Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей, все формы обучения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Технический Факультет

Кафедра «Безопасность труда и инженерная экология»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов всех специальностей,

все формы обучения

Москва 2008г.

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлены на основании рабочих программ дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Методические указания по выполнению лабораторных работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Безопасность труда и инженерная экология»

Протокол № __8____ «17»__апреля _____2008г.

Зав. кафедрой д.т.н., профессор Пелевин Ф.В.

Методические указания по выполнению лабораторных работ одобрены Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ________ «____»_______________200_г.

Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» разработали:

Преподаватели кафедры

«Безопасность труда и профессор Нелюбин Б.В.

инженерная экология» к.в.н., доцент Галанин Ю.Ф.

ст. преподаватель Игнатова Р.С. преподаватель Борисова О.Н.

преподаватель Доронкина И.Г.

под общей редакцией профессора Нелюбина Б.В.

Согласовано:

Зам. проректора - начальник

Учебно-методического управления к.э.н. доцент Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ лабораторной работы

Название лабораторной работы

Страница

1

Исследование параметров микроклимата производственных помещений

4

2

Исследование параметров естественного освещения

13

3

Исследование искусственного освещения

18

4

Определение концентрации пыли весовым способом

28

5

Определение параметров шума в производственных помещениях

35

6

Исследование защитных свойств материалов от воздействия на них ионизирующего излучения

40

Библиографический список

49

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические указания по выполнению лабораторных работ содержат теоретические положения по нормированию микроклимата рабочей зоны, естественному и искусственному освещению, запыленности воздуха, шума производственных помещений, а также методику измерения и оценки состояния основных параметров микроклимата, естественного и искусственного освещения, шума, определение концентрации пыли производственных помещений.

В методических указаниях приводятся основные расчеты по проектированию искусственного освещения.

Методические указания рекомендуются как дополнительный материал для использования на лабораторных занятиях.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

«ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Приобретение навыков в исследовании и санитарно-гигиеничес­кой оценке микроклимата производственных помещений: температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Ознакомиться с основными сведениями о микроклимате про­изводственных помещений, его влиянии на организм человека и ме­тодами улучшения условий труда.

2. Изучение принципа работы приборов.

3. Оформление отчета.

4. Замеры параметров микроклимата производственных помеще­ний.

5. Обработка результатов замеров, их нормирование.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Микроклимат производственных; помещений - метеорологические условия внутренней среды этих помещений, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, влаж­ности, скорости движения воздуха и теплового излучения. Эти па­раметры нормируются в соответствии с "Санитарными нормами микро­климата производственных помещений".

Нормируемыми показателями микроклимата воздуха рабочей зо­ны являются: температура; относительная влажность; скорость дви­жения воздуха.

Влияние перечисленных параметров на организм человека тесно связано с процессами терморегуляции организма.

Терморегуляцией называется совокупность процессов, обеспе­чивающих теплообмен между организмом и внешней средой при сохра­нении почти постоянной температуры человеческого тела (36,б°С) независимо от внешней среды. Потеря тепла человеком в окружающую среду происходит путем конвекции, лучеиспускания и испарения.

Самочувствие человека и его производительность труда во многом зависят от температуры, влажности и скорости движения воздуха.

Температура. При повышении температуры внутрен­него воздуха, ограждающих конструкций и окружающих предметов теплоотдача человека путем конвекции и излучении затрудняется, а испарение увеличивается. При высоких температурах воздуха у работающего человека может наступить состояние теплового удара, характеризующееся повышением температуры тела, расстройством ко­ординации движений, сильной головной болью. При низких темпера­турах происходит переохлаждение организма, понижается общая со­противляемость, возникают различные простудные заболевания.

Влажность. Различают абсолютную и относительную влажность воздуха. Абсолютной влажностью воздуха р называется массовое количество водяного пара содержащегося в I м3 влажного воздуха в г/м3.

При одной и той же температуре в воздухе может содержаться различное количество водяного пара в зависимости от его парциаль­ного давления, рассматриваемого независимо, от других газов (па­ров) всмеси.

Отношение абсолютной влажности воздуха р к его максималь­но возможной абсолютной влажности рн, при той же температуре называется относительной влажностью. ρ

ρ = _______

ρн

При высокой влажности воздуха, имеющего повышенную темпера­туру, затрудняется теплоотдача человека при потении.

Сочетание низкой влажности и высокой температуры воздуха приводит к появлению сухости слизистый оболочек верхних дыхатель­ных путей, возникает сухой кашель и т.д.

Скорость движения воздуха. В усло­виях низкой температуры и повышенной скорости воздуха увеличива­ется теплоотдача человека, возникают простудные заболевания.

При высоких температурах большая скорость движения воздуха не всегда приводит к увеличению теплоотдачи человека.

Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне (табл.1) устанавливаются в ГОСТ в зависимости от периода го­да и категории работ по тяжести (табл.2).

Период года определяется по среднесуточной температуре:

холодный период года характеризуется среднесуточной темпе­ратурой наружного воздуха, равной +10°С и ниже;

теплый период года - среднесуточная температура воздуха вы­ше +10° С.

Среднесуточная температура наружного воздуха - средняя ве­личина температуры наружного воздуха, измеренная в определенные часы суток через одинаковые интервалы времени.

Стандартом [I] устанавливаются общие санитарно-гигиеничес­кие требования к показателям микроклимата в воздухе рабочей зо­ны производственных помещений.

Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых нахо­дятся рабочие места.

Постоянным рабочее место считается в том случае, когда ра­ботающий находится на нем большую часть своего времени (более 50%) или непрерывно 2 ч. Если обслуживание технологического про­цесса выполняется в различных зонах производственного помещения, то постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Непостоянным считается рабочее место, на котором работающий находится меньшую часть (менее 50$ или менее 2 ч непрерывно) своего рабочего времени.

Оптимальными микроклиматическими условиями являются такие сочетания количественных показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечива­ет сохранение функционального теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции. Оптимальные условия обес­печивают ощущение теплового комфорта и создают предпосылки для высокого уровня работоспособности.

1. Характеристикой производственных помещений является разграничение выполняемых в них работ по тяжести на основе общих энергозатрат организма в ккал/ч (Вт).

2. Классификация производственных помещений по категориям выполняемых в них работ проводится исходя из категории работ, на которых занято 50% и более работающих в данном помещении.

Допустимые микроклиматические условия - это сочетание количест­венных показателей микроклимата, которые при длительном и систе­матическом воздействии на человека могут вызвать изменения в процессе терморегуляции, не выходящие за пределы физиологических приспособительных возможностей человека. При этом не возникает повреждений или нарушений состояния здоровья, но могут, наблю­даться дискомфортные теплоощущения, ухудшение самочувствия и по­нижение работоспособности.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ

ТРУДА

Для создания благоприятных условий труда в производственных помещениях с учетом специфики технологических процессов прово­дятся организационные, технические и санитарно-гигиенические ме­роприятия.

Организационные мероприятия включают подготовку работающих по существующему нормативному документу "Общие санитарно-гигие­нические требования к воздуху рабочей зоны" ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Работающих необходимо ознакомить с понятиями оптимальные и допус­тимые условия труда в рабочей зоне производственных помещений, их значениями для конкретных рабочих мест. Необходимо подчерк­нуть влияние параметров микроклимата на организм человека, дать определение категории работы, энергозатраты. В состав организа­ционных мероприятий входят предварительные и периодические мед­осмотры, специальный режим труда и отдыха, устройство комнат-зон психологической разгрузки. В производственных помещениях с избыт­ками явного тепла устанавливается специальный водосолевой питье­вой режим.

Технические мероприятия основаны на применении: прогрессив­ной технологии с комплексной механизацией и автоматизацией про­изводственных процессов, сопровождающая значительными тепло-влаговыделениями; дистанционного управления, исключающего пребы­вание людей в зоне интенсивного тепловлаговыделения и инфракрас­ного излучения. При проектировании технологических процессов должны быть исключены работы, сопровождающиеся поступлением в производственное помещение воздуха с высокими или низкими темпе­ратурами, превышением скорости движения воздуха. Здания предпри­ятий проектируют с рациональной планировкой производственных по­мещений, незадуваемыми аэрационными фонарями; входами, въездами, выездами с тамбурами.

Санитарно-гигиенические мероприятия по улучшению микрокли­мата предусматривают устройство защитных экранов, местных отсо­сов, а также снижение температуры нагретых поверхностей до 45°С путем их теплоизоляции или вынесения оборудования на открытые площадки. При работе на открытом воздухе в условиях низких тем­ператур идут по пути применения переносных калориферов, обогре­ваемых полов на рабочих площадках. При необходимости рабочих обеспечивают средствами индивидуальной защиты.

  1. Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для студентов всех специальностей и форм обучения Алтгту

    Методические указания
    Стуров Д.С. Действие электрического тока на организм человека: Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для студентов всех форм обучения.
  2. Правовые нормативно-технические и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Н. Новгород 2008

    Методическая разработка
    Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: метод. разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения.
  3. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в чрезвычайных ситуациях Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Н. Новгород 2007 (1)

    Методическая разработка
    Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР) в чрезвычайных ситуациях: методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения / НГТУ; сост.
  4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в чрезвычайных ситуациях Методическая разработка для студентов всех специальностей дневной формы обучения Н. Новгород 2007 (2)

    Методическая разработка
    Методическая разработка написана в соответствии с требованиями программы обучения студентов вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (раздел 3: Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях).
  5. Методическое пособие для студентов заочной формы обучения тольятти 2006

    Информационно-методическое пособие
    Безопасность жизнедеятельности. Методическое пособие для студентов заочной формы обучения / Л.Н. Горина, Н.Е. Данилина, Т.Н. Рыжкова. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006.
  6. Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов всех форм обучения специальностей 260501 «Технология продуктов общественного питания»

    Методические указания
    Целью лабораторных занятий, предусмотренных по дисциплине «Товароведение продовольственных товаров» является приобретение студентами навыков при проведении контроля и оценки качества пищевых продуктов.
  7. Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Товароведение и экспертиза пищевых жиров и молочных продуктов» для студентов специальности 080401

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Товароведение и экспертиза пищевых жиров и молочных продуктов» для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения
  8. Введение самостоятельная работа

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе студента вуза. От того, насколько студент подготовлен и включен в самостоятельную деятельность, зависят его успехи в учебе,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине экологическая токсикология для студентов 5 курса очной формы обучения

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс разработан для студентов специальности «Экология» Биологического факультета Тверского госуниверситета (5 курс). Входит в цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины направления.

Другие похожие документы..