М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф

М. П. Горчакова-Сибирская

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Начало XXI века, по мнению ряда экспертов, характеризуется кризисом в образовании, - как в России, так и во всем мире. Причиной кризиса стали противоречия между глобальными социально-экономическими изменениями в мировом сообществе и способностью образования отвечать новым вызовам времени.

В последнее десятилетие в большинстве развитых стран значительно сократилось государственное финансирование системы образования. Вследствие этого образовательные учреждения вынуждены были ввести режим строжайшей экономии и неуклонно повышать плату за обучение. При этом контроль со стороны государства над расходованием выделяемых на образование средств, напротив, стал более жестким. В Европе стали нередки даже случаи закрытия отдельных факультетов в университетах.

Многие государства стали не в состоянии поддерживать на должном уровне материальную базу научных исследований в университетах. Ее ослабление привело к утрате лидирующих позиций университетов и к перемещению центра прикладных научных разработок в крупные фирмы. В связи с этим усилилась конкуренция университетов и, как следствие, возникла проблема «утечки мозгов», дефицита молодых талантливых специалистов, которые вследствие более высокого уровня оплаты труда уходят из системы образования в коммерческие организации.

Парадокс состоит в том, что параллельно изменениям в производстве и обществе во всем мире начался беспрецедентный «образовательный взрыв», характеризующийся стремительным повышением интереса людей к получению образования, ростом числа обучающихся, учебных заведений, усилением их технической оснащенности, признанием образования одной из самых выгодных форм капиталовложений.

Не последнюю роль в обострении кризисной ситуации сыграли демографические процессы в промышленно развитых странах: старение населения заставило правительства переключать свое внимание с подрастающего на более старшие поколения.

Обострившаяся конкуренция внутри самой системы образования вызвала значительное повышение качественных показателей отдельных вузов. Однако проблемы образовательных учреждений значительно усложнились с появлением новых образовательных организаций, нетрадиционных провайдеров образования (например, виртуальных и корпоративных университетов), активно осваивающих новые области знаний. На образование возрос спрос в сторону его большей профессионализации.

Рынок диктует содержательные изменения спроса на обучение: акцент на практическую применимость полученных знаний, образование и подготовку на протяжении всей жизни (life-long education), а также «массификация» образования (в развитых странах, например, в Японии, сегодня всерьез говорят уже о необходимости всеобщего высшего образования).

Значительное влияние на формирование нового облика систем образования оказывает государственная политика, направленная на выравнивание уровней экономического развития регионов. На территориальные системы образования государством возлагается социальная ответственность за свой регион, стимулируется активное взаимодействие с местными властями, общественными организациями и промышленностью. На системы образования также возлагается ответственность за культурное развитие малых народностей региона.

Несмотря на широкий диапазон мнений, исследователи выделяют два концептуальных подхода к трактовке сущности кризиса и путей выхода из него.

Первый исходит из того, что существующая система образования при всех ее вариациях не обеспечивает требуемого уровня, качества, да и масштабов интеллектуальной, социокультурной и профессиональной подготовки человека, что требуют современные постиндустриальные технологии, в том числе социальные. Новый этап цивилизационного развития вызывает необходимость не просто повышения уровня образования, но формирования иного типа интеллекта, мышления, нового отношения к быстроменяющимся производственно-техническим, коммуникативным, социальным, информационным реалиям. Такую концепцию выхода из кризиса можно определить как технологическую, направленную на изменение смысла и характера образования, когда надо обратить внимание на изменение его содержания и применение новых методов, на формирование у обучаемых рациональных умений оперировать информацией, владеть компьютерными и социальными технологиями, мыслить профессионально-прагматично. Основной ценностью в рамках, технологической концепции является ориентация на профессионализм и организацию обучения во взаимосвязи с требованиями рынка и социального заказа современного общества.

Другая концепция - гуманитарная - усматривает истоки и содержание кризиса в дегуманизации образования, превращении его в инструментальную категорию производственных технологий и рыночных отношений. Наверно уместно в этой связи привести слова одного из выдающихся гуманистов XX века Э. Фромма, который так писал об американской образовательной практике в своей книге «Революция надежд»: «Наша система образования, внешне столь впечатляющая из-за количества обучающихся в колледжах, в качественном отношении не впечатляет. В общем-то, образование сведено к инструменту общественного преуспевания или, в лучшем случае, к использованию знаний для практического приложения в конкретной области человеческой жизнедеятельности, посвященной «добыванию пищи». Даже преподавание гуманитарных наук обходится отчужденной «мозговой» формой.

Главный смысл глубокой, настоятельно необходимой реформы образования Э. Фромм видит в его гуманизации и гуманитаризации. Не отрицая существенного влияния на функционирование системы образования целого ряда объективных факторов и необходимость технического и технологического перевооружения образовательной практики, надо согласиться с утверждением Фромма, что кризис образования - это во многом кризис сознания тех, кто осуществляет образовательную деятельность и организует ее, тех руководителей, педагогов, представителей власти, которые не понимают сути перемен, не способны принять их и наивно полагают, что все проблемы могут быть решены на основе старых подходов, главным образом, за счет увеличения государственного финансирования.

Представляется, что преодоление образовательного кризиса, носящего, по нашему мнению, системный характер, возможно только на основе гуманитарного и гуманистического подхода, на основе принципиально новой парадигмы, представляющей собой систему исходных принципов для постановки и решения научных и практических проблем, противоположных принципам традиционной педагогики и авторитарного управления, считающихся незыблемыми в течение тысячелетий.

Сопоставляя принципы технологического и гуманитарного подходов к развитию образования, можно заметить, что они в совокупности могут быть выражены в двух противоположных парадигмах: традиционной и инновационной. Традиционный взгляд связан с пониманием педагогической и учебной деятельности как непроизводственной, умственной, совершаемой в непроизводительной сфере. Педагогический труд выступает как один из видов услуг, а учеба - как один из видов духовного, а в условиях оплаты за образование и материального потребления. Общее образование, нацеленное, по определению, на всестороннее развитие, однозначно противостоит «одностороннему» профессиональному, т.е. имеет место жесткая разделенность, дискретность производственной и учебной деятельности. В результате молодые люди, заканчивающие учебное заведение, оказываются совершенно не готовыми к самостоятельной жизни в профессиональном и социальном отношениях. Профессиональное же образование, игнорируя социокультурные основания, все больше сводится, в соответствии с традиционной парадигмой, к производству человека - функции.

Между тем, еще в XX веке неоднократно поднимался вопрос о новой парадигме образования: было признано, что старая парадигма обучения, ориентированная на социальный заказ, на производство, на выпускника, на узкий профессионализм, которую можно назвать парадигмой «подготовки» заменяется парадигмой «креативного образования», раскрытия человеком его возможностей. Это означает, что передача профессионально-образовательного наследия в виде логически завершенной системы знаний, умений и навыков заменяется переносом акцентов на создание условий для готовности к выработке личностью собственных «разрешающих мер» по отношению к беспрецедентным социокультурным и профессиональным ситуациям.

Если «подготовка» строится из уверенности, что надлежащий корпус знаний, умений и навыков защитит человека в ситуации проблемы, стихийно возникшей в будущей деятельности, то «образование», в широком смысле слова, в соответствии с новой парадигмой, нацеливает человека на открытость новому опыту, познанию и способам деятельности, а также на предвосхищение самих возможных проблем.

В центре такой парадигмы понимание человека не только как homo sapiens, но и как homo creator; сама креативность расценивается как родовое качество человека. Обращение к «креативной» онтологии человека связано с раскрытием творчества как закона жизни. Важным является понимание единства творчества, жизни, здоровья и гармонии.

В этом случае централизованная система управления, успешно решавшая задачи функционирования, не может управлять процессом развития в новых условиях, имеющих такие отличные черты, как:

- отсутствие централизации и самостоятельность учебных заведений в выборе путей своего развития;

- нестабильность и слабая предсказуемость среды, в которой осуществляется деятельность;

- формирование рыночных отношений и необходимость активных действий на рынке труда, товаров и услуг.

Предпосылками для изменения управления, наряду с обновлением образовательных учреждений, являются также:

- преодоление администрирования и авторитаризма;

- устранения единообразия и формализма;

- демократизация и гуманизация отношений в коллективе;

- развитие инициативы, стремления к самосовершенствованию и самореализации потенциала учебных заведений (кадрового, производственного, учебно-материального);

- необходимость создания условий для раскрытия творческих возможностей и способностей инженерно-педагогических работников и учащихся;

- насущная потребность рационально использовать материальную и учебно-производственную базу и развивать коммерческую деятельность.

Анализ указанных предпосылок дает основание сделать вывод, что необходимо не простое совершенствование управления, а коренное преобразование его. Управление должно быть опережающим по сравнению с реальными процессами в деятельности учебных заведений.

При инновационном подходе общее образование становится не только необходимым условием, но и неотъемлемой стороной профессиональной подготовки, а профессионализм - необходимым условием эффективного производительного труда, который, будучи соединенным, с обучением, с физическим, этическим и эстетическим воспитанием личности, представляет собой единственное средство производства всесторонне развитых людей. Именно так обеспечивается непрерывность общего и профессионального образования.

В рамках новой парадигмы система образования органически соединяется с общественным, материальным и духовным производством, поскольку она основывается на совпадении изменения общественных отношений, условий и содержания деятельности, потребностей общества и личности, с изменением самосознания, и становится не только той средой, где человек приобретает знания для будущей жизни, но и, прежде всего, самой жизнью, сущность которой - изменение мира, а средство для этого - образовательная практика. При этом смысл образования заключается не в поглощении информации путем вербально-книжного общения, а в активной деятельности самих обучающихся, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности, новые более совершенные общественные отношения и, как итог, более совершенный, по сравнению с предшествующими поколениями, всегда готовый к преодолению сопротивления среды активный человек.

Традиционное стремление к стабильности содержания образования, его форм и методов при новом подходе уступает место противоположной тенденции - стремлению к постоянному обновлению образования, диктуемому логикой перемен в научно-технической и социальной сферах. В педагогическом аспекте принцип непрерывности, таким образом, состоит в единстве познавательной и преобразовательной, обучающей и учебной деятельности, в непрерывности обновления процесса образования.

Содержанием образования становится не столько определенный объем знаний, умений и навыков, сколько само творчество, самодеятельность в сфере материального и духовного производства.

Кроме того, традиционная педагогическая наука и практика придавали определяющее значение формальным показателям успеваемости. Новый подход, не отвергая их, придает решающее значение результатам учебной, производственной и социальной практики обучающихся. Он основан на необходимости всемерного развития коллективно-индивидуальных форм организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего активизацию каждого субъекта образовательной деятельности и максимальное использование педагогического потенциала самих студентов. Особое значение имеет принцип превращения обучающегося из объекта воспитания в субъект, активно преобразующий природную и социальную среду.

Говоря о смене образовательных парадигм, хотелось бы коснуться еще одной проблемы. Сейчас очень много говорят о необходимости непрерывного образования, однако, обычно понимают под ним простое дополнение базового образования различными формами обучения, повышения квалификации, переобучения, осуществляемыми в течение всего периода трудовой жизни индивидов. Такое представление, возможно, достаточно для решения определенного круга познавательных и практических задач, но принцип непрерывности имеет гораздо более глубокое, фундаментальное значение, представляя собой ключ к пониманию сути назревших в образовании проблем и путей их практического разрешения. Самое главное, что он подразумевает качественно иной тип взаимодействия общества и формирующейся личности.

В XXI веке концепция образования на протяжении всей жизни становится ответом на вызовы, которые бросает нам мир, где изменения происходят очень быстро. Понимание этого приводит к необходимости уделить особое внимание трем основополагающим принципам современного образования.

В первую очередь, речь идет о том, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, об их истории, о традициях и образе мышления. Этот вопрос занимал центральное место в докладе Эдгара Фора, опубликованном в 1972 г. под эгидой ЮНЕСКО. Его рекомендации сохраняют свою актуальность и по сей день, поскольку XXI век требует развития кросскультурных моделей образования, формирования толерантности и высочайшей социальной ответственности, включения их в жизнь местного сообщества. Это необходимо также в связи с другим важным моментом: не оставлять невостребованным ни один из талантов, которые, как сокровища, спрятаны в каждом человеке. Исходя из этого, необходимо выработать новые подходы, которые именно благодаря осознанию растущей взаимозависимости, приводят к совместному анализу рисков и вызовов, ожидающих нас в будущем, и подвигают нас к осуществлению совместных проектов или к разумному и мирному решению неизбежных конфликтов.

Кроме того необходимо вместе приобретать знания и необходимо уметь работать вместе. Это означает, что необходимо применять новые педагогические технологии, развивающие отношения взаимопомощи, сотрудничества и нравственные ценности. Одновременно совершенствование в своей профессии требует умений разрешать различные проблемные ситуации, требующие гибкого реагирования и готовности принимать нестандартные решения.

Поэтому, успешная работа вместе, кроме компетентности в сфере профессиональной деятельности невозможна без коммуникативной компетентности, которая, вместе с навыками командной работы будут более доступными, если студенты приобретут основы такого опыта в процессе обучения в вузе.

Таким образом, суть инновационных преобразований в образовании, связанных с преодолением кризиса образования сводится к следующему:

- гуманитаризация профессионального обучения;

- реализация непрерывного образования при качественно новом подходе к социализации личности;

- обеспечение непрерывности обновления содержания и процесса образования.

  1. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф (3)

    Документ
    О82 Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VIII науч.-практ. конф. 25 мая 2012/ ред. кол.: М.П. Горчакова-Сибирская (отв.
  2. М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф (1)

    Документ
    д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.
  3. В россии (2)

    Документ
    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего

Другие похожие документы..