М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф

ФИЛОСОФИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Артюхин А.С. Проблема поиска смысла жизни и её решение в гуманистической философии Эриха Фромма……………………………..34

Барежев К.В. К вопросу о смысле преподавания философии в высшей школе…………………………………………………………………………..38

Бисько А.Т., Бисько И.А. Метафизика и глобализм. Проблемы взаимодействия………………………………………………………………..45

Бранская Е.В. Соотношение истины и идеала в произведении искусства..50

Букина Т.В. От «академического марксизма» к социалистическому реализму: исследования музыкальной культуры в сталинскую эпоху (1930 – нач. 1950-х г.г.) …………………………………………………………….52

Гаврилов И.Б. Критика культуры «модерна» в философии Романо Гвардини………………………………………………………………………53

Григорьев А.Д. Толерантность. Проблемы и пути решения в условиях ВУЗА…………………………………………………………………………..56

Гриценко Г.Д. Российский правовой менталитет: лингвокультурологический аспект …………………………………………60

Гронская О.Н. Реальность – фантастика – «новая реальность», или ситуация «путешествие в невозможный мир»……………………………..64

Гусева Е.А. Соотношение творческой и нетворческой деятельности в общественной жизни…………………………………………………………69

Дядина Е.А. И.А.Ильин о культуре………………………………………..73

Евланникова Г.Е. О культурном самосознании экономиста………………77

Краснухина Е.К. Философское образование в системе гуманитарного знания: профессия и призвание……………………………………………..80

Лебединская Т.О. О целесообразности религиозного образования в светской школе……………………………………………………………….84

Любимова Т.Б. Наука о человеке и метафизика…………………………...87

Макаров И.В. Онтология музыки А.Ф. Лосева в ценностном аспекте творчества…………………………………………………………………….96

Малиновский И.Б. К вопросу о происхождении русской философии…...98

Маркова Т.И. Университет как особое сообщество в средневековом социуме………………………………………………………………………102

Маркова Т.И. Этические аспекты профессиональной деятельности преподавателя высшей школы…………………………………………….105

Медведев В.И. М. М. Бахтин и герменевтика……………………………116

Миронов Д.А. Нравственно-педагогические идеи Н. И. Пирогова в свете преодоления секулярной установки………………………………………121

Окладникова Е.А. Языческая культура славян: принципы типологического анализа………………………………………………………………………128

Пукшанский Б.Я. Исторические стили инженерного мышления ………134

Саакян А.К. Человек в экономической теории (классический и неоклассический подходы)…………………………………………………145

Сейфи Г.Ф. Образование и инфантилизм………………………………….149

Симаков С.Ю. Концептная методика: опыт проблематизации…………..152

Смирнова А.П. Априорность морали в этике И.Канта и Г.Спенсера……157

Судакова Г.Г. Идея гуманизации и гуманитаризации университетского образования в творчестве К.Д. Кавелина…………………………………..159

Сыркина А.Н. Воздействие современной техники на гуманитарные

науки …………………………………………………………………………163

Федотова П.И. Об особенностях менталитета современной студенческой молодежи…………………………………………………………………….165

СЕКЦИЯ

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Бушев А.Б. Глобальный дискурс об экономическом кризисе……………168

Иванян Р.Г. Инновационные технологии социального партнерства со СМИ (на примере конкурсов для журналистов)…………………………………172

Леонов В.Е. Модернизация российской экономики: возможно ли это?...174

Селищева Т.А. Возможности инновационного развития российской экономики в современных условиях……………………………………….177

СЕКЦИЯ

ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Галанов М.М. Церковно-государственные отношения как предмет научного анализа ………………………………………………..................183

СЕКЦИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Авакян А.А. Роль и место региональной службы занятости в организации трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования (на примере Санкт-Петербурга)………………………….….187

Акопян Е.А. Закономерности мировых миграций населения…………..189

Бразевич Д.С., Афанасьев В.Г. Об управлении обществом как социологической проблеме…………………………………………………192

Верминенко Ю.В. «Медикализация» социальных проблем в современном социологическом знании……………………………………………………195

Винокурова Н.А. Развитие внутривузовской системы оценки качества в контексте болонского процесса……………………………………………198

Гусева И.А. Проблемы модернизации здравоохранения как социального института…………………………………………………………………….200

Жидких Е.А. Социализация посредством языка………………………....203

Лупанов В.Н. Сетевая модель организации самостоятельной работы студентов в условиях многоуровневой подготовки………………………205

Нюман Д.С. Значение градообразующих предприятий в поддержке социальной сферы монопрофильных городов…………………………….210

Оганян К. М. Особенности управления в сфере образования……………212

Пустыльник П.Н. Демографический аспект управления трудовыми ресурсами…………………………………………………………………….215

Трескинский А.С. Ценностные ориентации молодежи в условиях трансформации российского общества…………………………………….218

Федоров Д.А. К вопросу об источниках социального учения

Цицерона……………………………………………………………………..221

СЕКЦИЯ

ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ.

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Гончаренко Л.Н История как идеология…………………………………226

Иванов И.А. Русская научная эмиграция в США в 20-30 гг. ХХ в…….229

Кузнецова П.Ю. Формирование кадрового состава государственной службы: исторический опыт……………………………………………….233

Лукичёва А.О. Ганзейские дни Нового Времени в Великом

Новгороде…………………………………………………………………...236

Полякова Н.В. Контролирующая функция народного правительства (по материалам III Государственной Думы 1907–1912 гг.)………………….239

Семенова И.А. Лингвокультурные особенности PR-коммуникации….242

Снигирёв С. Ф., Артюхин А. С. К 65-Летию Великой Победы. Факты истории города Выборга…………………………………………………..243

Стрельников С.В. О преподавании исторических дисциплин в

Инжэконе ………………………………………………………………….248

Федоров А.В. Образ России на американском экране в эпоху

«оттепели»…………………………………………………………………256

Федотьев Д.С. Предпринимательская деятельность евреев в Петербурге во второй половине XIX – начале XX в.…………………………………259

СЕКЦИЯ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Абрамова Е.В. Фонетические особенности имитации русских сонорных согласных носителями нидерландского и фламандского языков……….263

Абукарова б. м. Современные трактовки некоторых аспектологических понятий………………………………………………………………………268

Беляева Л.В. Некоторые аспекты работы со словом при анализе художественного текста ……………………………………………………272

Верещагина Ж.Ф. Детерминанты речевой культуры……………………276

Гриценко Г.Д. Российский правовой менталитет: лингвокульторологический аспект ……………………………………….278

Ермаченкова В.С. Ритмо-интонационное строение художественной прозы (на материале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)…………282

Зайцева Е.В. Процесс перевода как специфический компонент коммуникации……………………………………………………………….290

Клишин А.И. Перевод как общественный феномен…………………….292

Красюк А.Г, Суслова О.В. О пользе изучения синтаксиса …………….294

Мерзлякова А.Х. Межкультурный подход к изучению терминов……..297

Микулина Л.Т. Отечественные традиции перевода английской художественной литературы (на материале перевода романа Sue Townsend «Queen Camilla»)…………………………………………………………….301

Молчанова О.И. Жанр как общность структурно-композиционных и стилистических признаков………………………………………………….304

Остякова Г.А. Значение аутентичной художественной литературы при обучении французскому речевому этикету ……………………………….307

Остякова Г.А. Французская специфика речевого этикета в сфере межкультурной коммуникации в целях развития социально-профессиональной адаптации ……………………………………………..311

Ростовцева Т.В. Концепт «кошка» в языковой картине мира носителей английского языка: текстоцентрический аспект …………………………315

Рябова Т.В. О новом сборнике стихов Александра Гущина «Музыка звезд»………………………………………………………………………....317

Саморукова Я.А. Кино как текст: к вопросу о методе анализа (на примере киноленты К. Муратовой «Увлечения») …………………………………..321

Степанова Л.И., Клокова Н.Б. Лингвосоциальная адаптация в аутентичных учебниках (на материале немецкого языка) ………………325

Тепкеева В.В. Анализ структуры концепта в лингвистических исследованиях ………………………………………………………………328

Ушакова М.А. Здравствуй, слово новое! (serendipity)……………………330

Юдина Г.С. Проблема усвоения понятий с культурной составляющей в процессе изучения иностранного языка…………………………………...332

СЕКЦИЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Абубакарова Б. М. Групповая презентация как инновационная форма в процессе подготовки профессиональных кадров………………………..343

Агеев С. В. Самостоятельная работа студентов, изучающих бизнес-английский, по расширению словарного запаса и навыков

аудирования ………………………………………………………………..345

Барышникова С. Б. Основные тенденции развития современного образования………………………………………………………………...348

Бисько А. Т., Бисько И. А. К установлению основных концептов социокультурной методологии педагогики………………………………351

Васильева В. Д. Некоторые методологические аспекты формирования проектной культуры будущих инженеров………………………………..356

Ведрова Т. В., Мезенцева Е. Б. Самостоятельная работа по эвристическому сценарию…………………………………………………358

Геращенко Л. В. Об активизации научной деятельности студентов в области гуманитарных наук……………………………………………….360

Городков О. С. Синергетический подход к внедрению инноваций в образовательную систему вуза……………………………………………365

Горохова Н. Э. Тест и портфолио как форма оценки достижений студента………………………………………………………………………367

Горшкова В. В. Российское образование в контексте становления глобальной культуры………………………………………………………..369

Денисова Л. А. Обществознание – изначальный ориентир деятельности человека………………………………………………………………………374

Евменова Т. И. К вопросу о совершенствовании мотивации к изучению русского языка как иностранного (из опыта преподавания по программе включенного обучения)…………………………………………………….376

Иванова Б. Л. Формирование лингво-профессиональной компетентности на основе междисциплинарных связей……………………………………379

Корнилова В. В. Критерии и уровни сформированности нравственных ценностей будущих PR-специалистов…………………………………….382

Лаврова К. С. Зачем нам компетентностный подход?..............................385

Лазарева М. В. Формирование профессиональной компетентности преподавателей иностранного языка через информатизацию…………..389

Николайшвили В. А. Элементы межкультурной коммуникации на занятиях по переводу……………………………………………………… 393

Николайшвили В. А. Portfolio как средство управления самостоятельной деятельностью студентов по иностранному языку………………………396

Носова М. А. Олимпиада по иностранным языкам как важнейший фактор мотивации студентов для преодоления языкового барьера…………………400

Петросян Г. А. Психологические аспекты преподавания математики на гуманитарных факультетах…………………………………………………403

Решетова О. А. Обучение деловому английскому языку: опыт

Финляндии …………………………………………………………………..405

Самойлова О.Д. Имидж как элемент профессионального успеха……….408

Сидоренко Т. В. Балльная оценка по дисциплине «Иностранный язык» в рамках БРС………………………………………………………………….410

Сорокина О. Н. Роль внутренней речи в изучении иностранных

языков ………………………………………………………………………412

Старобина Е. М. Теоретические подходы к организации профессионального образования специалистов из числа людей с ограниченными возможностями здоровья………………………………..414

Шагиева Н. М. Компетентностный подход при оценке качества профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка…418

Ястребова Ю. В. Система высшего профессионального образования во Франции и России…………………………………………………………..420

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

VI международная научно-практическая

конференция

21 мая 2010 г.

Тезисы докладов

1 Обоснование данного тезиса применительно к практике деловых отношений XIX – начала ХХ в. см: Барышников М.Н. Деловой мир дореволюционной России: индивиды, организации, институты. СПб., 2006

2 Еще в 1930-х гг. Дж.Коммонс отметил, что «деловая репутация – это высшая точка честной конкуренции и справедливой стоимости, соответствующих интересам общества, в противоположность экономике свободной конкуренции и максимального чистого дохода, соответствующих частным интересам, безотносительно интересов общественных» (Коммонс Дж. Институциональная экономика // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Том 5. Номер 4. С.61)

3 Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб., 1996. С.485

4 О роли институциональных ограничений в деловой жизни дореволюционной России см.: Барышников М.Н. Российские фирмы в XIX – начале ХХ в.: собственность, управление, индивидуальные и групповые интересы // Очерки истории российских фирм: вопросы собственности, управления, хозяйствования. СПб., 2007.

5 Как свидетельствует историческая практика (в том числе кризисные для мировой экономики события 2008-2009 г.), по мере усиливающегося дисбаланса интересов в экономической и финансовой сферах, в том числе на внутри- и межфирменном, национальном или международном уровне, происходит поиск новых форм и методов институционального регулирования. Это регулирование призвано согласовывать и, соответственно, ограничивать интересы в их частном и групповом выражении.

6 См.: Nelson D., Silberberg E. Ideology and Legislator Shirking // Economic Inquiry. 1987. № 25; Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.С.39

7 См. подробнее: North D. C.Understanding the Process of Economic Change. Princeton and Oxford: Princeton University Press. 2005.

8 Ходжсон Дж. М. Скрытые механизмы убеждения: институты и индивиды в экономической теории // Terra Economicus: сборник статей российских и зарубежных экономистов начала XX века. М., 2008. С.26

9 Наиболее убедительно это показал Гегель.

10 О трансцендентальных, или о содержательных в критическом смысле ограничениях мышления в философии необходимо говорить особым образом и рассматривать их отдельно. Однако факт их существования и принадлежности к философской традиции не противоречит тому, что было сказано.

11 Правда, к этой истине философский разум пришел не сразу, но двигался к этому постепенно. Начало движения – Декарт, Лейбниц, Кант; апогей движения, его высшая точка – Гегель; завершение движения – Гуссерль. После Гуссерля с его завершенным феноменологическим проектом движение, заданное Декартом, продолжается по инерции.

12 Мысль – есть то, что имеет непосредственное отношение к истине, квазиотношению (т.е. отношению, не имеющему места среди налично сущего). См.: Г.Фреге, «Мысль: логическое исследование».

13 См.: Жиль Делез, «Различие и повторение», «Логика смысла».

14 Пигров К.С.Социально-философские проблемы творчества. Л., 1982. С. 15.

15 Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант № 08-03-00561а.

16 Лакан Ж. Изнанка психоанализа. Семинары. Кн. 17. М., 2008. С. 16.

17 Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М., СПб., 1997. С. 18.

18 Миллер Ж.-А. Цит. Соч. С. 19.

19 Гастон Башляр. Новый рационализм. М., 1987. С. 348-349

20Коновалов С.С. Книга, которая лечит. Человек и Вселенная. С. 52-53.

21 Метод науки наследуется не из античности или из традиционных (священных) наук. Он заимствован у инквизиции. И.П.Павлов «испытывал» собак, А.А.Ухтомский кошек, Э.Шрёдингер истязал виртуального, мысленного кота, но принципиально это тот же метод. В «лабораториях» инквизиции испытывали людей и животных, чтобы «пытаемые» признались относительно связи с «иным миром». «Пытаемый» никогда не скажет правду, он всегда будет говорить то, что в голове у испытателя. «Закон природы» для современной науки это тоже иной мир, их узнают, испытывая природу. С ней не общаются, она бездушный объект. «Каинова печать» этого метода и принципиальной установки скрыто присутствует в сознании ученого. Однако современная наука предстает как неизбежный факт жизни, она всегда стремится «за пределы предельного», как считает Г.Башляр, в этом ее трансцендентная сторона, ее философия: «Человек находится не перед наукой, а в науке, в горячем становлении науки, в ускорении человеческого становления, которое, несомненно, является одной из самых драматичных характеристик нашего времени…. Призвание к науке есть своего рода приглашение к активности мышления, приглашение к ускорению мышления. Оно неизбежно мобилизует всю наше глубинную энергию…. Знание само есть фактор жизни…. Человек предан познанию» (Гастон Башляр. Новый рационализм. М., 1987. С. 334-335).

22 Эстетическое событие, по Бахтину, может совершиться лишь при двух участниках, оно предполагает два несовпадающих сознания (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, с.22; курсив мой – В.М.).

23 Эпштейн М. Техника – религия – гуманистика // Вопросы философии. – М., 2009. №12. С.26.

24 http://www.emory.edu/EMORY REPORT/erarchive/2000/March/ermarch.20/3

25 Карл Густав Маннергейм родился в Финляндии, с 14 лет учился в Кадетском корпусе, а с 18 лет обучался в Николаевском кавалерийском училище. До революции 1917 года служил последовательно в Кавалергардском полку, в Драгунском полку, в Уланском полку. Имел жену – москвичку А.П. Агапову, двух русских дочерей, был генерал-майором царской армии. После поражения финнов в мае 1945 года лично подписал мир с СССР.

26 Аппроксимант - согласный, при артикуляции которого сближение органов речи более значительно, чем у гласных, хотя и не образует шума [4].

* Яхве, Йяхве, Иегова – в иудаизме Бог.

27 Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998, С.109

28 XXXI Межвузовская научно – методическая конференция преподавателей и аспирантов. С – Петербургский государственный университет. Филологический факультет. СПб.: 2002. С.13

** Энлиль – в вавилоно – ассирийской религии одно из трёх верховных божеств, персонификация природных сил.

29 См. Моисеев A.M. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. Научно-практическое пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 272 с.

30 Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 282-283

434


  1. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф (3)

    Документ
    О82 Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VIII науч.-практ. конф. 25 мая 2012/ ред. кол.: М.П. Горчакова-Сибирская (отв.
  2. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф (1)

    Документ
    д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.
  3. В россии (2)

    Документ
    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего

Другие похожие документы..