Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009

1.2.5 Маркетинг

Сущность и содержание концепций маркетинга.

Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга, эволюция содержания и форм маркетинга. Концепции маркетинга: совершенствования производства, совершенствования товара, интенсификации коммерческих усилий, концепция "чистого" маркетинга, социально - этического маркетинга.

Стратегия целевого маркетинга.

Сегментация рынка. Признаки сегментации: географические, социально – демографические, социологические, материальные, поведенческий принцип. Построение дерева сегментации и выбор мишени. Критерии анализа сегмента, выбор стратегии охвата рынка (массового, дифференцированного, концентрированного маркетинга).

Позиционирование как основа восприятия товара целевыми покупателями, основания для позиционирования.

Товар и товарная политика в маркетинге.

Товар в системе маркетинга. Общая характеристика товара. Понятие качества товара с точки зрения производителя и потребителя. Требования потребителя к товару. Маркетинговая классификация товаров. Особенности позиционирования товаров разных групп.

Рыночная атрибутика товара. Товарно-знаковая символика товара, товарный знак, его значение и требования к нему. Фирменное имя товара. Требования к упаковке и маркировке. Понятие фирменного стиля.

Концепция жизненного цикла товара (ЖТЦ). Понятие ЖЦТ. Стратегия маркетинга на разных этапах ЖЦТ. Способы продления ЖЦТ. Особые случаи ЖЦТ.

Новый товар. Понятие нового товара. Разработка и реализация концепций нового товара. Этапы разработки нового товара. Причины его частого провала на рынке.

Товарный ассортимент. Понятие товарного ассортимента, его характеристика, технология планирования ассортимента. Матрица БКГ как элемент формирования товарного ассортимента.

Конкурентоспособность и качество товара, их место в стратегии маркетинга. Проблемы качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции.

Ценообразование в маркетинге.

Теоретические основы рыночного ценообразования. Система цен и их классификация. Информация, необходимая для принятия решения по ценам. Порядок ценообразования. Стратегии ценообразования. Изменение цен на разных этапах ЖЦТ. Ценовая и неценовая конкуренция. Реакция на изменения цен конкурентов.

Сбыт и продвижение товара.

Методы реализации товаров: интенсивное, эксклюзивное, выборочное распределение.

Каналы распределения и товародвижения в условиях постоянно меняющегося рынка, их функции. Преимущества и недостатки основных методов продвижения товаров на рынок. Современные методы продвижения товаров: телефонный маркетинг, телевизионный маркетинг, совместный сбыт, франчайзинг и др. Критерии выбора торговых посредников. Механизм стимулирования сбыта.

Товарная реклама.

Товарная реклама; цели, виды рекламы в зависимости от этапа ЖЦТ (первоначальная, конкурентная, сохранная).

Факторы эффективности товарной рекламы: нацеленность на рыночный сегмент, соответствие товара требованиям рынка, правдивость информации и др. Средства товарной рекламы. Методы оценки эффективности рекламы. Планирование рекламной кампании: основные этапы рекламной кампании, рыночные исследования для рекламы, методы составления рекламного бюджета, их достоинства и недостатки, критерии выбора средств распространения рекламы, преимущества и недостатки отдельных рекламных носителей, обоснование графика размещения рекламных материалов и мероприятий, система контроля.

Конкурентные преимущества.

Понятие конкурентного преимущества. Внешнее конкурентное преимущество, пути его достижения. Стратегия дифференциации. Внутренне конкурентное преимущество, пути его достижения. Стратегия доминирования по издержкам.

Планирование в маркетинге.

Планирование маркетинга: определение, направленность. Связь планирования маркетинга и его целей с планированием и целями предприятия.

Три подхода к планированию маркетинга.

Разделы плана маркетинга и их краткая характеристика.

Виды планов маркетинга по сроку действия, содержанию проблем объекта планирования, глубине проработки плана и др. признакам.

Бизнес - план как одно из важнейших направлений деятельности предприятия.

Структура бизнес - плана.

Литература

Основная

  1. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. Учебник для вузов. – СПб, Питер, 2004.

  2. Маркетинг. Учебник./Колл. авторов под ред. проф. Парамоновой Т.Н. – М.: КНОРУС, 2007.

  3. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно - методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков – М.: Экономист, 2004.

Дополнительная

  1. Березин И.С. Практика исследования рынков. – М.: Бератор – Пресс, 2003.

  2. Голубков В.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. Учебник. – АМ.: Финпресс, 2003.

  3. Котлер Ф., Армстронг Т., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание. Пер с англ. – М.: СПб.; К.: Издат. Дом «Вильямс» 2000.

  4. Кретовв И.И. Организация маркетинга на предприятии. – М.: Юрист, 2001.

  5. Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д, Меркатор. Теория и практика маркетинга/ Пер. с франц.; В 2т – М.: МЦФЭР, 2006.

  6. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах. Учебник/под. ред. проф. Л.А. Данченок. – М.: ООО «Маркет ДС корпорейшн», 2004.

  7. Чевертон П. Теория и практика современного маркетинга: полный набор стратегий, инструментов и техник/пер с англ. В.Н. Егорова. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2002.

  8. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002.

1.3 Критерии оценки знаний выпускников по итоговому междисциплинарному экзамену по специальности

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в устной форме. Билет состоит из двух вопросов. На подготовку к ответу по билету выпускнику дается 30 минут, в течение которых можно написать тезисы ответа на специальных листах, выданных вместе с билетом. Тезисы должны быть написаны понятным почерком с указанием фамилии выпускника. На дополнительные вопросы в процессе ответа выпускник отвечает без подготовки.

Оценка за ответ выставляется по пятибалльной системе.

Критериями оценки ответа являются:

  • "отлично" - получены ответы на все вопросы билета и дополнительные вопросы членов Государственной аттестационной комиссии; продемонстрированная грамотная литературная речь, умело использована общеэкономическая и специальная терминология, проявлено умение аргументировано защищать свою позицию по дискуссионным проблемам, не имеющим однозначного ответа в современной учебной и научной литературе;

  • "хорошо" - отсутствует полный ответ на один из вопросов билета либо нет ответа на один дополнительный вопрос;

  • "удовлетворительно" - отсутствует ответ на один вопрос билета, и нет четких ответов на дополнительные вопросы.

  • «неудовлетворительно» - отсутствуют ответы на два вопроса билета.

Таким образом, члены Государственной экзаменационной комиссии выставляют оценки за ответы студента по каждому вопросу билета и каждому дополнительному вопросу. На закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии обсуждается характер ответов студента и выставляется согласованная итоговая оценка. В случае расхождения мнений членов Государственной экзаменационной комиссии по итоговой оценке на основе оценок, поставленных членами комиссии, решение Государственной экзаменационной комиссии принимается простым большинством голосов; при равном числе голосов, голос председателя комиссии является решающим.

2. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, в которой выпускник показывает навыки самостоятельного решения профессиональных вопросов по товароведению и экспертизе товаров. Выпускная квалификационная работа может представлять собой оригинальные самостоятельные исследования в области товароведения и экспертизы товаров или комплексную работу по изучению ассортимента, потребительских свойств товаров, и др.

При выполнении работы студент должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере (например, статистическая обработка материалов, оформление таблиц и рисунков, и пр.). Объем выпускной квалификационной работы должен составлять примерно 70-85 страниц печатного текста.

2.1 Цели и задачи выпускной квалификационной работы

Целями выполнения выпускных квалификационных работ является:

  • систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных задач научного, теоретического или практического характера;

  • развитие навыков ведения самостоятельной работы, анализа и владения методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе проблем и вопросов;

  • выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в условиях рынка, выявление творческого подхода при решении практических задач, стоящих перед торговлей в условиях рыночных отношений, прогресса науки и техники;

  • умение провести товароведную экспертизу товаров.

Конкретная цель выпускной квалификационной работы по товароведению и экспертизе товаров зависит от темы работы. Тематика выпускных квалификационных работ определяется выпускающей кафедрой. Она должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники, экономики и товароведения.

При написании выпускной квалификационной работы студент должен выполнить следующие задачи:

  • показать, что владеет достаточным объемом научных знаний и практических навыков, чтобы выполнить серьезное исследование и сформулировать рекомендации к применению в практике;

  • провести подробное исследование избранной темы с точки зрения теории и практики товароведения;

  • показать, что исследования имеют практическую значимость для предприятий торговли;

  • показать способность обобщать, анализировать и синтезировать теоретические и практические знания и применять их при исследовании выбранной темы;

  • показать свою способность применять знания и навыки, полученные в процессе обучения.

Выпускная квалификационная работа выполняется на фактическом материале конкретных организаций (предприятий). На основе глубокого изучения теоретических вопросов, относящихся к избранной теме работы, и анализа деятельности предприятий и организаций, студент должен показать положительные и отрицательные моменты в работе этих предприятий и организаций, а также выработать рекомендации с учетом проведенного анализа.

Как исключение, выпускная квалификационная работа может носить и теоретический характер, если она содержит глубокое исследование по состоянию рынка товаров и услуг, экспертизе нормативной документации одной из групп потребительских товаров, и т.д.

  1. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация торговли» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 080401– Товароведение и экспертиза товаров.
  2. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.

Другие похожие документы..