцию для общества в целом. Поскольку я практически приехал с «ярмарки жизни», то философия уже не в состоянии изменить мою судьбу. Я бьюсь не за себя, а за общество. Я защищаю не свои идеи, а идеи всех великих философов прошлого. Аргументами защиты философии являются и факты моей жизни. Недавно я получал зарплату на уровне нищих людей в мире - моя доцентская ставка была равна 30 долларов в месяц. Сейчас она – 100 долларов в месяц. Она ниже в 30 раз средней зарплаты в США. Между прочим, я полагаю, что я счастливее моего американского коллеги, хотя и не в такой пропорции. И мне не по силам объяснить ему это … Только философия способна поднять духовность людей с уровня обыденного сознания до теоретического уровня и объяснять парадоксы жизни.

У большинства людей нет капитала, приносящего доход. В мире 1.5 млрд. нищих людей (дневной доход до 1$) и бедных – 3 млрд. долл. (дневной доход до 2$), с одной стороны, и 7 млн. миллионеров – с другой. Пауперизация народов мира – факт. В результате большинству людей нечего терять, кроме цепей. В этих условиях закономерно растет экстремизм, терроризм. Подогревают все это и СМИ, прежде всего телевидение. Растет маргинальный люмпен, который склонен к мизантропии, обскурантизму, терроризму и т.п. И он опасен труженикам тем, что готов за подачку на любую провокацию по отношению к обществу.

Старшие поколения должны помочь молодым поколениям занять достойное место в жизни, обеспечить благополучие, счастье. И главным направлением для этого не может быть экстенсивный путь знаний (эрудиция). Только интеллект, способности вообще, могут быть адекватной основой счастья. Нужен интенсивный подход – при том же объеме усилий (а лучше при их сокращении) в большей мере развить способности людей – их эрудицию, интеллект, способности вообще. Только философия может стать фактором такого чуда. Надо не жить для философии, а философствовать для того, чтобы жить. В связи с этим важно осознать тот факт, что не является философией все то, что называют философией. Философией названо множество маразматических идей, которые опасны всем, особенно молодым людям. Нужно быть осторожным при знакомстве с философскими работами.

Мной написаны многие материалы для осмысления этой проблемы. Начинаю с двух материалов. Они призваны стать введением в анализ проблем ФОТ, показать в целом проблему сущности, функции и т.п. философии в жизни общества.

  1. Учебное пособие по курсу «Современные проблемы науки и образования»

    Учебное пособие
    (для направлений подготовки: 050100.68 – естественнонаучное образование; 050400.68 – социально-экономическое образование; 050200.68 – физико-математическое образование; 050300.
  2. С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие) (1)

    Учебно-методическое пособие
    Министерство образования Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года № 696 и № 697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей учёной степени кандидата наук.
  3. С. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие) (2)

    Учебно-методическое пособие
    Экзамен сдаётся по программе, соответствующей той отрасли науки (согласно действующей номенклатуре специальностей научных работников), к которой относится тема диссертации.
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011

    Программа-минимум
    Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы "Общие проблемы философии науки", вторую часть Программы «Философские проблемы науки», выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации,
  5. Программа по дисциплине история и философия науки

    Программа
    Для аспирантов и соискателей, обучающихся по специальностям: 08.00.01 - "Экономическая теория", 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.
  6. Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки (для аспирантов и соискателей) Хабаровск

    Программа
    Программа кандидатского экзамена по истории и философии науки включает в себя проограммы-минимум по истории историографии, истории экономических учений, истории социологии, философии науки, подготовленные ведущими вузами страны и утвержденные
  7. Учебное пособие по курсу «Философия науки»

    Учебное пособие
    Учебное пособие по курсу «Философия науки» составлено на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 010500.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки дополнительной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» разработан для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата педагогических наук по научным специальностям 13.
  9. Учебно-методическое пособие Пятин Юрий Петрович Гринько Валентин Сергеевич История и философия науки

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие по философии для аспирантов разработано в соответствии с новейшими требованиями к философской подготовке аспирантов и соискателей всех специальностей.

Другие похожие документы..