М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

На сегодняшний день, несмотря на многочисленные публикации и публичные выступления, отсутствует четкое представление о государственной политике в области высшего профессионального образования. Речь идет о сопоставимости внутренней и внешней политики в области образования. Подписание Россией Болонской декларации (2003) не привело к пониманию в российском образовательном сообществе основных этапов реформирования отечественного образования. Реализация идей Болонского процесса в большинстве случаев является инициативой конкретных вузов. Каждый вуз создает ту образовательную среду обучения, которую сам себе и представляет. Отсутствие четкой программы, а зачастую и просто реакции, Министерства образования и науки РФ значительно осложняет инновационную деятельность университетов. И, что самое существенное, - сдерживает инициативу большинства вузов России, которые, по старой привычке, ждут указаний сверху. Неслучайно решение Правительства РФ о введении многоуровневой системы обучения вызвало так много вопросов и отрицательных откликов.

В чем преимущество многоуровневой системы?

а) Многоуровневая система принципиально открытая система (открытым является список профилей подготовки бакалавров, программ специализированной подготовки магистров, она достраивается на любом этапе реализации, содержит так называемые переходные модули, позволяющие студенту переход на другую образовательную программу, например, с программы подготовки бакалавра на программу подготовки дипломированного специалиста).

б) Это целостная система (все компоненты, составляющие систему, взаимосвязаны и взаимообусловлены). Но целостность, как известно, не предполагает обязательную завершенность и полноту. Кстати, стремление к завершенности и полноте значительно повредили самой идее многоуровневого образования на первом этапе. Это система, которая предполагает наличие обязательной вариативности. Если раньше мы отрабатывали инвариантную часть, то сейчас в большей степени придется работать над вариативной. У нас в два раза больше дисциплин по выбору, больше вузовский компонент.

в) Это функционально-адаптивная система, предполагающая саморазвитие и самоорганизацию. От самостоятельности и творческой инициативы кафедр зависит наполнение 40% объема всего стандарта.

г) Это система экономически эффективна (своевременный отклик на потребность региона в подготовке бакалавров по определенному профилю. Перечень направлений подготовки и специальностей не может меняться часто, а потребность в каждом регионе в специалистах разной направленности меняется довольно быстро. В перспективе надо развивать новые профили. Теперь кафедра должна предпринимать шаги по разработке дополнительных специальностей, специализаций, факультативов.

Реализация многоуровневой системы образования предполагает существенные изменения как содержания и структуры образования, так и технологий обучения и его ресурсного обеспечения. Это означает, что вхождение российского высшего образования в Болонский процесс потребует и от государства, и от образовательного сообщества четкого знания проблем предстоящих реформ.

Формирование открытого образовательного пространства предполагает существенное переосмысление действующих национальных законов об образовании. Это обусловлено необходимостью создания государственных образовательных стандартов в рамках единого европейского стандарта. По мнению экспертов, в ближайшем будущем транснациональное образование станет объективной реальностью, что потребует координации подходов к стандартам качества транснационального образования. Наиболее сложным представляется решение проблемы внедрения, создания и реализации новых систем и процедур контроля качества профессиональной подготовки, а также разработка инструментария для успешной реализации учебного процесса в условиях инновационной образовательной среды.

Образовательная среда как совокупность условий реализации учебного процесса является инновационной, когда в ней обеспечивается полноценная поддержка самостоятельной работы обучающихся и профессиональной и научной деятельности преподавателей.

Целью открытия специализированных бакалаврских и магистерских программ в гуманитарном образовании является подготовка высококвалифицированных специалистов, умеющих на практике применять систему научных знаний и навыков научно-исследовательской работы в сфере образовательной деятельности. Такие программы разрабатываются и реализуются на филологическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена уже более 15 лет.

Современная школа и вуз требуют подготовки высококвалифицированных преподавателей, способных работать в специализированных (профильных) школах, лицеях и гимназиях, колледжах и высших учебных заведениях; готовых осуществлять свою практическую деятельность на научных основаниях и совмещать ее с исследовательской работой.

При разработке соответствующих программ необходимо учитывать, что решающим аспектом развития общества в современном мире является научное и культурное взаимодействие, важным средством осуществления которого является знание иностранных языков, позволяющее с достаточным уровнем компетенции учиться, работать и получать информацию в различных учебных, профессиональных и информационных средах.

Для обеспечения коммуникативной компетенции и, в частности, речевой компетенции используются современные методические технологии, диагностические и информационные технологии.

Специалисты в гуманитарных областях знаний и должны уметь квалифицированно оценивать уровень речевых умений и навыков, отражающих различные ключевые компетенции, необходимые человеку. К последним относятся компетенции в сферах профессиональной ориентации, социально-трудовой деятельности, гражданской общественной деятельности, в бытовой и культурно-досуговой сферах. При этом особое значение приобретает языковая, профессиональная, психологическая и общекультурная квалификация тех, кто призван осуществлять эту диагностику, так и вопрос о том, насколько специалист-гуманитарий владеет всем богатством средств, предоставляемых различными современными технологиями.

В современном мире в условиях открытой и многоязычной коммуникации и развития средств непрерывного и открытого обучения возникает целый ряд задач, решение которых связано с качеством и практической применимостью различных гуманитарных технологий, т.е. технологий использования всего арсенала средств, накопленных в рамках применения информационных технологий в гуманитарных науках.

Разработка системы открытого образования (а также самообразования) предполагает выработку навыков и умений работы с текстами в одно- и многоязычной среде в аспекте решения задач извлечения знаний из текстовых источников информации. Для полноценного решения всех этих задач вузу и/или факультету необходим специальный комплекс лингвистических, лингвометодических и программных средств, поддерживающих работу студента, методиста или исследователя в плане:

  • обеспечения учебной информацией в виде специализированных электронных учебников по конкретным областям знаний;

  • обеспечения возможности работы с обучающими системами;

  • обеспечения доступа к полнотекстовым базам данных (одно- и многоязычным) и предоставления средств автоматизации их обработки;

  • обеспечения доступа к средствам автоматизированной обработки текстов, включая средства машинного перевода, лексикографические базы данных, средства поиска информации в параллельных текстах.

Таким образом, необходимость применения гуманитарных технологий для решения задач извлечения знаний и ситуация, объективно существующая в филологическом сообществе, приводит к необходимости определить:

  • как организовать работу специалиста в режиме использования информационных технологий, т.е. как организовать их совокупность для решения различных исследовательский и практических задач в рамках единого пространства, реализуемого на конкретном компьютере в виде автоматизированного рабочего места (АРМ), а также в рамках факультета или вуза в виде компьютерной сети;

  • каковы те ресурсы, использование которых необходимо для специалиста – исследователя, преподавателя, студента;

  • каковы должны быть методы и приемы обучения, в результате которого специалист в конкретной области сможет пользоваться всем арсеналом средств информационных технологий как в рамках специально организованного рабочего места, так и без него.

В идеале АРМ представляет собой комплекс баз данных и знаний, а также средств обучения и контроля, предназначенный для обеспечения преподавателей и обучаемых

  • доступом к учебной информации в виде специализированных электронных учебников, энциклопедий и справочников по конкретным областям знаний,

  • доступом к компьютерным системам обучения и диагностики,

  • доступом к полнотекстовым базам данных (одно- и многоязычным) и средствам автоматизации их обработки (программам получения различных словарей, конкордансов, средствам поиска информации в корпусах текстов и средствам их выравнивания и т.п.),

  • доступом к средствам обработки текстов, включая средства машинного перевода, лексикографические базы данных, системы глоссариев по различным направлениям,

  • доступом к инструментальным средствам, обеспечивающим издание подготовленной информации.

Все эти виды информации могут храниться как непосредственно в базе данных АРМ, так и в системе Интернет, в последнем случае в АРМ должна храниться специализированная информация о соответствующих сайтах.

Таким образом, выбранные в каждом конкретном случае функции АРМ определяют наполнение этой системы от “простых” терминологических ресурсов до более сложных систем, создавая систему знаний АРМ. Являясь информационной системой, автоматизированное рабочее место должно состоять из трех программных комплексов: программ поддержки работы всей системы в целом (в традиционной терминологии – системы управления базами данных), программ извлечения знаний (хранящихся в АРМ или извлекаемых из системы Интернет) и программ работы со знаниями.

Специалист, работающий в системе открытого образования, должен иметь возможность выбора конкретной информационной системы. При такой информационной поддержке можно обеспечить комплекс средств обучения и самообразования для пользователя любого уровня. Кроме того, наличие подобных средств дает возможность любому преподавателю, организующему работу студента, осознанно выбирать те виды деятельности, которые могут осуществляться студентом самостоятельно, и те, которые требуют контакта с преподавателем. Тем самым обучение превращается в осознанно направляемый процесс, допускающий контроль результатов на любом этапе и управление скоростью обучения в зависимости от успехов и интересов конкретного обучающегося. В то же время следует иметь в виду, что создание подобного АРМ требует не только детального исследования его возможностей и формирования ресурсов, но и специального обучения тех, для кого оно создается. В противном случае, АРМ будет рассматриваться как еще одно непонятное (и неприятное) средство из арсенала информационных технологий.

А. К. Орешкина

Институт теории и истории

педагогики РАО

  1. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф (3)

    Документ
    О82 Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VIII науч.-практ. конф. 25 мая 2012/ ред. кол.: М.П. Горчакова-Сибирская (отв.
  2. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф (1)

    Документ
    д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.
  3. В россии (2)

    Документ
    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего

Другие похожие документы..