В. В. Путин провёл на предприятии "ХимРар" совещание по федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на пер

Информационная услуга

«Тематические новости»

"Фармацевтическая промышленность"

Бюллетень содержит данные
за период с 08 декабря 2010 по 15 декабря 2010

Информационные услуги для Вашего бизнеса

Тематические новости

PR-поддержка

Отраслевая лента новостей

Готовые маркетинговые продукты

Заказные исследования

Доступ к базе данных 7000 СМИ


для: Тема: "Фармацевтическая промышленность"

получатель: -

и многое другое



Содержание выпуска

Общие новости фармацевтической промышленности

В.В.Путин провёл на предприятии "ХимРар" совещание по федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу".


"Требуется коренная модернизация нашей фармацевтической и медицинской промышленности. По сути, нам предстоит построить новую отрасль, привлекательную для инвестиций, способную генерировать инновации, создавать эффективные рабочие места, а главное – готовую выпускать конкурентоспособную, безопасную, качественную, доступную по цене продукцию для граждан и для нашего здравоохранения".

В.В.Путин

На совещании по федеральной целевой программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу"

Стенограмма начала совещания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги! Мы активно работаем над подготовкой региональных программ модернизации здравоохранения и предусматриваем на это весьма солидные средства, которых давно наша страна на эти цели не направляла.

Очевидно, что наши усилия по повышению качества медицинской помощи должны опираться на мощную технологическую базу, на современную фармацевтическую индустрию и медицинскую промышленность. Мы к этой теме неоднократно обращались публично и на правительственной площадке много раз говорили на эту тему.

Но ситуация сегодня какая? Если считать в денежном выражении, то она за последние несколько лет мало изменилась и отечественному производителю принадлежит порядка 20% российского рынка лекарств. В товарном выражении это около 65%. Все присутствующие, почти все, об этом, наверное, знают - это такие самые простые дешёвые лекарства, очень дешёвый сегмент. А в денежном выражении – 20% всего. Что касается высокотехнологичной медицинской техники, то и здесь почти всё оборудование также завозится из-за рубежа. Я не говорю "всё", но в основном.

Такое явное доминирование импорта содержит, разумеется, определённые риски. Здесь не должно быть никаких теорий заговора, не нужно лишний раз всуе говорить о национальной безопасности, упоминать такие серьёзные сферы, но мы действительно попадаем в зависимость от действий отдельных монопольных производителей в других странах. Я уже не говорю о каких-то вопросах, связанных с национальной безопасностью, но это чревато возможным дефицитом и скачками цен на препараты. Собственно говоря, мы это с вами время от времени и видим, наблюдаем.

Такое положение, разумеется, устраивать не может. Поэтому требуется коренная модернизация нашей фармацевтической и медицинской промышленности. По сути, нам предстоит построить новую отрасль, привлекательную для инвестиций, способную генерировать инновации, создавать эффективные рабочие места, а главное – готовую выпускать конкурентоспособную, безопасную, качественную, доступную по цене продукцию для граждан и для нашего здравоохранения.

Мы должны достичь стратегической цели – за счёт собственного производства обеспечить потребности страны в лекарственных препаратах и медицинской технике. К 2020 году на территории России должно производиться не менее 90% препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, а доля медицинского оборудования отечественного производства вырастет до 50%.

Одновременно Россия должна серьёзно укрепить свои позиции и на международном рынке. Экспорт фармацевтической продукции должен увеличиться в 8 раз. Это, конечно, очень сложная задача, амбициозная. И решение этой задачи потребует консолидированной работы государства, науки, бизнеса, использования современных проектных подходов.

Ключевым инструментом реализации наших планов должна стать федеральная целевая программа, рассчитанная до 2020 года. Её основные параметры, финансовые показатели мы должны сегодня обсудить и согласовать. Мы вчера, правда, этим занимались до полуночи, по-моему. Где-то примерно в полночь и разошлись. Вопросы непростые, но крайне важные. Сегодня мы продолжим и, надеюсь, завершим эту дискуссию.

На что хотел бы обратить внимание? Первое. Государство готово выделить отрасли из федерального бюджета более 120 млрд рублей. Эти серьёзные ресурсы должны послужить своего рода стартовым капиталом для модернизации отрасли, для качественного инновационного прорыва.

Вы знаете, мы не первый раз обращаемся к этой теме: и год назад, и несколько лет назад всё так или иначе обсуждали. Но мне кажется, что сегодня и база нашей фармацевтической промышленности всё-таки изменилась в лучшую сторону. Во всяком случае и современные кадры, и современные производства появились. Собственные! Причём такие, которые интегрируются или уже практически полностью интегрированы в некоторые сферы деятельности в этой области. И это уже такая хорошая предпосылка, которая говорит о том, что намечаемые ресурсы в отрасль уже не на голую почву будут ложиться – они будут приносить реальную отдачу.

Общая сумма инвестиций по этой федеральной целевой программе предусматривается в 185,3 млрд рублей. Из средств федерального бюджета планируется 122,9 млрд рублей. Поэтому считаю правильным, что государственные средства в приоритетном порядке должны быть направлены на запуск перспективных исследовательских проектов, на технологическое перевооружение более чем 160 предприятий.

Второе. Чтобы обеспечить разработку и внедрение современных препаратов и медицинского оборудования, должна эффективно заработать цепочка "наука–клинические испытания–производство". В рамках программы планируется создать 17 научно-исследовательских центров по разработке лекарственных препаратов и медицинской техники, в том числе в ведущих вузах и научных организациях. Естественно, такие центры призваны тесно сотрудничать с крупнейшими клиниками, кроме того что уже имеется, что действует и так или иначе находится в фазе зарождения. Хочу обратить внимание на МГУ, Уральский федеральный университет, Приволжский университет, Московский физико-технический институт и так далее. В общей сложности 17 научно-исследовательских центров должны быть хорошей исследовательской базой для этой сферы деятельности.

Далее. Реализация всех наших планов невозможна без развития кадрового потенциала фармацевтической и медицинской промышленности, поэтому безусловными приоритетами новой федеральной целевой программы должны стать подготовка и повышение квалификации специалистов, в том числе организация стажировок и практик в лучших научных центрах и компаниях как в нашей стране, так и за рубежом.

И, наконец, четвёртое. Кстати говоря, как я понимаю, в "ХимРаре", где мы находимся, именно таким образом работа и выстроена. Сейчас Андрей Александрович (А.А.Иващенко – председатель совета директоров НП ЦВТ "ХимРар") мне как раз об этом и рассказывал. Они не только привлекают специалистов из-за рубежа – и ряд перспективных сотрудников уже переехали, работают, – но и площадку свою создали в Соединенных Штатах (там работает предприятие, создали). С Европой активно работают, то есть в постоянном контакте, и не просто в контакте, а во взаимодействии находятся. Это, по сути, распределение труда и интеграция. Вот по такому пути и нужно идти. Мы должны поддерживать деятельность подобного рода и в целом создавать максимально благоприятные и комфортные условия для притока частных инвестиций и новых технологий в отрасли. В том числе речь идёт и о развертывании в России ведущих мировых фармацевтических концернов и производителей медицинской техники – конечно, с постепенным повышением уровня их локализации. Собственно говоря, в этом смысле эта отрасль мало чем отличается от того, что мы делаем в других отраслях. Позитивные примеры такого сотрудничества есть. Зарубежные партнёры открыли свои производства в Орловской области, в Калужской, Ярославской идёт работа.

Давайте все эти вопросы пообсуждаем. Слово – Виктору Борисовичу Христенко. Пожалуйста, Виктор Борисович.

В.Б.Христенко: Спасибо, Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги, у вас есть слайды презентации выступления, по которым, наверное, будет проще следить, ну и на большом экране это тоже будет. Я попытаюсь очень коротко, может быть, пройтись по ним и некоторые комментарии высказать: сначала относительно той ситуации, в которой мы находимся. Владимир Владимирович уже сказал о том, что рынок достаточно активно и бурно рос – в общем и рынок медицинской техники, и рынок фарм- и лекарственных средств. Рос в основном за счёт именно существенной роли государства на этих рынках – так что последние несколько лет этот рынок демонстрировал активный рост.

При этом при всём надо сказать, что, если для фарминдустрии, которая, может быть, в течение трёх последних лет почувствовала реальное внимание к этому сектору со стороны государства. Более того, за это время была принята и стратегия развития фарминдустрии до 2020 года, за это время произошло существенное обновление нормативной базы, закона об обращении лекарственных средств, запущен целый ряд проектов, в том числе с помощью средств федерального бюджета, и так далее. Это создало немного другую атмосферу на этом рынке, и надо сказать, что всё, что удалось отечественной фарминдустрии сделать за эти последние три года, – это следовать теми же темпами в своём развитии, какими развивался рынок.

В.В.Путин: Вот Виктор Борисович сказал "рынок рос", но все, кто здесь присутствует, понимают, о чём идёт речь. Мы, государство, просто, условно говоря, искусственно подняли спрос на совершенно другой качественно уровень. Мы начали выделять такие ресурсы, которых раньше никогда не выделяли. Обидно, что эти государственные ресурсы уходят на 80% иностранным производителям. Вот о чём идёт речь. Но дело не только в этом. Дело в том, чтобы у нас была уверенность в том, что мы можем современными рыночными средствами регулировать и объёмы, и цены. А если мы будем вечно сидеть на импорте, это сделать практически невозможно. Да и качество ещё неизвестно, какое будет. Ну, дженерики будем из Индии получать, а собственный первичный продукт тогда и не возникнет никогда.

В.Б.Христенко: Итак, "фарма" следовала за рынком всё-таки за счёт существенного государственного внимания, которое к отрасли было продемонстрировано, наверное, за счёт изменения самих подходов, которые были продекларированы, в том числе в закупочной политике. И мы имеем хотя бы соответствие темпов роста промышленности темпам роста рынка. Что касается рынка медицинских изделий, который ещё в большей степени опирается на государственные ресурсы в своём развитии, то его динамика не менее бурная (это достаточно хорошо видно на слайде). Но при этом очевидно, что сама отрасль медицинской промышленности не успевала за этими темпами и уступала за последние годы свою долю на рынке импорту. В результате у нас фарминдустрия на сегодняшний день на российском рынке имеет 22% своего присутствия, а медпромышленность – 15%. Это, к сожалению, то, с чем мы на сегодняшний день имеем дело.

Если посмотреть на следующем слайде саму структуру этого рынка, то достаточно очевидно, что роль государства на рынке фарминдустрии – это 38%, примерно, в общих закупках и 85% - от медицинского оборудования. Понятно и из этого слайда видно, кто, собственно, и каким образом наполняет этот государственный спрос, реализуемый на рынках. Здесь присутствие отечественных предприятий ещё меньше, чем на самом рынке: на рынке фарминдустрии – это 16% и порядка 19% на рынке медицинской техники.

На следующем слайде видно то, что происходило за новейшую историю. И в этом смысле можно с уверенностью говорить, что ключевым элементом изменения условий функционирования стало принятие стратегии "Фарма-2020", которая реально позволила буквально с этого момента запустить активный процесс по модернизации производства, по созданию новых производств на территории России. Результат этого мы, конечно, увидим чуть позже – через несколько лет. Но этот процесс, можно сказать, активно пошёл, причём в нём стали участвовать не только российские, но и иностранные игроки. Можно приводить целый набор таких примеров, но в целях экономии времени, делать этого не буду.

Точно такую же работу мы начали (может быть, с некоторым смещением во времени) относительно фармакомедтехники. И сегодня у нас идут очень активные переговоры со всеми основными игроками нашего рынка, то есть с крупнейшими зарубежными компаниями. В ближайшие месяцы мы получим полный пакет уже сформулированных предложений по развитию индустрии на территории России, в том числе и с участием основных производителей мировых грантов.

В этой связи для нас принципиально важно, что в цепи всех инструментов и механизмов, которые в последнее время применялись для поддержки развития этих отраслей, федеральная целевая программа является не единственным, но чрезвычайно существенным элементом всей этой системы поддержки. Задача, которая стоит перед ФЦП ( на следующем слайде это тоже хорошо видно), – это переход российской фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития, то есть, условно, отход от отвёрточной сборки к полноценному циклу, то есть от разработки к производству, с обязательной интеграцией ещё и в глобальные международные рынки.

В рамках программы решаются следующие основные задачи. Во-первых, это технологическое перевооружение фарм- и медпромышленности. Это выпуск социально значимых лекарственных средств и медицинской продукции. Это вывод на рынок отечественной инновационной фармацевтической и медицинской продукции. Это запуск инновационного цикла, увеличение экспортного потенциала отечественной промышленности и, безусловно, кадровое обеспечение фармацевтической и медицинской промышленности.

Слайд шестой наглядно демонстрирует ту проблему, с которой мы сегодня реально имеем дело. И, может быть, в отличие от ряда других отраслей промышленности здесь мы имеем, с одной стороны, достаточно хорошие научные школы, фундаментальные научные школы, как в области химии, так и в области биотехнологической отрасли (при этом мы имеем все возможности для разворачивания индустриальной площадки), но приводных ремней или шестерёнок между двумя этими существенными двигателями нет.

По большому счёту основная традиция всех предыдущих лет – это появление некоторых идей и разработок на фундаментальном прикладном уровне, или на старте, которые вместе с носителем находили ту самую "шестерёнку", своё применение где-то в других системах, других странах, где отлаженные инструменты, отлаженные механизмы взаимодействия между двумя этими секторами.

  1. Д. А. Медведев пообещал, что в нашей стране появится современный инновационный центр. Проект стартует ещё до того, как на территории Иннограда будут построены первые здания. Новая законод

    Закон
    Целью этого информационно-аналитического обзора является сбор и систематизация сведений в интересах последующей оценки замысла и практического осуществления проекта «Сколково», что планируется сделать во второй части работы.

Другие похожие документы..