«Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского»

3.4. Студенты выпускного курса обеспечиваются программами государственных экзаменов на кафедрах, по которым преподаются соответствующие дисциплины, в электронном и (или) распечатанном виде. Кафедра может разместить программу дисциплины на информационном сайте факультета по адресу

По решению кафедры студентам может быть предложен примерный перечень экзаменационных вопросов, составленный на основе программы.

3.5. Педагогические контрольные материалы, используемые на государственных экзаменах на юридическом факультете ОмГУ (экзаменационные билеты), формируются в строгом соответствии с программой государственного экзамена.

Экзаменационные билеты формируются таким образом, чтобы по объем и сложность вопросов, включенных в каждый билет, была равной. Вопросы экзаменационного билета в целях объективности проверки знаний студента должны формулироваться по разным разделам программы государственного экзамена.

Заведующий кафедрой, по которой преподается дисциплина, вынесенная на государственную итоговую аттестацию, определяет число вопросов, содержащихся в билете, и формирует комплект экзаменационных билетов. Заведующий кафедрой вправе поручить комплектование экзаменационных билетов любому преподавателю кафедры, являющемуся членом государственной экзаменационной комиссии (экзаменатору).

Экзаменационные билеты печатаются на специальных бланках установленной формы. Каждый билет подписывает заведующий кафедрой, а также один из преподавателей кафедры, являющийся членом государственной экзаменационной комиссии (экзаменатором). Если билеты по поручению заведующего кафедрой были составлены одним из преподавателей (экзаменатором), то вместе с заведующим кафедрой он подписывает каждый билет.

3.6. Методические рекомендации по подготовке к государственным экзаменам.

Подготовка к государственным экзаменам должна осуществляться в соответствии с программой государственного экзамена. Если студентам предложен перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен, то необходимо ознакомиться с ним и учесть его положения.

В процессе подготовки к экзамену следует опираться на рекомендованную для этих целей научную и учебную литературу: основную и дополнительную. Работая с нормативным материалом, студент должен убедиться, что имеющиеся в его распоряжении тексты правовых актов включают в себя все изменения и дополнения, в том числе пока не вступившие в законную силу. Для этого можно воспользоваться информационными правовыми системами («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс») в компьютерных классах юридического факультета ОмГУ и в библиотеке.

Для систематизации знаний большое значение имеет посещение студентами предэкзаменационных лекций, а также консультаций, которые проводятся по расписанию накануне государственных экзаменов.

3.7. Методические рекомендации по проведению государственного экзамена.

Прием государственных экзаменов проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии, которое назначается, как правило, на первую половину дня. Экзамен проходит в устной форме. Студенты должны явиться за час до начала государственного экзамена для получения экзаменационных билетов. Состав групп для проведения государственных экзаменов утверждается заранее деканом факультета; сдача экзамена с другой группой возможна с согласия председателя экзаменационной комиссии. Рекомендуемое число студентов в группе для сдачи государственного экзамена составляет 12-15 человек, но при необходимости оно может быть уменьшено или увеличено.

Для подготовки к ответу по экзаменационному билету студенту предоставляется не менее 45 минут. Как правило, в содержание билета входит три вопроса. Выбрав билет, студент громко называет его номер членам экзаменационной комиссии и секретарю, фиксирующему время начала подготовки к ответу.

Для подготовки студент обеспечивается бумагой со штампом юридического факультета ОмГУ и программой дисциплины, а также иными материалами, которые могут быть предоставлены экзаменационной комиссией. Студентам запрещается пользоваться мобильными телефонами и электронными записными книжками. Личные вещи (сумки, пакеты, папки, плееры, верхнюю одежду и т.д.) студенты оставляют в специально отведенном месте у двери в аудиторию. Студент в верхней одежде вправе войти в аудиторию, где проходит заседание экзаменационной комиссии, только в том случае, если в корпусе не работает гардероб.

Обычно выпускники приглашаются отвечать в той последовательности, в которой они брали билеты, но при необходимости этот порядок может не соблюдаться. Отвечая по вопросам экзаменационного билета, студент в свободной форме излагает известный ему материал. Содержание ответа должно быть полным, при этом студенту следует строго придерживаться экзаменационных вопросов, избегая изложения излишних сведений. По общему правилу, экзаменационная комиссия выслушивает ответ студента до конца, однако, в тех случаях, когда уровень подготовки выпускника очевиден и не вызывает сомнений, ответ студента может быть прерван. Члены экзаменационной комиссии вправе задавать студенту уточняющие и дополнительные вопросы в рамках билета как во время ответа, так и после ответа на каждый вопрос или по билету в целом.

По окончании ответов всех студентов экзаменационная комиссия в присутствии секретаря проводит совещание с целью обсуждения оценок выпускников. Во время совещания студенты и иные лица не вправе находиться в аудитории, где состоялся государственный экзамен. Экзаменационная оценка выставляется комиссией с учетом ответов по каждому вопросу билета. В случае расхождении мнений членов комиссии спорные вопросы решаются голосованием, при этом председатель экзаменационной комиссии обладает правом решающего голоса.

В процессе оглашения результатов государственного экзамена председатель вправе отметить ответы выпускников, показавших наиболее высокий уровень знаний, а также обратить внимание тех студентов, чьи ответы имели существенные недостатки, на необходимость углубленной подготовки к следующему государственному экзамену.

3.8. Критерии оценок ответов выпускников на государственных экзаменах.

Оценка «отлично» выставляется студенту, сформулировавшему полные и правильные ответы на все вопросы экзаменационного билета, логично изложившему материал и структурировавшему его. При этом студент должен показать знание специальной литературы, законодательства и правовых позиций высших судебных инстанций (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ) по вопросам билета.

Для получения отличной оценки выпускнику необходимо продемонстрировать умение обозначить проблемные вопросы в соответствующей сфере, проанализировать их и предложить варианты решений; дать исчерпывающие ответы на уточняющие и дополнительные вопросы членов комиссии.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, который дал полные правильные ответы на вопросы экзаменационного билета с соблюдением логики изложения материала, но допустил при ответе отдельные неточности, не имеющие принципиального характера, то есть не искажающие смысл положений законодательства, правовых позиций высших судебных органов, а также научных концепций; продемонстрировал умение логически мыслить и формулировать свою позицию по проблемным вопросам.

Оценка «хорошо» может выставляться студенту, недостаточно четко и полно ответившему на уточняющие и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, показавшему неполные знания, допустившему ошибки и неточности при ответе на вопросы экзаменационного билета (при этом хотя бы по одному из вопросов ошибки не должны иметь принципиального характера); продемонстрировавшему неумение логически выстроить материал ответа и формулировать свою позицию по проблемным вопросам.

Выпускник, ответ которого оценивается «удовлетворительно», должен знать основные нормативные акты и важнейшие решения высших судебных инстанций по вопросам экзаменационного билета, опираться в своем ответе на учебную литературу.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не дал ответа хотя бы по одному вопросу экзаменационного билета, либо дал неверные, содержащие фактические ошибки ответы на все вопросы, не смог ответить на дополнительные и уточняющие вопросы членов экзаменационной комиссии, опирался в ответе на утратившие силу нормативно-правовые акты. Неудовлетворительная оценка ставится выпускнику, отказавшемуся отвечать по билету.

Если студент во время подготовки к ответу пользовался запрещенными материалами (средства мобильной связи, карманные компьютеры, шпаргалки и т.д.) и данный факт установлен членами экзаменационной комиссии, то ему также выставляется оценка «неудовлетворительно».

4. Требования к выпускной квалификационной работе

4.1. В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция» выпускная квалификационная работа специалиста представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи (п. 7.2.2).

Выпускная квалификационная работа специалиста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 521400 «Юриспруденция» выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи (п. 7.2.2).

Выпускная квалификационная работа бакалавра показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Выпускная квалификационная работа должна:

1) носить творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов;

2) отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;

3) отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами;

4) быть правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030500  «Юриспруденция» (п. 7.2.2) Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа юриста оформляется в виде текста с приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы. Оптимальный объем выпускной квалификационной работы специалиста 50-60 страниц. Оптимальный объем выпускной квалификационной работы бакалавра 40-50 страниц. Объем магистерской диссертации составляет 100-110 страниц.

Выпускная квалификационная работа с отзывом научного руководителя и рецензией, подписанная заведующим выпускающей кафедры представляется в Государственную аттестационную комиссию не позднее, чем за три дня до начала государственных экзаменов. Работы, представленные позднее, принимаются к защите при наличии согласия председателя экзаменационной комиссии.

4.2. Структура выпускных квалификационных работ.

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение; главы, разделенные на параграфы, которые должны быть примерно равными по объему; заключение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулированы его основные цели и задачи. В заключении формулируются выводы, к которым пришел автор дипломной работы в ходе проведения научных исследований. В структуру выпускной квалификационной работы должно входить не менее двух глав, каждая из которых должна содержать не менее двух параграфов.

Неотъемлемой частью дипломной работы являются список литературы, перечень нормативных актов и постановлений высших судебных органов. В списке литературы источники располагаются по алфавиту, в перечне нормативных актов – по юридической силе. В случае использования при написании работы Web-ресурсов, их также следует включать в список литературы. Отдельно приводится перечень материалов судебной практики.

Текст введения предваряет содержание работы с указанием страниц, на которых начинаются соответствующие главы и параграфы.

Правила оформления выпускной квалификационной работы содержатся в Приложении № 2 к настоящим Методическим указаниям.

4.3. Рекомендации по проведению защиты выпускных квалификационных работ.

Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии, которое назначается, как правило, на первую половину дня. Состав групп для защиты выпускной квалификационной работы утверждается заранее деканом факультета; защита работы с другой группой возможна с согласия председателя экзаменационной комиссии. Рекомендуемое число студентов в группе для защиты выпускной квалификационной работы составляет 12-15 человек, но при необходимости оно может быть уменьшено или увеличено.

Обычно выпускники приглашаются к защите в произвольной последовательности или по списку группы в алфавитном порядке. Студент, на защите которого присутствуют научный руководитель и (или) рецензент, по согласованию с председателем комиссии приглашается к защите с учетом пожеланий научного руководителя и рецензента, в том числе в первую очередь.

Продолжительность выступления выпускника составляет 7-10 минут; председатель экзаменационной комиссии вправе прервать студента, вышедшего за пределы временных ограничений. В своем докладе студент должен отразить: 1) актуальность темы исследования; 2) цели и задачи выпускной квалификационной работы; 3) структуру и содержание работы, а также основные и наиболее важные проблемы, рассмотренные в ней; 4) новизну выпускной квалификационной работы; 5) перспективы практического применения результатов предпринятого исследования.

  1. «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

    Монография
    Рассмотрены вопросы предпринимательства, его места и роли в современной экономике; показаны проблемы развития предпринимательства и осуществления хозяйственных изменений в промышленности России, а также изложены подходы и пути их решения;
  2. Учебно-методический комплекс Омск 2007 Рекомендован к изданию учебно-методической комиссией юридического факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского 2007 г. Протокол №

    Учебно-методический комплекс
  3. А. В. Ремнев Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

    Документ
    Находясь внутри процесса становления и развития нового исследовательского направления «имперской истории», автор предлагает свое видение проблем изучения и преподавания истории Российской империи.
  4. А. М. Киселева Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского kiseleva@omsu ru

    Исследование
    Исследование связано с проблемами формирования гражданского общества на муниципальном уровне, потребностью и возможностью участия членов местных сообществ в данном процессе и территориально-общественной формой такого участия.
  5. Никулинские чтения «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества» Сборник научных статей Омск 2012

    Документ
    М 744 Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества: Сборник научных статей / Под ред. д.филол.н., проф. А.Э. Еремеева – Омск: Изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2012.
  6. Е. А. Гаричева > С. А. Рымарь > А. Э. Дубоносова > С. Д. Трифонов Рецензент: доктор филологических наук, профессор Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого А. В. Моторин Записки Филиала рггу в г

    Документ
    Записки Филиала РГГУ в г. Великий Новгород. Выпуск 8. Историко-культурный и экономический потенциал России: наследие и современность: Материалы международной научно-практической конференции / Филиал РГГУ в г.
  7. Мы рады представить Вашему вниманию информационный сборник «Перечень продукции и услуг предприятий Омской области». Наш проект является своеобразным продолжени

    Документ
    Мы рады представить Вашему вниманию информационный сборник «Перечень продукции и услуг предприятий Омской области». Наш проект является своеобразным продолжением работы, которую ведут сегодня многие: аппарат полномочного представителя
  8. Программы международной конференции по стилистике на факультете журналистики мгу имени М. В. Ломоносова Открытие Международной конференции

    Документ
    Приветственное слово декана факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова доктора филологических наук, профессора Елены Леонидовны Вартановой.
  9. Сибирский государственный аэрокосмический (1)

    Документ
    посвященную 50-летию Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева, 50-летию ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.

Другие похожие документы..