Одобрено учебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для специальности 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009

1.2.1 Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров

Объект, предмет и задачи товароведения.

Объект товароведения – товар. Предмет товароведения – потребительная стоимость товара. Две стороны товара: потребительная стоимость и стоимость, их взаимосвязь, потребности, удовлетворяемые потребительскими товарами. Влияние динамики потребительной стоимости на формирование потребительных стоимостей. Модель исходной ситуации потребления. Сущность и определения основных терминов товароведения: «товар», «потребительная стоимость», «качество», «информация о товаре». Связь товароведения с другими науками. Задачи товароведения в условиях рыночной экономики.

Классификация товаров.

Классификация как разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Общие принципы и правила классификации. Признаки классификации: сырьевой, технологический, рецептурный, компонентный, структурный. Иерархический метод классификации (суть метода, ступень классификации, глубина классификации, примеры). Фасетный метод классификации (суть метода, отличительные особенности). Роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров (на примере одной из групп товаров).

Ассортимент товаров.

Ассортимент товаров (определение). Товарная номенклатура (определение). Виды ассортимента ( промышленный и торговый, простой и сложный, групповой и развернутый). Принципы формирования ассортимента. Факторы формирования ассортимента. Показатели ассортимента (широта, структура, полнота, устойчивость, обновляемость) как характеристика сбалансированности спроса и предложения. Управление ассортиментом. Ассортиментная политика (сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация). Факторы формирования ассортимента: общие, специфические.

Виды и средства информации о товаре.

Виды товарной информации (основополагающая, коммерческая, потребительская). Способы (средства) доведения информации до потребителя (маркировка, технические документы, нормативные документы, справочные данные, реклама и пропаганда). Маркировка товаров: понятие, назначение, производственная и торговая маркировки. Товарные знаки. Штриховое кодирование.

Товаросопроводительные документы, информирующие о количестве и качестве товаров. Эксплуатационная документация на товары. Рекламно-справочная информация о товаре.

Требования, предъявляемые к средствам информации о товаре (достоверность, доступность, достаточность) Правовые основы информационного обеспечения потребителей.

Основы оценки и формирования качества товара.

Требования к товарам. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества.

Требования, предъявляемые к номенклатуре. Типовая и развернутая номенклатура показателей качества товаров. Общая характеристика показателей свойств (качества): социального и функционального назначения, надежности, эргономических, эстетических, экологических свойств, безопасности и экономичности. Их значения в формировании качества и конкурентоспособности товаров.

Факторы, формирующие и сохраняющие качество товара.

Факторы, формирующие качество товара: понятие о факторах и условиях, влияющих на качество товаров. Роль сырья и материалов, конструкции изделий, технологических процессов, человеческого фактора.

Факторы, влияющие на сохранение качества товаров: внешние, физико-химические, механические и биологические воздействия. Общие методы и принципы защиты товаров от воздействия внешних разрушающих факторов.

Условия сохранности (хранения) товаров: температурный и влажностный режим, размещение товара на складе, санитарно-гигиеническое состояние склада. Влияние тары и упаковочных материалов на сохранность товаров. Влияние условий транспортирования на сохранность товаров.

Методы оценки качества товаров.

Методы определения значений показателей качества: объективный и эвристический.

Объективные методы: измерительный (механический, физический, химический, биологический), регистрационный, расчетный. Их достоинства и недостатки, область применения и пути совершенствования.

Субъективные (эвристические): органолептический (визуальный, вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой), экспертный, социологический. Их достоинства и недостатки, области применения, пути совершенствования.

Дефекты товара: классификация, методы обнаружения. Причины возникновения дефектов, пути их устранения, методы утилизации товаров.

Виды контроля товаров, их характеристика. Градация товаров по качеству (сорта, группа качества, группа сложности и пр.). Организация контроля качества товаров в торговле.

Оценка уровня качества товаров: методы оценки (дифференциальный, комплексный, смешанный). Влияние уровня качества при формировании цены.

Конкурентоспособность товаров: понятие, общая характеристика критериев конкурентоспособности. Характеристика товарных критериев – качества (уровень качества, наличие сертификата качества, потребительская новизна, имидж) и цены потребителя. Интегральный показатель качества.

Идентификация и фальсификация товаров. Понятие идентификации и фальсификации. Экономические, социальные и правовые последствия фальсификации. Виды фальсификации и идентификации. Методы обнаружения и меры предотвращения фальсификации.

Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров).

Понятие факторов конкурентоспособности. Производственные, сбытовые, сервисные, рыночные факторы.

Понятие конкурентоспособности товара. Цель оценки. Классификация методов по различным признакам: номенклатура критериев, цель и стадия оценки исходя из жизненного цикла продукции, форма представления данных.

Понятие конкурентного преимущества.

Внутренние преимущества – превосходства, связанные с повышенным качеством (улучшенными показателями качества, новым сырьем, технологией), новой областью применения, доступной ценой.

Внешние конкурентные преимущества – превосходства, подтвержденные на конкурсах, при экспертизе, добровольной сертификации, профессиональными организациями, авторский надзор за производством известной фирмы.

Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности товаров.

Соответствие международным стандартом как условие допуска товара на внешний рынок.

Соответствие стандартам профессиональных объединений как фактор конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Роль стандартов ИСО 9000 в обеспечении конкурентоспособности.

Роль технического регламента в повышении безопасности товара.

Роль сертификации в повышении конкурентоспособности товара.

Роль добровольной сертификации товаров. Роль сертификации систем качества. Система ХАССП как повышенная гарантия безопасности продовольственных товаров.

Учет имиджа органов по сертификации, подтверждающих соответствие экспортных товаров.

Маркировка товаров, предназначенных для европейского рынка.

Тара и упаковочные материалы.

Функции тары и упаковки (защитная, информационная). Многофункциональность тары и упаковки. Требования, предъявляемые к таре и упаковке: безопасность, экологичность, надежность, совместимость, взаимозаменяемость, экономическая эффективность. Классификация тары и упаковки.

Товароведная экспертиза.

Товароведная экспертиза как важнейший и обязательный вид товарной экспертизы, включающей также санитарно-гигиеническую и ветеринарную экспертизы. Виды товароведной экспертизы: количественная, качественная, ассортиментная и комплексная.

Количественная экспертиза – оценка количественных характеристик товара в товарной партии, единичных экземпляров, комплексных упаковочных единиц. Отличия количественной экспертизы от количественной приемки товаров. Правовая база проведения количественной экспертизы (Гражданский кодекс РФ, ст.465, 461, 483). Понятия о массе брутто, массе нетто.

Качественная экспертиза как оценка качественных характеристик товара для установления соответствия требованиям нормативных документов.

Разновидности качественной экспертизы: приемочная экспертиза по качеству, экспертиза по комплектности, экспертиза новых товаров, дегустация, экспертиза по договорам. Правила и особенности их проведения.

Ассортиментная экспертиза как оценка экспертом количественных и качественных характеристик товара для установления его ассортиментной принадлежности, по наименованию, артикулу, товарной марке, указанной в товаросопроводительных документах.

Документальная экспертиза как оценка товароведных характеристик товаров, основанная на информации товарно-сопроводительной, технологической и иных документах.

Комплексная экспертиза как оценка экспертом всех характеристик товара на основе их испытаний и анализа документов. Использование комплексной экспертизы в практике комиссионной торговли.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 448 с.

  2. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Высшее образование, 2007. – 390 с.

  3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: ЮРАЙТ, 2008. – 350 с.

  4. Николаева М.А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов. – М.: Деловая литература, 2007. – 352с.

Дополнительная

  1. Товароведение, экспертиза, стандартизация: учебник для студентов вузов/Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 239 с.

  2. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров – М.: Экономика, 1988. – 295с.

1.2.2 Товароведение и экспертиза однородных групп товаров (продовольственных)

Рынок продовольственных товаров.

Значение группы товаров в структуре рынка продовольственных товаров. Обеспечение населения группой товаров в России и за рубежом. Направления в развитии ассортимента, улучшении качества.

Пищевая ценность продовольственных товаров.

Содержание основных питательных веществ в 100 г съедобной части продукта - критерии оценки качества пищевой ценности. Биологическая, энергетическая ценность, биологическая эффективность.

Консервирование продовольственных товаров.

Цели консервирования. Методы консервирования: физические, химические, биохимические, комбинированные. Преимущества и недостатки различных методов консервирования.

Факторы, влияющие на сохранение качества и потребительских свойств продовольственных товаров.

Условия хранения как совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище. Значение упаковки. Основные операции товарной обработки.

Безопасность продовольственных товаров.

Понятие безопасности продовольственных товаров. Способы попадания токсичных веществ в пищевые товары. Виды пищевых отравлений.

Зерномучные товары.

Классификация. Особенности строения и состава зерна для формирования качества продуктов его переработки. Характеристика основных групп зерномучных товаров: муки, крупы, хлебобулочных, макаронных изделий по пищевой ценности, факторам, формирующим качество. Оценка качества. Дефекты. Условия хранения.

Плодоовощные товары.

Особенности химического состава и пищевой ценности. Классификация свежих плодов и овощей на группы, виды, разновидности и сорта. Категории качества. Дефекты. Условия хранения. Продукты переработки плодов и овощей. Методы переработки, их сущность и влияние на потребительские свойства и сохраняемость.

Кондитерские товары.

Классификация. Краткая характеристика основных групп кондитерских изделий: фруктово-ягодных, конфет, шоколада, карамели, печенья, пряников и др. по пищевой ценности, факторам, формирующим качество. Требования к качеству. Дефекты. Хранение.

Вкусовые товары.

Классификация. Особенности химического состава и пищевой ценности. Товароведная характеристика чая, кофе. Оценка качества. Условия и сроки хранения.

Алкогольные напитки.

Классификация. Факторы, формирующие качество. Товароведная характеристика отдельных видов алкогольных напитков (водки, коньяка, ликеров, вина). Оценка качества. Дефекты. Условия хранения.

Молочные товары.

Классификация, виды и ассортимент. Краткая характеристика молока, кисломолочных товаров, масла коровьего, сыров по пищевой ценности и факторам, формирующим качество (сырье, особенности производства). Наиболее распространенные дефекты. Хранение. Потери при хранении и подготовке к реализации, пути их снижения.

Пищевые жиры.

Классификация, ассортимент, виды и сорта.

Краткая характеристика растительных масел, животных жиров, маргариновой продукции по пищевой ценности, факторам, формиру­ющим качество (сырье, особенности производства). Наиболее рас­пространенные дефекты. Хранение. Потери при хранении и подго­товке к реализации, пути их снижения.

Мясные товары.

Пищевая ценность мяса и мясных товаров. Характеристика тка­невого состава мяса. Классификация мяса по видам, полу, возрасту, упитанности убойного скота, а также термическому состоянию туш. Принцип деления на сорта и категории.

Классификация, ассортимент, виды и сорта мясных товаров. Краткая характеристика отдельных групп мясных товаров: кол­басных изделий, мясных копченостей, консервов по пищевой ценнос­ти, тканевому составу, факторам, формирующим качество.

Рыбные товары.

Пищевая ценность рыбы и рыбных товаров. Характеристика тканевого состава рыбы. Основные промысловые семейства рыбы, их краткая характеристика. Классификация, ассортимент, виды рыб­ных товаров.

Краткая характеристика основных групп рыбных товаров: рыбы живой, охлажденной, мороженной, соленой, копченой, рыбных кон­сервов и пресервов по пищевой ценности, факторам, формирующим качество (сырье, особенности производства). Наиболее распростра­ненные дефекты. Хранение. Потери при транспортировке, хранении и подготовке к реализации, пути их снижения.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Косторных М.С., Кузьмина В.Н., Пучкова Ю.С. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов. – М.: Академия, 2007.

  2. Косныева А.М., Криштафович В.И., Позняковский В.М. Товароведение и экспертиза мяса и мясных продуктов. – М.: Академия, 2007.

  3. Родина Т.Г. Товароведение и экспертиза рыбных товаров и морепродуктов. – М.: Академия, 2007.

  4. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров. Под редакцией Елисеевой Л.Г. – М.: МЦФЭР. 2006.

Дополнительная

  1. Карташова Т.В., Николаева М.А., Печникова Е.Н. Товароведение продовольственных товаров растительного происхождения. – М.: Деловая литература. 2004.

  2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. - М.: Норма, 2007 г

  3. Яшко Ж.А., Ходыкин А.П. и др. Товароведение, экспертиза и стандартизация. М.: Издательский Дом Дашков и Ко, 2008.

  1. Учебно-методический комплекс Специальность: 080401 Товароведение и экспертиза товаров Москва 2009 (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация торговли» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности 080401– Товароведение и экспертиза товаров.
  2. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.

Другие похожие документы..