Учебник детской жизни

5.6. ЗАЧЕМ ТЕБЕ НЕВОРОВСТВО

Люди мы, земляне, разные, но у всех есть одинаковое.

Все мы вкусно смеемся от радости, а от голода жуем громкую корочку. Можно еще наискать похожестей. И найти, откровенной говоря, вот эту: каждый человек хоть раз да украл.

Отвечаем на твой молчаливый вопрос: да. Мы тоже.

Люди воруют обычно в детстве. Обычно деньги или конфеты.

Бывает повзрослее воровство. Крадут чужую мысль, чужую шутку, чужую заслугу, (поэтому мы не любим рассказывать анекдоты).

Воришки были во все времена и во всех странах. Были и будут. Есть неприятный такой природный закон: хочется украсть. Взять себе. Присвоить, а не притвоить.

Что только не делали с этим желанием – присвоить. Пугали тюрьмой, плахой, газетной статьей, электрическим стулом, лишением телевизора даже! Результат всегда один: воришки делались проворнее. Вороватее.

А может, человечество зря борется с этим природным желанием? Может, наоборот, объявить всеобщую присвоизацию?

Давай посмотрим, как жилось бы в городе Ворокрадиловске.

Жительница этого города Настя пошла в магазин на углу улицы Взломова и проспекта Карманников. Она хотела купить (а лучше украсть; у нее, признаться, не было денег) молока и сахару.

На ступеньках магазина милиционер жмет руку мальчишке:

- Поздравляю! Ловко ты у кассирши кольцо спёр! Золотое!

Мальчишка правой рукой принимает поздравление, а левой тащит из милиционерского кармана ордер на взлом. Милиционер же левой рукой тащит из мальчишкиного кармана конфету.

В магазине стоят усталоголодные очереди. Кассирша сидит в бетонной будочке, считает на макрокалькуляторе, который никто не утащит, такой он макро.

Перед кассиршей стоит дяденька, во главе лица – нос. Из самого видного кармана важнеется ручка. Сразу ясно, что это писатель. Только не Лев Толстой, а Прав Тонкой.

Вдруг писатель завизжал:

- Как вы смеете! Вы должны меня обсчитать хотя бы на три рубля!

Кассирша потыкала в сдачу обручальным пальцем без кольца:

- Ах, извините, зачиталась. Книга «Как выйти замуж» называется. Не вы написали?

Из очереди раздались раздавленные крики:

- Совсем охамели! Мне тоже вчера правильно сдали! До рубля!

- Куда только смотрит народный контроль!

Тут Настя стащила с витрины стограммовый сейфик сахару и железную бутылку молока с замком на горлышке.

Прав Тонкой продолжал визжать, что он прав. Очередь растерла будочку в порошок, ища книгу жалоб. А эту книгу Настя украла вчера, думая, что это про замужество.

Можно было бы позавидовать вороватой Насте, но домой она не вернулась. Ее украли.

Да, согласны. Такого Ворокрадиловска не может быть. Потому что там не было бы гастронома, прилавка, конфет и даже книжки «Как выйти замуж». А главное – там не было бы людей.

Почему выжило человечество?

Не только потому, что люди научились труду.

Но и потому, что научились культуре.

Как ты думаешь, что такое культура?

Наверно, это то, без чего человечество изворуется и саморастащится за год-другой.

Культура – это самоограничение.

Научишься себя ограничивать – научишься быть человеком.

Тебя будут любить и не разлюбят.

А главное – ты не разлюбишь себя.

Есть люди, которые живут воровством. У воров свои законы, своя дружба, своя честь. Остальных людей они презирают.

И вот этот – богатый и вороватый – иногда просыпается ночью и ему как-то… пусто.

У него столько друзей, столько вещей, столько видиков и перевидиков, а ему… пусто. Почему?

А потому, что он разлюбил себя.

Ну и что, скажешь ты, зато он не бедный.

Давай посмотрим.

Бедность – это нехватка денег.

Когда не хватает денег, можно найти работу, три работы, открыть свое дело. Но для этого нужны силы. А если их мало?

Значит, бедность – это нехватка сил.

Есть люди от природы сильные. Но если сильного никто не любит, и он не любит себя, он быстро слабеет. Ему не хочется жить, воров-долгожителей нет.

Значит, бедность – это нехватка любви.

Тот, кого разлюбили, кто разлюбил себя – бедный, хоть и с деньгами.

Главное не то, сколько у тебя денег, а то, сколько в тебе человека. Ведь ты живешь среди людей.

Теперь расскажем одну быль. В культурной семье вырастал себе Сёма. Он уже давно понимал, что брать чужое нельзя, это даже скучно объяснять, почему.

И вот гуляет Сёма во дворе. Подходят Кирпичёв и Андрюха. Андрюха хвастается:

- А мы сейчас на склад пойдем.

- Ну и что? Что там делать?

- Что-что? Воровать, - говорит Кирпич увесистым голосом.

Сёма машет:

- Отвяжитесь!

У Андрюхи смешок короткий, как укольчик:

- Трус! Трус!

Тут Сёма и говорит:

- Я пойду, но воровать не буду.

- Ладно, будешь подавать, - согласились Сёмины друзья.

Всё так и было. Залезли в склад, а там коробки, Андрюха коробки брал, подавал Сёме, Сёма – Кирпичёву.

Тут их и поймали.

Что же услышал Сёма из культурной семьи, когда их привели в милицию?

Кирпич и Андрюха сидели, оказалось, дома, пили чай без всего. Тут пришел Сёмка, вытащил их из-за стола и силой заставил идти воровать коробки.

Что было в коробках, Сёма так и не узнал.

Быль эта рассказана вот зачем. Культура – это умение быть отдельно. Небоязнь чужого мнения.

Не бойся быть отдельно, если чувствуешь, что прав.

И помни: дураков на свете больше.

А самое трудное – понять, когда ты прав. Ведь внутренний голос так уверенно говорит: бери, ему не нужно, а тебе как раз нужно.

Спрашивай себя почаще: чей это голос? Человека или скотины?

Еще вопросик: можно ли воровать у воров?

Вчера тебя обсчитала продавец Поросюк Х.Р. на восемь рублей.

А на той неделе вместо полкило масла отрезала тебе четверть.

А сегодня она так уработалась, что вместо четырех банок горошка сосчитала тебе три. Надо ли вернуться, сказать, что банок-то – четыре? Или наказать, не отдавать нелишние тебе рубли?

Вот рассуждения одной девочки.

«Во-первых, тетя Поросюк сама обманывает. Во-вторых, какие у нее цены! Горошек раньше сколько стоил?.. В-третьих, деньги мне самой нужны. Мне охота шоколадку, горошек уже надоел. А главное, это будет справедливо! Давно надо проучить эту прохвостку и пропяточковку!».

Спрашивали мы многих ребят, и все думают, как эта девочка.

Но иногда отыскивался такой неджинсовый, такая нероскошная – не хотят брать лишний горошек. Не хотят обманывать даже обманщиков. Говорят: противно обманывать.

Они могут не стать начальниками, не купить квартиру в Москве, ни разу не выступить по телевизору – но именно они очеловечивают человечество.

Только не думай, что честным быть невыгодно, честные получают свою прибыль каждый день, каждую минуту. Каждую минуту они любят себя, уважают себя, и еще их любят другие.

Мы думаем, что это – счастье.

Что воруют люди? Не деньги, не кур, не горошек, не собак – они хотят украсть хоть немного счастья. Хотят, чтоб им стало хорошо.

Но счастье – в том-то и собака! – нельзя украсть. Его можно только заработать.

Да, вокруг много воровства. И ты часто слышишь: так делают все.

Не верь.

Все хотят жить счастливо. Не все это умеют.

Попробуй стать, как не все.

5.7. КТО ТАКИЕ СЧАСТЛИВЫЕ

Мало кто считает себя счастливым.

Взрослые живут так, будто счастье впереди и очень далеко.

Дети живут так, будто счастье впереди и очень близко.

Но всем чего-то не хватает: кому собаки, кому здоровья, кому бомбардировщика, кому большого подоконника, кому не хватает всего, кроме ума (на недостаток ума никто не жалуется).

Придумано даже вот что: умный человек не может быть счастливым.

Мы думаем – наоборот.

Давай посмотрим, почему несчастны несчастливые?

Только давай сначала уточним: что же такое счастье?

Старые философы говорят: счастье – это полное и длительное удовлетворение жизнью в целом.

По-детски это будет так: счастье – это когда тебе долго и надолго хорошо.

В одной деревне жил да не ездил мальчик Шура Шухеренко. А не ездил он на мотоцикле мимо девочек. И всё думал, что если поедет мимо девочек на мотоцикле или на мопеде – это будет счастье.

В той же деревне жил ветеран жизни Сковородушкин С.К. Он любил пофрантовать мимо бабушек на своем синем мопеде «Дельта».

И однажды утром Сковородушкин С.К. выехал в город рейсовым автобусом. Купил в магазине «Ветеран» пластинку «Роллинг стоунз», в магазине «Диета» бутылку водки, в магазине «Изобилие» чеснокодав и проследовал на автовокзал.

Покупая чеснокодав, ветеран не знал, что в это время к нему во двор проник путем перелаза через забор Ш.Шухеренко. Открыв ворота, Ш.Шухеренко вывел со двора еще теплый от вчерашней поездки мопед, модель «Дельта», цвет синий, заднее сидение просижено, указатель поворота треснутый, тормоза не работают.

В восемнадцать часов Сковородушкин С.К. прибыл к месту прописки и обнаружил пропажу личного имущества и могущества.

Сопоставив босые грязные следы на песке своего двора и на песке двора Шухеренко, потерпевший произвел арест Ш.Щухеренко путем захвата за шиворот у колодца.

В ответ на требование Шухеренко Ш. предъявить ордер на арест, сержант в отставке и ветеран всей жизни предъявил пропахшую чесноком дулю. После чего притащил Шухеренко Ш. к себе во двор, по дороге допрашивая.

Шухеренко от дачи показаний про мопед «Дельта» отказался, ссылаясь на незнание греческого языка.

После применения спецметодов допроса (потряхивание за ноги вниз головой), а также подвергшись психологическому давлению (прослушивание пластинки «Роллинг стоунз»), Шухеренко Ш. указал болотное местонахождение мопеда.

Сколько минут был счастлив Шура, когда жал на почти своем мопеде мимо девочек? И был бы он счастлив, если б даже не слетел в болото без тормозов?

Понятно, что Шуре не хватает для счастья не только мопеда, а того, чего якобы всем хватает.

Но это же за мальчик! Что с них взять, с мальчиков, скажешь ты (а ты, конечно, девочка).

Это правда, мальчики об улучшении внутренней жизни мало думают. Они думают об улучшении внешней жизни: как раздобыть доллар, как посмотреть побольше ужасов и поужаснее, какой ошейник сделать собаке.

Эта ослабленная способность мало думать о счастье сохраняется у мальчиков до самой ослабленной старости.

Вот, согласись, большой недурак Сковородушкин С.К.

Однажды он женился. Это было давно и недолго; как звали злую жену, он не помнит. С тех пор Сковородушкин решил, что женитьба – несчастье.

С тех пор затараканили всю кухню тараканы, заплели потолок пауки. Посуду ветеран не моет, а ставит в холодильник, чтобы соус был повкуснее. Чеснокодав, кстати, сломался.

Ест Сковородушкин всё, что продается в деревенском магазине, а пьет всё, что горит и чай с молоком. Новые Года он встречает один, под пластинку.

Но как-то Сковородушкину, как и всем, улыбнулось счастье.

Это была новая библиотекарша Крышечкина.

Она хотела сделать ему интересное предложение. Сковородушкин же С.К. при слове «предложение» стал убегать, да зацепился ногой за журнал «Кролиководство и звероводство», который был в руках у Крышечкиной.

Завязался разговор про вольное содержание кроликов и полууплотнённый окрол.

Крышечкина оказалась заядлой кролиководкой, но у нее не позволяли условия. А Сковородушкин последние годы неуклонно разводил кроликов, но крольчат съедали крысы.

- Так вот какое у меня пред…положение, - приступила к сути Крышечкина. – Есть у меня кошечка, крыс ловит отменно, все крысы в погребе отменились. Если хотите, возьмите кошечку, у меня не позволяют условия.

Сковородушкин взял кошечку. А Крышечкина стала ее навещать.

Совсем остыл мопед, всё чаще Сковородушкин смеялся, все глубже проседала перед домом лавочка, где сидели-беседовали они о кроликах и кошечках.

Но Сковородушкин никак не женился. Крышечкина каждый день делала ему предложения, одно интереснее другого, но ветеран всей жизни не соглашался.

И вот однажды, когда родился крольчонок Студент, Крышечкина не пришла. Ей стало неинтересно.

Сковородушкин ждал неделю, а потом решил, что он не сковородка, ему крышку не надо.

По дороге в хлебный магазин как-то он услышал, что Крышечкина вышла замуж, и теперь у нее позволяют условия.

В эту ночь кошечка проснулась от бульканья и чоканья, а утром сбежала к старой хозяйке в новый дом.

Сковородушкин С.К. скоро ослаблено умрет по дороге в хлебный.

Большой ведь недурак, но немножко не понял, что счастье улыбается всем.

Даже если его не ждут и в него не верят.

А кстати, в этой же деревне живут-хорошеют две девочки, Вера и Невера.

Вера всё лето ходит в одном платье, а Невера шьет себе и полуюбочки и четверть-юбочки. В этих юбочках сидит Невера на своей лавочке, а мимо едут мотоциклисты и мотопедисты, мимо и мимо.

А Веру в старом платье всё время подвозят на мотоцикле, то в кино, то в магазин. Дело в том, что Вера очень улыбчивая, и эта доверчивая улыбка заслоняет недостаток одежды.

Но однажды Вера заметила, что дошла пешком до магазина и обратно ни с кем не ехала.

Стала Вера думать, какой в ней недостаток и поняла, что ей не достает модной одежды. Старое платье так состарилось, что Верина улыбка перестала действовать.

Вера пошла к Невере и спросила ее, как надо одеваться?

А Невера не спросила Веру, как надо улыбаться.

В результате вокруг нарядной Веры снова заюлили транспортные средства, а Невера сидела на продавленной лавочке и гладила пятую кошку.

Иногда Невера спрашивала себя, почему она никак не улыбается, пусть хоть недоверчиво. И отвечала сама себе: «Такой у меня характер».

Невера не верит, что можно развеселить свой характер, подвеселить свои привычки, разулыбить свою гордость.

Делать себя труднее, чем делать кокетку на юбке или круглый воротничок. Но у девочек, поверь, большие таланты к счастью. А это самый главный талант.

Не будет человеку хорошо – долго и надолго – если он вкладывает свои силы за пределы себя: в кандидатство, в президентство, в королевство или даже в кролиководство. Потому что за пределами тебя есть другие люди, которые могут помешать, испортить и навредить, которые просто хотят делать по-своему, а не по-твоему.

Чтобы осчастливиться счастьем, надо вкладывать силы в улучшение себя, в работу над собой.

Посмотри вокруг – кто работает над собой?

Таких людей так же мало, как счастливых.

Спроси у знакомых, почему они терпят свои недостатки (ума, как ты знаешь, всем достает).

Почему они не работают над своей красотой, своим здоровьем, своим образованием?

Ты услышишь:

- не хватает времени;

- не хватает сил;

- не хватает характера;

- не хватает денег.

А мы думаем, что всё-таки не хватает ума.

Ведь, чтобы найти время, найти силы, найти деньги – нужен ум.

Человек, который победил себя, победил всех.

Однажды он встречает другого человека, такого же сильного (ведь счастье улыбается всем!). И вместе они становятся непобедимыми.

Что такое семья?

Семья – это живущие вместе счастливые люди.

Если люди в семье не совсем счастливы, значит, они живут не совсем в семье.

Один глуповатый студент как-то укорил свою маму, что родители им не занимались, а занимались собой и друг другом.

Потом он женился и понял, что ему дали блестящее воспитание. Ведь ни в одной разгимназии, ни в одном перелицее не научишься счастью.

Одному трудно, поэтому ищи себе второго человека, ищи пару.

Воспитывай себя и верь, что где-то растит себя твой родной человек.

Если кто-то говорит: «Полюби меня с моими недостатками» - не люби его. Ведь он не хочет сделать тебя счастливым.

Выращивай себя и помни: горе от ума не бывает. Бывает горе от недостатка ума.

5.8. СКОЛЬКО В ТЕБЕ ЧЕЛОВЕКА?

Каждого из нас можно превратить в животное.

Для этого необязательно вводить в рацион концентрированный озверин, разбавлять в молоке скотозол или втирать в копчик мазь для отрастания хвоста.

Обезьяна происходит от человека быстро, без всякой там эволюции.

Вот одна – помнишь? – история.

Перед отъездом тебя опять побил Коновалов. Ты побежал за мячом и возле гаража получил по губам. Коновал ударил молча, просто так. Он всегда бьет просто так. Губы у тебя распухли и стали почти, как у Коновала, хотя Коновала никто не бил – он во дворе самый… ух!

На следующий день ты уехал с папой в экспедицию, в тундру.

Там таскал ведра с водой и канистры с бензином, не смотрел телевизор, бурил с папой мерзлоту, возил с лошадью дрова, не смотрел телевизор. Ну и, конечно, ел банки ягодами, сковородки грибами и кастрюли рыбой.

Когда вернулся в город, обнаружил, что Коновал-то маленький и тощий, просто Кошковал.

Конечно, он сразу полез драться.

Но ты приподнял его за гнедую рубашку и прижал к гаражу. Вместо Коноваловых глаз на тебя смотрели Фобос и Деймос (так называются спутники Марса, в переводе: Страх и Ужас).

Было видно: Коновальчик ждет справедливой расплаты за всё.

Но ты почему-то не смог ударить. Ты даже не стал обтирать Коновальчиком стенку, просто отпустил.

Прошел месяц городской жизни.

А недавно ты встретил Коновалова и вдруг ударил его, просто так. Когда у него заскулила скула, ты испугался. Испугался, что ударил человека, хоть и Коновалова.

А раньше-то не мог.

Может, ошакалел от городского шоколада?

Или освинел от освинцованной воды из крана?

Или насмотрелся телевизора и стал – телевизирёныш?

Когда задают такие вопросы, хочется помочь.

Помочь остаться человеком разумным и не превратиться в человека парнокопытного.

Кто-то спросит: чем плохо парнокопытному? Можно брать, чавкать, сопеть и смотреть телевизор.

Да, но копытом неудобно переключать каналы.

А кстати, что ты любишь смотреть по телевизору?

Оказывается исторические фильмы. Не очень много: утром телевизор, потом школа, потом телевизор, гулять, телевизор, спать. В школе история только и нравится, а историю лучше всего по телевизору учить.

Вот Древняя Греция. Ты много фильмов изучил. И про Одиссея, и про Геракла, а Македонский Александр Филиппович!

И куда эти древние не пойдут – тут же враги выскакивают, тоже древние, хотят греков размолоть в гречневую крупу.

Или Древний Рим. Тут, понятно, гладиаторы. Гладиаторы – они гладят. Сначала копьями, потом трезубцами. Потом гладят друг друга об стенку. Смешно!

А про средние века сколько фильмов! Про, конечно, трех мушкетеров.

Там тоже вокруг враги, враги! Но тут Д Артаньян – как закричит усатым голосом! И – дуэли, шпаги, пистолеты! Пока всех не отпортосят.

А уж какие фильмы про Наполеона!

Там тоже врагов полно, шпионят. И вот уже врага хватают за волосы одной рукой, а другой ногой дают огромного пинка. Враг, врезавшись головой в натопленный камин, говорит, что знает. Но не всё. Когда ему поддобавят кочергой по лбу и крикнут по-французски, тогда говорит всё. Потом врага уволакивают. А еще потом, на рассвете, взвод гвардейцев в цветущем саду красиво врага расстреливает.

Почему люди так любят смотреть фильмы, где бьют и убивают?

Ты не знаешь, не задумывался.

Для нашего неозверения это важно, попробуем вместе ответ поискать. Другим вопросом зададимся:

- Почему люди закуривают?

Мы думаем, потому что сигарета – это способ общения.

Ты соглашаешься: тебе тоже предлагали закурить в компании, а одному курить неинтересно, пацан не начинает курить один.

Да, можно сказать: человек закуривает, когда разговаривает. Потом человек начинает курить один, но когда он закуривает, он как бы разговаривает с кем-то, он не одинок.

Но постепенно сигарета заменяет общение. Человек раньше закуривал, чтобы общаться, а теперь закуривает вместо общения.

Вот и в кино. Зачем человек смотрит фильмы с героями драк и побоищ?

Чтобы почувствовать себя бесстрашным и сильным.

Зачем ему быть сильным и бесстрашным?

Чтобы сделать жизнь справедливой и благородной, человечной.

Ты согласен? Конечно, согласен!

Но мы дополним: а еще человек смотрит фильмы с драками, чтобы получить компенсацию свои страхам и своим слабостям (как получают компенсацию старые и больные).

Так ведь? Сел, засмотрелся – и ты уже сильный.

Но тут что-то происходит. От человека происходит животное.

Ведь фильмы делают большие мастера. Делают, чтобы продать, чтобы на эти фильмы шел зритель. А чтобы зритель не шел, а бежал, большие мастера набивают свои фильмы драками.

И вот человек, смотря эти драки, забывает, зачем он хочет быть сильным и бесстрашным. Вместо этого мастера делать большие деньги внушают человеку, что герой всегда бьет и всегда побеждает, потому что бьет. И потому что убивает.

Ведь расстояние между бить и убить очень короткое. Всего одна буква.

В каком столетии люди убили больше всего людей?

Оказывается – да, в нашем. В двадцатом.

Почему же именно в двадцатом?

В прошлые века люди редко видели, как умирают другие. Дети, думаем, просто не видели.

Когда взрослый человек попадал на войну, он пугался, когда рядом умирали.

Он пугался, когда убивал сам.

Убийство другого было почти убийством себя.

Палач выходил только в маске.

Теперь же убийство привычно – почему?

Потому что в двадцатом веке человека с детства приучили убивать.

Сначала в кинотеатре. Потом дома, на диване, по маленькому ящичку с проводом. Каждый день.

Девочка, посмотрев, тоже приучается убивать. Не только каблуком и пистолетом.

Она прячется и посылает знакомого парня звонить папе, чтобы папа платил выкуп за пропавшую дочь.

Девочку учат убивать своих родителей с пытками, изощрённо.

А тебя уже и учить не надо. Только напомнить, что подзабыл за лето, в своей тундре, где не было телевизора.

С нами тоже случаются животные приступы. Вот вчера – прибежали с прогулки, и, не успев снять ошейники, нарычали на сына.

Почему же так просто человек превращается в животное?

Потому что совсем недавно этим животным был.

Всего-то миллион лет назад появились первые предлюди. Для жизни на Земле это миг.

У человека успел отвалиться хвост, но остались другие рудименты и инстинкты: хватательный, отнимательный, недавательный и появился новый – надомзадавательный.

Наша среда обитания пока не очень-то очеловечивает.

Многое вокруг уменьшает в тебе человека и увеличивает в тебе зверика:

- жадность мамы на выдачу тебе денег;

- грубость папы по отношению к мусорному ведру;

- домашние задания;

- крик учителей и хищность завучей;

- очереди везде;

можешь продолжать, не считая это домашним заданием.

Вопрос напоследок:

- Чем же мы отличаемся от зверей?

Просто определить, что такое лапы, клыки, добыча – каждый видел.

И очень сложно – что такое душа, достоинство, стыд – их не видел никто.

Но именно это, невидимое, отличает человека от животного.

Мужчина без души – это человекообразный кулаконос.

Женщина без достоинства – это серьгоухая ехидна.

Не смейся после этих слов – в каждом из нас так мало человека. Так мало человека…

конец

  1. Учебник Хозяина жизни. 160 уроков Валерия Синельникова

    Документ
    Валерий Владимирович Синельников — врач, гомеопат, учитель и писатель, автор психологических методик, изложенных в книгах «Возлюби болезнь свою», «Сила намерения», «Прививка от стресса, или Психоэнергетическое айкидо», «Путь к богатству,
  2. Учебник для вузов педагогическая психология (1)

    Список учебников
    Учебник освещает современные подходы к психологическим проблемам воспитания и обучения, выражающиеся прежде всего в характеристике предмета, задач, принципов и методов педагогической психологии науки и сферы практической деятельности.
  3. Учебник для вузов педагогическая психология (2)

    Список учебников
    Адресовано студентам, которые готовятся к работе в качестве психолога в образовании, и будущим педагогам; представляет интерес для ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей общеобразовательных школ, колледжей,
  4. Учебник для вузов педагогическая психология (3)

    Список учебников
    Адресовано студентам, которые готовятся к работе в качестве психолога в образовании, и будущим педагогам; представляет интерес для ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей общеобразовательных школ, колледжей,
  5. Детская анестезиология и реаниматология Михельсон

    Документ
    Первый в нашей стране учебник по детской анестезиологии и реаниматологии был написан профессором нашей кафедры В. А. Михельсоном 15 лет назад. Прошедшие годы показали, что этот труд оказался весьма полезным для подготовки по анестезиологии
  6. Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а также всех тех, кто интересуется вопросами психического развития детей

    Список учебников
    Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный
  7. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с (1)

    Список учебников
    СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Глава I. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
  8. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с (2)

    Список учебников
    Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный
  9. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с (3)

    Список учебников
    Данное издание представляет собой первую попытку в современной отечественной психологической науке создания учебника по детской психологии. Содержание и структура учебника включают существующие зарубежные и отечественные теории, многообразный

Другие похожие документы..