Учебник детской жизни

. . .

1.3. ДЕТСКИЙ ЛЕНТЯИЗМ И ВЗРОСЛЫЙ ЗАСТАВИЗМ

Конечно, ты ненавидишь этот мамин вопрос: "Что делают под кроватью грязные носки?".

Ну, что они там делают? Ничего не делают, лежат, отдыхают после школы.

Или вот еще противный вопрос: "А это что?". Как будто не видно, что это тоже грязные носки. Вернее, носок, второго не видно... Сказала бы просто: "Убери!".

Как только тебя заставляют, сразу возникает чувство, что неохота.

Вот уже полседьмого вечера. Ты лежишь, усталый после школы. Да еще целый день рос! Это ведь большая работа - когда растет организм!

Приходит с работы папа. И кричит из коридора, чтобы ты бежал за творогом, который ему поручила мама.

Попробуй ответь папе: "Сходи-ка ты сам!". Папа, не открывая рта, объяснит тебе, как он устал. А именно: он тряхнет тебя так, что штаны спадут и натянуться тебе на пятку. Потом папа наденет на твою голову сумку и сунет между зубов десять рублей. Ты, продолжая отстаивать свои права человека, плюешься десятками и вырываешься из папиных усталых рук. Тогда тебе дают пинка черным кремовым ботинком, и ты летишь в магазин, восхищая соседей.

По дороге за творогом, который ты не любишь уже лет двенадцать, ты пытаешься понять, почему командуют взрослые?

Вот ход (вернее, бег) твоих мыслей.

Взрослые делятся на две кучки. Первая куча, большая, на работе не начальники, а подчиненные, повара, продавцы, шоферы. А покомандовать хочется каждому! Вот они и командуют дома.

Другая кучка - начальники. Те командуют дома по привычке. Если начальника не слушаются на работе, он может уволить. А собственного сына, хоть он последний разлентяй - уволить нельзя. С этим начальник не может примириться. Он выходит, просто выскакивает из себя, когда ему не подчиняются. И тогда начинается то, что не увидишь по самому цветному телевизору.

И вот ты в магазине, в очереди за этим творогом. Ты стоишь и разговариваешь с родителями по душам: "Господа родители! Взрослые заставители! Зачем вы мечтали о ребенке? Неужели вы хотели, чтобы он варил вам манную, мыл грязные, стоял в очереди за обезжиренным? Неужели вы мечтали бросать в него носками, да еще грязными, и рвать об него ремни? Неужели ребенок существует, чтобы работать, ложиться спать в девять часов и не смотреть телевизор?".

Потом ты тащишь творог и придумываешь возмездие угнетателям.

Можно этим творогом накормить бездомную собачку, а папе сказать, что отобрали хулиганы с большой сумкой.

Мама будет ругать папу, что ленивый и послал ребенка в темноту. Папа будет ругать маму, что ленивая, не могла сама творог купить, ведь папа его ненавидит уже лет сорок!

А ты будешь лежать, и праздновать победу. Ты всегда побеждаешь взрослых, они дальше вареников с творогом не видят. Им лишь бы крикнуть и пнуть, а что будет дальше? Дальше им надо мыть посуду, а у тебя есть время придумать им страшную месть.

Мы не скажем тебе: слушайся, будь послушным мальчиком и не гадь взрослым.

Мы скажем так: не хочешь, чтобы тебя заставляли - заставляй себя сам.

Ты ведь любишь, когда в доме дружно и смешно, чисто и вкусно?

Ты понимаешь, что такое семья и даже видишь во сне свою жену, нарядную как букет, и чистеньких упитанных творогом детей.

Ты наверняка согласишься, что семью разрушить легко, а скрепить очень нелегко. Вспомни, сколько у вас в классе живущих с одной мамой?

А теперь представь, как грязнят вашу семью твои грязные носки. Как засоряет ее свалка твоих железок, бумажек, пробок и старых жвачек! Как расшатывают ее твои расшатанные стулья и стол! Как болеет твоя семья всеми твоими простудами, отравлениями и объедениями! Как уходит их семьи любовь с каждым криком, с каждым скандалом.

Пойми, что у тебя нет никого и ничего, кроме твоей семьи, кроме родителей, которых ты не выбирал.

Зато лет через пять-десять ты выберешь жену, появятся дети, которые тебя не выбирали.

И начнется... детский лентяизм и взрослый заставизм.

Несколько советов юным лентяям.

Первый. Если ты не хочешь вечером мыть посуду, помой утром пол и обувь всей семье.

Второй. Если тебе дали неприятную работу, попытайся сделать ее приятней. Один мальчик, которому было неохота стирать, приносил в ванную магнитофон и слушал там разные мелодии, экономя время. К тому же он жевал там старую жвачку, экономя новую. Заодно он мыл руки, проектируя бумажный самолет.

Третий. Не клади под кровать грязные носки, все равно их придется убрать, а если мама рассердится, заставит тебя и выстирать.

Четвертый. Время от времени обязательно нужно лениться. Но лучше - всей семьей.

1.4. ПОЧЕМУ МАМА ТАК ЛЮБИТ ПОРЯДОК

Чего ты ждешь в своей девчоночьей жизни?

Ты не ждешь субботу. В субботу в доме уборка, надо мыть пол, хлопотать с коврами.

Сегодня как раз эта нежданная суббота.

Полдня ты отнекивалась, потом отсейчаскивалась, а полвечера назад стала мыть этот пол. Как ты и думала, он совсем чистый.

- Совсем чистый, хоть воду пей, - сказала ты.

- А ну-ка, выпей, - поинтересовался папа, приподняв почтительно ноги от мокрого пола.

Ты принесла из кухни стакан, зачерпнула из полового тазика и выпила. Ты надеялась, что папа станет тебя уважать и не заставлять мыть хотя бы в своей комнате.

Но папа сказал:

- Ишь ты! – и все.

У папы домашняя кличка «Иштэйн», он всегда говорит:

«Ишь ты!» - и все.

Хуже всего мыть пол на кухне. Ты мрешь все угла, угле некуда, но мама все твердит:

- Мой как следует углы.

Кто знает, как следует мыть углы?

Кто знает, почему ванная белая, раковины белые, полотенца белые, потолки белые, шкафы белые?

- Чтобы грязь была виднее, - отвечает мама, косясь на половую тряпку у тебя в руках. Наверное, думает, не сделать ли белую?

И вот ты сидишь в своей комнате и решаешь, что в твоем будущем доме не будет ничего белого. Стены в черную клеточку, потолки в черный горошек, а простыни в черный цветочек.

Тут в комнату заходит папа в мусорной куртке, с мусорным видом и спрашивает:

- Где мои ножницы?

Недавно он купил себе десять ножниц, чтобы они не терялись, а они тоже потерялись.

- Где мои десять ножниц? – повторил папа. Он стриг воздух пальцами.

- Зачем тебе ножницы? – спрашиваешь ты. – Тебе, кажется, надо выносить мусорное ведро.

- У меня душа должна быть на месте, - сказал папа.

У Кощея душа была в иголке, а у папы – в ножницах. Он волнуется, когда они не лежат на столе. Он беспокоится.

Бесполезно говорить папе, что все ножницы, конечно дома. А раз дома, значит на месте. Когда они не нужны – везде торчат, даже в пачке спагетти. Еще бы – столько ножниц!

Бесполезно говорить это папе, и ты обещаешь ему поискать ножницы.

Ты начинаешь переставлять предметы и предметики на своем столе и думаешь при том, на месте ли твоя душа?

Ты вспоминаешь, что тебя беспокоит?

Вот твои беспокойные мысли:

«Меня беспокоят родители своей глупостью: зачем, например, гасить свет, если скоро снова включать?

Болезнь меня никакая не беспокоит: если родители не будут за мной хорошо ухаживать – убегу к бабушке.

Беспокоит любовный вопрос: как в себя влюбить Толика или Ромку, а лучше – обоих.

Безденежье не беспокоит: денег нет, но все остальное есть. А если надо – можно попросить у папы.

Беспокоит бабушка – у нее нездоровый вид. Я ее постоянно развлекаю, пока она не закричит.

Немного беспокоит разорение: я люблю свои вещи и горюю, когда они рвутся. Хоть мама и покупает новые.»

Та что душа, кажется, на месте.

Но папа… папе нужны для спокойствия хотя бы одни ножницы. А где их взять? На столе нет, за столом нет, под столом нет.

Ты лезешь в свой шкаф, открываешь нижний ящик. Чего там только нет!

Лежит кукла, во рту носок. Лежит валенок, а в валенке – босоножка. Снизу – пустая коробка, а в ней все фантики от всех конфет, которые ты ела на все Новые года. А вот фиолетовая юбка, ты давно ее искала. В кармане – свечка, чтобы светлее было искать юбку.

Еще в нижнем ящике лежит кошкин хвост с красным бантиком на конце – а вдруг понадобится?

Ну вот – в паутине старых колготок запутались ножницы. Ну вот!

Теперь ты сидишь у себя в комнатке и думаешь, что суббота кончилась. Но она продолжается.

Приходит мама и спрашивает:

- Когда ты наведешь у себя порядок?

- У меня порядок.

- А в шкафу? Как твоя душа только терпит!

Ты начинаешь уговаривать дотошную маму, чтобы не трогала ни шкаф, ни душу. Но она уже вышла из терпения. Почему взрослые так быстро выходят из терпения и так медленно в это терпение входят?

И вот все вещи из шкафа вытряхнуты. Мама стоит и справедливо негодует. Приходит за своими ножницами папа, видит кошкин хвост, перевязанный красным бантом, и говорит:

- Ишь ты!

Ты начинаешь не давать маме выбросить кошкин хвост. Тебе кажется, что ты совсем разоришься, если хвоста не будет. Пусть выбросит валенок, пусть коробку с фантиками, пусть фиолетовую – со свечкой – юбку, но только не хвост! Не хвост!

Ты начинаешь плакать и кричать. Дотошница-мама пугается и уходит. Можно затряхнуть вещи обратно в ящик.

Ты остаешься одна, долго сидишь и понимаешь, что твоя душа не на месте. Она в кошкином хвосте.

Один поэт, А.С.Пушкин, писал:

«На свете белом счастья нет, но есть покой и воля».

Когда нам было столько лет, сколько А.С.Пушкину, написавшему так, мы поняли: покой и воля/свобода, значит/ - это и есть счастье. А может, счастье – это покой: если человек спокоен, значит он свободен.

Спокойны ли твои родители? Конечно, нет. Их беспокоит твое здоровье, здоровье твоей бабушки; их беспокоит, что из школы ты идешь по темной улице и темному подъезду; их беспокоит, хватит ли денег до следующей получки и вообще – хватит ли денег; их беспокоит новый начальник на работе... Жизнь сейчас беспокойная. Много в ней беспорядка.

Где человеку найти покой? Конечно, дома.

И вот человек устраивает гнездышко для своей души – белит потолок, чистит раковину, крахмалит простыни. Он любит, чтобы в его комнате были закрыты двери – так спокойнее, уютнее. Он задергивает шторы.

Он наводит порядок.

Он находит место для каждой вазы, для каждых ножниц, для каждой щетки.

Он так спасается.

Заметь: чем человек старше, тем нетерпимее он к беспорядку.

И когда твоя мама обметает с люстры пыль, она обметает пыль со своей души. Когда ставит на место чайник – она ставит на место свою душу.

Не удивляйся, не смейся – ведь и ты недавно плакала.

1.5.ЕСЛИ В ДОМЕ ЗАВЕЛСЯ ВОР

Наконец ты приватизировал папин катушечный магнитофон! Ты поставил его рядом со своим касетником и полдня ляминорил на гитаре, шлягерил по-французски, хитовал по-английски, используя особый способ перезаписи.

И вот, когда оставалось как-то назвать свой новый шлягер, позвонила бабушка и стала заманивать тебя пирожками с яблоками и клюквой. И заманила.

От бабушки ты привез пирожки родителям и грызиво песику Карапузику / когда подрастет – будет Карапуз, а вырастет – будет просто Пуз /.

Название шлягера тоже придумалось: «Горячий пирожок в савойской капусте с трюфелями». Неплохо?

Ты, конечно, бросаешься к магнитофону, берешь гитару, зажимаешь ля-минор…

Но тут входит борода свекольного цвета, за ней папа с тарелкой борща, и говорит:

- Собрался чинить нашу печку микроволновую, полез – нет пассика. Ты не брал?

- Конечно, нет.

Все пацаны и ходящие к ним в гости пацанки знают, что пассик – это круглая резинка, которая передает вращение от одного колесика к другому.

Свекольная борода уходит, за ней папа, и ты включаешь магнитофон. Что за ерунда! Одна катушка в нем не вертится.

Ты, конечно, отвинчиваешь крышку и видишь, что нет одного пассика, отсутствует без разрешения хозяина!

Не мог же песик, такой Карапузик, забраться в магнитофон! Ведь он не знает, где лежит маленькая отвертка. Значит – папа?

Тут снова идет борода, малиновая, с киселем в руках, за ней папа:

- Кто взял пассик в микроволнухе?

- А кто взял пассик в магнитофоне?

Вы полдружелюбно смотрите друг на друга, потом папа говорит:

- В доме завелся вор.

- Который знает, где лежит маленькая отвертка, - уточняешь ты.

Папа, вместо того, чтобы признаться, говорит:

- Не могу же я воровать в собственной семье!

- Конечно, ты не можешь. И я, конечно, не могу – отвечаешь ты взаимно.

Вы зовете песика Карапузика и долго допрашиваете его. Песик отлаивается, как только может, отвиливается хвостом, а когда ты пробуешь, не мог ли он вместо отвертки использовать коготь, Карапузик взял и укусил тебя. Никому неохота быть вором!

Позвали маму – может, она взяла пассик, чтобы стягивать им хвостик на голове?

Мама когда-то училась на философском факультете, поэтому сказала философски:

- В нашем доме воров нет. Это априори.

И ушла.

А что тогда не априори? Не мог же кто-то залезть с улицы? Ведь родители и вчера, и сегодня были дома.

- Надо что-то делать, - со вздохом в басе сказал папа. – С домашним вором жить невозможно. Ты проснешься завтра, а у тебя нет гитары, проснешься послезавтра – нет магнитофона. Придешь из школы – что такое? – уже и наушников нет! Надо что-то делать!

Но вы не знали, что делать! Хотя ты чуть не плакал, а папа чуть не кричал.

Весь вечер из комнаты родителей доносились звуки скандала. Звуки были такие:

- Это он взял, больше некому! Надо его наказать!

- Как наказать? А вдруг - не он!

- Больше некому!

- Но это не доказательство!

- Тогда я сделаю везде замки, и все буду закрывать!

- Но так жить нельзя! Это – априори.

- А так – можно?

Мама философски заплакала, но это не помогло. Папа уже стучал молотком, наверное, вставлял замок в свой шкафчик с носками и шнурками.

Ты лежишь в постели и боишься заснуть: проснешься гитары нету! Или наушников-стерео. Их будет брать обозлившийся папа, чтобы проучить тебя.

А что начнешь делать ты?

Ты начнешь мстительно мстить.

Когда тебя пошлют в магазин за яйцами, то поставишь сам себе подножку.

Ты перестанешь без боя отступать с мусорным ведром.

Ты начнешь случайно ронять и случайно наступать копытом на папины часы и очки.

Ты начнешь подпиливать папины шнурки, чтобы они рвались, когда он опаздывает на работу.

Так начнется семейная война.

Чем она может закончиться?

Ведь взрослые не могут примириться с тем, что пропадают вещи. Ведь пропадают не только вещи. Пропадает то, что делает семью семьей. Пропадает доверие.

И еще пропадает любовь.

Подумай, что с тобой живут не только папа и мама, с тобой живут женщина и мужчина. А женщина и мужчина устроены по-разному.

Ни один мужчина не допустит, чтобы у него воровали.

Ни одна женщина не допустит, что ее сынок – вор.

Значит, мужчине и женщине придется расстаться.

Да. В семейной войне победителей нет. Все – побежденные.

И вот ты вздыхаешь, включаешь свет, достаешь маленькую отвертку, отвинчиваешь крышку магнитофона, снимаешь второй пассик и несешь его, немножко микроволнуясь, подойдет ли он папе?

Конечно, лучше бы отдать пассик от микроволнухи, но ты его не брал.

  1. Учебник Хозяина жизни. 160 уроков Валерия Синельникова

    Документ
    Валерий Владимирович Синельников — врач, гомеопат, учитель и писатель, автор психологических методик, изложенных в книгах «Возлюби болезнь свою», «Сила намерения», «Прививка от стресса, или Психоэнергетическое айкидо», «Путь к богатству,
  2. Учебник для вузов педагогическая психология (1)

    Список учебников
    Учебник освещает современные подходы к психологическим проблемам воспитания и обучения, выражающиеся прежде всего в характеристике предмета, задач, принципов и методов педагогической психологии науки и сферы практической деятельности.
  3. Учебник для вузов педагогическая психология (2)

    Список учебников
    Адресовано студентам, которые готовятся к работе в качестве психолога в образовании, и будущим педагогам; представляет интерес для ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей общеобразовательных школ, колледжей,
  4. Учебник для вузов педагогическая психология (3)

    Список учебников
    Адресовано студентам, которые готовятся к работе в качестве психолога в образовании, и будущим педагогам; представляет интерес для ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей общеобразовательных школ, колледжей,
  5. Детская анестезиология и реаниматология Михельсон

    Документ
    Первый в нашей стране учебник по детской анестезиологии и реаниматологии был написан профессором нашей кафедры В. А. Михельсоном 15 лет назад. Прошедшие годы показали, что этот труд оказался весьма полезным для подготовки по анестезиологии
  6. Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех, кто интересуется вопросами психического развития детей

    Список учебников
    Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный
  7. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с (1)

    Список учебников
    СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Глава I. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
  8. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с (2)

    Список учебников
    Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный
  9. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с (3)

    Список учебников
    Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный

Другие похожие документы..